Это популярное в прежние века орудие труда и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Прялка - устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. Прялки пришли к нам из далёкой древности. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. У каждой была своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, облегчения труда.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 37.3 КБ |
Исследовательская работа
Номинация «Этнография и этногеография»
Прялка предмет народного быта жителей Благовещенского района
Подготовила: Рогожникова Елизавета
Учащиеся 8 «А» класса
Руководитель: Банева Гульнара
Миннихадисовна
Учитель истории
8 917 4805843
Введение
Это популярное в прежние века орудие труда и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Прялка - устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. Прялки пришли к нам из далёкой древности. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. У каждой была своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, облегчения труда.
Актуальность моего исследования заключается в изучении предметов быта старины
Цель: исследовать прялку как предмет народного быта жителей Благовещенского района.
Предмет исследования: прялки жителей нашего региона.
Методы исследования: наблюдение, встречи и беседы, изучение литературы и интернет - ресурсов.
Гипотеза: прялка – предмет быта не только русского народа, но и жителей Благовещенского района.
На протяжении всего периода существования человечества люди стремились облегчить свой труд, создавая новые орудия труда и усовершенствуя уже имеющиеся. Главным помощником в осуществлении такого замысла стали знания и способности в широком смысле этого слова. Эти навыки превратились в искусство, которое передавалось из поколения в поколение и носило довольно закрытый характер. Умельцы старались создавать оригинальный продукт своего труда и зачастую превращали его в культурное наследие. К такому предмету быта относится и прялка, которая сегодня в век компьютерных технологий почти ушла из жизни наших людей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Прялка нашей семьи
Мы, современное поколение молодежи, не совсем понимаем всю ценность этого предмета, но люди, пережившие военное и послевоенное лихолетье, с большой теплотой говорят об этом незаменимом в те времена предмете быта. В нашем городском музее хранятся различные экспонаты, среди них предметы быта, посуда, утварь. Некоторым предметам более века, и они сегодня единственные свидетели того времени. В семьях моих одноклассников также имеются различные раритетные вещи и предметы старины: это и часы прадеда, не вернувшегося с войны, и вышивки прабабушки, и старинный самовар на углях – ребята с интересом представляли свои презентации на одном из классных часов.
В моей семье таким дорогим для нас экспонатом является прялка моей бабушки Хайфуллиной Степаниды Андреевны,(приложение1) уроженки города Благовещенска. Прялке более ста лет, она передавалась по наследству от матери к дочери, в ней сохранилась память о близких людях. бабушке 73 года, она много мне рассказывала о своем трудном и голодном детстве, о той ноше, что легла на плечи ее мамы, и о том, что прялка помогла в годы войны не умереть детям. Люди приносили, кто что мог, в знак благодарности за выполненную работу, и потому она с таким теплом рассказывает нам, своим внукам, об этом незаменимом в те времена предмете быта. Моя бабушка считает, что работу на прялке можно назвать настоящим искусством, и чтобы научиться изготовлять хорошую, качественную пряжу, необходим опыт, сноровка и даже талант. Ведь сейчас нам не понять всю ценность этого предмета, так как в магазинах огромный ассортимент различной по выработке и цвету пряжи.
Бабушка говорит, что прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи женщины. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой, иногда собирались в одном доме несколько женщин, при этом и пряли и пели песни. «Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!».
2. История возникновения прялки
Что такое прялка? Из названия предмета несложно понять, что это приспособление для прядения. Внешний вид прялки постоянно менялся - если ранее это были просто две перпендикулярные доски, то сегодня это сложный механизм, выпускающий пряжу различной толщины и качества. Кроме своих прямых функций, прялка являлась участником различных примет и верований, ни один, даже богатый, дом невозможно было представить без этого устройства (приложение 2).
На Руси издавна дерево служило основным и главным материалом в устроении народного вещественного хозяйства и, следовательно, в художественном прикладном творчестве. Оно играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни. Народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, времени года пострига овец и от многих других факторов.
Прялка имеет все основания войти в круг предметов, подлежащих вниманию и изучению исследователей и историков, жителей крупных и маленьких городов, школьников и воспитанников детских дошкольных учреждений, как предмет народного бытового искусства. В народном быту, особенно в дореформенной России, прялок было столько же, сколько и крестьянских семей. В большинстве случаев прялка была не только орудием женского повседневного труда, но и произведением народного искусства.
