Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 38.73 КБ |
УРОК 5. МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА
Цели | Познакомить учащихся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; учить технологии лепки слоями для имитации рисунка малахита, распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»; развивать умение выполнять работу в группах, самостоятельность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету | |||||||
Тип урока | Освоение нового материала | |||||||
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, груповая | |||||||
Основные понятия и термины | Поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика, мастер по камню | |||||||
Образовательные | · Работа с бумагой. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib · Корн, И. Волшебный камень. – Режим доступа : http://stihidl.ru/?word=243805 | |||||||
Наглядно-демонстрационный | · мультимедийная презентация по теме, образец изделия. · Видеоряд: http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-01/thumbs/1296140964_agat_nebkorona1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/1/6193/6193644_yantar3.JPG http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/343/70343102_172108_14_o.jpg http://img01.chitalnya.ru/upload/413/89899353589862.jpg http://angcor.com.ua/contentimages/big40.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/352/65352084_7943pdk11.jpg http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-09/thumbs/1253640897_2-47.jpg http://prv3.lori-images.net/izdeliya-iz-podelochnyh-kamnei-0000257903-preview.jpg http://www.fmm.ru/pictures/pdk/1138pdk1.jpg http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-09/1253388700_1-98.jpg http://i20.fastpic.ru/thumb/2011/0510/3d/09d62bbe519debd63e2226105b441c3d.jpeg http://savepic.ru/1416253.jpg http://www.kartravel.ru/images/malaxits.jpg http://f.mypage.ru/ac66293b804cfef422c34168e9cd160a_abbeb96618571e8dc52df45fbdc5e339.jpg http://s12.postimage.org/72naiuw0d/000pa9e6.jpg http://forums-su.com/download/file.php?id=433056&t=1 http://f.mypage.ru/b2eeb0d64407cc8e2e7a7aa2417c41c1_2382400f2fa0673d28f8157738dc529f.jpg http://i016.radikal.ru/1012/5d/441f64cfe606.jpg http://www.sobiratel.net/files/thumbs/t_malahit03_914.jpg | |||||||
Оборудование | учебник, рабочая тетрадь; пластилин, стеки, доска подкладная, салфетка, пластиковые коробочки | |||||||
Планируемые | Предметные умения: познакомятся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; овладеют технологией лепки слоями для имитации рисунка малахита; научатся распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика». Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; регулятивные – научатся организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные – принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого» | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации ствия | Универсальные | Промежуточный | ||
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – А вы знаете, есть такие полезные ископаемые, которые нужны нам лишь для того, чтобы украсить нашу жизнь, подарить нам хорошее настроение. Как вы думаете, о каких полезных ископаемых идет речь? Конечно, это драгоценные и поделочные камни. Познакомимся с ними сегодня на уроке и попробуем сымитировать их красоту Ответ: шкатулка. | Слушают | Фронтальная | Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | ||
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | организует заслушивание ответов выполненного домашнего задания в рабочей тетради (с. 17) | Участвуют | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, слушать учителя | Устные ответы | ||
III. Изучение нового материала | Словесно-ил- люстративный рассказ «Поделочные камни». Рассматривание выставки изделий. Просмотр мультимедийной презентации | – Самоцветы известны человеку уже не менее семи тысячелетий. Первыми из них были аметист, горный хрусталь, янтарь, гранат, нефрит, яшма, кораллы, лазурит, жемчуг, серпентин, изумруд и бирюза. Эти камни долгое время оставались доступными лишь представителям привилегированных классов. Княжеские регалии, усеянные драгоценными камнями, свидетельствовали о богатстве и могуществе феодалов. И поныне в различных сокровищницах и музеях мы любуемся великолепными драгоценностями былых эпох. Разумеется, и в наши дни находятся люди, которые надевают оправленный в золото или платину драгоценный камень, чтобы продемонстрировать свою состоятельность, но чаще ювелирные украшения служат нашему собственному удовольствию, доставляя радость своей красотой и гармонией. Даже сегодня мы приобретаем тот или иной самоцвет, испытывая к нему какую-то непонятную симпатию или склонность. Поэтому неудивительно, что в прежние, менее просвещенные времена драгоценным камням приписывалась таинственная сила. Самоцветы служили амулетами и талисманами, якобы защищавшими от враждебных сил их обладателя и приносившими ему счастье. Одни камни оберегали от зла, другие сохраняли здоровье, служили противоядием, спасали от чумы, вызывали милость владык или способствовали благополучному возвращению из плавания. Вплоть до начала XIX века драгоценные камни использовали даже в лечебных целях. В одних случаях считалось достаточным иметь определенный камень, в других – его накладывали на больное место, в третьих – толкли в порошок и принимали внутрь. Старинные лечебники содержат «точные» сведения, какой камень может помочь от той или иной болезни. Неудачи в лечении объяснялись тем, что камень оказался «не настоящим». В Японии и сегодня в медицинских целях продаются таблетки из истолченных в порошок жемчужин. Камни вдохновляли поэтов, сказочников на создание прекрасных произведений. Одно из них вы очень хорошо знаете. Это сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка» | Смотрят | Фронтальная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: общеучебные – умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, экспонат, модель, иллюстрация и др.), самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Коммуникативные: умеют слушать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | ||
Беседа «Изумрудная зелень малахита». Работа Просмотр мультимедийной презентации | – Малахит… Что это за камень? Есть ли у нас на выставке изделия из него? Прочитайте в учебнике (с. 25) информацию о малахите. показывает учащимся слайды и дополняет информацию. – Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos – мягкий. Цвет малахита варьирует от сочного темно-зеленого до светлого бирюзово-зеленого. Непрозрачен, в мелких кристаллах просвечивает. Блеск матовый, бархатистый, у плисового – шелковистый. Особенно ценится малахит из медных месторождений на Урале близ Екатеринбурга – именно здесь добывался малахит для облицовки каминов, столешниц, пилястров и ваз Малахитового зала Зимнего дворца, а также колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Благодаря его привлекательной окраске, узору и хорошей полируемости широко используется при изготовлении кабинетных украшений: оснований настольных ламп, ваз, шкатулок, пепельниц и других изделий. Несмотря на невысокую твердость и нестойкость, малахит и сегодня является одним из самых популярных ювелирных и декоративных камней. Из него делают бусы, а также мелкие кабинетные украшения: шкатулки или подставки для подсвечников, часов, пепельницы и небольшие фигурки. При обработке малахита стараются максимально выявить декоративность камня. Особенно ценится глазчатый малахит с тонкими концентрическими кольцами – «павлиний глаз». Кто же превращает полезные ископаемые в предметы необыкновенной красоты? Профессия этих людей называется «мастер по камню». Работа этих людей трудна, требует огромного терпения, аккуратности. Это настоящие художники, создающие произведения искусства из камня. Читает стихотворение «Волшебный камень» И. Корн | Слушают формацию, делают выводы | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. Коммуникативные: умеют слушать учителя и од- ноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации. Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, проводить наблюдения; осознанно читают тексты с целью освоения и ис- пользования информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |||
Беседа «Имитация малахита: технология лепки из пластилина слоями. Техника русской мозаики». Работа (с. 27) | – Итак, мы с вами будем делать шкатулку. Что это за предмет? Для чего используется? (шкатулки используются для хранения ценных вещей, мелких предметов.) Чем отличаются шкатулки, изображенные на слайдах? (Разные материалы, дизайн.) – Есть ли у вас желание самим сделать красивую шкатулку? (Да.) Кто принес малахит? Никто? Что же делать? А мы попробуем выполнить имитацию малахита из пластилина. Что такое «имитация»? У вас есть предположения, как можно сделать малахит? предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 27) и рассказать последовательность изготовления «малахитовых» плашек | Слушают учителя, рассматривают ил- люстрации; анализируют информацию, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; умеют наблюдать | Устные ответы | |||
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |||
IV. Твор- ческая практическая деятельность | Организация | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы | ||
Беседа «Что мы будем делать?». Работа 27) и рабочей тетрадью (с. 18) | помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ изготовления заготовок, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 26–27), затем заполнение технологической карты в рабочей тетради (с. 18) | Анализируют готовое изделие, ин- формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: умеют определять цель задания, составлять алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание | Устные ответы | |||
Практическая работа | – Предлагаю вам изготовить из пластилина отдельные элементы – «малахитовые» плашки – и прикрепить их В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Групповая | Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами Регулятивные: умеют составлять алгоритм выполнения задания, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Изготовление «малахитовой шкатулки» из пластилина - | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают; слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. | Оценивание учащихся за работу | ||
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | – Организует беседу по вопросам: – Какой способ работы с пластилином вы освоили сегодня? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Слушают | Фронтальная | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы | |||
Домашнее | Объясняет задание. – Выполните задание в рабочей тетради (с. 18). рассмотрите дома имеющиеся изделия из поделочных камней и составьте рассказ о них. Принесите на следующий урок металлический конструктор и конструктор «Лего» | Слушают | Индивидуаль- ная | Наблюдение |
Усатый нянь
Белый лист
Шелковая горка
Рисуем пшеничное поле гуашью
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку