Тезисы работы «О чём расскажут наличники» (Архипова Ксения, МБОУ Барандатская СОШ, Тисульский муниципальный район).
Резные наличники в славянских домах – не только красота, но и важная составляющая природного образа жизни. Вслушаемся в это слово: «наличник», т.е. «находящийся на лице». Фасад дома – это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть чистым и красивым. Однако внешний мир не всегда добр, порой от него надо защищаться. Именно двери и окна – возможность попасть внутрь. Значит, их нужно защищать. Каждый хозяин старался это сделать. Одним из способов защиты были охранные знаки и заклинания. Поэтому наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
В нашем селе есть наличники в старых домах, на которых представлены необычные изображения – не то змеи, не то ящеры. Способ резьбы тоже не похож на привычный, современный. Мы заинтересовались этим явлением и решили исследовать, насколько возможно, данный вопрос.
Тема исследования: Старинные наличники села Большой Барандат
Цель работы: выяснить, с чем связано появление определённых художественных мотивов на оконных наличниках села Б. Барандат, их символический смысл, а также сохранить письменное и фотосвидетельство о культуре быта наших односельчан.
Задачи, которые необходимо было решить в ходе работы: познакомиться с научной и публицистической литературой по данной теме; собрать необходимый фактический и фотоматериал по истории наличников в нашем селе; проанализировать литературу по данной теме; познакомиться с различными видами оконных наличников; сделать обоснованный вывод о своеобразии местных наличников.
Актуальность работы заключается в том, что изучение предметов народного быта помогает понять культурное наследие народа, традиции и национальный характер, помогает сохранить письменное и фотосвидетельство о культуре быта наших односельчан
Гипотеза. Каждый элемент декора в народном искусстве резьбы имеет своё значение, свой смысл. Необходимы знания знаковой системы народного искусства для понимания национального характера и истории народа и правильного использования фольклорной символики в современном дизайне.
Теоретическая и практическая значимость данной работы. Данная работа позволяет узнать истоки появления художественных символов, украшающих оконные наличники, формировать представление о народном понимании красоты и своеобразии истории нашего села.
2.1.История наличников. Родиной резных наличников считается Нижегородская область. В этой местности развита глухая резьба: рельефная, объемная. Такая же тенденция наблюдается в Томской области и в Тюмени.
2.2.Символика оконных наличников. Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникла достаточно давно. Мотивы рисунков сохраняют народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах и, вероятно, заключают в себе магическую силу. Резные наличники – это, во-первых, большой оберег, не допускающий в дом проникновения навьев, тьмы. Для этого резьба включала в себя изображение природных сил, солнца, «хлябей небесных» и «тверди небесной». Во-вторых, резьба вокруг окна показывала круговое движение Солнца. Кроме того, можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Магические символы древнерусских резных наличников можно разделить на несколько групп [6]:[1] знаки-обереги (берегини и рожаницы), солярные знаки, водяные знаки, земляные знаки, животные и растения. Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь охранными знаками.
2.3.Змеи и звери – хранители и заступники
Животный мир наличников чаще всего представлен птицами. А как же змеи, которых встретили мы на барандатских старинных наличниках? Ведь змеи всегда внушали человеку страх и опасение. Оказывается, не только со страхом и отвращением относились наши предки к змеям и ужам, но и с большим почтением, так как считали их охранителями посевного зерна или домовыми. Кроме того, змеи тесно связаны с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни [12],[2] и змеи в схематичном виде часто встречаются на наличниках. Но на барандатских наличниках змеи легко узнаваемы, это почти скульптурное рельефное изображение, что, на наш взгляд, редко встречается и говорит о довольно старинном их происхождении.
2.4.Особенности барандатских старинных наличников. Большой Барандат основан в 1820 году на левом берегу р. Барандат, по имени которой и назван. Население в Барандате было старожильческое. Мы исследовали наличники четырёх домов: дом Пугиных, дома Ганиных, Ушаковых и неизвестного хозяина. Это старые дома, так как они находятся в нижней части села на ул. Октябрьской, а это, по всей вероятности, одна из первых, если не первая улица в Б. Барандате. Именно на наличниках этих четырёх домов мы видим змей и драконов, а способ резьбы их совершенно не похож на более поздние наличники. Исследуемые нами наличники выполнены в манере глухой и накладной объемной резьбы. Нужно отметить и своеобразие мотивов и приемов обработки дерева. Старинные барандатские наличники как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной, они больше похожи на лепнину.
Наличники рассказывают нам историю наших предков. Исследуя старинные наличники в селе Большой Барандат, можно сделать вывод, что они изготовлены, вероятно, в XIX веке. Вероятно, они выполнены одним мастером. Кроме того, на всех четырёх вариантах – под фигурами змей расположена извилистая белая линия, вероятно, вода. Особенно нас заинтересовало то, что на старинных барандатских наличниках изображены не солярные, не растительные знаки, а змеи. Мы думаем, что в старину жители нашего села относились к этим животным не только с опаской, но и с уважением, воспринимали их в качестве защиты. Дома со змеями на наличниках в основном расположены в нижней, старой части села, это большие, добротные дома зажиточных хозяев.
[1] Миненко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в 18 –первой половине 19 века. Новосибирск, 1989.
[2] Иван Хафизов. Интернет-проект «Наличники». http://www.berlogos.ru/interview/intervyu-s-osnovatelem-proekta-nalichniki-ivanom-hafizovym/
Вложение | Размер |
---|---|
Архипова К. О чём расскажут наличники | 465 КБ |
Архипова К. "О чём расскажут наличники", презентация | 1.36 МБ |
Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся
образовательных организаций «Кузбасские истоки»
Предметное направление Искусство и культурология
Исследовательская работа
О чём расскажут наличники
Архипова Ксения
8 класс
МБОУ Барандатская СОШ
Тисульский муниципальный район
Научный руководитель: Клюева Н.В., учитель высшей квалификационной категории |
МБОУ Барандатская СОШ
Тисульский муниципальный район
с. Б. Барандат, 2018 год
Оглавление
Стр. | |
I. Введение………………………………………………………………… | 3 |
II. Основная часть………………………………………………………… | 5 |
2.1. История наличников……………………………………………... | 5 |
2.2. Символика оконных наличников……………………………….. | 5 |
2.3.Змеи и звери – хранители и заступники………………………… | 8 |
2.4. Особенности барандатских старинных наличников…………… | 10 |
III. Заключение……………………………………………………………. | 12 |
Список литературы……………………………………………………….. | 14 |
Приложения ………………………………………………………………. | 15 |
Резные наличники в славянских домах – не только красота, но и важная составляющая природного образа жизни. Вслушаемся в это слово: «наличник», т.е. «находящийся на лице». Фасад дома – это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть чистым и красивым. Однако внешний мир не всегда добр, порой от него надо защищаться. Именно двери и окна – возможность попасть внутрь. Значит, их нужно защищать. Каждый хозяин старался это сделать. Одним из способов защиты были охранные знаки и заклинания. Поэтому наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Сельскому жителю привычны резные наличники, представляющие собой кружевную вязь, растительный и геометрический орнаменты. Однако в нашем селе есть наличники в старых домах, на которых представлены изображения не то змей, не то ящеров. Да и способ резьбы не похож на привычный, современный. Мы заинтересовались таким необычным декором и решили исследовать, насколько возможно, этот вопрос.
Тема исследования: Старинные наличники села Большой Барандат
Цель работы: выяснить, с чем связано появление определённых художественных мотивов на оконных наличниках села Б. Барандат, их символический смысл, а также сохранить письменное и фотосвидетельство о культуре быта наших односельчан.
Задачи, которые необходимо было решить в ходе работы:
Задачи и цель работы определили следующие методы работы: работа с литературой и Интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, изучение иконографического материала, анализ и описание фотоматериалов, беседа, наблюдение, сравнение, обобщение.
Актуальность работы заключается в том, что изучение предметов народного быта помогает понять культурное наследие народа, традиции и национальный характер, помогает сохранить письменное и фотосвидетельство о культуре быта наших односельчан
Объектом данного исследования являются наличники как отражение народного восприятия окружающего мира.
Предмет исследования: тайны символики и своеобразие наличников села Большой Барандат.
Проблема. Сегодня при строительстве и декорировании частных домов и коттеджей активно используются различные виды деревянной резьбы. При этом нередко происходит бездумное соединение различных стилей, форм, народное искусство подменяется кичем. На наш взгляд, это приводит к утрате самобытности, к искажению представления о собственной истории, о национальном характере.
Гипотеза. Каждый элемент декора в народном искусстве резьбы имеет своё значение, свой смысл. Необходимы знания знаковой системы народного искусства для понимания национального характера и истории народа и правильного использования фольклорной символики в современном дизайне.
Новизна исследования заключается в представлении местного краеведческого материала по данной теме и в том, что тема мало изучена.
Теоретическая и практическая значимость данной работы. Данная работа позволяет узнать истоки появления художественных символов, украшающих оконные наличники, формировать представление о народном понимании красоты и своеобразии истории нашего села. Работа может представлять ценность для читателей, интересующихся историей сохранения самобытного искусства деревянной резьбы. Собранный материал поможет сохранить местные традиции украшения жилища. Кроме того, материалы исследования можно использовать на уроках истории по изучению родного края, на классных часах и музейных уроках.
Родиной резных наличников считается Нижегородская область. Наличники появились в тот момент, когда исчезло деревянное судоходство, возникли паровые машины, металлические корабли. Оставшимся без работы резчикам, которые всю жизнь занимались украшением деревянных кораблей (Рис.1), стало некуда прикладывать свой труд: они принялись украшать свои дома, а затем и дома соседей. Это совпало с промышленной революцией и экономическим ростом: появились стекла, оконные проемы стали больше размером, у людей возникла потребность их украшать. Существуют и другие версии возникновения резных наличников. В Нижегородской области развита глухая резьба: рельефная, объемная (Рис.2). Такая же тенденция в Томской области и в Тюмени. А есть регионы, где больше развита сквозная резьба, встречается очень ажурная [10].[1]
Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникла достаточно давно. Мотивы рисунков сохраняют народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах и, вероятно, заключают в себе магическую силу. В русской деревне тесно переплелись язычество и православное христианство, но произошло это, на наш взгляд, не от темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться.
Итак, резные наличники – это, во-первых, большой оберег, не допускающий в дом проникновения навьев, тьмы. Для этого резьба включала в себя изображение природных сил, солнца, «хлябей небесных» и «тверди небесной».
Во-вторых, резьба вокруг окна показывала круговое движение Солнца.
На востоке, в зените, на западе и его нижнее движение по подземной реке от точки заката до точки восхода (Рис.4).
С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце (Рис.3).
По боковинам окна и справа, и слева закрепляются накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой) (Рис.4). Кроме того, можно увидеть на наличниках и другие символические знаки, например, образы коней, которые являются многозначными, – с их помощью выражаются различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней всегда связывались непосредственно с солнцем. В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… (Рис.8)
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Магические символы древнерусских резных наличников можно разделить на несколько групп [6]:[2]
Охарактеризуем коротко эти знаковые группы.
Берегиня и подземные воды. (Рис.6) Одним из самых важных событий в жизни человека является рождение. И женщина-мать должна всегда была главной фигурой в народном искусстве. Фигурка с раскинутыми руками и ногами – фигурка женщины, дарующей жизнь, один из самых частых образов, занимающих важное место, как на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен – берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и линий. Но в любом случае ее можно узнать – центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги [6].[3]
Еще один важный символ магических знаков наших предков – это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками [6].[4]
Следующая группа – водные знаки (Рис.5). Без воды нет жизни, от нее зависит урожай, а значит, жизнь и благополучие семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам – это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле [6]. [5]
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые – ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы (Рис.7). Так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле [6].[6]
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь охранными знаками.
2.3.Змеи и звери – хранители и заступники
Животный мир наличников чаще всего представлен птицами. Возможно, это объясняется тем, что с птицей издавна было связано представление о свободе, о красоте. Чаще всего – это голуби и ласточки. Но много на наличниках и домашних птиц – в основном куры и петухи, но утки тоже встречаются. Какие только существа не уживаются на традиционных резных наличниках. На резных наличниках можно увидеть сильно стилизованные изображения домашних животных – коня, барана, птицы, рыбы и даже насекомых – паука, бабочки и пчелы [1].[7]
А как же змеи, которых встретили мы на барандатских старинных наличниках? Ведь змеи всегда внушали человеку страх и опасение. Вспомним бранные словосочетания: «змея подколодная», «язык, как змеиное жало» и т.д. В народных сказках и былинах вражеская сила часто представлена образом змея. Да и в нашем селе есть легенда, по которой за доброту и милосердие странник отблагодарил барандатских жителей тем, что избавил их от змей, заколдовав их в старой лиственнице на Могильской горе. Но, оказывается, не только со страхом и отвращением относились наши предки к змеям и ужам, но и с большим почтением. И не только потому, что змеиного яда боялись, но и потому, что считали их охранителями посевного зерна или домовыми. Кроме того, змеи тесно связаны с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни [12].[8]
Если оглянуться назад, то змеи – ужи – были спутниками и друзьями человека очень давно и не только на территории нашей страны. Ужей держали в домах, поили молоком и почитали как покровителей дома, огорода и поля. А всё потому, что ужей, как и кошек, боятся грызуны. Поэтому ужи были жизненно необходимы везде, где шла речь об урожае, особенно о зерновых культурах.
В этом смысле любопытным оказываются названия ужей (их переводы) на разных языках. Русские называли ужа «домовиком», болгары – хозяином, чехи – гадом-господариком, а сербы – стражем и хранителем (Рис.12). Потому попадание ужей на очелье наличника весьма закономерно. Правда, распознать их на наличнике очень сложно, ведь каждое последующее повторение отличалось всё большей и большей схематичностью: где-то эти змеи стали просто S-кривыми (Рис.9. 10) [12].[9]
Это даёт нам право говорить о том, что змеи встречаются крайне часто на наличниках. Ведь подобные две кривые можно встретить почти повсеместно.
Но на барандатских наличниках змеи легко узнаваемы, это почти скульптурное рельефное изображение, что, на наш взгляд, редко встречается и говорит о довольно старинном их происхождении – возможно, середина XIX – начало XX века (Рис.13-16).
Так же часто на наличниках можно встретить изображение ящера или дракона. Ящер – это тоже змей – владыка подземных вод. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек.
Большой Барандат (Барандат) – село в Тисульском районе Кемеровской области России. Центр Большебарандатского сельского поселения. Поблизости от села находятся курганы, являющиеся памятниками археологии Тисульского района.
Большой Барандат основан в 1820 году на левом берегу р. Барандат, по имени которой и назван. С 1858 года в селе открылся самостоятельный приход, включивший в свой состав деревни Усть-Барандатская, Больше-Пичугино. Построенная церковь была освящена во имя иконы Пресвятой Богородицы «Казанская». С появлением села связано множество, а вот точного перевода названия села не имеется.
К 1899 году из состава Дмитриевской волости была выделена Больше-Барандатская волость Мариинского уезда Томской губернии. В 1911 году в Большом Барандате проживало чуть более 1440 жителей [4]. [10] Население в Барандате было старожильческое, но к середине 80-х годов ХХ века никого из коренного населения практически не осталось, оно почти полностью было обновлено.
Мы исследовали наличники четырёх домов: дом Пугиных, дома Ганиных, Ушаковых и неизвестного хозяина. Это старые дома, так как они находятся в нижней части села на ул. Октябрьской, а это, по всей вероятности, одна из первых, если не первая улица в Б. Барандате. Три дома из четырёх сейчас пустуют, полуразрушены. Но, по свидетельству старейших жителей села (Н.П. Курочкина, А.П. Вьюнова), они были построены в середине или ближе к концу XIX века. Именно на наличниках этих четырёх домов мы видим змей и драконов, а способ резьбы их совершенно не похож на более поздние наличники: середины и второй половины XX века. Наличники середины XX века относительно просты: накладные или рельефные ромбы в верхней и нижней части и на боковинах (Рис.11); в 70-х – 80-х годах XX века наличники в Барандате украшали накладным кружевом или пропильной резьбой. Были и хорошие мастера такой резьбы: А.И. Иванов, В.И. Желнин, И.А. Ланин. Так украшены многие дома и здание сельской администрации (В.И. Желнин).
Но исследуемые нами наличники выполнены в манере глухой и накладной объемной резьбы. Нужно отметить и своеобразие мотивов и приемов обработки дерева.
Отметим, что глухая резьба выполняется на толстой доске путем углубления фона. Постепенно выявляется рельефный рисунок, высота которого колеблется от одного до двух сантиметров (Рис.1, 2). Края его либо остаются острыми, под прямым углом к фону, либо округло моделируются. Глухая, или плоскорельефная, резьба по времени происхождения – самая старая. Ею испокон веков покрывали бытовые предметы, а в XIX веке она прочно заняла место на карнизах и на наличниках домов [3].[11] Старинные барандатские наличники как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной, они больше похожи на лепнину (Рис. 13-16).
Народная традиция пронесла сквозь века магические знаки, украшая одежду, жилище. Но со временем они утратили для нас магическое значение, суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно.
Сейчас в деревнях, где еще недавно можно было увидеть сохранившиеся до наших дней произведения резного ремесла, на смену окнам в деревянных рамах приходит металлопластик, который иногда тоже обрамляют наличниками, но это просто украшение.
Древняя магия забыта, а могущественные символы-заклинания деградировали до уровня декоративных элементов. Но всё же их смысловая глубина и эстетическое совершенство никуда не делись и прекрасно ощущаются каждым, кто их видит.
Очень интересный материал представлен в интернет-проекте «Наличники» его основателем Иваном Хафизовым. По его гипотезе, «наличники встречаются в границах влияния русской культуры. В Польше есть, но мало – только на востоке, где распространено православие». А вот на Севере Казахстана, в Сибири наличие самых разнообразных узоров, способов резьбы объясняется тем, что туда ехали из Владимира и Нижегородской губернии, где именно предположительно и зародились резные наличники [12]. [12]
Обобщая изученный материал, можно абсолютно точно сказать, что старинные мастера сохраняли традиции, делая так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Возможно, они не задумывались о магических свойствах узоров и символов, но бережно пронесли знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом.
И всё же наличники рассказывают нам историю наших предков. Исследуя старинные наличники в селе Большой Барандат, можно сделать вывод, что они изготовлены, вероятно, в XIX веке. Об этом говорит, во-первых, вид резьбы – глухая, рельефная, похожая на лепнину, во-вторых, подробная проработка рисунка – не схематичные линии, а почти скульптурное изображение. В ХХ веке украшали окна в основном пропильной резьбой. Наличники на домах Пугиных и Ганиных похожи по манере исполнения. Вероятно, они выполнены одним мастером. Кроме того, на всех четырёх вариантах – под фигурами змей расположена извилистая белая линия, вероятно, вода. Особенно нас заинтересовало то, что на старинных барандатских наличниках изображены не солярные, не растительные знаки, а змеи. Мы думаем, что в старину жители нашего села относились к этим животным не только с опаской, но и с уважением, воспринимали их в качестве защиты. Дома со змеями на наличниках в основном расположены в нижней, старой части села, это большие, добротные дома зажиточных хозяев. Но один «дом со змеями» стоит при въезде в село, он построен в 50-е годы ХХ века, а наличники на нём старинные. Рассказывают, что они были сняты с ветхого дома и перенесены на новый.
Хочется верить, что материал, собранный в ходе исследования, позволит сохранить хоть частицу этой красоты и объяснит тайное значение символов и узоров на старинных наличниках.
В наше время, когда деревенские дома утрачивают свой первоначальный вид, очень важно сохранить этот первозданный вид, если не наяву, то хотя бы на фотографиях, чтобы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их прадеды.
Список литературы
Источники:
– летопись села Большой Барандат,
– воспоминания жителей села:
Приложения
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Магические символы
Рис. 6
Рис. 5
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 10
Рис. 9
Рис. 11
Рис. 12
Барандатские наличники
Рис. 13
Рис. 16
Рис. 14
Рис. 15
[1] Чижикова Л.Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. // Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1970, с.7-52.
[2] Миненко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в 18 –первой половине 19 века. Новосибирск, 1989.
[3] Миненко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в 18 –первой половине 19 века. Новосибирск, 1989.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950, с.89
[8] Иван Хафизов. Интернет-проект «Наличники». http://www.berlogos.ru/interview/intervyu-s-osnovatelem-proekta-nalichniki-ivanom-hafizovym/
[9] Иван Хафизов. Интернет-проект «Наличники». http://www.berlogos.ru/interview/intervyu-s-osnovatelem-proekta-nalichniki-ivanom-hafizovym/
[10] Государственный архив Томской области. Ф. 234. Оп. 1. Д. 42.
[11] Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1960, с.58.
[12] Иван Хафизов. Интернет-проект «Наличники». http://www.berlogos.ru/interview/intervyu-s-osnovatelem-proekta-nalichniki-ivanom-hafizovym/
Слайд 1
МБОУ Барандатская СОШ Тисульский муниципальный район Рук. Клюева Н.В., учитель русского языка и литературы О чём расскажут наличники Архипова Ксения 8 классСлайд 2
В нашем селе есть наличники в старых домах…
Слайд 3
Тисульский район: с. Тамбар , д. Листвянка, д. Кайчак , д. Вознесенка, д. Усть-Барандат , с. Куликовка Чебулинский район: с. Курск-Смоленка , с. Уст-Серта , п. Верх-Чебула Маринский район: с. Суслово , д. Милёхино , д. Вторая Пристань Тяжинский район: с. М. Пичугино , с. Ступишино , с. Новопокровка
Слайд 4
Маринский район: д. Вторая Пристань
Слайд 5
Цель: выяснить, с чем связано появление определённых художественных мотивов на оконных наличниках села Б. Барандат, их символический смысл, а также сохранить письменное и фотосвидетельство о культуре быта наших односельчан. Тема : Старинные наличники села Б. Барандат
Слайд 6
Задачи : познакомиться с научной и публицистической литературой по данной теме; собрать необходимый фактический и фотоматериал по истории наличников в нашем селе; проанализировать литературу по данной теме; познакомиться с различными видами оконных наличников; сделать обоснованный вывод о своеобразии местных наличников. Методы : работа с литературой и Интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, изучение иконографического материала, анализ и описание фотоматериалов, беседа, наблюдение, сравнение, обобщение. Источники: литература по теме, Интернет (проект «Наличники» И. Хафизова), барандатские наличники, беседы с жителями села.
Слайд 7
Корабельная резьба. Ею украшали деревянные корабли Примеры глухой резьбы
Слайд 8
Образец пропильной резьбы
Слайд 9
Изображение солнца на наличниках
Слайд 10
Магические символы древнерусских резных наличников: знаки-обереги ( берегини и рожаницы ) солярные знаки водяные знаки земляные знаки животные и растения символы-пожелания символы, передающие информацию о хозяевах Конь – это символ света Берегиня Символы воды Знаки земли
Слайд 11
А как же змеи? Лютый зверь крокодел . Храм Покрова на Нерли, 1165 г., Владимирская обл. Изображения змей
Слайд 12
домовик хозяин гад-господарик страж и хранитель Уж А как же змеи? S
Слайд 13
Барандатские наличники Дом Пугиных Дом Ганиных Дом Ушаковых
Слайд 14
Наличники 70-х годов ХХ века
Слайд 15
И.А. Ланин А.И. Иванов В.И. Желнин Барандатские наличники, украшенные пропильной резьбой и накладным кружевом
Слайд 16
Глухая резьба на барандатских наличниках
Слайд 17
Барандатские наличники Дом Пугиных Дом Ганиных Дом Ушаковых
Слайд 18
1. Вид резьбы – глухая, рельефная, похожая на лепнину 2. Подробная проработка рисунка – не схематичные линии, а почти скульптурное изображение 3. Изображены не солярные, не растительные знаки, а змеи Наличники изготовлены давно, вероятно, в XIX веке (вид резьбы и то, что дома находятся в нижней, старой части села) Жители села относились к змеям не только с опаской, но и с уважением, воспринимали их в качестве защиты. Выполнены одним мастером Дома зажиточных хозяев Особенности барандатских старинных наличников: Выводы:
Слайд 19
Благодарим за внимание!
На берегу Байкала
Рисуем акварельное мороженое
Аэродинамика и воздушный шарик
Ласточка
Хитрость Дидоны