Нетрадиционные техники рисования играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий.
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_krasok.docx | 34.31 КБ |
Конкурс исследовательских проектов школьников
в рамках районной научно-практической конференции «Эврика»
ВОЛШЕБСТВО КРАСОК
Автор: Воронина Дарья Михайловна
1 «Д» класс, МАОУ СОШ №1,
Руководитель:
Шуть Виктория Александровна
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №1
ст. Калининская, 2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………..……………………...3
1.Теоретическая часть………………………....…………...………………..…..…....…5
1.1. История возникновения красок………………………….……...….……………...5
1.2. Виды красок…...………………....……………………………….…........................6
1.3. Состав красок…………………………………….……………….…………………9
2.Практическая часть………………………………………….……………………..…11
2.1.Способы рисования красками………….………………….………........................11
2.2. Анализ эффективности рисования новыми способами ………………………..11
2.3. Анкетирование среди учащихся 1 класса «Любишь ли ты рисовать …….…...12
Заключение…………………………………………...………………………………....13
Список используемой литературы……………….……………………………...…….14
Приложение
Воронина Дарья Михайловна
Краснодарский край, Калининский район, станица Калининская
МАОУ-СОШ №1 имени В.И.Фадеева станицы Калининской, 1 класс
ВОЛШЕБСТВО КРАСОК
Научный руководитель: Шуть Виктория Александровна, учитель начальных классов МАОУ-СОШ №1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской, Калининский район, станица Калининская
ВВЕДЕНИЕ
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Нетрадиционные техники рисования играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий.
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Актуальность: занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования прививает интерес и желание творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.
Целью проекта является развитие творческих способностей с помощью экспериментов с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Гипотеза: предположим, что использование нетрадиционных техник рисования будет развивать творческое воображение обучающихся и повышать интерес детей к изобразительной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРАСОК
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель.
Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками.
Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом).
Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя. (Приложение 1)
Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции. (Приложение 2)
Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая. (Приложение 3)
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик. (Приложение 4)
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета. (Приложение 5)
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы. (Приложение 6)
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны . (Приложение 7)
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. [3] (Приложение 8)
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые, и дети, есть своя длинная и удивительная история.
В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. (Приложение 9) Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад. [5]
В наших наборах красок, можно увидеть еще один цвет – индиго. Так называется один из оттенков темно-синей краски.
Индиго, пожалуй, еще старше пурпура. Во всяком случае, ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. [9] (Приложение 10)
Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории. [6]
Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время.
1.2. ВИДЫ КРАСОК
Гуашь. Яркая водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархатистость. Рисовать гуашью одновременно и просто, и сложно. Простота работы с гуашью заключается в том, что ошибки легко исправить, нанеся новый слой краски — густая и непрозрачная, она закроет дефект. А сложность в том, что для достижения желаемого цвета и ровного тона с краской придется экспериментировать, к тому же нельзя допускать слишком толстого слоя гуаши, она может растрескаться и осыпаться после высыхания. Гуашь обычно является первой краской, которой рисуют дети, и с её же помощью создают шедевры великие художники. К примеру, ею написаны некоторые работы Рубенса и Пикассо. Гуашь — удивительный материал с огромными возможностями. [4] (Приложение 11)
Акварель. Тоже водорастворимая краска, которая может быть как яркой, так и нежно-бледной. Ёе главное отличие от гуаши в том, что акварель прозрачная, сквозь нее просвечиваются бумага и наложенные ранее слои краски. Акварель особенно любима многими художниками и просто ценителями живописи именно за свою прозрачность, за то, что даже яркие картины выглядят легкими, словно не краска придает полотну цвет, а лучи света разных оттенков раскрашивают его. Акварелью особенно хорошо писать изменчивое небо, струящуюся воду, рассветы и закаты с их неповторимой атмосферой. Однако с помощью акварельных красок можно создать и портрет, и натюрморт, и городской пейзаж — все что угодно, написанное умелым художником-акварелистом, будет выглядеть живо и неповторимо. Хотя в работе с акварельными красками нельзя допускать ошибок, так как их не удастся замаскировать другим слоем краски, писать акварелью очень интересно и приятно: множество приемов и разнообразие техник позволяют создавать непревзойденные по красоте и выразительности картины. Один из лучших материалов для творчества, акварель стоит того, чтобы научится работать с ней.[4] (Приложение 12)
Пастель. Краска, наносимая не при помощи кисти, и в этом, отчасти, состоит ее особая привлекательность для живописца. Дело в том, что пастель выпускается в виде специальных мелков или карандашей, поэтому художнику не нужно обмакивать кисть в краску и смешивать цвета на палитре — шедевры можно творить, ощущая мелок или карандаш как продолжение руки. С пастелью необычайно легко работать: смешивать оттенки для получения нужного тона удобно прямо на бумаге, пользуясь специальной растушевкой или просто растирая краску пальцами; слои краски можно перекрывать, маскируя ошибки или специально добиваясь интересных цветовых эффектов; прервать работу и начать её снова можно в любой момент. При всей легкости работы с ней, пастель представляет огромный простор для творчества: превосходные картины Дега, Левитана, Серова и других художников иллюстрируют, насколько красивым и разнообразным может быть результат использования пастели. Максимально простая для освоения, но позволяющая создавать чудесные работы пастель откроет перед вами новые горизонты, и, возможно, станет любимым живописным материалом. [7] (Приложение 13)
Темпера. Одна из самых древних красок, а также одна из самых долговечных и красивых. Темпера обладает многими достоинствами: она яркая, не меняет тон со временем, быстро сохнет, после засыхания не смывается водой и отлично сочетается со многими другими живописными материалами. Это само по себе делает работу с темперой интересной и увлекательной. А еще у темперы есть удивительное свойство, ставящее её вне конкуренции — обладая знаниями и практическими навыками, ею можно работать в техниках, используемых для других красок! Темперой можно наносить прозрачные слои, как акварелью; положенная слоем погуще, темпера непрозрачна и ею можно работать как гуашью; нанесение пастообразной краски похоже на масляную живопись. При этом написанная темперой работа не будет имитацией акварели, гуаши или масла — это будет особенная, изысканная картина. Работая с темперой, можно не только реализовать художественные замыслы, трудновыполнимые в других техниках, но и почувствовать себя частью истории. Писать картины краской, с помощью которой творили византийские мастера и живописцы эпохи Возрождения — это удивительно и способно вдохновить любого начинающего художника. [8] (Приложение 14)
Акрил — сравнительно новая водорастворимая краска, появившаяся чуть менее 60-и лет назад, но уже успевшая получить признание художников всего мира. Акрил довольно быстро сохнет, образуя стойкое покрытие, которое не смывается водой и не выгорает на солнце. Акриловые краски бывают как густыми, так и жидкими. Жидкими красками можно писать картины, похожие на акварельные или гуашевые, с гладким покрытием. Использование густого акрила позволяет создавать работы с интересной фактурой. Освоение техники работы с акрилом особенно привлекательно тем, что акриловыми красками можно писать на любых поверхностях, что дает массу возможностей для творческой самореализации: бумага, картон, ткань, стекло, дерево, керамическая плитка и даже металл — все это может стать «холстом» для художника, работающего с этими красками. [7] (Приложение 15)
Уголь — древнейший материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника, его эмоциональное состояние и отношение к изображаемому объекту. Углем можно проводить линии или раскрашивать им части листа. Он дает глубокий черный цвет, но легко растирается и растушевывается, что делает нарисованные им рисунки очень эффектными. Чтобы создавать красивые работы при помощи угля, нужно знать важнейшие приемы работы с ним. Этот материал легко пачкается, крошится и ломается, но когда вы научитесь обходить эти «подводные камни», уголь откроет перед вами новые горизонты в создании замечательных рисунков.[4] (Приложение 16)
Сангина и сепия. Сангина — натуральный минерал, которым, как и углем, люди рисовали еще в доисторические времена. Сепию раньше изготавливали из морского моллюска под названием «сепия», от которого краска и получила свое название. В настоящее время сангину и сепию выпускают в виде мелков различных оттенков коричневого цвета. Сангиной часто изображают обнаженную натуру, так как ее тон близок к цвету тела, а сепия хорошо подходит для рисования пейзажей. Принципы работы с сангиной и сепией мало чем отличаются от принципов работы с углем — они так же легко наносятся и растушевываются. Нередко эти материалы даже комбинируют на одном рисунке. Сочетания нежных тонов сангины и сепии с контрастностью и яркостью угля выглядят очень красиво. Научившись работать сангиной и сепией, вы сможете поэкспериментировать, сочетая их с углем, карандашом или различными красками. Возможно, вы захотите создавать рисунки только сепией, или только сангиной. В любом случае изучение основ работы с этими чудесными материалами само по себя является интересным и вдохновляющим занятием. [7] (Приложение 17)
Тушь. Жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью. Выполненные тушью рисунки особенно выразительны благодаря контрасту тонких черных линий с белой бумагой, нежности нанесенных кистью пятен и ощущению некоторой «недосказанности», которое вызывает почти каждая, даже максимально детализированная и законченная работа. Особенностью работы с тушью является то, что ее нельзя стереть, поэтому при работе с ней надо очень внимательно подходить к нанесению штрихов и мазков. Для начинающих художников это может казаться недостатком, но когда вы освоите этот материал, то поймете, что в этом состоит и особая прелесть. Настроение, импульс, чувство можно сразу передать бумаге, и получившаяся в итоге работа может удивить самого создателя произведения, отразив его эмоции необычайно ярко и точно. [9] (Приложение 18)
Масло. Когда мы произносим слово «живопись» мы обычно представляем себе картину, написанную маслом, и это доказывает, что масло без преувеличения можно назвать основным живописным материалом. Начиная с VI века мастера используют в работе преимущественно масляные краски, маслом написано большинство самых известных шедевров живописи. Это очень долговечный материал, но причина его популярности заключается не в этом. Дело в том, что только с помощью масла можно создать максимально реалистичные и живые, но в то же время необычайно яркие, отражающие сущность изображаемого объекта образы. Маслом можно писать на холсте, картоне, деревянной поверхности, бумаге и других материалах. Однако поверхность надо предварительно загрунтовать, краски подготовить, а техниками работы с ними овладеть, так как масло требует серьезного подхода и наличия определенных навыков. Всему этому обязательно надо научиться. Писать картины маслом — ни с чем несравнимое удовольствие для художника, дающее возможность максимально выразить себя в творчестве. [8] (Приложение 19)
1.3. СОСТАВ КРАСОК
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко её растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. (Приложение 20) Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. [1]
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества. [2]
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.
2.1. СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ КРАСКАМИ
2.2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РИСОВАНИЯ НОВЫМИ СПОСОБАМИ
В ходе проекта я провела анализ эффективности рисования новыми способами.
Техника рисования | Эффективность |
Монотипия | Помогает развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. При помощи этой техники можно объяснить законы симметрии. |
Раздувание | Объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. |
Ниткография | Развивает фантазию и образное мышление. |
Рисование мыльными пузырями | Способствует развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивает интерес к изобразительному творчеству. |
2.3 АНКЕТИРОВАНИЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ РИСОВАТЬ»
Нами была разработана анкета и проведен опрос среди мои одноклассников «Любишь ли ты рисовать».
Ребятам была предложена анкета с четырьмя вопросами:
а) да
б) нет
а) Краски
б) Карандаши
а) да
б) нет
а) да
б) нет
В опросе участвовало 15 человек. По итогам опроса были сделаны следующие выводы:
Полученные данные мы представили в виде диаграммы. (Приложение 25)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своём проекте я попробовала разные способы рисования, составила альбом своих работ. Рассмотрела своеобразные техники рисования: монотипия, раздувание, рисование нитками, рисование мыльными пузырями. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволило мне ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции - это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Моя гипотеза, что использование нетрадиционных техник рисования будет развивать творческое воображение обучающихся и повышать интерес детей к изобразительной деятельности, подтвердилась.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.
Таким образом, я считаю, что своим трудом я подтвердила выдвинутую мною гипотезу, согласно которой, если нетрадиционно подбирать техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию с художественными материалами.
После проделанной работы я поняла, что овладеть искусством рисовать может каждый из нас. Но для этого к творческой работе необходимо подходить с душой и не бояться экспериментировать с художественными материалами и техниками рисования.
В ходе проекта я создала буклет о разнообразных нетрадицинных техниках рисования. ( Приложение 26)
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Пустой колос голову кверху носит
Неньютоновская жидкость
Загадочная система из шести экзопланет
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны