Тема урока: мастер класс «Традиционный национальный платок тастар
(национальный компонент)».
Тип и структура урока: комбинированный (урок актуализации полученных знаний и усвоения новых, применения полученных знаний на практике).
Вид урока: урок развития, практическая форма, разработка и изготовление подарка маме; работа осуществляется индивидуально, требует овладения особыми навыками межличностного общения.
Оборудование, материалы.
Инструкции по т/б, технологическая карта, челнок, рабочая тетрадь, х/б нитки, набор ручных инструментов, линейка, палочки, карандаш.
Цели урока. обучить приемам филейного плетения челноком.
представление направления деятельности «филейное плетение» как декоративно прикладного искусства Дагестана
Образовательные: Закрепление темы «плетение с челноком » виды и применение их. Обучение экономному расходованию ниток, бережному отношению к инструментам и оборудованию. Ознакомление с различными способами вышивки.
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 21.49 КБ |
Презентационная аннотация методической разработки для 6 класса.
Тема урока: мастер класс «Традиционный национальный платок тастар
(национальный компонент)».
Тип и структура урока: комбинированный (урок актуализации полученных знаний и усвоения новых, применения полученных знаний на практике).
Вид урока: урок развития, практическая форма, разработка и изготовление подарка маме; работа осуществляется индивидуально, требует овладения особыми навыками межличностного общения.
Оборудование, материалы.
Инструкции по т/б, технологическая карта, челнок, рабочая тетрадь, х/б нитки, набор ручных инструментов, линейка, палочки, карандаш.
Цели урока. обучить приемам филейного плетения челноком.
представление направления деятельности «филейное плетение» как декоративно прикладного искусства Дагестана
Образовательные: Закрепление темы «плетение с челноком » виды и применение их. Обучение экономному расходованию ниток, бережному отношению к инструментам и оборудованию. Ознакомление с различными способами вышивки.
Развивающие: Раскрытие творческого мышления у учеников. Развитие координации движения рук, исполнительских умений.
Воспитательные: Привитие эстетического вкуса, воспитание самостоятельности, уверенность в себе, внимательности, аккуратности, привитие навыков культуры труда, чувство долга, личного достоинства, аккуратности, уважения к старшим и к народным традициям. Привитие качеств Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.
Профориентационные: Обобщение и расширение знаний по профессии швеи и дизайнера.
Планируемые результаты. Формирование УУД.
Личностные УУД: развитие познавательной активности, формирование графической и технологической грамотности учащихся, пространственного и креативного мышления, овладение правилами культуры общения, умение достигать поставленной цели и применять знания в повседневной жизни.
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью на уроке, совместная деятельность учителя и учащихся, развитие у себя таких качеств, как терпение добросовестность, самоконтроль.
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества: совместные действия, выполняемые под руководством учителя, взаимоуважение и взаимоконтроль.
Познавательные УУД: совместные (парные) и индивидуальные действия, выполняемые под руководством учителя, формирование представлений об универсальности плетении тастар.
Методы обучения соответствовали задачам урока: проектный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно – поисковый (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа), по аспекту мышления - продуктивные (самостоятельное решение заданий). На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской, практической.
Выводы. Анализируя ход выполнения проектно - творческих заданий на уроках «Технологии», я заметила, что у учениц появились осознанный интерес, технологическому творчеству, что дает возможность понять структуру и состав технологического процесса, и способствует переносу усвоенных им знаний в самые разнообразные ситуации. Дети с удовольствием берутся за выполнение самых сложных проектов, и часто находят интересные способы их решения. Они ждут от нас новых интересных заданий и сами проявляют инициативу в их поиске. Вовлечение детей в проектную деятельность, улучшает общий психологический климат на уроках, ученики оказывают помощь друг другу, не боятся ошибок, с удовольствием участвуют на различных школьных и городских мероприятиях.
Учитель технологии МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева» _____МагомедоваС.И
Тема: «Традиционный национальный платок тастар»
(национальный компонент)
Цель урока:
--обучить приемам филейного плетения челноком.
--представление направления деятельности «филейное плетение» как декоративно прикладного искусства Дагестана.
Ход занятия
3. Основной этап: Представление урока.
1).Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использования заданий, которые активизируют познавательную деятельность участников
2). Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно ..
Плетение тастаров, появилось на равнине, передовая от поколения к поколению, кумыки сохранили этот уникальный вид искусства. Молодые женщины любили самодельные платки из шелковой пряжи и косынки тастар, из вышитого тюля. Четырехугольные тастары носили женщины средних лет и выше, а треугольные носили молодые на выход в свет: встречи, свадьбы, культурные мероприятия.
И. Березин, посетивший в середине XIX в. резиденцию кумыкских шамхалов – крупнейшее селение Тарки, прямо отмечает, что жители там «занимаются дома выделкой шелка и содержат для этого шелковичных червей». В своем «Описании Дагестана» (1804) А. И. Ахвердов также свидетельствует о занятии кумыков (южных) «шелководством».
также занимались выведением тутового шелкопряда и плели из шелка платки тастар.
В школе создаются условия для развития внутренней свободы ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства. Развивается потребность к творческому труду.
. Головной убор тастар не менялся с ее возрастом. Но только это рукоделия почти было утеренно.
У многих народов издревле существует техника плетения сеточки, известная под названием « филе» или «филейная сетка». Кумыкский платок тастар плели по тому же принципу, но вышитый на них орнамент имел четко выраженный национальный характер. Как правило, это был линейно-геометрический или растительный орнамент. Края платка отделывали рисунком с причудливым переплетением ниток. Материалом для плетения служила натуральная шелковая нить, выработанная в домашних условиях из коконов тутового шелкопряд. Уже второй год как мы сами начали ухаживать за тутовым шелкопрядомю Для того, чтобы научится плести платки, необходимо вначале овладеть приемами плетения филейной сетки. Для этого плетения нам понадобится специальная игла - челнок.
Иглу нужно изготовить самим из длинной спицы №1 или №1,5, так как промышленность такие иглы не выпускает. Кроме иглы нам понадобятся гладкие круглые палочки, которую можно опять-таки сделать из стальной спицы №2,5 или № 3, а для плетения ажурного края палочка потолще - диаметром 7-10 мм. Палочки должны быть очень гладкими, чтобы нитка свободно по ним скользила. Практическая часть
В начале плетения нам нужна нить-основа. Это должна быть прочная капроновая или суровая нить длиной 40-50 см. натягиваем нашу основу на неподвижный предмет (например, спинку стула, кровати или на специальную подушечку). На иглу-челнок наматываем рабочую нить, максимально заполняя ее. Свободный конец нити привязываем к основе с левой стороны обычным двойным узлом. Разматываем рабочую нить из иглы на 20-30 см.
Первый ряд: набираем петли. Делаем это следующим образом: в левую руку берем палочку, подносим ее к основе, к тому месту, где привязана рабочая нить и держим большим и указательным пальцами вместе с основой. Рабочую нить опускаем сверху на палочку и на свою ладонь и придерживаем ее остальными тремя пальцами – средним, безымянным и мизинцем. Игла лежит пока у вас на коленях (работаем сидя). Указательным пальцем правой руки подхватываем рабочую нить снизу в том месте, где она переходит в ладонь. Оттягиваем ее на 4-5 см. перекручиваем один раз движением от себя и полученную петлю проводим под палочкой и укладываем ее на основу. Затем правой рукой берем иглу - челнок, просовываем ее в петлю из -под нити основы и затягиваем петлю вокруг палочки.
Филейная вышивка обычно выполняется на более мелких сетках, рисунок подбирается такой, чтобы он не заполнял весь фон, для придания изделию большей прозрачности. Вышивка сеток бывает филейной и гипюрной. Для вышивки используют 2—3 вида наиболее плотных швов.
Гипюрная вышивка делается на сетках с более крупными клетками. Рисунок при ней обычно заполняет почти весь фон изделия.
Форма филейной сетки может быть квадратной, прямоугольной или треугольной.
Сетку треугольной формы можно начинать плести от «уголка» или «на уголок». Если мы плетем от уголка, то мы начинаем с двух петель. Перевернув работу, во вторую, т.е. в последнюю петлю ввязываем еще одну дополнительную петлю. Она обычно, получается, по размеру гораздо меньше, чем другие петли. Чтобы она получилась такого же размера, как остальные петли, надо, перед тем как ее плести поменять палочку на другую—большего размера. Так, в каждом ряду добавляем одну дополнительную петлю в конце ряда.
Если мы плетем на уголок, то первый ряд нужно сплести желаемого размера. Затем перевернув работу, во втором ряду не доплетаем последнюю петлю. Так продолжаем плести до тех пор, пока не останется одна петля.
Филейную сетку квадратной формы можно начинать плести «от уголка», плести до нужного размера, затем начинать убавлять петли, т.е. плести «на уголок»
5. Итоговый этап:
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении сувенира; правильном использовании материалов при выполнении сувенира; наметить перспективу последующей работы.
6. Рефлексия:
Задача: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность оформительской творческой работы.
Содержание этапа:
Сорняки
Притча о гвоздях
Как напиться обезьяне?
Под парусами
Финист - Ясный сокол