Прялка имеет основание быть изученной и со стороны качественной типичности: она ярко и богато отразила на себе печать народной художественной культуры. Постоянная спутница женской доли она привлекала к себе внимание народных художников. Девушка за прялкой – один из характерных образов старорусской крестьянской жизни. Девический быт всегда разукрашен и декоративен, прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, вышивками, бусами и лентами. Она часто являлась подарком мужчины, вырезалась и расписывалась с любовными мечтами и думами, как об этом свидетельствует ряд надписей, сохранившихся на прялках. Варьируются размеры прялок, формы донца, лопасти и ножки. Типы прялок оформлялись и развивались под влиянием местных областных вкусов, декоративных стремлений и, отчасти, некоторых практических надобностей.
3. Виды прялок. Устройство прялок
Виды прялок
Прялка или прялица (по древнерусски) — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
1. Прялка — донце (приложение 3)
Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывают кудель и горизонтальное донце, где сидит пряха.
Цельные | Составные |
Делаются из корня и ствола берёзы или ели. | Состоят из двух деталей. |
2. Самопрялка (приложение 4)
Появилась в Индии, затем в России, уже в 19веке. Состоит из доски, установленной на ней цилиндром с горизонтальным закрытым веретеном. Скорость прядения на самопрялке быстрее.
Русские | Чухонки |
Стояки. Колесо располагается перпендикулярно к полу. | Лежаки. Колесо располагается под углом. |
3. Электрические прялки (приложение 5)
Устройство прялок
Гребневые | С лопастью |
Эти прялки бытовали в центральных, южно-русских губерниях и в Поволжье. | Эти прялки бытовали на севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае. |
Донце вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну а веретено из берёзы.
Типы прялок сложились в далёкие времена. В каждом районе была своя форма прялки и свои приёмы украшения.
Вырезать веретено это большое искусство: резчик или токарь должен был придать форму такую, при которой веретено на весу занимало бы строго вертикальное положение. Резчик украшал его резными желобками и поясками.
Основным механизмом электропрялки является устройство намотки и скрутки пряжи. Устройство электропрялки практически во всех ее разновидностях одинаково и состоит из корпуса, к которому прикреплена откидная боковая крышка. Электродвигатель размещен в правой части корпуса и крепится к нему с помощью кронштейна. Для включения привода электропрялки используется специальная педаль с кнопкой, которая нажимается нагой. После включения двигателя вращающий момент через ремни начинает крутить катушку и мотовило. Мотовило устанавливается на подшипники скольжения, а съемная катушка прикреплена с помощью двух полуосей. Пряжу равномерно распределяет ползунок-крючок, который двигается по направляющим мотовила. Направление в котором вращается катушка может быть как правым так и левым. Для переключения направления ее вращения на корпусе прялки есть специальная кнопка. В зависимости от ее положения (нажатая или нет) катушка электропрялки будет вращаться по часовой стрелке, либо против.
4. Прядение
Прялка предназначена для прядения шерсти. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.
Славяне и финно-угорские народы Восточной Европы: прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой вращают веретено. На Кавказе и Средней Азии поступают наоборот. Во время прядения пели, а чтобы не пересыхало во рту славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину и др. Прядение продолжалось весь осенний и зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. Нить должна быть тонкой, прочной, без узелков (приложение 6).
Родиной пуховых платков считают степные районы Южного Урала. О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорят так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые. Слава у оренбургских давняя, конечно, и заслуженная, но наши платки, кажется, ничуть не хуже. Башкирскую пуховую шаль ни с какой другой не могу сравнить (приложение 7).
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Первую свою прялочку крестьянская девочка получала к семи годам от отца, став невестой — вторую, заказанную у мастера, от мужа — третью. Поэтому прялка была не просто инструментом женского труда, но и даром в знак любви и уважения. Чтобы приготовить себе приданое, девочка садилась за прялку в 6-8лет.
5. Обычаи, связанные с прялкой
На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. Прядение является функцией некоторых мифических персонажей, а прялка связанной с тем светом. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикиморы, домовой, русалка и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь или на праздник с неоконченной куделью или на благословения. Оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшка домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит”, а веретено убирали.
Сама прялка воспринималась как атрибут нечистой силы. Верили, что по старому обычаю, девушка, когда спрядёт первый клубок, должна его сжечь, тогда она будет хорошо прясть всю жизнь. Также девушки верили, что если недопрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании или придёт за ними на праздник, будет пугать, танцевать рядом. Верили, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, то быть в той избе покойнику. Если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а, если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет. Мотив прядения отражён в религии. На Крайнем Севере был обычай — парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был жениться на ней. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
В последний день Масленицы женщины катались с гор на донцах прялок. Чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён. В Онежского районе Архангельской области, когда ребёнок не спал по ночам, делали из лучины веретёнце и прялку??, клали их у изголовья. Прялка служила оберегом для девочки.
Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке.
Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.
6. Прялка как символ
Ручная прялка стала символом Свадеши - экономической стратегии движения за независимость Индии. Колесо прялки стало колесом времени — рождения, жизни и смерти, а символ круга — означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчёта. Колесо символично и цифре 0 — замкнутого круга, беспредельное, начало и конец, - символ абсолюта. Веретено, прялка и само шитьё — символы жизни и временности. Все богини судьбы — прядильщицы и ткачихи.
По представлению далёких славянских предков(индоевропейцев), пряхой была Среча - божество Судьбы. Красивая девушка, которая пряла золотую нить жизни, заботилась о скоте, помогала бороться со злом - это добрая Судьба. А Несреча - злая Судьба, она пряла слишком тонкую нить, которая могла в любой момент оборваться.
7. Роспись и украшение прялки
Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами посуда. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое место — прялки.
В основном в музеях сохранились прялки 17 века, хотя пряли и 10 тысяч лет до нашей эры.
Пожалуй, ни одно орудие крепостного труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцем), расписные (даже по торцам), гребневые, теремковые, светлые и тёмные, детские и взрослые прялки, - пряслины, - пряслины всех уголков России. Конечно. такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал монотонный труд. Все росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Раскрашена розовым прялка,
Дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка
Старуха сидит у окна.
Я. Смеляков
На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни — охота, катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа: «Кого люблю того дарю», советы и поучения: «Пряди, прялку береги, да отца бога моли». Или вот такие: «Пряди моя пряха, пряди нелянися», или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (приложение 8).
Веретено тоже украшалось. Пояски раскрашивались разными яркими красками: красной, жёлтой, зелёной.
Каждой области России своеобразна своя роспись прялки, характеризующая природу края, труда людей и их занятий. Над прялкой трудились сразу два мастера: один вырезал, другой украшал росписью. Ни одна из прялок не похожа на другую. Каждая наделена индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
8.Употребление прялки в фольклоре и литературе
Что бы узнать об этом употребление прялки в фольклоре и литературе, я сходила районную библиотеку. Библиотекарь Ирина Петровна Соловьева подобрала мне ряд книг, где мы смогли найти (приложение 9)
Жизнь Пушкина непосредственно была связана с бытом. Не случайно его и называют народным поэтом. Он прекрасно знал русскую жизнь, её обычаи и нравы, древние сказания и легенды, сказки и песни. В его творчестве эта жизнь нашла отражение в удивительно ярких образах и картинах, которые умещались порой в двух - трёх строках.
С детства хорошо знакомы пушкинские образы, как царевна Лебедь и кот учёный, город-терем с златоверхими шатрами и избушка на курьих ножках, русалка на ветвях и верный бурый волк. Эти же герои с давних времён жили и живут в русском народном творчестве. Однако те времена давно ушли от нас, и то, что было перед глазами поэта, не видит, а порой и не понимает наш современник. Целый ряд деталей и штрихов, обогащающих поэзию Пушкина, для современного читателя как бы потерялся. Я учила в 5 классе
…Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Этот образ. Склонившись над работой, сидят на скамье три девушки с прялкой и веретеном. Сейчас не многие знают, сколько требовалось времени и труда, чтобы получить хотя бы аршин готовой ткани. А ведь с момента брошенных в землю семян льна и до первого вытканного куска холста проходил целый год. Из всех операций прядение было самым трудоёмким и длительным, продолжалось всю зиму. Для прядения только 16 килограммов кудели пряхе требовалось около 40 суток. За таким занятием и показаны «три девицы» на иллюстрации А.М.Куркина к сказке Пушкина. Пред каждой прялка, к лопаске привязана кудель, в руке веретено. Левой рукой пряха тянет за кудели волокно и скручивает его в нить… Переплетение сказки с былью, фантазии с действительностью, - характерная особенность русского народного искусства, которая нашла отражение и в творчестве Пушкина. На прялке я и решила остановиться и окунуться в её волшебный мир.
Образы прялки нашли отражение в фольклоре. Я нашла несколько случаев их употребления.
Поговорки
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху дает.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Частушка
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, милёночек,
С тальянкой под окно.
