Русское деревянная архитектура
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_9-4_klass_2_-_bez_foto.docx | 39.42 КБ |
proekt_9-4_klass_2_-_foto.docx | 2.73 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Деревянная русская архитектура»
Выполняли:
учащиеся 9-4 класса:
Вандышева Алена
Смирнов Сергей
Васильев Александр
Калинин Денис
Никишов Сергей
Турсунова Руслана
Руководитель:
Марсельский Сергей Львович,
учитель технологии.
2019 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………...
1. Основная часть…………………………………………………………………………..
1.1 Уникальность деревянного зодчества………………………………………………..
1.2 Что такое деревянная русская архитектура…………………………………………
1.3 История появления деревянной архитектуры………………………………………..
1.4.Выводы по основной части …………………………………………………………….
2. Практическая часть……………………………………………………………………….
2.3 Выставка экспонатов из дерева…………………………………………………………
3.Заключение…………………………………………………………………………………
Литература ……………………………………………………………………………………
Введение:
В грубые передники одеты –
У кого в деревне не спроси,-
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси.
Не ни них ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
Значатся в округе до сих пор.
Сколько обтесал отец мой бревен!
Вот они встают передо мной:
Друг за другом положить их вровень –
На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
может, здесь, стучал топор когда-то
одного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.
Пусть пора иная наступила,
Век электропил – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора.
Дм. Блынский
Тема проекта посвящена русскому деревянному зодчеству. Он рассказывает о том как зародилась традиция возводить строения из дерева, убеждает в том, что деревянная архитектура является неотъемлемым атрибутом Древней Руси и представлена уникальными объектами деревянного зодчества, которые удивительно гармонично вписываясь в современную жизнь, поражают своей красотой и мастерством русских древоделов, всех, кто прикасается к этим культурным ценностям. А сохранение и продолжение традиций деревянного наследия в России должно быть одной из первостепенных задач страны.
Актуальность темы в том, что культура человека базируется на ценностях прошлых поколений. Поэтому для любого народа, его самобытного развития чрезвычайно важно помнить свои духовно-нравственные истоки, святыни и традиции. Память народа помогает ему выжить, сохранить жизненный опыт, свою культуру. Особенно актуальным это становится в переломные эпохи исторического развития тех или иных народов. На современном этапе российское общество переживает духовный кризис, который обязывает нас обратиться к истокам русской культуры. Опыт прошлого может дать ответы на вызовы современности. Общение современного человека с предшествующими поколениями через искусство, литературу, религию, систему нравственных ценностей расширяет границы его непосредственной практики, духовно укрепляет, воспитывает любовь к своей Родине.
В настоящее время мир деревянного зодчества и поделок из дерева стал забываться, но в данной проектной работе представлена возможность восстановить удивительную картину, уносящую нас в далекое прошлое, в мир, где наши прадеды вершили историю.
Тема проекта: « Деревянная русская архитектура».
Цель: практическое моделирование объектов русской деревянной архитектуры как духовной составляющей культуры русского народа.
Задачи проекта:
- познакомиться с историей деревянной русской архитектурой и способами её изготовления через изучение специальной литературы;
- выяснить значимость деревянного зодчества для современных людей;
- изготовить макеты русской деревянной архитектуры.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что деревянная русская архитектура хранит в себе много интересного и познавательного; объекты старой деревянной архитектуры можно сделать своими руками.
Методы исследования:
- наблюдение;
- анализ;
- синтез
- практика
Ожидаемые результаты:
- знание истории деревянной русской архитектуры;
- знание особенностей строения русской деревянной архитектуры (материал, форма, цвета, узоры для резьбы);
- умение передавать элементы строений;
- повысятся познавательные способности;
- расширится интерес и желание к творческой деятельности.
Продукты проекта:
- выставка макетов из дерева;
План работы над проектом:
1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.
2.Сбор информации по теме из различных источников.
3.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.
4.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.
5.Совместное оформление выставки
6. Творческая работа по созданию панорамы деревянной русской архитектуры
7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный.
2.Информационный.
3.Практический.
4.Заключительный.
1.Подготовительный этап.
Деревянное зодчество – это составляющая нашего национального наследия.
