Для исчисления больших промежутков времени необходим календарь. У каждого народа были свои календари. Чтобы узнать о календаре народа Саха я выбрала тему «Вечный календарь Саха».
Вложение | Размер |
---|---|
vechnyy_kalendar.docx | 34.22 КБ |
МО Алданский район РС(Я)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 с. Хатыстыр»
«Вечный календарь Саха»
Работу выполнила:
ученица 5 класса Порядина Людмила
Руководитель: Порядина
Галина Федоровна
Хатыстыр 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Введение
Для исчисления больших промежутков времени необходим календарь. У каждого народа были свои календари. Чтобы узнать о календаре народа Саха я выбрала тему «Вечный календарь Саха».
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что сохранение и развитие наиболее ценных традиций является одной из важнейших проблем в современной культуре. Изучение вечного календаря имеет большое значение не только с историко-этнографических позиций, но и с практической стороны вопроса: календарь предназначается не для одного определенного года, они могут использоваться и в последующие годы, могут стать семейной реликвией.
Цель: Изготовить Вечный календарь из папье - маше.
Задачи:
1. Изучить литературу о вечном календаре
2. Сбор якутских календарей
2. Ознакомиться с видами якутских календарей.
4. Сделать из папье-маше вечный календарь.
Объектом исследования является вечный календарь.
Предмет исследования: якутские календари.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование среди населения.
Гипотеза: Народные календари передаются из поколения в поколения.
Существуют три основных вида календарей – солнечный, лунный и лунно-солнечный. Более распространен солнечный календарь, связанный с периодической сменой времен года – основой хозяйственной деятельности человека. Однако периоды изменений положения Солнца и Луны (год и месяц) не содержат целого числа солнечных суток, что вынуждает конструировать искусственные календарные системы, более пригодные для практического использования.
Календарь
Календарем называется система исчисления больших промежутков времени. Самое трудное в календаре – согласовать продолжительность года и месяца с сутками. Продолжительность обращения Земли вокруг Солнца (точнее, промежуток времени между прохождением центра Солнца через точку весеннего равноденствия) называется тропическим годом. Он составляет 365 суток 5 ч 48 мин 46,1 с, т.е.365, 242199… суток, поэтому измерять продолжительность года в сутках можно только приближенно. Луна полностью меняет свои фазы за 29 суток 12 ч 44 мин 2,8 с, т.е. за 29,530588… суток. Эти «небесные дроби» осложняют календарный счет времени.
Календарь использовали кочевники, поэтому каждый год носит наименование животного: 1-й – мышь (крыса); 2-й – корова (бык); 3-й – тигр; 4-й – заяц (кролик); 5-й – дракон; 6-й – змея; 7-й – лошадь; 8-й – овца (баран); 9-й – обезьяна; 10-й – курица (петух); 11-й – собака; 12-й – свинья (кабан).
У истоков календаря, которым мы сейчас пользуемся, лежит римский календарь.
Вечный календарь
Вечный календарь — это матрица, позволяющая узнать, на какой день недели приходится любая дата в пределах длительного промежутка времени (как правило, нескольких десятков или сотен лет). Многие из вечных календарей фактически создают сетку календаря на выбранный месяц выбранного года.
Вечные календари могут также использоваться не только для определения дня недели, но и, например, церковных праздников без фиксированной даты.
Известные сегодня табличные календари приобрели современную форму только после того, как была изобретена печать. Вечные же календари придуманы гораздо раньше — время их создания кроме римских восходит ещё к до татарскому времени — вероятно, один из первых подобных календарей был найден на стене Киевской Софии.
В 1902 году на Виленской выставке были представлены вечные календари, которые стали основой для многих конструкций.
Вечные календари в больших объёмах выпускались в СССР. Массовое производство и столь же массовая реализация карманных календарей была начата в 1946. Первые экземпляры из картона выпускались в Москве и Санкт-Петербурге. Однако первые устройства были настолько недолговечны, что не могли прослужить даже десятую часть своего «срока годности».
Второй раз активный выпуск календарей начался в 1960-х—1970-х годах, когда материал был сменён на алюминий. На этот раз производились календари дискового типа.
В 1970-е годы подобные календари стали массово делаться из картона. Однообразный дизайн и невысокое качество продукции способствовало отсутствию спроса на эти устройства у населения страны и у коллекционеров.
Тогда же на прилавках и в киосках стали появляться табличные варианты. Для экономии места и компактности многие из них не снабжались даже инструкцией. После распада СССР вечные календари прекратили выпускаться и использоваться. На это повлияло и то, что почти все календари были
рассчитаны на период до 2000 года, а также повсеместное распространение компьютеров.
Устройство Вечного календаря
Вечный календарь может быть реализован самыми разнообразными способами, внешне абсолютно непохожими друг на друга. Но в принципе их действия лежит одно — календари образуют цикл с периодичностью в 400 лет (допускается рассмотрение периодичности не в 400, а в 28 лет при условии, что вечный календарь не рассчитан на невисокосные годы, кончающиеся на 00).
Придумано множество вечных календарей такого вида, однако почти все они сводятся к одному: имеется 14 календарных сеток (7 возможных дней недели, с которых начинается год × 2 варианта — високосный и невисокосный год) и таблица, помогающая выбрать календарную сетку для нужного года либо определить сдвиг, помогающий правильно преобразовать одну сетку.
Календари этого вида различаются по степени удобства и быстроте использования. Такие календари иногда публиковались в газетах и журналах для вырезания и использования читателями.
Дисковый вечный календарь
Дисковый вечный календарь представляет собой конструкцию, в которую вставлен диск, на внешний радиус которого нанесены номера годов (при этом високосные годы выделяются особым шрифтом или цветом), а на внутренний — дни недели. При выборе месяца требуется повернуть диск так, чтобы номер текущего года и название месяца совпали. В результате дни недели расположатся таким образом, что будет получена сетка календаря на выбранный месяц.
Как правило, диск таких календарей делится на 28 частей, а сами календари рассчитаны на 23—28 лет, однако возможны и другие модификации.
Иногда на диск наносятся не дни недели, а сами числа месяца, что позволяет получить календарную сетку в более привычной форме — неделя всегда начинается с понедельника или воскресенья, в зависимости от страны, где используется календарь. Но такие календари производились редко, в основном из-за сложности нанесения цифр месяца по спирали.
На календаре остаётся много свободного пространства, которое очень часто заполняется различными изображениями или информацией (инструкцией по применению, списками праздников и т. п.)
В программировании
Существуют разнообразные методы вычисления дня недели. Некоторые из них основываются на заранее просчитанных таблицах сдвигов, а некоторые вычисляют все необходимые значения «с нуля» при каждом запуске. Иногда алгоритмы представляют собой автоматизированные версии табличных календарей.
Как правило, каждый метод имеет две модификации — для юлианского и для григорианского календаря.
Применение
До начала XX века календари не применялись в целях планирования времени. Основное значение таких приспособлений было религиозным — они использовались для вычисления праздников и знаменательных дат.
Во времена СССР вечные календари можно было найти почти во всех учреждениях и во многих квартирах — календарь не занимал много места и мог использоваться несколько десятков лет. Однако лишь немногие календари прослужили весь свой срок.
Сейчас многие из календарей используются детьми в качестве игрушек. Иногда вечные календари до сих пор используют для получения дней недели (хотя экземпляры, сохраняющие работоспособность после 2000 года, очень редки). Иногда они являются предметом коллекционирования.
Несмотря на то, что с появлением компьютеров необходимость в вечных календарях отпала, подобные устройство до сих пор встречаются в механических наручных часах.
Вечный календарь может быть реализован самыми разнообразными способами, внешне абсолютно непохожими друг на друга.
Итоги анкетирования
(Среди взрослого населения)
Всего были опрошены 36 человек.
1. Знаете ли Вы о вечном календаре? – знают 6 человек
2. Есть ли у Вас дома вечный календарь? – у 1 человека
3. Какими календарями Вы пользуетесь в данное время?
На первый вопрос 17% (6 человек) ответили, что знают и видели.
На второй вопрос «Да» ответил один, что составляет 0,03%
На третий вопрос 100% пользуются календарями с телефона
69 % используют настенные календари и 50% отрывными календарями.
Календарь появления и ломки рогов Быка Мороза
Эhээ Дьыл, как известно, является хозяином знаменитого Быка – Быка Эhээ Дьыла или Быка мороза. С ростом его чудесных рогов морозы крепчают, а когда они ломаются, наоборот, морозы ослабевают. Рога растут, а также ломаются поочередно. Внешне он похож на мамонта и быка одновременно. Благодаря Быку Эhээ Дьыла, Якутия славится своими морозами и у нас находится Полюс холода Северного полушария. Представления об облике Быка Эhээ Дьыла эволюционировала по мере накопления знаний и повышения интереса людей к этому мифическому существу.
Первое время думали, что Бык Эhээ Дьыла это просто огромный бык с огромными рогами. Затем, исследователи, по мере изучения мифов и легенд якутов и других народов Сибири, пришли к предположению, что прототипом Быка Эhээ Дьыла или Быка мороза, возможно, был мамонт. Однако, как считает профессор Г.С.Угаров, что богатая фантазия народа саха создала образ совершенно нового мифического существа - Быка Эhээ Дьыла, вобравшего в себя черты знакомых им домашнего быка и ископаемого мамонта.
Вот этот симбиотический образ Быка Эhээ Дьыла был реконструирован доктором биологических наук, профессором Северо-Восточного Федерального университета им. М.К.Аммосова Г.С.Угаровым. Однако есть оригинальные “портреты” Быка Эhээ Дьыла, написанные другими художниками, которые, сохраняя его симбиотический облик, создают его образ по-иному.
Зима в Якутии длится пять месяцев - с середины октября до середины марта. Именно в середине октября, по преданиям, из Северного Ледовитого океана в мир людей является Бык зимы.
Вот как описывается Бык в народной песне:
Когда я посмотрел на него,
он сильным морозом задышал,
дыхание у него — густой туман,
доха — из ледяных сосулек,
нос — из ледяной глыбы,
глаза — как до дна промерзшие проруби,
ресницы — из ледяной бахромы,
имел длиннее длинного остроконечные рога,
спину такую огромную, что застилала солнце,
брюхо из иглистых льдин,
загривок из громадных льдин,
пот из кухтяного* снега,
из подмышек шел резкий холод,
из паха — редкая стужа,
хвост его — иссушающая засуха,
спутник — великий голод,
бока его — алчность и жадность,
ребра его — ненасытность и обжорство,
вот какое страшилище, оказывается!
КАЛЕНДАРЬ РОСТА И ЛОМКИ РОГОВ БЫКА ЭhЭЭ ДЬЫЛА
14 октября, Покров день – Бык Эhээ Дьыла выходит из Ледовитого океана на Серединный мир наступает зима. У него еще нет рогов, но даже его дыхание приносит холод и мокрый снег. 8 ноября – У Быка Эhээ Дьыла вырастает Первый рог. Начинаются устойчивые зимние морозные дни. 21 ноября – Кончик рога заостряется. Морозы усиливаются. 21 декабря – Вырастает Второй рог. Начинаются знаменитые трескучие якутские морозы. 8 января – Заостряется кончик Второго рога. Мороз набирает полную силу, начинаются крещенские морозы. 31 января – Острие у обоих Рогов притупляется. Морозы слегка ослабевают. 12 февраля – У Быка Эhээ Дьыла ломается первый рог. Морозы заметно ослабевают. 24 февраля – У Быка Эhээ Дьыла ломается Второй рог и морозный период года заканчивается. 22 мая – Новый год по календарю народа саха. Первый ысыах года. Полностью тают останки рогов Быка Эhээ Дьыла, и он уплывает на Ледовитый океан отдыхать до следующей зимы. Холодное время года уже позади, у скота заканчивается стойловый период, наступает весна Легенда о Быке Морозе.