Загадка
По локоть – мохнато,
По локоть – голо,
По локоть – под себя ушло.
Что это? (Прялка)
9. Развитие прядильного искусства в Благовещенском районе
В поисках материала я обратилась за помощью к сотрудникам Историко-краеведческого музея г. Благовещенского (приложение 10). В музее имеются разные виды прялок. Одна прялка подарена нашей землячкой, которой досталась прялка от матери. Чтобы исследовать сведения о развитии прядильного искусства в Благовещенском районе мало я обратилась за помощью к старожилам города и района. И узнала, что в селах и деревнях района до сих пор прядут на прялке. Только многие заменили простые прялки на электрические. Такой любительницей и мастерицей прясть является жительница села Удельные Дуванеи Терентьева Ольга Павловна (приложение 11). Мы с моим учителем отправились в село, чтобы познакомиться с ней и изучить ее ремесло. Она рассказала, что держит большое поголовье овец до 50 овец в год. Из шерсти на электрической прялке прядет пряжу (приложение 12). Занимается прядением с раннего детства, в ее семье из поколения в поколение передается умение прясть. (приложение 13). Именно прялка была одной из приданной. Профессионально начала заниматься, когда настали трудные времена. Заменила ручную прялку на электрическую. И стала прясть нити на продажу. У нее есть свои покупатели. Сейчас очень ценится натуральная пряжа. Поэтому многие сами из Уфы, Благовещенска Бирска. приезжают за товаром. Я решила тоже поучиться. Сначала мы сучили пряжу(приложение 14). , потом училась прясть. (приложение 15). Супруг Ольги Павловны тоже помогает ей. Сам придумал устройство для скручивания шерстяных нитей (приложение 16). А ее мама, которой 77 лет до сих пор, как и моя бабушка, предпочитает ручную прялку.
Также расспросив жителей города, я познакомилась с Гумировой Люцией Мувараковой. Она занимается вязанием пуховых платков. Люция Мувараковна родом с Кугарчинского района. Она рассказала, что в Кугарчинском районе вязанием занимается практически каждая вторая женщина, секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Люция Мувараковна тоже этому ремеслу научилась у своих бабушек. Начиная с 5 лет она уже сучила шерсть, а с 10 лет начала прясть и старше вязать платки. Башкирская пуховая шаль – это бренд, который вполне может поспорить со знаменитым оренбургским платком. Родиной пуховых платков считают степные районы Южного Урала. О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорят так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые». Башкирская шаль ценится не только за красоту, обладательницам пухового платка не страшен любой мороз (приложение 17).
Заключение
С раннего возраста и до глубокой старости прялка и веретено были незаменимыми спутниками крестьянки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Знаки (пасы), расположенные на прялках выполняли три задачи: служили знаком родовой принадлежности, оберегом и орнаментальным мотивом.
В ходе выполнения данной работы я узнала, что прялка символизирует время и творение. Именно в ней, как нельзя лучше, воплотилась идея вечной гармонии бытия, с его бесконечным перетеканием жизни в смерть, а смерти - в жизнь.
Мир прялки, предмета народного быта пушкинского времени, оказался богатым и разнообразным. За этими предметами, казалось бы, безвозвратно канувшими в историю, стоят обычаи, традиции, богатая художественная культура народа. Образы прялки нашли отражение не только в произведениях Пушкина (жизнь Пушкина непосредственно была связана с бытом), но и в фольклоре и литературе.
У Благовещенской земли очень интересная и богатая история. Не зная прошлого своего края, в котором ты живёшь, нельзя считать себя по-настоящему образованным, культурным человеком.
Все мы идем от своих предков. Их кровь течет в нас. Так давайте не будем об этом забывать, наши потомки тоже пусть об этом помнят, только тогда, наверное, не будет белых пятен в истории. Мы верим, что образный язык народной прялки еще ждет своего прочтения.
Литература
Содержание
Введение 2
Основная часть 3 -11
1. Прялка – память моей семьи 3
2. История возникновения прялки 4
3.Виды прялок. Устройство прялок 4-6
4. Прядение 6
5. Обычаи, связанные с прялкой 7-8
6. Прялка символ 8
7.Роспись прялок 8 - 9
9. Употребление прялки в фольклоре и литературе 9-10
9 Развитие прядильного искусства в Благовещенском районе 10-11
Заключение 12
Приложения 13-22
Список литературы 23
Прекрасное далёко
Юрий Алексеевич Гагарин
Военная хитрость
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка