В наше время невозможно представить жизнь в современном обществе без фотографии. Снимки окружают нас повсюду: на рекламных щитах и глянцевых журналах, на фотовыставках и фотографиях в паспорте.
Наверное, у каждого человека есть коллекция фотографий. Одним из направлений является портретная фотография. Она глубоко проникла в жизнь современного человека. Фотопортреты используются практически повсеместно: в рекламе, криминалистике, науке, журналистике и других значимых областях.
Вложение | Размер |
---|---|
1a._p.proekt_tehnologiya_portretnoy_fotografii_firsova_rybkina.doc | 185 КБ |
tehnologiya_sozdaniya_portretnoy_fotografii.pptx | 1.34 МБ |
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ»
Автор: Фирсова Кира Денисовна
Рыбкина Александра Дмитриевна
Фотостудия «Трёхгорье»
МБУДО «ЦДТ»
Руководитель: Мыльникова
Людмила Владимировна
Педагог доп. образования
Трёхгорный 2021
Оглавление
Введение…………………………………………….....................................3
1. Глава I.Портрет как жанр изобразительного искусства........................ 7
1.1. Портрет в изобразительном искусстве……………………………… 7
Глава II. Технология создания портретной фотографии ...........................10
Заключение……………………………………………………………….....11
Библиографический список………………………………………..............12
Приложение………………………………………………………………....13
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ»
Фирсова Кира 7 класс, Рыбкина Александра 9 класс
МБУДО «ЦДТ» Фотостудия «Трёхгорье»
В наше время невозможно представить жизнь в современном обществе без фотографии. Снимки окружают нас повсюду: на рекламных щитах и глянцевых журналах, на фотовыставках и фотографиях в паспорте.
Наверное, у каждого человека есть коллекция фотографий. Одним из направлений является портретная фотография. Она глубоко проникла в жизнь современного человека. Фотопортреты используются практически повсеместно: в рекламе, криминалистике, науке, журналистике и других значимых областях.
Работая над проектом, изучая коллекции фотографий коллег, мы обнаружили недостаток фотографического мастерства при создании портретов. В этом и заключается проблема.
Цель работы: создать серию портретных фотографий.
Объект творческого проекта: процесс съемки портретной фотографии.
Предмет творческого проекта: технология создания портретной фотографии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу.
2. Изучить технологию создания портретной фотографии.
3. Осуществить процесс фотосъемки.
4. Обработать фотографии в фоторедакторе.
5. Представить фотопроект в виде серии фотопортретов.
6. Подготовить онлайн-фотовыставку «Красота в глазах смотрящего» на странице фотостудии «Трёхгорье».
Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования: – теоретические: изучение литературы в области фотографии, фотоискусства, жанра «портрет», анализ технологий создания портретной фотографии.
– эмпирические: наблюдение, ознакомление с лучшими работами фотографов-портретистов; осуществление фотосъёмки; обработка фотографий в компьютерных программах.
Для осуществления процесса создания фотопортретов использовалось следующее оборудование: Фотоаппарат NIKON 3300D. Объективов Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6 IS II.
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ»
ГЛАВА I. Портрет, как жанр изобразительного искусства
1.1. Портрет в изобразительном искусстве
Портрет – один из жанров изобразительного искусства, таких как живопись, графика, скульптура. Главным критерием портрета является сходство модели с конечным результатом творчества. Это достигается копированием не только внешности модели, но и раскрытием уникальных черт характера соотносимых с чертами времени, к которому принадлежит модель. Этим художник добивается в своей работе отражения определённой эпохи, культуры, социальной среды. Изображения людей разных эпох были всегда интересны, мы может окунуться в другую эпоху, культуру портретируемого. Талантливый художник умеет наделить портрет живостью и эмоциями, К таким художникам относится Леонардо да Винчи, вложивший душу и многие годы работы в портрет «Джоконды». (Приложение 1. рис. 1.).
Рис. 2. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет Рембрандта». Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Художнику было 34 года, время, когда прижизненная слава художника достигает зенита.
