Наша школа совместно с МБДОУ детским садом №3 (логопедический) организовала работу над совместным проектом по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников "Учимся говорить играя". Вероника является членом волонтерского движения в школе. Так как работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше, то в группе детского сада необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые не обязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
Цель: создать развивающие игрушки для развития мелкой моторики рук в рамках совместного проекта с детским садом №3 "Учимся говорить играя".
Проект предназначен для воспитанников детского сада, обучающихся младших классов, родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к проекту | 2.72 МБ |
Проектная работа | 628 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская средняя школа №4 имени Героя Советского Союза О.А. Лосика ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развивающие игрушки для развития мелкой моторики руки, сделанные своими руками» Автор проекта: Кочнова Вероника, обучающаяся 11 класса Руководитель: Майорова Тамара Алексеевна, учитель технологииСлайд 4
Цель : создать развивающие игрушки для развития мелкой моторики рук в рамках совместного проекта с детским садом №3 «Учимся говорить играя». Задачи: изучить различные источники информации и познакомиться с историей появления игрушек; изучить особенности изготовления игрушек из бросового материала; проследить все этапы изготовления игрушек; восстановить взаимосвязь с воспитанниками детского сада №3 через волонтерское движение; получить новые и усовершенствовать старые навыки работы с различными материалами; изготовить индивидуальные пособия и игровой материал в помощь педагогам и воспитанникам детского сада №3.
Слайд 5
Практическая значимость: данный проект призван вызвать интерес у школьников в посильной помощи малышам детского сада, а так же своих меньших братьев и сестер. Целевая аудитория, заказчик Мой проект предназначен для воспитанников детского сада, обучающихся младших классов, родителей. Заказчиком проекта является МБДОУ детский сад №3.
Слайд 6
Этапы и методы работы над проектом 1. Поисковый этап.
Слайд 14
2. Технологический этап.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Старт в науку»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развивающие игрушки для развития мелкой моторики руки, сделанные своими руками»
Технология
Автор проекта:
Кочнова Вероника,
обучающаяся 11 класса
Руководитель:
Майорова Тамара Алексеевна,
учитель технологии
Ярцево
2019 год
Содержание:
I. Паспорт проектной работы:
1.1. Титульный лист проекта 1
1.2. Аннотация к проекту 3
1.3. Цель и задачи проекта 3
1.4. Целевая аудитория, заказчик 3
1.5. Этапы и методы работы над проектом 3
1.6. Необходимое оборудование 11
1.7. Отзыв руководителя 11
II. Выводы и самоанализ работы над проектом 12
III. Список источников информации по проекту 13
IV. Приложения 14
I. Паспорт проектной работы
1.2. Аннотация к проекту
Наша школа совместно с МБДОУ детским садом №3 организовала работу над совместным проектом по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить играя». Я являюсь членом волонтерского движения в школе. Мой педагог предложила мне принять участие, вместе с другими детьми, в этом проекте. А так, как работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше, то в группе детского сада необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
1.3. Цель и задачи проекта
Я поставила перед собой цель: создать развивающие игрушки для развития мелкой моторики рук в рамках совместного проекта с детским садом №3 «Учимся говорить играя».
Задачи:
Практическая значимость: данный проект призван вызвать интерес у школьников в посильной помощи малышам детского сада, а так же своих меньших братьев и сестер.
1.4. Целевая аудитория, заказчик
Мой проект предназначен для воспитанников детского сада, обучающихся младших классов, родителей.
Заказчиком проекта является МБДОУ детский сад №3.
1.5. Этапы и методы работы над проектом
1. Поисковый этап.
На данном этапе я работала с информационными источниками: в Интернете я нашла сайты, на которых очень много мастер-классов по изготовлению развивающих игрушек, которые позже повлияли на внешний вид моего продукта. Моя учитель технологии тоже занимается пошивом таких игрушек, поэтому она смогла оказать мне помощь и направить меня на правильный выбор будущего продукта моего творческого проекта.
Изучая тематические вопросы проекта, я открыла для себя интересные факты.
Сначала, что пишет нам Википедия:
Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.
Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка (Приложение №1). В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения (Приложение №2). Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла (Приложение №3). Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.
Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.
Проследив за изменениями игрушек в хронологическом порядке, мы увидим, что игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они – ее очевидцы и свидетели. Изделия народных промыслов расскажут об этнических особенностях отношения человека к природе, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере. Армии оловянных солдатиков – о сражениях всех веков и народов. Машинки, корабли и самолеты – о развитии технической мысли. Механические игрушки – свидетельство ума и изобретательности человека-творца.
Игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.
Виды игрушек:
сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт (Приложение №4);
дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)
игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);
спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;
музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);
театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);
технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);
строительные и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями.
Игрушки, не должны
— провоцировать ребёнка к агрессивным действиям, вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнёры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
— провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
В дошкольном возрасте нужно как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь как выражался В.А. Сухомлинский на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Все это оказывает положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулирует мыслительные функции и речь, заряжает положительными эмоциями.
В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Я узнала о том, как важно с самого раннего возраста развивать тонкие и точные движения кистей и пальцев - то есть мелкую моторику ребенка. Ведь скоординированные движения нужны, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество бытовых и учебных действий. Но главное даже не это. «На кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
Поэтому в группе детского сада или дома необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
Тренировать ручки и мозг ребятам помогут обычные прищепки. Здесь ребенок учится правильно открывать и закрывать прищепку, прицеплять их. Если вы в руки детям дадите платочки, одежду для кукол, картинки (по темам недели) и они будут развешивать их прищепками, то такая деятельность не может не понравиться маленькому человечку. Любимое занятие детей и передвигать прищепки палочкой.
Шнуровка-очень (Приложение №5) полезное занятие для пальчиков. Существует множество вариантов шнуровки.
Когда ребенок пытается зашнуровывать, то у него развивается не только мелкая моторика, но и глазомер вместе с усидчивостью. Шнуровку можно сделать из фетра или взять обыкновенные салфетки для уборки дома. Сделать шнуровку в виде пуговки с несколькими отверстиями, дать ее малышу в руки вместе со шнурками и несколько минут спокойствия вам гарантированы.
Сенсорный кубик (Приложение №6) представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.
Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.
Такую же роль выполняют мягкие книжки (Приложение №7). Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.
Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.
На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.
Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент. Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.
Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для меня не составило труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность — ведь они выполнены с огромной нежностью.
Я сшила уже несколько игрушек. Это: гусеница, игрушки для елки, паровозик, дерево (Приложение №8).
Я хочу представить поэтапно как сшить дерево.
2. Технологический этап.
Для его изготовления понадобятся:
При шитье необходимо соблюдать требования техники безопасности.
Общие санитарно-гигиенические требования при шитье игрушки:
1. Перед началом работы для удобства уберите волосы.
2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке.
2. Все мелкие детали набора храните в специальных коробочке.
3. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками.
4. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя.
Техника безопасности при работе с иглами и булавками:
1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии.
2. Используйте при шитье наперсток.
3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки.
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу.
6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в футляре.
2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми.
3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении.
4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу.
5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе на швейной машинке:
1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки.
2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки.
3. Во время работы расстояние до машинки должно быть 10-15 см.
4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов.
5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.
Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей игрушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.
Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину (Приложение №9).
На двух кусках зеленой ткани размером 50х22 см по трафарету рисуем крону дерева и лужайку. Синтепон прокладываем между кусками зеленой ткани, закрепляем булавками. Обстрачиваем швом «зигзаг» по контуру нитками в тон. После обстрочки аккуратно вырезаем, не повредив ниток и еще раз обстрачиваем по контуру чтобы не сыпались края изделия.
Из фетра вырезаем ствол дерева и настрачиваем на крону швом «зигзаг».
