Творческий проект по технологии "Школьный рюкзак с национальной вышивкой"
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_abeldyaeva_e._shkolnyy_ryukzak_.docx | 900.46 КБ |
МКОУ «Виноградненский лицей им. Дедова Ф.И.»
Городовиковский район
Республика Калмыкия
Творческий проект по технологии
«Школьный рюкзак с национальной калмыцкой вышивкой»
Выполнила Абельдяева Елена,
учащаяся 8 класса
Руководитель проекта: Харгелюнова Т.В.,
учитель технологии
с.Виноградное
Содержание пояснительной записки
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности........................….3
2. Цель проекта и формулировка задач......................................................3
3. Основные проблемы при выполнении проекта………...……….........4
4. Историческая справка……………………………..……...………...…..5
5. Банк идей …………………………… .………………………………….6
6. Оборудование, инструменты и приспособления………………………6
7. Материалы……….....................................................................................7
8. Правила безопасной работы ……………………………………………7
9. Технология изготовления изделия …………………………..………... 8
10. Контроль качества …………………………………………………… .11
11. Экономический расчет ………………………………………………...11
12. Экологическое обоснование проекта.................................................... 11
13. Реклама ………………………………………………………………….12
14. Самооценка...............................................................................................12
Литература.......................................................................................................13
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
На уроках технологии мы учимся разнообразным видам национального прикладного творчества. Мне особенно понравились изделия, украшенные старинной калмыцкой вышивкой. Но хотелось сочетать старинную классическую калмыцкую вышивку с современность. И у меня родилась идея: украсить национальной вышивкой вполне современный атрибут – рюкзак. Я, как и многие девочки, люблю шить. Когда мой прежний рюкзак пришёл в негодность, я подумала: почему бы не сшить новую школьную сумку самой? Материал для изделия нашёлся быстро: старый мамин сарафан из джинсовой ткани. Ткань сарафана ещё вполне прочная, красивая и, что немаловажно, экологически чистая, поскольку из натуральных волокон.
2. Цель проекта и формулировка задач
Целью моего проекта является изготовление рюкзака
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Овладение техникой традиционной калмыцкой рельефной вышивки.
2. Изготовление рюкзака с рельефной вышивкой.
3. Знакомство с возможностями вторичного использования отходов
швейного производства.
3. Основные проблемы при выполнении проекта
Перед тем как приступить к работе, я составила эту схему, в которой постаралась отразить основные проблемы, с которыми мне придется встретиться при выполнении проекта.
1) Из каких материалов изготавливается школьный рюкзак.
2) Потребность. Изделие предназначено для ежедневной эксплуатации.
3) Стоимость моей проектной работы. Она должна быть экономически выгодной в современных рыночных условиях.
4) Технология изготовления.
5) Мой школьный рюкзак должен быть модным и современным. Цвета вышивки должны сочетаться между собой.
6) Вышивка на изделии призвана соответствовать национальному стилю.
7) При выполнении работы необходимо соблюдать правила безопасного труда.
8) Форма и размеры изделия.
4. Историческая справка
История рюкзака
О точной дате возникновения рюкзака история умалчивает, то точно известно, что впервые его использовали для своих целей военнослужащие, и произошло это на стыке 18-го и 19-го веков. Главное отличие конструкции такой сумки от других заключалось в возможности освободить руки солдату для ношения оружия и ведения боя. Спустя некоторые время такое приспособление начали называть rucksack, что в переводе с немецкого означает «мешок, который размещается и носится за спиной или на спине». Военные были не единственными, кто по достоинству оценил все преимущества такого мешка. Особое внимание ему начали уделять туристы и спортсмены. Современный рюкзак удивительно легкий и комфортный, его же предки имели некоторые недостатки, и прежде всего, существенный вес. Современные модели создаются из специальной ткани, пропитанной полимерным материалом, но максимально лёгкой и имеющей высокие показатели в плане прочности и надежности. Современный городской рюкзак позволяет носить за спиной все что угодно, вплоть до портативной техники и ноутбуков. Одна из изюминок современного рюкзака – это наличие ортопедической спинки, позволяющей максимально снизить нагрузку на спину и поясницу при ношении груза. Рюкзаки можно поделить на три больших класса:
История калмыцкой вышивки
Вышивание женщин-калмычек было самым красивым и самым тонким народным искусством. Различную одежду – и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты украшали красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками. Это в основном были цветы и листья родной калмыцкой степи. Богатую флору степи и запечатлевали в своём искусстве превосходные мастерицы золотошвеи. С ювелирной точностью они создавали свои удивительные своеобразные орнаменты.