Исторический портрет Ивана Грозного создан Виктором Васнецовым в 1897 под впечатлениями от театральных спектаклей и дальнейшего изучения художником жизни царя. (Приложение1. Рис.3.) В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»
Фотография, как отдельный вид изобразительного искусства, начала стремительно развиваться в середине XIX века. Это положило начало развитию фотопортрета.
Критерием мастерства для фотографа было достижение сходства. Недочёты снимка правились ретушёрами, они прорисовывали глаза, которые зачастую оказывались закрытыми из-за длинной выдержки, и раскрашивали фотографии акварельными красками. Одним из изобретателей фотографии был Жозеф Нисефор Ньепс. (Приложение 1. рис.6, 7) Первый в истории фотографии снимок был создан в 1822 году.
Луи Жак Дагер усовершенствовал метод получения снимков, оставшийся в истории под названием дагеротипия. Один из снимков Луи Дагера представлял собой фотопортрет мужчины 1845 год. (Приложение 1. Рис.8,9)
В это же время английский учёный Сэр Генри Фокс Талбот изобрёл технологию «калотипия». Способ тиражирования позитивных отпечатков, первично негативное изображение в дальнейшем размножали на позитивные копии (светочувствительные материалы). (Приложение 1. Рис. 10,11)
В России первым фотографом-портретистом является Алексей Федорович Греков. Создание снимков в ту эпоху затруднялось длительными экспозициями. В 1840 году после множества экспериментов ему удалось получить удачные дагеротипные фотопортреты. (Приложение 1. Рис. 12,13)
Знаменитый русский фотограф Сергей Левицкий, работал со многими выдающимися личностями своего времени. Среди его клиентов были, к примеру: Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, И.А. Герцен и другие. Левицкий работал с императорской семьёй и создал большое количество фотопортретов представителей династии Романовых. В 1877 году им было получено звание фотографа Их Императорского Величества.
(Приложение 1. Рис. 14, 15) С.Л. Левицкий «Александр III с женой и тремя старшими детьми».
Техническое совершенствование фотографии бурно развивалось, появилась возможность создавать качественные снимки с очень короткой выдержкой. Фотография обрела широкое распространение. В начале 1870 года в Москве и Петербурге существовали десятки фотографических мастерских, использующих технологии коллодионного процесса.
Портретист Андрей Осипович Карелин занимался экспериментами с объективом и впервые ввёл в практику насадочные линзы. К Карелину съёзжались выдающиеся художники и литературные деятели, в их числе И.Е. Репин, Л.Н. Толстой, А.М.Горький. Он получил множество наград за свои труды, а его имя обрело мировую известность (рис. 16, 17). Рис.1.2.2. Андрей Осипович Карелин ....В конце XIX века технология съёмки усовершенствовалась и стала намного проще. В практику вошёл способ съёмки на сухих бромжелатиновых пластинках (90-е годы XIX века). Фотография стала доступна для любителей.
1992 год ознаменовался появлением первого в мире цифрового фотоаппарата, названного «Фотомэн». В 2003 году наступает резкий рост продаж цифровых фотоаппаратов во всём мире. Происходит массовый переход к цифре из-за удобства создания снимков, возможности сразу же оценить результат и при необходимости переснять неудачные кадры. Для фотографов-портретистов цифровые фотоаппараты становятся настоящей находкой и многократно упрощают процесс съёмки.
Таким образом, в данной главе была проанализирована тема истории и развития портретного искусства. Из чего следует, что портрет – один из важных и распространённых жанров.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
2.1. Технология создания портрета
Съёмка фотопортрета в студийных условиях можно подразделить на этапы:
1.Подготовка к процессу съёмки.
2.Съёмочный процесс.
3.Обработка полученных снимков.
1. На этапе подготовки к процессу съёмки определяется место съёмочного процесса, оборудование, предметы интерьера, одежда и макияж модели.
2. Съёмочный процесс включает в себя осуществление съёмки. Работа фотографа и модели. Существуют изобразительные средства для создания атмосферы и образа человека в кадре, это создание декораций, поза человека, жесты, мимика, точка съёмки, освещение, резкость.