На переднюю деталь лужайки настрачиваем стебли и листья для цветов, липучку для зайца и цветов.
На следующем шаге прокладываем синтепон между деталями лужайки и швом «зигзаг» настрачиваем на ствол дерева. Затем пристрачиваем липучка для крепления съемных деталей игрушки.
На кусочек желтой и красной ткани обводим тюльпан и цветок, прокладываем синтепон и обстрачиваем, затем аккуратно вырезаем по контуру. Пришиваем липучку с изнаночной стороны.
Берем готовую аппликацию зайца, накладываем на плотную ткань, пристрачиваем швом «зигзаг», аккуратно вырезаем и с обратной стороны пристрачиваем липучку.
На темно-зеленой и светло-зеленой ткани по трафарету рисуем листочки, между двумя слоями ткани прокладываем синтепон, закрепляем булавками, обстрачиваем швом «зигзаг» и затем вырезаем по контуру. С обратной стороны на каждый листочек настрачиваем липучку.
Осталось прикрепить мелкие детали, бабочку и ромашки на готовое дерево.
3. Аналитический этап.
Подсчитываю затраты на получившуюся игрушку.
№ п/п | Название используемого материала | Кол-во | Цена (руб) | Итоговая цена |
1. | Материал разных цветов (остатки) | 0 | 0 | |
2. | Нитки разных тонов | 3 кат. | ||
3. | Синтепон (отходы от раскроя) | 1 упаковка | 60 | 15 |
4. | Аппликация зайчика (мне подарили) | 1 | 0 | 0 |
5. | Заколки ромашка | 2 | 5 | 10 |
6. | Липучка | 10 см | 50 | 5 |
7. | Электроэнергия | 2 | ||
8. | Моя затраченная работа | 100 | ||
Итого |
Игрушка готова и стоимость ее составила
1.6. Необходимое оборудование
Для изготовления игрушки «Дерево» мне понадобилось следующее оборудование:
1.7. Отзыв руководителя
Игрушки ручной работы - это всегда ценнее и надежнее, чем магазинные, особенно если они выполнены твоими учениками.
Кочнова Вероника шьет уже не первую игрушку в рамках совместного проекта с МБДОУ детским садом №3 по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить играя».
Ее творческий проект «Развивающие игрушки для развития мелкой моторики руки, сделанные своими руками» выполнен аккуратно, красиво и качественно.
Вероника не сразу стала качественно шить такие игрушки. Ей пришлось много потрудиться, но это того стоило. И вот результат ее работы. Это уже качество, эстетичность и аккуратность. Игрушку хочется самому брать в руки и откреплять и прикреплять мелкие детальки.
Как руководителю проекта мне приятно, что она не собирается останавливаться на достигнутом. В ее планы входит сшить книжку-раскладушку.
II. Выводы и самоанализ работы над проектом.
При выполнении творческого проекта я столкнулась с некоторыми сложностями. Это пошив мелких деталей, так как необходим был кропотливый труд, и мне приходилось обращаться к руководителю проекта Майоровой Тамаре Алексеевне за помощью по разъяснению выполнения деталей.
В ходе работы я узнала много интересного и полезного из истории происхождения игрушек.
В начале ноября мы пойдем к ребятам в детский сад №3, и я смогу подарить им свою игрушку.
Работа над моим творческим проектом доставила мне много удовольствия.
На этом моё творчество не заканчивается. Я буду и дальше шить развивающие игрушки для детей из детского садика и для моего подрастающего племянника. В моих планах сшить развивающую книжку-раскладушку.
III. Список источников информации по проекту.
1. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с., ил.
2. Я познаю мсир: Дет. энциклопедия: Культура/ Авт.- сост. Н.В. Чудакова – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 480 с.
3. https://babyzzz.ru/0-1/care/16221.html
4. https://orechi.ru/razvitie-rechi/igrushki-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki
IV. Приложения.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Невидимое письмо
Голубая лягушка
Хризантема и Луковица
Как нарисовать китайскую розу
Юрий Визбор. Милая моя