Узоры и орнаменты имели свои названия: «беежин хотон», «копыта жеребенка», «оборот солнца», «радуга» и другие, созвучные этим.
Орнамент – это древнейший вид изобразительного искусства. Происхождение его тесно связано с зарождением самых первобытных форм человечества.
Калмыцкий народный орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков.
Наиболее распространёнными видами орнамента в Калмыкии являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный орнемент.
Сохранились и бытуют в народных ремеслах наших дней следующие распространенные калмыцкие орнаменты:
Типичная цветовая гамма состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного, но в каждом цвете (кроме белого) наблюдается множество тончайших переходов от светлого к темному и наоборот.
Все известные ныне мотивы калмыцкого орнамента подразделяются на четыре группы: геометрические, растительные, животные и астральные.
5. Банк идей
Из множества вариантов школьных рюкзаков, я выбрала для себя наиболее оптимальный и несложный в изготовлении рюкзак под номером 3. Клапан данной модели украшу калмыцкой вышивкой в виде орнамента «зег».
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
6. Оборудование, инструменты и приспособления
Для пошива рюкзака мне понадобятся:
1. Швейная машина.
2. Утюг, гладильная доска, проутюжильник.
3. Ножницы закройные для раскроя ткани.
4. Сантиметровая лента.
5. Портновский мел для обводки контуров детали.
6. Портновский булавки для скалывания деталей.
7. Ручная игла для сметывания деталей изделия.
8. Наперсток для предохранения пальцев от прокола иглой.
9. Машинная игла № 90
Для вышивания орнамента «Зег» мне понадобятся:
7. Материалы
Для пошива изделия мне понадобятся:
Для вышивки мне понадобятся:
8. Правила безопасной работы
Организация рабочего места:
Рабочее место должно быть удобным и в то же время там ничего не должно быть лишнего.
При выполнении ручных работ:
1. Аккуратно обращаться с иглой и ножницами. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, чтобы при движении рукой не уколоться о концы ножниц.
2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.
3. Иглы, булавки, ножницы, напёрсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
4. Иглы и булавки следует вкалывать в игольницу.
5. Нельзя пользоваться ржавой иглой (такая игла может легко сломаться).
6. В процессе работы следует пользоваться напёрстком.
При работе на швейной машине:
При работе с утюгом:
3. Ставить утюг на подставку; следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
9. Технология изготовления изделия
Инструкционная карта изготовления рюкзака, декорированного калмыцкой вышивкой
№ | Последовательность выполнения работ | Эскиз | Инструменты, оборудование, материалы |
Изготовление вышивки | |||
1 | Перевести рисунок орнамента на ткань, разделить узор на сегменты | Копировальная бумага, карандаш, ткань | |
2 | Вышить в центре «горошинку» черного цвета | Нитки, игла, пяльцы, ножницы, ткань | |
3 | Выполнить настил по узору | Нитки, ножницы, игла, пяльцы | |
4 | Вышить узор орнамента, начиная от центра по спирали. Выполняя технику вышивания «в прикреп» | Нитки мулине, сутаж, шнур, игла, ножницы, пяльцы | |
5 | Вырезание узора | Вышивка, ножницы | |
6 | Соединение вышивки с деталью рюкзака (клапаном) | Игла, нитки х\б, деталь кроя | |
7 | Проложить по контуру вышивку шнур | Вышивка, шнур, нитки, игла, ножницы | |
Изготовление рюкзака | |||
1 | Подготовить бумажную выкройку | Бумага, ножницы, карандаш | |
2 | Раскроить ткань | Мел, портновские булавки, закройные ножницы, ткань. | |
3 | Стачивать дно сумки с боковыми полотнищами | Нитки, ткань, ножницы, игла, швейная машина | |
4 | Дублировать деталь спинки флизелином. Стачать с подкладочной тканью. | Нитки, ткань, ножницы, игла, флизелин, швейная машина | |
5 | Сметать и стачать переднюю деталь рюкзака с боковыми деталями. | Нитки, ткань, ножницы, игла, швейная машина | |
6 | Притачать клапан, ручку и бретели к рюкзаку | Нитки, ножницы, игла, швейная машина, утюг | |
7 | Втачать молнию в рюкзак |
| Нитки, ткань, ножницы, игла, швейная машина, молния |
8 | Пришить пуговицу к рюкзаку | Пуговица, нитки, игла, ножницы |
10. Контроль качества
Готовый школьный рюкзак отвечает следующим требованиям:
1. Цветовое сочетание гармонично.
2. Все детали выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
3. Готовое изделие надёжное, прочное.
4. В целом изделие производит благоприятное впечатление.
11. Экономический расчет
Так как для создания рюкзака я использовала старый мамин сарафан, то материальные затраты на его изготовление равны нулю. Но я украсила его вышивкой. Для ее выполнения мне пришлось купить 3 пасмы мулине серебряного цвета по 45-00 рублей за каждую, 1 метр сутажа серебряного цвета за 19 рублей и шнур серебряного цвета за 35 рублей, нитки мулине в синей гамме у меня были в наличии. Итого материал для вышивки мне обошелся в 189 рублей. Если принять оплату труда равную материальным затратам за 189 рублей, то общая себестоимость моего изделия будет равна 378 рублей. Это гораздо дешевле, чем в магазине или на рынке.
12. Экологическое обоснование
С учетом использования вторичного сырья из натуральных материалов – джинсовой ткани, при изготовления рюкзака мною не было допущено нанесения экологического ущерба природе и людям. Такая сумка при использовании не наносит вред здоровью, и при дальнейшей утилизации окружающей среде.
13. Реклама
Если Вас заинтересовала национальная калмыцкая вышивка, обращайтесь! Я помогу украсить Ваш мир!
14. Самооценка
Внешне мой рюкзак довольно привлекателен. Национальная калмыцкая вышивка придаёт ему особую изюминку и оригинальность. Для меня рюкзак удобен: он вмещает все необходимые на один день школьные принадлежности. Расцветка не маркая. Себестоимость невысокая. Материал – вторичное сырьё, которое даже если выйдет из строя, не засорит окружающую среду. Своей работой я очень довольна!
Литература
1. Андреева Р.П. «Лоскутное шитье». Спб., 2001г.
2. «Секреты домоводства» /Под ред. Р.Терновской. Ташкент, 1993г.
3. Сидоренко В.И. «Техника лоскутного шитья и аппликации». Ростов,
2000г.
4. Багусловская И. Добрых рук мастера.— А-д, искусство 1976 . – С.209
Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО “Мир книги”. – М.: Мир книги,
2002.
5. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент.– Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1970
6. Калмыцкий народный орнамент. Книга-альбом. – Элиста: ГУ»Издательский дои Герел», 2010
7. “Ксюша” для тех, кто шьет. “Издательство Белорусский дом печати”
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рюкзак
9.http://spayder-bags.ru/history_1.xhtml
Сверчок
Весенние чудеса
Акварель + трафарет = ?
Сторож
Шум и человек