Работа обучающихся 2 «Б» посвящена вопросу исследования биографических фактов, выбора юношеского увлечения – художественной обработки камня, повлиявших на личность жителя Полевского городского округа Вадима Павловича Кукушкина. Обучающиеся готовили работу на основе собранных и систематизированных материалов о полевском художнике, резчике по камню, работнику ПАО «СТЗ», а также на основе личного участия совместно со своими родителями и одноклассниками в общественных инициативах для привлечения внимания подрастающего поколения к истории малой родины и творчества соотечественников среди обучающихся лицея.
Познакомившись с малахитом и другими минералами на уроках окружающего мира, ребята узнали, как велика и притягательна сила камня, как поразительно разнообразен и многолик мир камня. А еще, побывав в Петровском выставочном зале на выставке «Малахитовая шкатулка», где увидели удивительные работы не только полевских мастеров, но и собранные со всей России и за рубежом почти сто редких экспонатов. Там же они познакомились с талантливым камнерезом Вадимом Павловичем Кукушкиным, который помог им попасть в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства. Ребята захотели подробно узнать об одном из чудес природы – камнях, научиться определять их.
Авторами проведена серьёзная работа по вопросу изучения истории камнерезного искусства на Урале, изучению уникальных работ полевского художника по камню, становления личности В. Кукушкина. Авторы работы не только показывают результаты исследования, но и делают собственный вывод об интересной жизненной позиции полевского камнереза.
Вложение | Размер |
---|---|
работа обучающихся о творческом пути полевского камнереза-самородка | 729.5 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение Полевского городского округа «Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
Полевской Данила-мастер
(Творческий коллективный проект)
Авторы: Каримова Арина, Шкитов Леонид, ученики 2Б класса
Руководитель: Федюнина Юлия
Павловна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
Полевской
2020
Оглавление
Введение | |
| |
| |
1.3. Уникальные работы полевского художника по камню | |
1.4. Особенности флорентийской мозаики | |
Заключение | |
Библиографический список | |
Приложение 1. Интервью | |
Приложение 2. Первые работы мастера-камнереза | |
Приложение 3. Мозаичные панно | |
Приложение 4. Изделия из камней В. Кукушкина и знакомство школьников с ними | |
Приложение 5. Отзывы ребят и педагога, побывавших в Петровском выставочном зале на выставке «Малахитовая шкатулка» | |
Введение
У каждого человека есть Родина и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы горы, поля, леса. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Есть на Уральской земле город Полевской, знаменитый бажовскими сказами, горняками, камнерезами, металлургами.
Полевской, город строгий и маленький,
Затерялся средь гор и лесов,
Бесконечных лугов и покосов,
Голубых и прохладных озёр.
Полевской – город сказов Бажова.
Присмотрись – где-то там, вдалеке,
Зеленеют вершины Азова,
Огневушка поёт на селе.
Косой Брод золотишком богат был.
Кто не знал про Жабреев ходок?
На Гумёшках из недр добывали
Малахита зелёный узор.
Элина Гражданкина
Началом своего существования город обязан залежам медной руды на Гумёшках, обнаруженным Сергеем Бабиным и Козьмой Сулеевым в 1702 году. Спустя семь лет на реке Полевой, в честь которой позже будет назван населённый пункт, были обнаружены месторождения медной и железной руд. В 1718 году началась разработка Гумёшевского рудника – этот год считается датой основания города.
Однако не только медная руда скрывалась в недрах местности – именно здесь были обнаружены зелёные камни малахита, вдохновившие уральского писателя Павла Петровича Бажова на создание сказа о Хозяйке Медной горы. Хозяйка или, как её ещё называли, Малахитница, считалась покровительницей рудокопов – добрых и чистых сердцем она награждала, злых и коварных наказывала.
Малахит…
Красив он! А какая радость взгляду!
Пленит и более придирчивый узор.