Якутские народные календари были близки к русским деревянным календарям-святцам. В основном, это были обычные деревянные дощечки, на которые с помощью зарубок и особых знаков заносилась важная информация. Календари не составлялись специально для одного определенного года, они могли быть использованы и в последующем году. Поэтому их называли "вечными календарями" (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар). Одинаковых календарей у якутов не было, даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов.
Календари делились на годовые, месячные и недельные. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня. Иногда эти палочки имели форму птиц.
В древности якуты не видели и не знали мамонта. Поэтому огромные мамонтовые бивни, которые находили наши предки, они принимали за бычьи рога. Рога находились вмерзшими во льдах, потому люди думали, что они источают жестокий холод. Таким образом, соединились два образа – мамонта и быка. По представлениям древних якутов, хозяином холодного периода был старик Дьыл, но он сам холодом не ведал. Поэтому ему приписывали в собственность Быка. Получается такая картина: Старик Дьыл каждую зиму приезжает на своем Быке из Северно-Ледовитого океана и привозит зиму, а когда Бык теряет свои рога, то наступает потепление. Это поверье было очень популярно у народа. Бык Эhээ Дьыла считался вечно живым, как сама Природа.
Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Дерево, резьба.
Из года в год: "вечные" календари народа Саха
У каждого улуса, у каждой семьи была своя уникальная дощечка с важными датами, служившая из года в год.
Якутские народные календари были близки к русским деревянным календарям-святцам. В основном, это были обычные деревянные дощечки, на которые с помощью зарубок и особых знаков заносилась важная информация. Календари не составлялись специально для одного определенного года, они могли быть использованы и в последующем году. Поэтому их называли "вечными календарями" (yйэттэн yйэ5э диэри барар халандаардар). Одинаковых календарей у якутов не было, даже в календарях одного и того же улуса бывали расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов.
Практически все месячные и недельные календари имели круглую форму. В некоторые в качестве украшения вставлялись кусочки слюды. В календарь с помощью зарубок и особых знаков заносилась информация о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли, о днях семейных праздников. Эти календари имелись почти в каждой якутской семье.
Вечный календарь — набор таблиц
Среди этих деревянных календарей есть экземпляры самой разнообразной формы и качества работы: от простых гладких досок до имеющих вычурную форму и украшенных тонкой резьбой.
Календари делились на годовые, месячные и недельные. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня. Иногда эти палочки имели форму птиц.
Исчисление года начиналось с пробуждения природы — в мае. Встречу Нового года отмечали обрядом Ысыах, который проводили в течение трех самых долгих дней — в июне, а три самых коротких дня в декабре признавали в качестве "макушки года".
Якутский спиралевидный календарь – деревянный календарь.
С принятием христианства летоисчисление якутского народного календаря изменилось, были внесены церковные праздники. Органичное соединение русского и якутского календарей превратилось в удобную систему узнавания времени. В отдельных случаях якутские календари допускали значительные отступления: иногда год начинался с 1 сентября, не обозначались некоторые церковные праздники, так как они не были связаны напрямую с ведением хозяйства.
В книге "Истоки мифологии и традиционный календарь якутов" А.И. Гоголев пишет: "После массовой христианизации населения Якутии в первой половине XIX века, наравне с традиционным, распространяется русский православный календарь. По нему год начинается с осени. На деревянном “вечном” календаре “для почитания каждого воскресного дня” первый месяц — сентябрь".
В фондах Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера хранится календарь, приобретенный в 1911 году у Петра Герасимова из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Этот вечный календарь представляет собой четырехугольную деревянную доску, имеет 12 горизонтальных полос с отверстиями, каждое из которых соответствует определенному месяцу и графическим обозначениям праздников. Год начинается с сентября (это перенято от русского народного календаря, так как у якутов открывает год май).
Заключение
Изучив литературу о создании истории календаря, о вечном календаре я узнала много интересного. Без календаря движения человека во времени не возможно. Мне понравилась Легенда о Быке Эhээ Дьыла и изготовление Вечного календаря из папье-маше, которая может стать нашей семейной реликвией.
Использованная литература
Крутильный маятник своими руками
Сказка "12 месяцев". История и современность
Лавовая лампа
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Как нарисовать лимон акварелью