3. Обработка снимков является заключительным этапом в создании фотопортрета.
Недостатки устраняются в графических редакторах. Это регулировка контраста, резкости, каких-либо дефектов внешности.
Фотопортреты подразделяются на несколько видов: плечевой, поясной и в полный рост.
1. Плечевой портрет предполагает съёмку со сравнительно близкого расстояния, оставляя в кадре лишь голову и плечи модели. Важное значение в этом виде портрета приобретают глаза модели, особенно стоит обратить внимание на взгляд.
2. Поясной портрет это запечатление человека на фотографии по пояс. В этом виде портрета можно экспериментировать с позами и ракурсами. Важным является настроение модели, положение тела и мимика.
3. Портрет в полный рост. Большое значение имеет правильная расстановка осветительных приборов, гармоничное положение тела модели.
Фотопортреты подразделяют на две категории: индивидуальный и групповой.
Выделяются следующие виды фотопортретов:
1. Классический фотопортрет – плечевой/поясной портрет с классическим освещением, стандартным положением тела (рис. 1,2,3,4,5,6).
2. Концептуальный фотопортрет модели создаётся определённый образ, являющийся замыслом съёмки (рисунок 7).
3. Романтический фотопортрет – создание романтического, трогательного образа (рис.8)
4.Корпоративный фотопортрет – групповая съёмка сотрудников какой-либо организации (рис.9).
5.Репортажный фотопортрет – создание отчёта о каком-либо реально произошедшем событии или явлении (рис.10).
Для модели важнейшим критерием качества является красота снимка и гармоничность созданного ей образа. При съёмке была создана комфортная атмосфера. Образ модели был продуман заранее, костюм и аксессуары были подобраны из личного гардероба участников съёмочного процесса.
Завершающим этапом являлась ретушь полученных фотографий. Для придания снимкам большей выразительности использовался редактор Adobe Photoshop CS6. Целью обработки была коррекция кожи и кадрирование.
В итоге мы получили красивые с точки зрения эстетики фотопортреты, созвучные с душевным настроением модели. Результат работы представлен в приложениии
( Приложение 2 рис. 1-12 )
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над реализацией творческого проекта путём создания фотопортрета
позволяет сделать выводы.
Для создания фоторабот, были проанализированы разнообразные источники информации. Преимущественно использовалась научно-популярная литература: научно-познавательные журналы, статьи, книги из интернет источников.
В данной работе была изучена и опробована на практике технология создания портретной фотографии. Из этого следует, что поставленная в начале работы цель достигнута и все задачи решены.
Получившиеся в итоге работы могут быть использованы как образцы на занятиях по дисциплине «Фотография», а рассмотренная технология может использоваться в практической деятельности подобного типа учреждений дополнительного образования
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.328 с.4.
2.Машковцев Н. Г., Соколова Н. И. Очерки по истории русского портрета конца XIX -начала XX вв. М.; Изд-во, 1964. кол-во с. 427.
3.Морозов С.А. Искусство видеть -М.: Искусство, 1963. 272 с15.
4.Соколов И. История фотографии // Советское фото.1959. No 5. С.45
5.Композиция в портретной фотографии [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://prophotos.ru/lessons/14942-kompozitsiya-v-portretnoy-fotografii (статья в интернете
6. Композиция портрета [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://fotopanteleev.ru/panteleev_pages/fotoshkola_post.php?shkola_id=23 (статья в интернете
7.Портрет с начала времен до наших дней [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=134290#_Toc11739244-
8. Художественный портрет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://photocasa.ru/photo-journal/new_photographer/4828-hudozhestvennyy-portret.html (статья в интернете)
Приложение 2
Технология создания портретной фотографии
Классический фотопортрет – плечевой/поясной портрет с классическим освещением, стандартным положением тела.