Оттенки зелени и бирюзы – все сразу
Легли в волшебный неземной узор.
Елена Ножкова
Мы познакомились с малахитом и другими минералами на уроках окружающего мира, узнали, как велика и притягательна сила камня, как поразительно разнообразен и многолик мир камней. Сверкая и переливаясь всеми цветами радуги, самоцветы доставляют огромное наслаждение. Мы очарованы этими уникальными образованиями необъятного минерального царства.
Мы побывали в Петровском выставочном зале на выставке «Малахитовая шкатулка», где увидели удивительные работы не только полевских мастеров, но и собранные со всей России – от Хабаровска до Мурманска, и за рубежом (почти сто редких экспонатов). Здесь же мы познакомились с талантливым камнерезом Вадимом Павловичем Кукушкиным, который помог нам попасть в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства. Мы захотели подробно узнать об одном из чудес природы – камнях, научиться определять их.
Данный интерес возник не случайно. Мой дедушка много занимался минералами и горными породами, собрал небольшую коллекцию камней, а также книги о минералах мира.
Актуальность темы исследования обусловлена низкой заинтересованностью подрастающего поколения в изучении истории малой родины и творчества соотечественников, прославивших своим искусством родной край.
Актуальность работы подтверждается ещё и необходимостью сохранения самобытного искусства уральских мастеровых.
Поэтому цель нашей работы – рассказать о талантливом полевском камнерезе Вадиме Павловиче Кукушкине, прославившем родной город своими работами.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Гипотеза: желание доносить до людей красоту мира, умение добиваться поставленной цели способствуют созданию неповторимых, уникальных, эксклюзивных шедевров.
Объект исследования: работы полевского камнереза Вадима Павловича Кукушкина.
Предмет исследования: воплощение любви к родному краю через творчество мастера.
В своей работе мы использовали газетные статьи, Интернет, отзывы ребят, побывавших на выставке народных мастеров, интервью с Вадимом Кукушкиным.
Методы исследования:
1. Неповторимая судьба полевского камнереза Вадима Павловича Кукушкина
1.1. История камнерезного искусства на Урале
Камнерезное искусство появилось в самые древние времена, так как камень всегда был основным материалом для изготовления большинства вещей.
В России камнерезное искусство зародилось в начале 18 века на Урале. В связи с развитием строительства Санкт-Петербурга появились масштабные заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. В 1720 году по указу царя Петра I первым горным начальником уральских и сибирских заводов был назначен Татищев Василий Никитич. Осваиваются самоцветные месторождения, начинает активно развиваться обработка камня.
К середине 18 века Екатеринбургская гранильная фабрика специализируется на обработке твёрдых пород поделочного камня – яшмы, агата, родонита, топаза, кварца; на работе с мозаичным набором из разного камня, преимущественно из малахита.
К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов украшают интерьеры царских резиденций.
Новый этап в истории Екатеринбургской гранильной фабрики наступил с её переходом под начало Академии художеств в 1797 году. С этого времени мастера работали над созданием предметов высокого художественного и технического качества.
В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.
Свою лепту в каменное дело внёс горный мастер Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Позднее сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звёзд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР – самой дорогой в мире.
Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню вызывает Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского. За время работы её посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости.
20 век важен для камнерезного искусства. Екатеринбургская гранильная фабрика начала сотрудничество с поставщиком императорского двора, самой известной в мире ювелирной фирмой России – фирмой Карла Фаберже. Именно на Урале выполнялись ответственные заказы по изготовлению изделий из камня для царской семьи.
К началу 21 века камнерезные мастера получили выход на свободный рынок минералов, активно осваиваются передовые технологии обработки камня, сохраняются лучшие традиции этого благородного мастерства. Теперь художникам важно передать в камне характер каждого героя через мимику и позу, проработать эмоцию.
В наши дни уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растёт и развивается.
Итак, в разные периоды отрасль то стремительно развивалась, то переживала кризисные моменты. В камнерезном искусстве разрабатывались новые мотивы, шлифовались техники, расширялась область применения камня. За многие века сложилась собственная манера. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц всего мира.
1.2. Начало творческого пути Вадима Кукушкина
Талант, мастерство, внутренняя наполненность рождают шедевры. А шедеврами в камнерезном искусстве Россия может гордиться заслуженно.
Может гордиться и полевским художником по камню Вадимом Павловичем Кукушкиным.
Любовь к художественной обработке камня сложилась у него из двух юношеских увлечений. С детства он любил рисовать и увлекался камнями. Часто Вадим ходил на Азов-гору, Гумёшки и находил там камни, которые привлекали его своей красотой. Он вспоминал сказы Павла Бажова, которые любил читать.
Невидимкой проходит Хозяйка близёхонько где-то.
Вон опять против ветра берёзки качнулись слегка…
А откроется только художникам или поэтам –
Тем, кто верит в неё. Посмотри, вон она, среди скал!
Дмитрий Бахтияров
Когда Вадим учился в школе, он записался в кружок юных геологов при Полевском Доме пионеров, где научился определять камни, знакомился со специальной литературой по горным породам и минералам. Особенно Вадиму нравился малахит, может быть, потому, что любил сказ П.Бажова «Малахитовая шкатулка», а также горный хрусталь.
После окончания школы долго не раздумывал – поступил в Исовский геологоразведочный техникум. Учился с интересом, самозабвенно. И здесь Вадим начал заниматься камнерезным делом. Первый сувенир – розу из родонита – Вадим Кукушкин вырезал в подарок маме.
Первые работы художника – роза, улитка и пёрышко из горного хрусталя, в которых поражает тонкость работы мастера, их красота. (Приложение № 2 рис. 1).
После окончания Исовского геологоразведочного техникума Вадим несколько лет отработал по специальности. Покорял острова Северной Земли на Северном Ледовитом океане, наслаждался непередаваемыми красотами северного сияния. Но любовь к родному краю привела его в родной город. Как говорит Вадим Павлович, Хозяйка Медной горы позвала. Вернувшись в Полевской, он узнал о вакансии резчика по камню на открывшемся участке по изготовлению сувениров Северского трубного завода. С тех пор профессию и хобби он совмещает уже 29-й год. И это огромное счастье, признаётся Вадим Павлович.
1.3. Уникальные работы Вадима Кукушкина
Работы художника по камню Вадима Кукушкина украшают музейные экспозиции и коллекции политиков, бизнесменов и деятелей искусства в стране и за рубежом, а одна из любимых картин – по мотивам сказов Бажова – была подарена российскому премьеру Дмитрию Медведеву.
Яркая скульптурная композиция Вадима Кукушкина – «Данила-мастер», изготовленная в единственном экземпляре с использованием минералов, выполнена в лучших традициях К.Фаберже и А.Денисова-Уральского. Мы видим Данилу-мастера, героя сказа П.Бажова «Каменный цветок», который держит шкатулку «с каменьями» (Приложение № 2 рис. 2). Данила, так же как и автор этой работы, стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы камень живой, и художник должен быть свободен. Герой работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего.
Вспоминаются слова Данилы-мастера: «Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется». Сердце радуется, когда смотришь на это произведение Вадима Павловича. Какое разнообразие камней использует в своей работе художник по камню! Основание скульптуры, сапоги, штаны выполнены из яшмы, паркет – из тигрового и соколиного глаза, руки, рубаха, лицо – из мрамора, фартук – из ирнимита, глаза – из мориона, кошачьего глаза и кахалонга, волосы – из агата, ларец – из малахита и долерита. В ларце 15 минералов: пирит, аметист, изумруд, рубин, аквамарин, гелиодор, горный хрусталь, гранат, топаз, рубеллит, хризолит, родонит и другие.
Но главная гордость художника – панно из камней. По контурам эскиза автор вырезает из тонких обработанных пластин цветного камня отдельные элементы. С помощью эпоксидного клея он плотно соединяет их так, что работа выглядит именно как картина. Обычно в «русской мозаике» используются малахит, родонит, агат, лазурит.
Самое монументальное произведение камнереза – метровая мозаичная карта мира (Приложение № 2 рис. 3). За всю историю страны дважды создавались работы такого качества: карта Франции – в подарок Французской Республике от императора Николая II в 1900 году и карта «Индустриализация СССР» – к 20-летию Октябрьской революции. Обе – на Екатеринбургской гранильной фабрике силами нескольких десятков мастеров.
Современную карту мира полевской мастер Вадим Кукушкин выполнял в одиночку: на панно у него ушло полтора года работы и несколько тысяч пластин из почти 200 разновидностей камней.
– Для каждого государства старался подбирать камни, которые добывают в этой стране и характеризуют её, – рассказывает Вадим. – Например, Россию традиционно связывают с родонитом. Финляндия выполнена из эвдиалита, который называют «саамская кровь», Турция – из распространённого в этой стране мраморного оникса, Израиль – из пегматита, или «еврейского камня».
Часть камней были добыты на местных месторождениях, остальные мастер искал на минералогических ярмарках и заказывал из других городов и стран. Например, реки, моря и океаны сделаны из синего лазурита, привезённого из Афганистана, а лазурит для полярных вод, с вкраплениями «льда», выписывали из Забайкалья. Окантовка карты выполнена из змеевика с Шабровского месторождения. Металлические элементы для картины помогли сделать мастера производственного объединения «Ювелиры Урала».
Второе мозаичное панно на тему сказов Павла Петровича Бажова о Полевской земле выполнено в технике флорентийской мозаики. В.Кукушкин изображает Данилу-мастера, который трудится над созданием чаши, и Хозяйку Медной горы, или Малахитницу – покровительницу творческого труда, мастерства, искусства. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данила-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал». Хозяйка горы проникает в мысли и чувства людей, в их намерения, по крайней мере, в пределах её владений. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.
Картина состоит из 1120 фрагментов. При её изготовлении было использовано более 30 видов минералов и полудрагоценных камней, в том числе малахит, змеевик, родонит, халцедон и другие. В работе Вадим Кукушкин обыгрывает естественный природный рисунок камней: на все тени и блики в глазах Хозяйки Медной горы ушло почти 30 крошечных деталей (Приложение № 3 рис. 1).
Ещё одно мозаичное панно Вадима Кукушкина - на тему сказа П.Бажова «Серебряное копытце». Вспоминаем произведение: «Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может». Картина Вадима Павловича состоит из 980 фрагментов. При её изготовлении мастер использовал более 50 видов минералов и полудрагоценных камней (Приложение № 3 рис. 2).
К слову, описание наиболее значимых работ В.Кукушкина вошло в собрание достижений российского камнерезного искусства и хранится в государственном хранилище Эрмитажа.
Несколько работ мастера, например, эльф и Амур из горного хрусталя, можно увидеть в Уральском минералогическом музее в Екатеринбурге (Приложение № 3 рис.3).
Предметы домашнего уюта Вадим Кукушкин тоже создаёт своими руками – например, шкатулки (Приложение № 3 рис. 4).
Гостиная Вадима Кукушкина напоминает минералогический музей: здесь собрана коллекция камней и изделий из них за 20 с лишним лет (Приложение № 4 рис. 1).
Сейчас Вадим намерен создать скульптурную композицию Хозяйки Медной горы с каменным цветком. Эта работа займёт у мастера более года. А в перспективе он мечтает создать портрет и самого писателя Павла Бажова с героями его сказов в технике флорентийской мозаики.
1.4. Особенности флорентийской мозаики
Вадим Кукушкин создаёт свои шедевры в технике флорентийской мозаики, которая является разновидностью классической мозаики.
Флорентийская мозаика называется так потому, что мастера Флоренции стали первыми использовать естественный, природный цвет и рисунок камня для получения картин. Итальянские мастера называли этот вид мозаики Pietra Dura, что переводится как «прочный камень». Флорентийская мозаика составляется из тонких пластин цветного камня, вырезаемых по контурам изображения. При этом мастер не только использует цвет, но и обыгрывает природную текстуру камня. Первые мозаики, выполненные в такой технике, относятся к 15-16 векам. В то время мастера часто сочетали камень с инкрустацией панцирем черепахи, слоновой костью и перламутром. К концу 16 века была выработана новая технология составления мозаики, сохранившаяся до наших дней.
Творчество флорентийских мастеров оказало влияние на создание мастерских в других странах, в том числе и в России, где во второй половине 18 века центром мозаичных работ становится Петергофская гранильная фабрика, которая работала в тесном сотрудничестве с Петербургской академией художеств. С начала 19 века техника флорентийской мозаики стала использоваться на Екатеринбургской гранильной фабрике – одном из центров Российского камнерезного искусства.
Мозаичные картины обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны во времени, так как каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Особенностью флорентийских мозаик является их абсолютная уникальность. Каждая картина неповторима, и даже при тщательном копировании получается немного иная мозаика.
Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, геометрических форм, рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Оттенки камней, расположение и частота различных прослоек, прожилок, включений, наличие пятен другого цвета – возможности палитры флорентийской мозаики тем разнообразней, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка.
Специальная обработка камня и тщательная подгонка элементов требует значительных трудозатрат. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать годы.
Заключение
Познакомившись с известным полевским камнерезом, художником по камню, побеседовав с ним, мы пришли к выводу, что в жизни любого человека большую роль играет увлечение любимым делом. Вадим Кукушкин с детства прекрасно рисовал, много читал. Особенно любил сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова, которые вдохновили мастера на создание уникальных произведений.
Знакомство с нашим земляком, его работами помогло нам убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: желание доносить до людей красоту мира, талант, умение добиваться цели, терпение помогают Вадиму Павловичу создавать непревзойдённые произведения искусства.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный нами материал познакомил одноклассников, друзей с удивительной коллекцией художника по камню Вадима Павловича Кукушкина. Ребята посетили выставку «Малахитовая шкатулка» и узнали, что в нашем городе живут талантливые люди, которые хотят рассказать о родном крае и его богатстве, неповторимой красоте и яркости.
Библиографический список
1. Белицкая Э.И. Художественная обработка цветного камня. М., 2004.
2. Койструб К. В Полевском живут уникальные народные мастера.// «Диалог», 05.02.2017.
3. Кошкина О. Полевчанин составил карту мира из самоцветов. //«Областная газета», 21.02.2017.
4. Мозаичная карта мира. Глобальное присутствие ТМК. Издательство «Квадрат», Екатеринбург, 2014.
5. Ухин С.В. Художественная обработка камня. Умелые руки. М., 2010.
