. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы под общей редакцией В.Д. Симоненко для традиционного обучения, В.Д. Симоненко и вариантов для коллективов неделимых классов, где авторы модифицированных вариантов - Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова, требований к обязательному минимуму содержания образования в средней школе (при учебной нагрузке 1 час в неделю), Учебным планом МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017учебный год, в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования.
Программа предназначена для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальное домашнее обучение, в том числе с использованием дистанционных технологий). Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчёта 50% учебной нагрузки в год (0,5 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
Основными источниками знаний по вопросам технологии в области обслуживающего труда являются учебники под редакцией Симоненко В.Д., рекомендуемые в Федеральном перечне 2008 года.
В рамках данной программы осуществляется начальный этап подготовки обучающихся, их знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они получают первоначальные представления о культуре труда, трудовые навыки обслуживания себя, отработки коммуникативных навыков и адаптации в социуме.
На уроках учащиеся знакомятся с различными предметами труда, инструментами и приемами обработки материалов. Здесь закладывается база, основа для дальнейшего углубления и расширения политехнического кругозора детей. Учащиеся получают первоначальные знания об окружающем их социальном и предметном мире, у них формируется трудолюбие, познавательный компонент , они получают навыки культуры труда, развивают творческое воображение, получают тактильные подкрепления к теоритическим навыкам, формируется самостоятельность. Одной из задач предмета «Технология» является воспитание внимательности, самостоятельности, чувства ответственности. Программы способствует развитию кругозора, мышления учащихся, мелкой моторики рук детей, их дизайнерских, конструкторских и творческих способностей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А,Акаева №1»
Согласовано Программа обсуждена и одобрена Утверждено
Зам. Директора по НМР на заседании МО Директор МКОУ «СОШ №1»
__________________ Протокол №1 от 2017г. _________ З.Р.Телекаев
Загалаева С.А. Руководитель МО _____Магомедова С.И.__ «___»______________2017
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС
по технологии (технология ведения дома)
коррекционно-развивающей направленности
для учащихся 5 класса
основной школы
(базовый уровень)
Составитель – учитель технологии
ЗМагомедова С.И., учитель высшей категории
2017год
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), программы под общей редакцией В.Д. Симоненко для традиционного обучения, В.Д. Симоненко и вариантов для коллективов неделимых классов, где авторы модифицированных вариантов - Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова, требований к обязательному минимуму содержания образования в средней школе (при учебной нагрузке 1 час в неделю), Учебным планом МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017учебный год, в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования.
Программа предназначена для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальное домашнее обучение, в том числе с использованием дистанционных технологий). Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчёта 50% учебной нагрузки в год (0,5 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
Основными источниками знаний по вопросам технологии в области обслуживающего труда являются учебники под редакцией Симоненко В.Д., рекомендуемые в Федеральном перечне 2008 года.
В рамках данной программы осуществляется начальный этап подготовки обучающихся, их знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они получают первоначальные представления о культуре труда, трудовые навыки обслуживания себя, отработки коммуникативных навыков и адаптации в социуме.
На уроках учащиеся знакомятся с различными предметами труда, инструментами и приемами обработки материалов. Здесь закладывается база, основа для дальнейшего углубления и расширения политехнического кругозора детей. Учащиеся получают первоначальные знания об окружающем их социальном и предметном мире, у них формируется трудолюбие, познавательный компонент , они получают навыки культуры труда, развивают творческое воображение, получают тактильные подкрепления к теоритическим навыкам, формируется самостоятельность. Одной из задач предмета «Технология» является воспитание внимательности, самостоятельности, чувства ответственности. Программы способствует развитию кругозора, мышления учащихся, мелкой моторики рук детей, их дизайнерских, конструкторских и творческих способностей.
Характеристика контингента обучающихся
Технология является одним из основных учебных предметов. В гимназии обучаются дети с ОВЗ (по результатам ПМПК данным детям был поставлен диагноз ЗПР – задержка психического здоровья), поэтому педагоги и администрация школы стараются сохранить основное содержание образования технологии, но дополнить своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, низкий уровень развития познавательных способностей и уровень мотивации к учебной деятельности, слабо сформированы общеучебные умения и навыки, практически отсутствует самоконтроль, кратковременная память, внимание неустойчивое, рассеянное, преобладают игровые интересы.