Схема света | Модель | |
1. | Классический фотопортрет Рис.1 Схема света с 1-м источником. Модель расположена анфас, на тёмном фоне. | |
2. | Рис.2 Схема света с 1-м источником. Модель расположена 3\4, на светлом фоне. | |
3. | Рис. 3 Схема света с 2- мя источником. Модель расположена 3\4, на тёмном фоне. | |
4. | Рис. 4. Схема света с 1-м источником. Модель расположена 3\4, на тёмном фоне. | |
5. | Рис. 5 Схема света с 1-м источником и отражателем. Модель расположена анфас, на тёмном фоне. | |
6 | Рис. 6 Схема света с 2 - мя источниками. Модель расположена анфас, на тёмном фоне. | |
7 | Рис. 7. Концептуальный фотопортрет – модели создаётся определённый образ, являющийся замыслом съёмки | |
8. | Рис.8. Романтический фотопортрет – создание романтического, трогательного образа. | |
9. | Рис. 9. Корпоративный фотопортрет – групповая съёмка сотрудников какой-либо организации | |
10 | Рис. 10. Репортажный фотопортрет – создание отчёта о каком-либо реально произошедшем событии или явлении | |
11 | Рис. 11. Натурный фотопортрет – съёмка на природе, без использования каких-либо осветительных приборов | |
12 | Рис. 12. Жанровый фотопортрет – создание картины быта определённого человека, в таких портретах наличествует сюжет |
Слайд 1
«ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ» Авторы проекта: Фирсова Кира, Рыбкина Александра Руководитель: Мыльникова Л.В.Слайд 2
Цель работы: создать серию портретных фотографий. Объект творческого проекта: процесс съемки портретной фотографии. Предмет творческого проекта: технология создания портретной фотографии. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу. 2. Изучить технологию создания портретной фотографии. 3. Осуществить процесс фотосъемки. 4. Обработать фотографии в фоторедакторе . 5. Представить фотопроект в виде серии фотопортретов. 6. Подготовить онлайн-фотовыставку «Красота в глазах смотрящего» на странице фотостудии «Трёхгорье».
Слайд 3
Портрет – один из жанров изобразительного искусства, таких как живопись, графика, скульптура. Главным критерием портрета является сходство модели с конечным результатом творчества. Это достигается копированием не только внешности модели, но и раскрытием уникальных черт характера соотносимых с чертами времени, к которому принадлежит модель.
Слайд 4
Автопортрет – изображение художником самого себя. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет Рембрандта»
Слайд 5
Исторический портрет – изображение какой-либо выдающейся личности прошлого. Создается на основе документального, литературного и художественного источников, дополняется воспоминаниями или воображением автора. В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»
Слайд 6
Портрет-картина – человек помещается в сюжетную взаимосвязь с окружающим его миром, используются различные декорации: природные пейзажи, сцены с архитектурными мотивами, помещение человека в компанию других людей (групповой портрет-картина) Рембрандт Харменс ван Рейн «Ночной дозор»
Слайд 7
Костюмированный портрет – портретируемый представлен в образе какого-либо персонажа: исторического, мифологического, аллегорического. Неизвестный художник «Портрет Елизаветы I Английской»
Слайд 8
Семейный портрет Рембрандт Харменс ван Рейн «Семейный портрет» является отражение любви и тёплых отношений между изображаемыми Рембрандт Харменс ван Рейн «Семейный портрет»
Слайд 9
Фотография, как отдельный вид изобразительного искусства, начала стремительно развиваться в середине XIX века. Это положило начало развитию фотопортрета. Критерием мастерства для фотографа было также как и в живописи достижение сходства. Одним из изобретателей фотографии был Жозеф Нисефор Ньепс. Первый в истории фотографии портрет был создан в 1822 году.
Слайд 11
Луи Дагер усовершенствовал метод получения снимков, оставшийся в истории под названием дагеротипия. Один из снимков Луи Дагера представлял собой мужской фотопортрет, 1845 год.
Слайд 13
В 1840 году английский учёный УильямГенри Фокс Талбот изобрёл технологию «калотипия». Способ тиражирования позитивных отпечатков, первично негативное изображение в дальнейшем размножали на позитивные копии (светочувствительные материалы).