6. http://studopedia.ru/9_153525_ruchnoe-kovrotkachestvo.html
Приложение 1
Интервью
1 | Какое событие в жизни считаете самым ярким? | Самое яркое событие в жизни – поездка на остров, расположенный в Северном Ледовитом океане. После окончания Исовского техникума меня по распределению направили на север, который оставил неизгладимое впечатление. Вспоминаю северное сияние – явление невероятной красоты, сверкающее многоцветье на небосводе... |
2 | Какие факты оказали наибольшее влияние на формирование характера? | В судьбе каждого из нас был учитель, который сыграл в жизни огромную роль, стал другом, подсказал выбор профессии, да и просто помог стать хорошим, добрым, отзывчивым человеком. Родители тоже одобрили мой выбор, когда я поступил в геологоразведочный техникум. Читал книги по камнерезному делу, знакомился с картинами великих мастеров – всё это способствовало тому, что я увлёкся камнерезным искусством. |
3 | Основные жизненные принципы. | Это честность, открытость. Я живу по принципу: «Дал слово – держи». |
4 | Кого считаете своим наставником? | Наставника как такового нет. Минералы мало изучены. Учился камнерезному мастерству методом проб и ошибок. До всего приходится доходить самому, делать много пробной, экспериментальной работы, чтобы понять материал. А так как он всегда разный: есть рисунок, цвет, просвечиваемость или непросвечиваемость, то появляются и разные возможности к обработке поверхности. Допустим, у одного минерала жирный блеск, у другого стеклянный, злой, хищный... Каждый камешек неповторим, каждый имеет свой рисунок, цвет, форму и… свою душу. Главное – уметь разглядеть это и донести до людей. |
5 | Если бы пришлось прожить жизнь заново, что бы Вы изменили? | Возможно, ничего бы не изменил, потому что я счастлив, что нашёл своё призвание в жизни, что верен своему делу. Моя работа и моё увлечение доставляют мне огромную радость. Я этим живу. |
6 | Любимое занятие. | Не поверите, занятие камнерезным искусством. Да, это очень сложно, но трудности нужно преодолевать. Ведь какой бы ты ни сделал эскиз, камень сам начинает диктовать свои условия. Мастеру нужно найти с ним общий язык, гармонию – только в этом случае получается произведение, красивое, изящное. |
7 | Я не приемлю в людях… | Не приемлю в людях ложь и лицемерие, подлость и равнодушие. |
8 | Мало кто знает, но я … | … не рвусь за славой, за признанием, оцениваю своё творчество более чем скромно. Но мои картины находятся в коллекции председателя совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского и его друзей, в частных коллекциях… |
9 | Какое место малой родины Вам наиболее дорого и почему? Что Вы считаете главной достопримечательностью Вашего города (села/поселка/станицы и пр.)? | Я полевчанин, и мне дороги места, связанные с жизнью Павла Петровича Бажова, с его сказами. Это и Думная гора, и Гумёшки, и Азов-гора. Удивительная красота их восхищает. В древности на вершине горы Думной находилось медеплавильное производство. Вспоминаются строки из стихотворения Льва Сорокина: И, кажется, дедушка Слышко Идёт из сторожки своей, С хрипинкою старческий голос. Но только он сказ заведёт, Закат, как таинственный Полоз, На голос его приползёт. …Костёр заплясал на опушке, Но видится мне: не костёр, А пляшет опять Огневушка В тиши затаившихся гор. Как людям проказница рада! Танцует у всех на глазах. Наверно, не все ещё клады Открыты в Уральских горах. |
10 | Кто из Ваших земляков, живущих ныне или ушедших из жизни, заслуживает наибольшего уважения? | Я опять же возвращаюсь к нашему земляку Павлу Петровичу Бажову. Ведь именно его сказы дают мне материал для творчества. На страницах сказов уральского писателя распускаются неувядаемые каменные цветы, оживают добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и весёлые козлики… |
11 | Знаменательные для муниципального образования/области/страны мероприятия, в которых принимал участие? | В прошлом году Полевской отметил 300-летие. К этому событию был запущен проект «Слово о Полевской земле». Некоторые работы я выставлял на выставке «Город мастеров». Этот проект позволил узнать талантливых и самобытных земляков. К тому же городу была подарена малахитовая шкатулка с самоцветами, которую сделал сам. |
12 | Что побудило Вас стать … (профессия героя)? | Я прекрасно рисовал, читал сказы Павла Бажова. Любил ходить по горам и находить красивые камни. |
13* | Чем для Вас является художественная обработка камня – работой или хобби? | Это счастье, когда всё совпадает: и работа, и хобби. |
14* | Где Вы берёте минералы для своих работ? Добываете ли их самостоятельно? | Да, полевская земля до сих пор богата минералами. Если знать места, то можно найти кусочек малахита, горного хрусталя, пирита. |
15* | С каким камнем Вам больше всего нравится работать? | Я люблю работать с горным хрусталём, потому что чувствуется его чистота, энергетика и совершенная кристаллическая форма. |
Будущим поколениям | ||
16 | Общественная работа (в том числе участие во встречах с молодёжью). | Занимаюсь и общественной работой, которая заключается в том, что я, правда, нечасто, бываю в школах, рассказываю ребятам о богатстве Урала, камнях, о том, чем увлекаюсь, какие планы удаётся реализовать. |
17 | Современная молодёжь – она … (какая)? | … она информированная, позитивная, талантливая. |
18 | Пожелания, напутствие будущим поколениям. | Мне хотелось бы пожелать будущим поколениям найти своё призвание, пожелать мира, счастья, доброты, как в стихотворении Евгении Шиховец: Пусть станет мир светлей, |
Мини-эссе Почему мы решили рассказать именно об этом человеке? Вадим Кукушкин – полевской Данила-мастер, человек увлечённый, талантливый, творческий. Вся его жизнь посвящена любимому делу – созданию шедевров из камня. Это и метровая карта мира из камней и минералов, Данила-мастер и Хозяйка Медной горы, эльф и Амур… Удивляешься работоспособности нашего камнереза, его терпеливости, желанию удивлять людей красотой. Ведь на панно карты мира у Вадима Павловича ушло полтора года работы и несколько тысяч пластин из почти 200 разновидностей камней. Не каждому это дано. В мастере поражает его бескорыстие. Эксклюзивные сувениры, выполненные Вадимом Кукушкиным, преподносят в память о Полевском почётным гостям, первым лицам области и страны. Так, панно «Бажовские сказы о Полевской земле» с Хозяйкой Медной горы подарили Дмитрию Медведеву во время его визита в наш город. Хочется, чтобы такие люди, как Вадим Павлович Кукушкин, славили Полевской – город бажовских сказов. |
Приложение 2
Первые работы мастера-камнереза
Рис. 1 Роза, улитка и пёрышко из горного хрусталя
Рис. 2 Скульптурная композиция «Данила-мастер»
Рис. 3 Карта мира в технике флорентийской мозаики
Приложение 3
Мозаичные панно
Рис. 1 Панно на тему сказов П.Бажова Рис. 2 Мозаичное панно на тему о Полевской земле (подарена сказа П.Бажова «Серебряное
российскому премьеру Д. Медведеву). копытце».
Рис. 3 Эльф и Амур из горного Рис. 4 Предметы домашнего уюта
хрусталя
Приложение 4
Изделия из камней В. Кукушкина и знакомство школьников с ними
Рис. 1 Коллекция камней и изделия из них
Рис. 2 Знакомство одноклассников с творчеством мастера
Приложение 5
Отзывы ребят и педагога, побывавших в Петровском выставочном зале на выставке «Малахитовая шкатулка»
Тарасова Полина | Ведерникова Арина | Жуков Иван | Федюнина Юлия Павловна, классный руководитель |
- Я увидела на выставке много интересного. Здесь представлены уникальные экспонаты: гумёшевский малахит весом 24 кг, различные шкатулки, сделанные из малахита, –Одну из них выполнил Вадим Павлович Кукушкин. | - Мне понравилась маленькая шкатулка, которая выполнена на срезе виноградного зёрнышка, а также скульптурные копии Бажова и его героев. | - А мне понравилась коллекция камней Вадима Павловича Кукушкина. | - Рада, что побывали на экскурсии в музее, прикоснулись к нашей истории. Это дорогого стоит. Я думаю, ребята многое узнали о родном крае, народных умельцах. |
Бабочка
Если хочется пить...
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Прекрасная арфа
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"