Исследовательская работа к НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа к НПК. Начальные классы | 24.58 КБ |
Научно-практическая конференция младших школьников
«Шаг в будущее»
СЕКЦИЯ - КРАЕВЕДЕНИЕ
СИМВОЛЫ БУДДИЙСКОЙ РЕЛИГИИ
МОУ «Петропавловская СОШ №3»
Ойдопов Баясхалан, ученик 4 класса.
Научный руководитель
Цыденжапова С.Ц.
2008 год
Оглавление
Введение
Основное содержание
Буддизм в Бурятии
Символы буддийской религии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В последнее время открываются новые дацаны, строятся субурганы.
В дацане мне нравится слушать, как молятся ламы, смотреть на изображения богов, на украшения, на горящие лампады.
Однажды я нарисовал изображение святого. Понравилось. Захотелось нарисовать дацан и ещё что-нибудь из увиденного в нём. Заодно и узнать побольше о нашей вере, о символах (знаках) буддийской религии.
Буддизм в Бурятии
Будда (в переводе из санскритского языка «пробужденный) – индийский принц Гуатама из рода Шакья. Он родился около 2600 лет назад и имел всё – здоровье, богатство, семью. Но он ушёл из дома в поисках счастья для всех людей, чтобы ни один человек на Земле не страдал. Он много думал, искал, а потом рассказал людям то, что он понял. Будда понял, что всё в жизни просто: нужно делать людям то , что желаешь себе, любить, сострадать, понимать и прощать, быть добрым и терпеливым, великодушным, помогать другим. Он открыл людям то, что всё на Земле держится на любви и сострадании. А ещё он оставил 10 заповедей, которым должен следовать каждый человек:
4
Многие люди стали его учениками. Многие последовали его советам. Так появилась буддийская вера или религия.
Будду часто изображают на иконах, «танках», сидящим под деревом в момент «пробуждения» или просветления (прил. 1). Это дерево – баньян. Интересно, что это дерево в буддизме изображается в виде ступы – субургана (прил.2). Нижняя часть – корни, средняя - ствол, верхняя - крона. В верхней части – ваза или сосуд. Раньше в таких сосудах хранились части драгоценного пепла от праха Будды. Теперь в них помещают написанные молитвы.
Буддизм в Бурятию пришёл из Монголии со времён Чингис-хана. В 1260-1295 годах Хубилай хан, его внук, объявил буддизм в Монголии государственной религией. В Забайкалье буддизм распространился по трудам о Будде выдающегося учёного – ламы Цзонхавы. Именно поэтому буддизм в России называют ламаизмом (прил.3). В 1741 году царица Екатерина официально признала буддизм в России. С тех пор быстро и много строилось храмов-дацанов. Буряты и монголы буддийские книги покупали в Тибете по весу – сколько весила книга, столько отдавали и золота. В дацанах будущих лам учили грамоте, медицине, астрологии,
5
философии, рисовать иконы (танки).
Люди шли и сейчас идут молиться, лечиться, советоваться, просить благословения, помощи, искать сострадания. Каждый день в дацанах проводят хуралы – службы, вовремя которых зачитываются обращения к божествам.
Дацаны (прил.4) строят на видных, чистых местах. Они легкоузнаваемые. Это трёхэтажные строения, причём нижний этаж большой по размеру, средний – поменьше, верхний – самый маленький. Каждый этаж обрамляют выгнутые карнизы. На самом верху – такая же выгнутая крыша, увенчанная буддийскими позолоченными символами в виде сосудов – сокровищниц благих намерений. 3 двери в храмах. Левая дверь –вход, правая – выход. Средняя(широкая) дверь – только для служителей храмов. Она открывается только во время молебна. 3 этажа имеют такое же значение, как у ступы – субургана. Но внутри дацан – одно большое, уходящее вверх помещение. Громко и торжественно звучат в нём молитвы, как будто желают, чтобы их услышали божества.
На северной почётной стороне, на престолах – изображения богов, скульптуры святых. Перед ними днём и ночью горят лампады, а ещё в красивых медных чашах подношения богам. И кругом как украшения на дверях, на стенах изображения 8 жертвоподношений – 8 символов славы буддизма.
Символы буддийской религии
К главным символам буддийской религии относятся восемь жертвоподношений «найман тахил»: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, плетёнка-узор, штандарт и чакра. Рисунки этих подношений изображались над входом в храм, на дверных филенках, на лентах музыкальных инструментов, на
6
различных ритуальных предметах и т.д. «Найман тахил»- («8подношений», «8 сокровищ», «8 эмблем славы», «8 знаков счастья», «8 благоприятных символов, «8 жертв»)- набор из восьми предметов, используемых в культовой практике буддизма. Встречаются в каждом буддийском дацане, на алтарных столиках в юртах и домах верующих буддистов. Могут быть отлиты из металла, вырезаны из дерева, нарисованы на ткани или бумаге.
Эти символы означают:
• Зонт-шүхэр- защищает от злых помыслов (прил.5);
• Две золотые рыбы-сырня- символизируют бдительность, осторожность, символ двойственности мира (прил. 6);
• Сосуд–бүмбэ- наполненный напитком бессмертия, сокровищница благих намерений (прил. 7);
• Цветок лотоса–бадмасэсэг-символ божественного происхождения (прил.8);
• Раковина – дунгар- символ блаженной страны (прил.9);
• Плетенка – улзы–символ бесконечного цикла перерождений в мире людей;Это древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.
Улзы принято считать индийским по происхождению (прил 10);
• Штандарт-жалсан – символ горы Сумеру, центра буддийской Вселенной (прил.11);
• Чакра-хорло - колесо с восемью спицами, сивмол восьмеричного пути к совершенству (прил.12).
Эти 8 символов буддизма призваны прославлять веру, притягивают красотой исполнения, радуют глаз, интересны для любознательных людей. Всем, кто их видел, хочется узнать, что они означают.
Заключение.
Многие люди, которые посещают дацаны, молятся там, не знают ничего о значении субурганов, о священном сосуде, об оленях и колесе над дацаном и о многих других символах буддийской религии. А таких символов много. То, что я нарисовал, только их маленькая часть. Но сам я многое узнал и понял о Будде и о его учении.
Список использованной литературы
Торчинов Е. «Сиддхарта или Тот, кто Полностью Достиг Цели». М., изд. «Школьная пресса». Духовно-нравственное воспитание Рецензия
Работа задумывалась сначала как презентация рисунков Ойдопова Баясхалана. Но по мере продвижения работы появилась необходимость объяснения изображённых предметов, изучения истории их появления. Поэтому все рисунки представлены в виде приложения к тексту, раскрывающему смысл, содержание работ.
По способу рисования все работы относятся к рисованию по оригиналам, где все задачи изобразительного искусства образцово решены. Копируя оригинал, учащиеся учатся правильно пользоваться изобразительными средствами и усваивают образцовые приёмы изображения. И хотя из всех способов рисования самым главным на начальном этапе обучения является рисование с натуры, способ рисования с оригинала для данного случая оказался единственно приемлемым. У ребёнка лучше всего получается именно такое рисование. К тому же такая работа ему очень нравится.Далее, следующей причиной выбора такого способа рисования является то, что буддийское религиозное искусство канонично. На протяжении многих веков свято соблюдались законы изображения божеств, символов буддизма в живописи, скульптуре, архитектуре зданий и сооружений. Существовали различные ограничения. Поэтому главным способом рисования в буддийском религиозном искусстве является рисование по оригиналу по сегодняшний день. Также канонично и цветовое исполнение рисунков, удивляющих людей яркостью, преобладанием тёплых тонов. Мы с учеником постарались соблюсти всё это в работе над материалом.
1
Для учителя главной целью является выявление способностей у каждого ребёнка, их развитие. У Баясхалана – художественно-оформительские. Он – постоянный член редколлегии класса, участник районных конкурсов на лучший детский рисунок. Но есть у него и недостатки в изобразительной деятельности. К ним относятся трудности с рисованием по представлению, немного – с рисованием с натуры. Нужна кропотливая работа над устранением недочётов.
Тематика немного трудна для детского восприятия. Но, тем не менее, она связана с повседневной жизнью каждой бурятской семьи. Буряты несколько столетий поклоняются Будде, воспитывают детей в духе его учения. Поэтому у каждого бурятского ребёнка есть первоначальные представления о буддийской религии.
На сегодня отмечается огромный интерес общества к истории народа, к его истокам, много говорится о возрождении религии, буддийской в том числе. Тема работы как нельзя актуальна. В наше время, время глобальных катаклизмов, войн, нужно людям больше говорить о духовности, воспитывать детей, опираясь на неиссякаемую кладезь народной мудрости, накопленную в религиозных учениях.
Цыденжапова С.Ц
Каргопольская игрушка
Попробуем на вкус солёность моря?
Огонь фламенко
Привередница
Плавает ли канцелярская скрепка?