Адаптированная учебная программа составлена для учащихся с различной трудовой подготовкой. Эти дети обладают слабой технологической подготовкой: недостаточно хорошо развита сенсорика и моторика рук, глазомер, пространственное воображение, знание технологического материала, усидчивость, поэтому программа предусматривает повторение базового содержания основной школы, обеспечение умений и знаний на базовом уровне по всем содержательным линиям.
На уроках по учебному предмету «Технология» ученики в 5 – 9 классах делятся на группы мальчиков и девочек. Предмет имеет общетехническую направленность, проводится на базе учебных мастерских.
Программа обучения направлена на решение следующих задач:
В процессе решения этих задач предполагается создание посильных объектов труда, полезных в жизни ребенка и взрослого (быт, досуг, праздники). При обработке материалов на разных этапах деятельности привлекается не только ручной, но и автоматизированный труд, происходит знакомство с новейшими достижениями в области обработки материалов и технологии изготовления изделий и компьютерной грамотности.
Программа включает 4 раздела (введение, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технологию ведения дома, в т.ч. художественные ремёсла и кулинария, проектная деятельность) Обязательным условием составления документов является акцентирование на приёмах безопасного труда, энергосберегающих технологиях. Кроме этого на уроках неоднократно предлагается ознакомиться со сведениями по правилам безопасного труда при работе с бытовой техникой, а также как вести себя в случае экстремальных ситуаций.
Новизной данной программы является новый методологический подход, направленный на здоровье сбережение школьников. Занятия по кулинарии способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьёзных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся со свойствами текстильных материалов. Получают сведения о производстве и свойствах волокон растительного происхождения, сравнивают тактильно волокна и ткани , знакомятся с ткацкими переплетениями, изучают элементы материаловедения, знакомятся с видами декоративно-прикладного промысла «Изонить». Большое внимание в программе отведено воспитанию художественного вкуса и решению дизайнерской задачи. Всё это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. «Технологии ведения дома» включают в себя и вопросы обустройства жилища, уход и ремонт одежды. В разделе «Кулинария » учащиеся познают базовые положения по физиологии питания, узнают о способах определения качественности продуктов питания.
На уроках технологии обращается особое внимание на формирование универсальных учебных действий, что является возможным при индивидуальном подходе к учащимся.
Предлагаемое содержание программы является оптимальным при сокращении учебной нагрузки до 50% учебного времени.
II. Содержание программы.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов |
| 1 |
| 6 |
| 6 |
| 4 |
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема и тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты) | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата | ||
По плану | фактически | ||||||||
Введение (1 час) | |||||||||
1 | Цели и задачи курса "Технология". | Знакомство с целями и задачами курса "Технология". Правила внутреннего распорядка. Санитарно-гигиенические требования. Инструктаж по ТБ. | Знать правила безопасного поведения и труда (ТБ) в кабинете и дома. Уметь применять | Беседа | Знакомство с учебно-методическим комплектом | Повторить общие правила по ТБ | |||
Раздел 1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (5 часов) | |||||||||
1.1 Элементы материаловедения и машиноведения (1 час) | |||||||||
2 | Классификация текстильных волокон . Ткацкие переплетения. Комбинированный | Натуральные растительные волокна. Работа с коллекциями | Иметь представление о происхождении волокон, понимать разницу между нитями основы и утка | Беседа | Коллекции тканей | Найти иллюстрации к теме из Интернет-ресурса | |||
1.2 Художественные ремёсла (6 часов) | |||||||||
3-4 | Правила безопасного труда и организации рабочего места. Изонить. Заполнение угла Комбинированный | Правила безопасного труда при выполнении ручных работ, инструменты и материалы. Работа с измерительными инструментами. Выполнение приёмов ручного шитья | Знать требования действующих инструкций в кабинете, организовать рабочее место, уметь соблюдать правила безопасного труда. | Беседа | Коллекции работ учащихся, Интернет-ресурсы | Разработать пиктограмму по ТБ, доделать образец | |||
5-6 | Изонить. Заполнение окружности Комбинированный | Порядок заполнения окружности, применение простых элементов в панно. | Знать технику заполнения угла и окружности, уметь применять | Контроль за действиями | Коллекции и пособия в кабинете | Доделать образец | |||
7 | Выполнение творческой работы Комбинированный | Знакомство с проектной деятельностью. Материалы, инструменты, приспособления | Знать порядок выполнения творческой работы и проекта Уметь применять знания на практике, подбирать ткань, инструменты и приспособления | Контроль за действиями, качество образца | Презентация проектных работ учащихся | Работать над проектом | |||
Раздел 3. Технологии ведения дома (6 часа) | |||||||||
8 | Санитарное состояние кухни. Дизайн кухни. Комбинированный | О правилах уборки кухонного помещения, применение средств бытовой химии. Познакомить с понятиями «оборудование», «инвентарь», «приспособление» на кухне | Знать о правилах уборки на кухне. Иметь представление о рациональном размещении оборудования на кухне. Уметь применять | Беседа | Каталоги мебели и Интернет-ресурс | Оформить тетрадь иллюстрациями к теме | |||
9 | Приготовление блюд из овощей и фруктов. Комбинированный | Общие сведения о питании, витаминах, сроках хранении продуктов. Первичная и тепловая обработка овощей и фруктов. Любимые рецепты | Знать о витаминах, о первичной и тепловой обработке овощей и фруктов правилах сохранения витаминов в процессе приготовлении блюд. Уметь применять | Опрос | Полиграфические издания | Приготовить блюдо из овощей | |||
10 | Сведения о блюдах из яиц. | Основные признаки доброкачественности продуктов. | Знать способы определения качественности продуктов. Уметь контролировать сроки годности продукта в магазине на практике | Беседа | Учебники, полиграфические издания, Интернет-ресурсы | Сервировать завтрак для своей семьи | |||
11 | Сервировка стола к завтраку | Схема сервировки стола. Правила этикета | Знать порядок сервировки стола к завтраку. Уметь применять знания по сервировке | ||||||
12 | Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Пришивание фурнитуры. Комбинированный. Практикум. | Особенности ухода за одеждой. Товарный ярлык, маркировочная лента. Символы по уходу за одеждой. Пришивание фурнитуры: пуговиц как украшения и для эксплуатации в одежде, подвесок | Знать что такое маркировочная лента и товарный ярлык, символы по уходу за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Уметь ухаживать за одеждой. | Беседа | |||||
13 | Ремонт одежды Комбинированный. Практикум | Виды ремонта одежды: штопка, подкладная заплата, термоаппликация. Распоровшиеся швы. | Знать о видах ремонта. Уметь применять. | Контроль за действиями | |||||
Раздел 4. Проектная деятельность (4 часа) | |||||||||
14-15 | Виды и структура проектов. Аналитический этап. Урок усвоения новых знаний | Виды проектов. Последовательность выполнения проектной работы, критерии оценки, определение социальной значимости работы. | Знать виды и структуру проекта, правила защиты. Уметь оценивать свои силы, применять знания при выполнении проектной работы. | Беседа | Знакомство с библиотекой проектов | ||||
16 | Заключительный этап | Выводы о проделанной работе. Создание презентации | Знать правила обобщения и подведения итогов. Уметь применять | Контроль за действиями | |||||
17 | О правилах защиты | Требования к оформлению, защите. Оказание консультативной помощи | Знать правила защиты. Уметь представлять работу и защищать проект | Ответы на вопросы |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Все без исключения учащиеся обучаются правилам сбережения своего здоровья и жизни при выполнении технологических операций, а также при возникновении экстремальных ситуаций.
При обучении в рамках программы перед учащимися ставятся задачи ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ свойства объекта изучения, УМЕТЬ применять свои знания и навыки на практике
V. Перечень учебно-методических средств обучения
О чем поет Шотландская волынка?
Хитрый коврик
Фокус-покус! Раз, два,три!
Машенька - ветреные косы
Император Акбар и Бирбал