Слайд 15
В России первым фотографом-портретистом является Алексей Федорович Греков. В 1840 году в Москве он открыл первое дагеротипное фотоателье.
Слайд 16
Знаменитый русский фотограф Сергей Левицкий, работал со многими выдающимися личностями своего времени. Среди его клиентов были, к примеру: Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, И.А. Герцен и другие. В 1877 году им было получено звание фотографа Их Императорского Величества.
Слайд 17
С.Л. Левицкий «Александр III с женой и тремя старшими детьми»
Слайд 18
Фотография обрела широкое распространение. В начале 1870 года в Москве и Петербурге существовали десятки фотографических мастерских, использующих технологии коллодионного процесса. Одним из известных фотографов того времени был портретист Андрей Осипович Карелин. Андрей Осипович Карелин
Слайд 20
В 1992 году был разработан первый в мире цифровой фотоаппарат «Фотомэн». В 2003 году происходит массовый переход к цифровой фотографии из-за удобства создания снимков.
Слайд 21
На основе анализа исторических данных мы пришли к выводу, что портрет – один из важных и распространённых жанров.
Слайд 22
Классический фотопортрет Рис.1 Схема света с 1-м источником. Модель расположена анфас, на тёмном фоне.
Слайд 23
Рис.2 Схема света с 1-м источником. Модель расположена 3\4, на светлом фоне.
Слайд 24
Рис. 3 Схема света с 2- мя источником. Модель расположена 3\4, на тёмном фоне.
Слайд 25
Рис. 4. Схема света с 1-м источником. Модель расположена 3\4, на тёмном фоне.
Слайд 26
Рис. 5 Схема света с 1-м источником и отражателем. Модель расположена анфас, на тёмном фоне.
Слайд 27
Рис. 6 Схема света с 2 - мя источниками. Модель расположена анфас, на тёмном фоне.
Слайд 28
Концептуальный фотопортрет модели создаётся определённый образ, являющийся замыслом съёмки
Слайд 29
Романтический фотопортрет создание романтического, трогательного образа.
Слайд 30
Корпоративный фотопортрет групповая съёмка сотрудников какой-либо организации
Слайд 31
Репортажный фотопортрет создание отчёта о каком-либо реально произошедшем событии
Слайд 32
Натурный фотопортрет съёмка на природе, без использования каких-либо осветительных приборов
Слайд 34
Жанровый фотопортрет создание картины быта определённого человека, в таких портретах наличествует сюжет
Слайд 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе была изучена и опробована на практике технология создания портретной фотографии. Результатом нашей работы стала подготовка фотопроекта . Была подготовлена онлайн-фотовыставка «Красота в глазах смотрящего», размещенная на странице фотостудии «Трёхгорье». Из этого следует, что поставленная в начале работы цель достигнута, и все задачи решены. Наш проект может представлять интерес для проведения занятий по портретной съёмке.
Слайд 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.328 с.4. 2.Машковцев Н. Г., Соколова Н. И. Очерки по истории русского портрета конца XIX -начала XX вв. М.; Изд-во, 1964. кол-во с. 427. 3.Морозов С.А. Искусство видеть -М.: Искусство, 1963. 272 с15. 4.Соколов И. История фотографии // Советское фото.1959. No 5. С.45 5. Композиция в портретной фотографии [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://prophotos.ru/lessons/14942-kompozitsiya-v-portretnoy-fotografii (статья в интернете 6. Композиция портрета [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://fotopanteleev.ru/panteleev_pages/fotoshkola_post.php?shkola_id=23 (статья в интернете 7.Портрет с начала времен до наших дней [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=134290#_Toc11739244- 8. Художественный портрет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://photocasa.ru/photo-journal/new_photographer/4828-hudozhestvennyy-portret.html (статья в интернете)
Колумбово яйцо
Девчата
Сочные помидорки
Без сердца что поймём?
"Не жалею, не зову, не плачу…"