При изучении раздела «Город сегодня и завтра» в планировании, уделяется внимание теме «Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Образ современного города и архитектурного стиля будущего». Где учащимся предлагается выполнить коллаж или графическую фантазийную зарисовку города будущего, используя экспериментальные идеи современных архитекторов.
Несмотря на то, что в учебнике достаточно материала о истории развития архитектуры ее стилях и течениях. Однако, требуется учет современных условий при подаче материала обозначенной темы.
Объектом данного исследования является: архитектура города будущего.
При этом предметом исследования является: анализ условий архитектуры «Города будущего».
Целью исследования является изучение темы «Города будущего» и
выявление новых тенденций в развитии архитектуры.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа Выявление особенностей архитектуры будущего | 635.21 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
муниципального образования город-курорт Анапа
имени генерал-фельдмаршала Ивана Васильевича Гудовича
Проектно-исследовательская работа
Выявление особенностей архитектуры будущего
Автор: Горбов Кирилл,
ученик 11 «А» класса
Руководитель: Журкина А. Л.,
учитель изобразительного искусства
город-курорт Анапа
2021
Содержание
Введение………………………………………………………………...................3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО И ЕЁ АСПЕКТЫ………………6
1.1 Особенности архитектуры будущего……………………………...................7
1.2 Вдохновение в движении-стиль архитектуры будущего.............................11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ...........................................................15
2.1 Организация и методы исследования..............................................................15
2.2 Описание и анализ результатов исследования...............................................16
2.3 Описание продукта исследовательской работы.............................................17
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………..........................................27
Введение
Архитектура олицетворяет свое время, является отражением развития общества, культуры, истории. На материале архитектурных построек можно изучать историческое развитие города и его жителей, рассматривать меняющееся со временем мировоззрение народа, трансформации эстетического вкуса и взаимоотношений человека и пространства.
При этом существуют проекты, уводящие человечество в будущее. Такие архитекторские проекты ждут своего отражения в реальность на бумаге.
В программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы знакомство с архитектурой на уроках начинается с первого класса, более подробное изучение с композиционными приёмами в конструктивных искусствах и основами образного языка архитектуры изучается в седьмом классе. Архитектура рассматривается здесь не столько как описание стилей, сколько как форма организации городского пространства. При изучении раздела «Город сегодня и завтра» в планировании, уделяется внимание теме «Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Образ современного города и архитектурного стиля будущего». Где учащимся предлагается выполнить коллаж или графическую фантазийную зарисовку города будущего, используя экспериментальные идеи современных архитекторов. [13]
Несмотря на то, что в учебнике достаточно материала о истории развития архитектуры ее стилях и течениях. Однако, требуется учет современных условий при подаче материала обозначенной темы.
Как сказал немецкий архитектор В. Гропиус: «Архитектура не заканчивается, она лишь непрерывно изменяется». [13]
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Обозначенную проблему «Города будущего» рассматривает Олег Рашидов в книге «Сколково - принуждение к чуду. Реальная история создания самого амбициозного проекта в новой России». [6]Французский искусствовед и литературовед Мишель Рагон. «Города будущего».[11]
Архитектуру будущего первыми всегда описывают художники и писатели- фантасты. Большой интерес, с этой точки зрения, представляет произведение Станислава Лема «Футурологический конгресс». В ней автор описывает гигантские города-небоскребы. [15]
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Города будущего» определяют несомненную новизну данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Города будущего» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Выявление особенностей архитектуры будущего», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Объектом данного исследования является: архитектура города будущего.
При этом предметом исследования является: анализ условий архитектуры «Города будущего».
Целью исследования является изучение темы «Города будущего» и
выявление новых тенденций в развитии архитектуры.
Гипотеза исследования предположим, что развитие архитектуры в будущем будет связано с проблемами человечества и развиваться в различных направлениях и стилях.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить особенности архитектуры будущего.
2. Выявить новые тенденции в развитии стиля архитектуры будущего.
3. Создать информационный ресурс «Пути развития современной архитектуры»
Методы исследования: базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры сайтов в свободном доступе, посвященных тематике «Города будущего». Анкетирование учеников школы с целью сбора дополнительной информации для моделирования информационного продукта. обобщение данных в ходе исследования;
Практическая значимость данной работы определяется тем, что материал можно использовать для проведения классного часа, уроков мхк, изо, а также он будет полезен всем, кто интересуется архитектурой.
Структура работы: работа выполнена на 33 страницах печатного текста, содержит введение, две главы, список литературы из источников, приложения.
