Исследовательская работа о народных промыслах и ремеслах Руси.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_promysly_i_remesla.docx | 31.79 КБ |
Государственное казенное образовательное учреждение для детей -сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, Краснобаковский детский дом
Краснобаковский район Нижегородской области
Исследовательская работа
«Народные промыслы и ремесла»
Выполнил: Удалова Алина, 14 лет.
Руководитель: Хорева Н.И., инструктор по труду
р.п. Красные Баки
2018 год
Оглавление:
Введение.
Я решила выполнить конкурсную работу в секции «Промыслы и ремёсла (технология обработки природных материалов)». Ведь эта тема очень актуальна. Каждый человек, который хочет быть духовно развитым, должен знать о промыслах и ремеслах своей страны, своего края. Знакомясь с тем или иным промыслом можно найти много интересной и полезной информации, потому что многие ремесла существуют очень давно. Так или иначе, данная тема имеет общие черты с культурой. В своей работе я расскажу о промыслах и ремеслах России и в частности севера Нижегородской области.
Цель: рассмотреть историю появления некоторых промыслов и ремесел, узнать больше нового и увлекательного, призвать других к знакомству с культурой нашей страны и области.
Задачи: повысить свой культурный уровень, привить любовь и уважение к народным промыслам и ремеслам.
Возможно, прочитав мою работу, кто-то решиться выполнить какую-нибудь поделку, тем самым повысит свой творческий уровень.
Теоретическая часть
Работу я решила назвать «Народные промыслы и ремесла», потому что считаю, что промыслы и ремесла, традиции и обычаи – это наша гордость. Они неповторимы. Мы должны стараться узнавать как можно больше информации, чтобы в дальнейшем передать ее другим поколениям. Мы должны чтить и ценить то, что имеем. В своей работе я решила сделала упор на таких промыслах: Гжель, Павловопосадский платок, Жостовская роспись, Русская матрешка, Хохломская роспись, Городецкая роспись.
Прогуливаясь по поселку, я обращалась к прохожим с вопросами о народных промыслах и ремеслах.
Были заданы следующие вопросы:
1) Какой промысел Вас больше всего интересует?
2) Считаете ли Вы нужным продолжать дело наших предшественников?
3) Вы пробовали себя в творческой промысловой деятельности?
Ответы:
- первый вопрос: 60% опрошенных нравится хохломская роспись, 25% любят гжель и только 15% интересуются жостовским промыслом.
- второй вопрос: 95% опрошенных считают обязательным продолжение дела наших предков и только 5% безразличны к этому.
- третий вопрос: 35% опрошенных пробовали заниматься каким либо промыслом, 20% мечтают попробовать себя в этом направлении, а остальные не задумывались над этим.
Гжельская роспись
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики, обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.
Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
В современном мире гжелью расписывают игрушки, сувениры, керамическую посуду и многое другое. Некоторые ценители искусства используют данную роспись в дизайне квартир и дачных домов. За счет сочетания белых, синих и голубых цветов, украшаемый объект приобретает уникальность.
У меня имеется наглядный пример того, как гжельская роспись может использоваться не только в работе с керамикой, но и с тканью. Так как раньше я занималась в театре моды «Колибри», где девочки своими руками шьют коллекции одежды, у меня есть фотографии прекрасных костюмов, которые отображают все российское наследие, всю красоту души русской. Хочу заметить, что театр моды имеет коллекции, посвященные не только русским традициям, но и другие.
Вы видите фотографию из коллекции «Русский сувенир». Посмотрите, как же прекрасно смотрится это платье, украшенное гжелью, на девушке.
Павловопосадские платки
Теперь я хочу рассказать о Павловопосадских платках, ведь это один из русских народных промыслов. Производятся эти платки в г. Павловском Посаде Московской области.
Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства. Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Лабзиным И.Д.. Правнук, Я. И. Лабзин, совместно с В. И. Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.
С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. Сейчас мы можем себе представить, насколько это сложная работа. Ведь в современном мире практически все делают машины-роботы, а раньше об этом и мечтать не могли.
С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.
Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово-Мытищинского района Московской области. В детстве мне очень нравилось приходить к бабушке и играть с такими подносами. Еще тогда они привлекли мое внимание.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Действительно, эти прекрасные цветы на черном фоне чаруют. Такой поднос может стать не только предметом быта, но и украшением дома.
Мне стало очень интересно, кто же делал и делает эти прекрасные подносы. Я поискала информацию и нашла ведущих художников жостовского промысла. Это А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин. Хочется выразить огромную благодарность таким творческим людям.
Русская Матрешка
Не оставлю без внимания и матрешку, самую «русскую» игрушку. У меня она ассоциируется со щедрой российской душой, с добротой и материнской заботой, с жизнелюбием.
Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.
Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.
Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XIX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.
Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой, потому что в дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Вот такое замечательное семейство матрешек «живет» в доме у моей подружки. Честно говоря, я подумала над тем, чтобы приобрести и себе такую красоту. А когда меня пригласят на день рождения, я буду точно уверена, что такой подарок как русская матрешка придется всем по вкусу и станет отличным дополнением декора.
Хохломская роспись
Не менее оригинальна и красива хохломская роспись.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Городецкая роспись
Одна из самых популярных росписей - городецкая. О ней я сейчас и расскажу.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. На уроках ИЗО и МХК мы зарисовывали такие прялки.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
В две тысячи семнадцатом году я отдыхала в детском оздоровительном лагере «Городецкий». Там посещала кружок, в котором нас учили расписывать предметы быта.
Разделочную доску я расписала сама. По изображениям розанов и петушка нетрудно догадаться, что это городецкая роспись.
Сначала мы рисовали эскиз основного изображения. После этого подготавливали дощечку: шкурили, наносили лак. Затем, после сушки, переносили рисунок на доску карандашом, ну а потом раскрашивали.
От выполнения этой работы у меня остались приятные воспоминания. Ведь творить, пробовать себя в чем-то новом - это прекрасно!
Выводы:
Я рассказала о некоторых русских народных промыслах и ремеслах, а также узнала много нового для себя. Надеюсь, что и читатели почерпнут что – то полезное из моей работы «Народные промыслы и ремесла». Какие я могу сделать выводы? А выводы следующие: у нашей страны богатая история и культура. Промыслы и ремесла составляют значительную часть всего этого.
Также я горжусь тем, что хохломская и городецкая росписи «зародились» в нашем родном Нижегородском краю.
Каждый, изучая историю и культуру своей страны, найдет что – то интересное для себя, то, что обязательно его увлечет. И не важно, будут это промыслы и ремесла или что – то другое. Надеюсь, что моя работа стала или станет неким толчком к изучению великого наследия.
Список литературы:
РЕЦЕНЗИЯ
на исследовательскую работу воспитанницы детского дома Удаловой Алины на тему: «Народные промыслы и ремесла »
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы цель, задачи исследовательской работы, обоснована актуальность темы, которую автор видит в острой социальной потребности в творчестве, декоративно-прикладном искусстве, в сохранении и развитии культурного наследия путем изучения истории родного края, бережного и уважительного отношения к культурному и историческому наследию. Работа посвящена изучению ремесел.
Автором проведена большая литературно-исследовательская работа. Для наиболее полного раскрытия темы в исследовании привлечен широкий круг исторических и литературных источников. Для проверки своих предположений Алина использовала несколько методов исследования.
Работа аккуратно оформлена, написана грамотным языком, хорошо читается и воспринимается. Выводы автора, сделанные в ходе размышлений, аргументированы, убедительны, из чего следует, что Алина достаточно хорошо изучила исторические и литературные источники, умеет формулировать собственные мысли и делать выводы.
Данная работа представляет собой весьма интересный и, несомненно, имеющий практическую значимость труд.
Знакомство с исследовательской работой Алины поможет стимулировать у молодежи интерес к истории родного края, расширит знания о нижегородских ремеслах, а также поможет осмыслить молодому поколению связь истории с современностью.
Зам по УВР ГКОУ Краснобаковского детского дома
________________________ Матюгина Н.П.
Флейта и Ветер
Рисуем кактусы акварелью
Весенняя гроза
Император Акбар и Бирбал
Швейня