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО И ЕЁ АСПЕКТЫ
Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. [Википедия]
Архитектура, искусство проектировать и строить объекты, организующие пространственную среду жизнедеятельности человека. Относится к пластическим искусствам.
Произведениями архитектуры являются здания, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, мосты, набережные, эстакады и виадуки, ретрансляции, башни и др.). К отдельным областям архитектуры относятся архитектура малых форм и ландшафтная архитектура. [Большая Российская энциклопедия.]
Древнеримский архитектор Витрувий первым определил понятие архитектуры. Он говорил, что архитектура состоит из трёх начал: латинских слов firmitas (прочность), utilitas (польза) и venustas (красота). До недавнего времени элементы формулы Витрувия были главным аргументом архитектуры.
В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии. Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.
Архитектурные сооружения создаются людьми и для них же. События, происходящие в мире, отражаются также в архитектуре. Ежегодно совершенствуются строительные материалы, что серьезно отражается на качестве новых архитектурных сооружений. Архитектор является по своей сути художником, который рисует урбанистический пейзаж. Эти художники находятся в постоянном поиске новых идей. Над проектами будущего совместно работают конструкторы, технологи, дизайнеры и даже биологи.
Архитектуре будущего свойственна биоморфностьархитектурных форм, подражание естественной природе. Биоморфность распространяется, находя воплощение в новых шедеврах. Современные строительные технологии делают здания «будущего» похожими на одушевленные творения с необычными изгибами конструкций. Благодаря прорыву в технологиях архитектура будущего состоит из зданий любых геометрических форм. Здания будущего будут наполняться сенсорными датчиками, которые улавливают даже малейшие климатические изменения, и запускают систему реагирования.
Архитектура обладает очень важным свойством — считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры — Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей. [2]
Уникальный талант и необычное видение мира ввели Заху Хадид в число самых известных архитекторов планеты. Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма. В её эскизах нет прямых линий, только плавные, выверенные переходы сложных кривых, воплощенные в бетон и стекло алгебраических формул. Перспектива намеренно искажена. Ранние проекты отличаются угловатыми формами, поздние – криволинейными. (Приложение 1)
Венсан Кальбо, архитектор из Бельгии, давно прославился своими интересными и нестандартными идеями. Занимается "зелеными" проектами для "Экополиса" будущего, соединяя архитектуру с биологией, информационными и коммуникационными технологиями, делает упор на экологическое и максимально автономное строительство, которое в будущем поможет улучшить экологическую обстановку, а затем её сохранить, пишет The Sun.[10]
Российские архитекторы и урбанисты прогнозируют, как будут выглядеть наши дома, улицы и города через 50 лет.
Соучредитель и главный архитектор UNK Project Юлий Борисов считает, что через 50 лет архитектура будет одноразовой. «Если 100-200 лет назад часы, например, передавались от отца к сыну, из поколения в поколение, то сейчас их меняют с завидной регулярностью. В архитектуре происходят аналогичные процессы», - объясняет он. Через полвека здания будут напоминать конструктор Лего -их можно будет собирать, разбирать, заново складывать в другие формы. Дома будут модифицироваться, видоизменяться, свободно менять свою функцию. [2]
Похожее предположение высказывает архитектор, директор архитектурной школы МАРШ Никита Токарев. По его мнению, сборка зданий будет осуществляться из деталей, изготовленных на производстве. Сейчас так строятся только панельные дома. «Технологии позволят высылать компьютерную модель на завод и по ней, минуя промежуточные стадии, изготавливать детали здания. В результате стройка будет чисто и очень быстро», прогнозирует Токарев.
Одной из важных тенденций в архитектуре 2060-х годов архитектор, критик и главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов считает дематериализацию или, как он ее еще называет, эфемеризацию. Технологии позволят делать стены и перекрытия все тоньше, поэтому архитектура будет легкой и эфемерной, казаться хрупкой.
Кроме того, как предполагает Борисов, через 50 лет фасад здания может стать меняющимся: хочешь –«включил» окно, хочешь - каменную кладку. [8]
«Вспомните, как в вашем смартфоне выглядит блокнот: он имитирует разлинованный листочек. И я не исключаю, что архитектура пойдет по пути визуализации реального мира», - напоминает он.
Кстати, уже создано стекло с переменной прозрачностью: оно может пропускать свет, а может имитировать глухую стену. Поэтому предпосылки к визуализации архитектуры имеются. [5]
Как предполагают эксперты, в целом архитектура через полвека будет меньше внимания уделять внешней форме, «картинке», но станет «умнее» в техническом и эстетическом смысле. За ближайшие 50 лет человечество должно прийти к максимальной степени оптимизации городского, рабочего, досугового и личного пространства человека, считает глава британского архитектурного бюро Dyer Елизавета Лучицкая.
По словам эксперта, уже сейчас с развитием глобальной сети и мобильных технологий постепенно спадает рост необходимости концентрации всех человеческих и производственных ресурсов в одной локации. Все большая доля людей имеет возможность работать удаленно, не тратя время на перемещение, что, в свою очередь, сказывается на повышении эффективности трудовой деятельности.
«Например, экономия времени на отсутствии длительных передвижений до места работы позволяет человеку уделять больше времени семье и отдыху, что положительно влияет на психо-эмоциональное состояние и тем самым повышает работоспособность», - отмечает Лучицкая.[5]
Поэтому еще одной ведущей тенденцией в архитектуре 2060-х годов станет оптимизация пространства и гибридизация.Постепенно будут исчезать промышленные и коммунальные зоны. Городская промышленность станет компактнее, экологичнее и более растворенной в городском пространстве, в том числе за счет развития 3D-принтинга, в свою очередь, добавляет генеральный директор института территориального планирования Урбаника Антон Финогенов.В итоге большинство пространств станет многофункциональными, и произойдет дальнейшее расширение форматов рабочих мест. Фактически рабочими местами будут и объекты транспорта и рекреационные, общественные пространства и жилые дома. [9]
Если мы не свернем с выбранного пути, возможно прогноз и сбудется, и нам представиться возможность жить в «умных» домах, видоизменяющихся и легко перестраиваемых, перемещаться по воздуху благодаря струнному транспорту и работать прямо дома, общаясь с коллегами через сеть интернет. Впрочем, не исключено, что стремительное развитие технологий заведет нас еще дальше и привнесет изменения, которые мы сегодня не можем себе даже вообразить. По материалам: РИА Новости. [3]
Революционные достижения в строительных технологиях, открывающие простор для самых изощренных идей архитекторов, создадут новую эпоху в современном зодчестве, которое включает в себя множество направлений, движений и стилей.
Любые новшества в строительстве и технологии порождают собственный стиль и новые тенденции, которые оказывают влияния на материал, который в свою очередь воздействует на моду. Например, в первобытном общинном строе «модно» было носить и использовать в разных ситуациях природный камень. Аналогично в возведения домов шли древесные породы, или производный древесный элемент под названием папирус, который, использовался не просто для общения на определенном расстоянии, но и для декорирования.
Многим позже, с появлением металла, в обиходе набрал немалую популярность такой материал, как медь, потом бронза.
Позже, современной цивилизацией было создано стекло, и в оформлении жилых помещений, стали активно применять его пластические особенности. Миновало несколько веков, было создано производство, производственная химия, и, как следствие триумфа человека над природной стихией, широко применяется синтетический материал в промышленных сферах и разной отделке. Век пластмасс по сей день, прекрасно вживается в современный интерьер. [4]
Развитие архитектуры шло от «стиля эпохи», единого для всех видов искусства и для всего своего времени до индивидуальных авторских стилей архитектуры.
Архитектура делится на огромное разнообразие стилей.
Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом.
Еще полвека назад даже самые смелые фантасты не могли и представить, какие проекты будут воплощены сегодня в Дубае, Сингапуре, Москве и других крупных городах мира. Для современного человека дом в 25 этажей – это норма. В строительстве повсеместно применяются последние научные разработки. А с точки зрения обилия коммуникаций и возможной функциональности современных квартир – даже предыдущее поколение и представить себе подобного не могло. Что же ждет нас с вами через некоторое время? «Архитектура будущего» – какая она?
Футуризм в архитектуре часто называют «научной фантастикой». «Фантастикой» потому, что футуристы провозглашали свободу главной ценностью человека. Свобода во всем – в искусстве, в мыслях и действиях. Нет рамок, нет ограничений. Фантазия безгранична, традиция осталась в прошлом, ничто не сковывает творческий полет. А значит, есть только творец и его идеи. Это фантастика в ней имеются: масштаб, размах, скорость и сила. Фантастика «научная» потому, что есть в архитектуре одна вещь, которая все же ограничивает творца, - законы физики. Без их соблюдения любой архитектурный проект, увы, обречен на провал. Любимые цвета футуристов – цвет металла, серебряный, белый. Дома, спроектированные или построенные в стиле «футуризм», обязательно имеют две черты: 1) современность; 2) техничность. Под современностью стоит понимать практичность. Конечно, допускаются чисто декоративные детали, но в целом постройка служит какой-то цели. Все ее элементы стоят четко на своем месте.
Техничность – это использование новых технологий. Воплощаются инновации, проводятся эксперименты. И чаще всего эксперимент выдерживает проверку временем. [14]
Что такое футуризм? В латинском языке слово «futurum» означает «будущее». Это взгляд вперед. Футуризм одновременно появляется во всех сферах искусства: в живописи, в литературе, архитектуре. Творцы-футуристы первые обращают внимание на город – на этот величественный мир, который все больше захватывает природу. Движение машин, стук колес поездов, серый асфальт, бетон, шум, аэропланы, городские толпы – это то, что вдохновляло футуристов.
В начале ХХ столетия люди жили в предчувствии чего-то нового, грандиозного, технического. Технику возводили в культ – ей поклонялись, ей посвящали стихи. В манифесте итальянских футуристов можно прочитать: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской». Некоторые творцы и правда так ощущали мир, а другие намеренно следовали течению, потому что в то время оно было модным. [15]
Футуризм – это устремление в будущее. Прошлое отрицалось. Прошлое выполнило свою миссию и ушло. Безвозвратно. Футуристы своим творчеством хотели донести, что нельзя ходить по кругу, повторять уже изобретенное, останавливаться на давно найденном. Традиции провозглашались ненужными, тормозящими прогресс. Только вперед, только к вершинам – этими словами можно выразить суть футуризма. Движение вверх, а не по кругу.
Стихия футуризма – безжалостное разрушение ради создания нового. Это скорость, эксперимент, бунт, революция. Прежде всего – революция сознания. Раскрепощение. Это попытка сгореть, чтобы восстать из пепла.
Именно так видели себя футуристы – творцами нового мира.
Родина футуризма – Италия. В Италии он ярче всего проявился во всех сферах жизни. И архитектура не стала исключением.
Архитекторы будущего видят город в зеленых тонах – повсюду будут разбиты сады и парки, а здания будут гармонично вписываться в картину природы. Но, скорее всего, найдутся и такие архитекторы, кто в вечном проявлении протеста будет возводить нефункциональные и вычурные постройки. Уже сегодня воплощено немало проектов, которые выглядят как иллюстрация к фантастическим романам. (Приложение 2)
Не останется в стороне и Россия: уже в наши дни более чем наполовину реализован грандиозный проект «Москва-Сити». Это деловой центр, состоящий из небоскребов. [5]
Архитектура будущего, скорее всего, примет образы футуристических мегаполисов известных кинолент. Говорит Арсен Габдульманов Советник президента фонда «Сотвори из жизни шедевр». «Однако меня искренне пугают безликие, холодные, сугубо функциональные и лишенные всякой души здания, состоящие из стекла и металла, построенные лишь с точки зрения сохранения денежных средств. Я считаю, что новейшие технологии в архитектуре и строительстве просто обязаны применяться в создании монументальных сооружений высокого уровня. Они могли бы стать архитектурным достоянием какой-либо страны, целой эпохи, уйти в историю на века, стать новым чудом света. Чтобы, глядя на это здание, можно было восхищаться, прочувствовать его историю, душу, рассматривать многочисленные детали, а не оценивать лишь свое отражение в бескрайнем полотне из стекла и металла.» [16]
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
2.1. Организация и методы исследования
Задачи исследования:
Исследование проводится на базе МБОУ СОШ№16 им. И.В. Гудовича, участниками которого являются ученики 7-х классов школы.
Для проведения исследования выбраны определенные методы и методики.
- Метод анкетирование учеников школы с целью сбора дополнительной информации для моделирования информационного продукта. Обобщение данных в ходе исследования.
- Определена последовательность действий.
2.2. Описание и анализ результатов исследования
Для ответов на открытые вопросы респондентам необходимо было применить собственные знания. (Приложение 6)
В результате исследования, в выше названной работе, были получены следующие данные
Вопрос анкеты | Ответы респондентов в% |
1. Знаете ли Вы, какие стили используют современные архитекторы? | а) Да - 20% б) Нет – 80% |
2.Знаете ли Вы, что какие современные материалы используют архитекторы для строительства? | а) Да - 70% б) Нет – 30% |
3.Знакомы ли Вы с архитектурным стилем хай-тек? | а) Да - 40% б) Нет – 60% |
4.Что вы знаете о проекте «Артгородок Калягинск»? | Ничего-100% |
5. Что вы, слышали, о таких городах будущего Доброград, Иннополис? | Ничего-100% |
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Архитектура вызывает живой интерес среди школьников. Большинство из них с трудом представляют, как будет развиваться архитектура, какие стили будут использовать в будущем архитекторы. Но многие школьники уже видели на улицах городов мира и России необычные дома в разных стилях.
К сожалению, ученики с трудом ориентируются в архитектурных стилях и направлениях. А о проектах и уже существующих городах будущего ничего не слышали.
Мы предполагаем, что, познакомившись с развитием архитектуры будущего и новой информацией о «Городе будущего» на уроках изобразительного искусства школьники сделают вывод, что архитектура, как оказалось, — необычайно захватывающее занятие.
2.3 Описание продукта исследовательской работы
С целью создания информационного ресурса для уроков изобразительного искусства изучили историю возникновения и развития архитектуры, рассмотрели экспериментальные идеи современных архитекторов.
Утопия или новый тип жизни: как могут выглядеть современные города в России
Что такое город будущего, и каким он должен быть?
Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.
Мы предлагаем познакомиться с тремя проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.
Артгородок Калягинск
Новый русский город — урбанистический проект будущего города с дешевым жильем и осознанным подходом к жизни. Его концепцию разработало общественное движение «Артгородок», совместно с бюро Megabudka. Артгородок Калягинск — это желание знаменитых деятелей культуры изменить градостроительную политику в России. (Приложение 3)
Артгородок — это инициатива неравнодушных деятелей культуры. «Мы хотим возродить современную национальную архитектуру, создавая уникальные проекты новостроек, где будет много парков, пространства, воздуха, что будет соответствовать масштабу и культурному величию России.» Проект Артгородок открыт для всех художников, архитекторов, урбанистов и тех, кто когда-нибудь задумывался об идеальном пространстве для жизни. По существу, речь идет о принципиально новом подходе к новостройкам.
Если проект «Артгородок» станет популярным, то мы будем договариваться с государством о создании открытой и ясной финансовой схемы, направленной на нашу главную цель, чтобы через какое-то обозримое будущее каждая работающая семья со среднестатистической зарплатой могла жить в таких новостройках.
«Артгородок» — артистическая идея, которая не зависит от государства. Его поддерживают, в том числе финансово, известные люди искусства — актер и режиссер Александр Калягин, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, музыкант и режиссер Стас Намин и другие.
Мы хотим создавать поселения с архитектурой, характерной исключительно для России: некий синтез того, что строили со времен Древней Руси вплоть до настоящего времени. При этом связь с историческим прошлым в оформлении городов необязательна, это могут быть полностью футуристичные поселения, главное — уникальность. [ 8 ]
По-расчетам, примерный бюджет постройки Нового русского города соизмерим, например, с затратами на проведение Олимпийских игр.
«Заказчик поставил нам задачу спроектировать город, с узнаваемыми чертами русской архитектуры, но при этом современный, стильный и экологичный. В итоге у нас получился этакий русский город настоящего на основе архитектурного наследия прошлого. Город, в котором хочется спокойно и безопасно жить, а не существовать».[12]
Начали мы с анализа городов, которые задумывались или были реализованы: начиная от концепции Города Солнца российского авангардиста Ивана Леонидова. Статья «Эскизы Города Солнца и рисунки из дневника И.И. Леонидова как формальное воплощение представлений мастера об идеальном мироустройстве» авторы Н. А. Рочегова, Е. В. Барчугова и древнерусского города Китеж, заканчивая Ауровилем в Индии, Иннополисом в Татарстане и столицей Бразилии, которую возвели с нуля буквально за несколько лет в 1950-х годах. Мы оценивали плюсы и минусы всех проектов, чтобы учесть их при проектировании. Затем изучили характерные особенности градостроительных планировок, начиная от древнерусских до настоящих. Пришли к выводу, что для своего города мы соберем паттерны планировок и будем их использовать в зависимости от особенностей участка, рельефа, а также удаленности от центра города, но при этом обнесем его валом, как это делали на Руси. Что касается архитектуры, мы сразу поставили себе ограничения: никакого лубка, Диснейленда и искусственного историзма. Но при этом и русский, и иностранец должны сразу угадать во всем этом что-то исконно русское.
«В городе есть культурный и торговый центры, концертный зал, творческие коворкинги, спортплощадка, а также зеленые зоны, где горожане смогут устраивать пикник, рыбачить и отдыхать. Первый этаж культурного центра будет открытым, там посетители смогут спрятаться от непогоды и посмотреть на различные экспонаты. Город в городе: так будет выглядеть кампус при институте Артем Укропов Архитектор, сооснователь бюро Megabudka.
«Особенность нашей концепции — перевоспитание самого человека. Люди, которые будут жить в нашем городе, должны осознавать, что им придется бережно относиться к среде, сортировать отходы и пользоваться общими бытовыми вещами. Мы никого не заставляем переходить на такой тип жизни, кто захочет ее изменить — тот и придет к нам».
«Сейчас это все звучит как утопия, но я уверен, что мы сможем воплотить проект в жизнь. Я верю, что общество и правительство нас поддержат. Думаю, что не только участники нашего движения мечтают о переоценке ценностей в архитектуре и жилье. При этом осознаю, что проект может не удасться. Борис Березовский Пианист, один из основателей творческого общественного движения «Артгородок». (Приложение3)
Доброград-разумный экологический город для гармоничной жизни
В 2014 году Владимир Седов – крупный предприниматель и владелец компании Аскона - продал свой многомиллиардный бизнес и приступил к реализации очень амбициозного проекта. Он выкупил 2600 гектаров никому не нужной земли во Владимирской области и начал строить там город своей мечты – Доброград.
Доброград — частный район в деревне Гороженово во Владимирской области. В Доброграде есть театр, спортивный комплекс, медицинский центр, школа и детский сад, дома по два-три этажа и аэродром. Число местных жителей не превышает 40 тысяч человек.
Цель этого проекта, прежде всего, – это не заработать денег, а создать идеальную городскую среду или, как говорит сам Владимир, – «критическую массу позитивной энергетики». Город расположен в живописном месте в самом центре Золотого кольца – во Владимирской области, на месте слияния двух рек: Нерехты и Арги в окружении соснового леса. Архитектура здесь гармонично вписана в природное окружение и даже тротуарная плитка специально колеровалась под цвет коры сосновых деревьев. В черте Доброграда есть два озера, на одном из которых можно рыбачить, на другом – загорать и купаться. Вода в городе своя, из артезианской скважины. Доброград – первый город во Владимирской области, где реализован проект по раздельному сбору твёрдых коммунальных отходов. Мусор здесь не только сортируют, но и правильно утилизируют. Также, в городе нет и не будет вредных производств. Все жители Доброграда имеют право на бесплатное обслуживание в современном клиническом медицинском центре. В основу архитектурно-градостроительной концепции Доброграда заложен так называемый принцип «архитектуры, соразмерной человеку». Максимальная высотность зданий в Доброграде составляет 5-6 этажей. Также, в городе реализована концепция открытого безбарьерного пространства, и здесь вы не увидите высоких неказистых заборов. Архитектура города не перегружает пространство и не отвлекает от созерцания природного ландшафта. Это создает атмосферу единения человека с природой, чего так не хватает жителям крупных городов. Несмотря на то, что Доброград очень маленький город и расположен в уникальном природном месте, здесь есть все необходимые блага современного мегаполиса: отели, рестораны, кафе, SPA-комплекс, спортивные площадки, роллердром и даже своя концертная сцена на воде, есть свой собственный маленький аэропорт со взлетно-посадочной полосой длиной 1100 м. Сейчас Доброград имеет статус посёлка и его уже можно найти на карте, следующий важный шаг в становлении Доброграда – получить официальный статус города.(Приложение 4)
Иннополис
Еще один пример — Иннополис — город, расположенный недалеко от Казани, который создан с целью развития информационных и инновационных технологий. Официально в нем зарегистрировано 147 жителей и еще около 3000 живет в арендных домах. [7 ]
История города
Иннополис находится в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан в месте слияния двух рек — Волги и Свияги. Это первый российский город для ИТ-специалистов.
Концепция «Умный город» помогает Иннополису организовать инфраструктуру, бизнес, образование, городские услуги и быт жителей Иннополиса так, чтобы жить в ИТ-городе было комфортно.
Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев вместе с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым и министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым заложили капсулу с посланием будущим жителям на стартовой площадке строительства города. Через три года, 9 июня 2015 года, был дан официальный старт жизни нового города.
Разработкой мастер-плана Иннополиса руководил Лиу Тай Кер, генеральный планировщик департамента по перепланировке Сингапура — эталона для большинства современных городов мира.При разработке мастер-плана города он учел особенности местности. Особый подход к проектированию диктует и сам участок — окружающие скалистые берега, реки Волга и Свияга, леса и горы. Реализацию его мастер-плана доверили уже российским специалистам. Внешним обликом зданий и благоустройством новой территории занималась компания из Казани — Innopolis Architect. Сначала архитекторы и сами до конца не верили, что все футуристические идеи будут воплощены в реальность. Но в итоге их работа оказалась не просто концептом в виде макета, а вполне состоявшимся городом.
Так как город еще развивается, достопримечательностей немного. Город имеет всего две улицы – Университетская и Спортивная.
Университет Иннополиса спроектировали архитекторы — Антон Цыбисов, Яна Самакаева. Первая ассоциация, которая возникает при виде университета — это космический корабль. Конечно, сейчас сложно удивить кого-то стеклянным оформлением фасадов. Но архитектор избавился от монотонности за счет игры с рельефами. Здание будто изгибается — волнистые линии то нарастают, то сходят на нет. Что в конечном итоге точно не выглядит скучным. Плавные линии имитируют природный ландшафт и повторяют рельефы местности. Система консолей возвышает университет. Складывается впечатление, будто весь его массивный объем парит над землей. [7]
Если ты учишься в самом современном вузе, где знаниями и опытом делятся продвинутые профессора со всего мира, то и обстановка должна располагать к постоянному совершенствованию. Внутри здания много света и пространства. Это один большой атриум. Внутренняя обстановка состоит из переходов, которые являются главными “транспортными артериями”. Парящие в воздухе переговорные комнаты завораживают. И не случайно архитекторы выбрали зеленое и белое цветовое оформление. Единение с природой прослеживается во всей концепции города Иннополис. Рациональная планировка здания позволила разместить здесь как университет, так и общеобразовательную школу, которая была открыта 1 сентября. При этом ни студенты, ни школьники не вмешиваются в учебный процесс друг друга. Сейчас школу посещает 40 детей. Они учатся в небольших классах. Задача архитекторов заключалась в создании особой среды, где преподаватели и учащиеся могли бы взаимодействовать максимально комфортно. Поэтому неудивительно, если прямо на лекции студент позволит себе расположиться на огромном пуфе с ноутбуком. Ведь помимо привычных аудиторий и классов, здесь есть открытый лекционный зал, где нет привычных парт. Вместо них мягкие пуфики. Студентам университета повезло. Даже в самую пасмурную погоду им не обязательно выходить на улицу. Прямо из здания университета они могут попасть в своё общежитие по специальным переходам. Один тоннель соединяет учебный корпус с 4 студенческими кампусами.Студенческий кампус спроектировали архитекторы — Тимур Степанов, Михаил Капитонов. Пожалуй, самое загадочное здание в Иннополисе — это спортивный комплекс. Оно как нельзя кстати отражает специфику города — высокие технологии. За основу архитектор взял принцип математической логики. Согласно линейному уравнению размер окон уменьшается от центра фасада к краям здания.
Технопарк особой экономической зоны «Иннополис» им.А.С.Попова
архитектор — Антон Цыбисов. Выразительное архитектурное творение имеет форму кольца, внутри которого летом можно наблюдать благоустроенные газоны и цветники. Все наполнение здания — от фасада до интерьера внутри здания — всё взаимодействует друг с другом и отражает саму систему природы. Технопарк имеет круглую форму. Архитекторы предусмотрели момент, что в таком здании легко заблудиться и сделали удобную навигацию. Условно технопарк разделен на три разные зоны, которые символизируют камень, дерево и зелень. И, разумеется, каждая зона проиллюстрирована мотивами и материалами органических элементов.
Жилой комплексархитекторы — Тимур Степанов, Михаил Капитонов. Художественная идея жилого комплекса заключается в создании природного ансамбля, элементы которого не похожи друг на друга. Ведь в природе всё уникально и нет места повторениям. Не случайно здания имеют ярко-зеленую, белую и древесную окраску. Если внимательно посмотреть на фасады жилых домов, можно увидеть сходство с бинарным кодом. Именно цифровые технологии вдохновили архитекторов при проектировании жилых домов в городе будущего. Жилой комплекс застраивался по принципу замкнутых дворов с многофункциональными детскими площадками и запретом для парковки автомобилей. Головная боль больших городов с нехваткой парковочных мест здесь решена наличием подземного паркинга. В инновационном городе все должно быть инновационным. И даже транспорт. Скоро по улицам города начнет ездить электробус. Вместо топливных баков он оборудован мощным электроаккумулятором. Как и в целом электрокары в Иннополисе не редкость. Итак, архитектура будущего всегда волновала умы людей. На сегодняшний день в некоторых странах уже построены футуристические дома, дающие представления об архитектуре будущего. Кроме того, существует огромное множество проектов жилья, основными концепциями которых являются экономичность, эргономичность и экологичность («зеленые» дома). При этом используются новые, уникальные строительные материалы, которые совершенствуются с каждым годом.
Новые объекты постоянно появляются. Они существенно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть. Рассматривать здания с оригинальной архитектурой хочется бесконечно долго. (Приложение 5)
Заключение
Тема исследовательской работы: Особенности архитектуры будущего.
Перед проектом стояла цель - Выявить новые тенденции в развитии стиля архитектуры будущего.
Изучены и выявлены особенности архитектуры будущего. Рассмотрены новые тенденции в развитии стиля архитектуры будущего. Выявлены теоретические аспекты природы «Города будущего».
Создан информационный ресурс «Пути развития современной архитектуры»
Выяснено, что постоянно появляются новые архитектурные стили, и сама архитектура как система бесконечно развивается. Внедряются свежие идеи, архитекторы выявляют новые стили архитектуры: к таким стилям можно отнести футуризм. Архитекторы стремятся заглянуть в будущее и приблизить его наступление.
Эффективность работы достаточно успешна.
Она помогла:
Тем самым поставленные цели и задачи были решены успешно.
Список литературы
1. Архитектура. Википедия, свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Адрес: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Архитектурные проекты будущего. [Электронный ресурс]. Адрес: http://architfuture.ru/
3. Афиша [Электронный ресурс]https://daily.afisha.ru/cities/11181-utopiya-ili-novyy-tip-zhizni-posmotrite-kak-mogut-vyglyadet-sovremennye-goroda-v-rossii
4. Бархин М.Г. Архитектура и человек, Москва, 1979г.- С. 142
Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс] Адрес: https://bigenc.ru/fine_art/text/1833444
5. Грандиозные сооружения. Архитектура будущего. [Электронный ресурс]. Адрес:http://techvesti.ru/architecture
6. Жуйков С.С. «Архитектура будущего: осмысление и модель развития» №22 2008г. [Электронный ресурс] Адрес:https://studopedia.su/10_122323_lektsiya--globalnie-stili-v-arhitekture.htmlЖурнал Life [Электронный русурс]Адрес:https://life.ru/p/1214274
7. Иннаполис [Электронный ресурс] Адрес: https://innopolis.ru/city/history/
8. Лебедев Ю.С., И.И. Бяльский. Гармония форм в живой природе иархитектуре. М., ЦНТИ, 1976. – С. 94
9.Лебедев. Ю.С. От фантазии к реальности. Литературная газета. 1978г.- №1
10. Лебедев Ю.С. “Архитектура и бионика”, Москва, -1977г.- С.76Мир идей [Электронный ресурс] Адрес: https://miridei.com/idei-dlya-doma/interior-ideas/vzglyad-v-buduschee-futurizm-v-arhitekture/
11. Мишель Рагон. «Города будущего». [Электронный ресурс] Адрес: https://vas-s-al.livejournal.com/479017.html
12.Олег Рашидов «Сколково - принуждение к чуду. Реальная история создания самого амбициозного проекта в новой России».Риа Новости [Электронный ресурс]Адрес: https://budushchee.livejournal.com/99536.html
13. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С Питерских, Г.Е.Гуров; под редакцией Б.М. Неменского
14. Современная архитектура настоящего и будущего. [Электронный ресурс]. Адрес: http://timerobots.ru/arhitektura-budushego.htmlСправочник.ру
15. Станислав Лем «Футурологический конгресс» [Электронный ресурс] Адрес: https://www.litmir.me/br/?b=17158&p=1Хабр [Электронный ресурс] Адрес:https://habr.com/ru/company/innopolis/blog/273783/
16.Элима [Электронный ресурс] Адрес: https://elima.ru/articles/?id=791
Приложения
Приложение 1
Параметрическая архитектура будущего Захи Хадид
Эконебоскреб «Стрекоза» в Нью-Йорке
Приложение2
Архитектура будущего -презентация
Приложение 3
Артгородок Калягинск –презентаци
Приложение 4
Доброград-разумный город для гармоничной жизни
Приложение 5
Иннополис
Приложение 6
Вопрос анкеты |
1. Знаете ли Вы, какие стили используют современные архитекторы? |
2.Знаете ли Вы, что какие современные материалы используют архитекторы для строительства? |
3.Знакомы ли Вы с архитектурным стилем хай-тек? |
4.Что вы знаете о проекте«Артгородок Калягинск» ? |
5. Что вы слышали, о таких городах будущего Доброград , Иннополис? |
Прекрасная химия
Денис-изобретатель (отрывок)
Карандаши в пакете
Музыка космоса
Одна беседа. Лев Кассиль