Мы думаем, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу, ответить на вопрос, почему в настоящее время мир деревянного зодчества и поделок из дерева стал забываться. Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.
Цель, которую мы поставили перед собой - это практическое моделирование объектов русской деревянной архитектуры как духовной составляющей культуры русского народа.
Следующим шагом было определение задач исследования, с чем мы тоже справились.
2. Информационный этап.
В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о деревянной русской архитектуре.
Стоит в Переделкино, в поселке Чоботы более 100 лет чудо, какой хороший деревянный дом. Пройти мимо и не обратить внимание невозможно. Все в нем гармонично и немного таинственно. А тайна, видать его в том, что это творение из дерева построил в 1900 году выдающийся русский архитектор с мировым именем Федор Осипович Шехтель, создавший свой особый стиль. «Талантливейший из всех архитекторов» - отзывался о нем А. Чехов. Многими декоративными находками хорош этот дом. Простота, элегантность и некоторая сказочность делает его шедевром, потому что ставлен он руками мастеров – преемников лучших русских плотницких традиций, уходящих в седую старину, когда основным строительным, да и обиходным материалом на Руси было дерево, к которому относились как к живому существу. Дерево близко и понятно человеку. Его поверхность, чуть шероховатая и теплая на ощупь, сродни человеческой коже. Нам приятен смолистый запах деревянных изделий. Мы с интересом разглядываем замысловатый рисунок деревянных волокон. Отсюда и народное зодчество некогда было сродни выращиванию, когда бревно
приноравливалось - приживлялось к бревну, венец вырастал над венцом.
Также и города исстари не множились - увеличивались, но именно, росли-прирастали
своими « годовыми кольцами», напоминая спил былинного Древа-великана с
многочисленными побегами- слободками. И знаем мы из Библии тот факт, что Господь
сначала вырастил Древо и только затем принялся за людей, что «обручник Пресвятой Девы
Марии Богоматери» Иосиф, по жизни древодел-плотник, что традиционно наследовалось
по мужской линии.
Стоит ли удивляться особому уважению, которым были одарены деревянных дел мастера. Хороший плотник известен далеко за пределами своего города или деревни.
Руками русских плотников сооружались подлинные памятники деревянного зодчества. Мастеров этой профессии называли еще рубленниками, потому что они, пользовались только топором.
В народе говорили:
«Кабы Бог не дал топора, так бы топиться давно пора»,
«Топор всему голова».
Дело в том, что пила разрушает волокна дерева. От этого пиленые доски и бревна легко впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые стоят веками, потому что от удара топора древесина становится как бы закупоренной и влагу не пропускает, поэтому деревянные строения были прочными и долговечными, значит и красивыми, т.к. красота в плотницком деле дружит с прочностью и точным расчетом. «Думает плотник топором». В этом-то и состояло подлинное мастерство русских древоделов. Они рубили избы, хоромы, храмы, деревянные укрепления, сооружали крупные постройки по заказу царского двора.
Основой рубленого русского дома является бревенчатый сруб, который состоит из горизонтально уложенных друг на друга бревен – венцов. По углам сруба вырубаются специальные бревенчатые замки, с помощью которых он и скрепляется.
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Чаще всего в избе была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был, восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
О том как выглядели первые русские храмы не дошедшие до нас, мы можем судить по их изображениям и постройкам более позднего времени. Так, как многие церкви строили «по подобию» уже существующих храмов. Ведь первые христианские деревянные храмы были созданы руками русских плотников. Большую помощь в создании деревянных храмов оказал уже сложившийся состав храма: алтарь, помещение для молящихся и притвор.
Так сложился самый простой тип деревянных церквей– «клетские», от слова «клеть» которые составляли их основу. Подобные церкви начали строить с конца XVII века, их можно отнести к простейшему типу ярусных храмов
Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на Севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало. В Кижах в Карелии реально можно увидеть уникальные творения русских мастеров, аналогов которым нет ни в одной стране мира. Когда у настоятеля одного из храмов комплекса спросили, как удалось сохранить это чудо, он ответил: «Бог от огня отвел, остальное сделали люди, проживающие в этих краях, они воспринимают это как свое, неразрывно связанное с родным краем, домом.
Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на Севере, в окрестностях Онежского озера. Ещё одним уникальным сооружением деревянного зодчества была мельница.
Мельница-столбовка (столбянка) - сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. Устойчивость конструкции придавали рамы, столбы, «ряжи», «срубы». Вокруг центрального столба вращалась клеть амбара с мельничным оборудованием, включающим бревенчатый горизонтальный вал, крылья-махи на 4, 6, 8 лопастей, «воротила» (брёвна, при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг столба).
И конечно же никто и нигде не мог обходиться без колодца.
Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.
Любопытно, что в древности в некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали часто, для питья и бытовых нужд. Другой строили на отшибе или в лесу.
Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».
Лозоходцы – древнейшая профессия
В древности для поиска места для колодца использовали лозу, таких людей называли лозоходцами. Место, где лоза клонилась к земле, считалось точкой, где вода максимально близко подходит к поверхности. До сих пор люди, занимающиеся поиском идеального места для копки колодца, называются лозоходцами, правда, используют они немного другие инструменты.
ВЫВОД: Выдвинутая нами гипотеза о том, что деревянная русская архитектура хранит в себе много интересного и познавательного; объекты старой деревянной архитектуры можно сделать своими руками, доказана.
Наши исследования показали: именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества.
Практическая часть
Данный проект выполнен учениками 9-4 класса, в котором мы учимся. Создавался он 3 года. Всё было сделано нашими руками. В этой работе были использованы следующие инструменты: лобзик, пила, струкцины, клей, наждачная бумага, молоток, напильник, стамеска, шуроповёрт, сверлильный станок, токарный станок по дереву, фрезы, электровыжигатель, отвёртка.
Первой нашей работой был колодец. Сделав его, мы поняли, что хотим продолжить работать в этом направлении. И тогда мы решили сделать проект из программы « Русские умельцы», где мы узнавали о традициях и быте русского народа.
Вторая наша работа – мостик. Когда мы сделали основу рельефа для нашей экспозиции у нас родилась идея сделать мостик, соединяющий два берега.
Третья работа мельница. В древности применяли энергию природы: энергию воды, если бы была водяная мельница и энергию ветра для ветряных мельниц. Наша мельница «столбовка», которая работала с помощью ветра.
Нашей следующей работой была русская изба. Мы составили список внутреннего убранства и инвентаря, которые использовались на Руси. Избы украшались резьбой, а мы украсили свою избу узорами, выполненные выжигателем. В своей работе мы старались придерживаться размеров одного масштаба.
Пятая работа у нас – церковь. Сначала была идея сделать часовню, но так как поселение могло разрастаться, решили построить просторную, красивую церковь. Мы воспользовались макетом церкви народов русского севера. Для этого мы использовали литературу и интернет. Мы пользовались натуральным маслом для покрытия древесины, чтобы предать ей вид старого дерева. Это прототип церкви 16-17 века. Мы хотим закончить проект и передать его будущему поколению для изучения русской деревянной архитектуры и традиций русского народа.
Смотри приложение 1.
Заключение
В заключении мы задаём себе вопросы: «Чем для нас была полезна эта работа?» «Чему она научила?»
Во-первых, мы узнали много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема нас заинтересовала давно, мы часто задавали себе вопросы, на которые получили ответы в результате работы над этой темой. Для ответа на многие вопросы нам понадобились разные источники информации, поэтому мы учились работать с источниками. Было трудно, но мы старались находить и выделять главное в огромном мире информации.
Что же дала нам эта работа? Мы научились сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая их со всех сторон. Хотим отметить, что приобрели большой опыт работы по исследовательской деятельности.
Итак, о деревянной русской архитектуре мы узнали очень много.
Но главное мы поняли, почему деревянная русская архитектура является составляющей нашего национального наследия.
Деревянное зодчество – это для нас, прежде всего, памятники искусства, памятники национальной культуры, которые стали своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений народа, для которого источником вдохновения всегда являлась природа. И эта связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества, которое создавалось талантом строителей, их безупречным вкусом и тонким художественным чутьём. Глядя на эти удивительные произведения искусства, вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».
И мы считаем, что сохранение и продолжение традиций деревянного наследия в России и должно быть одной из первостепенных задач в культурной и образовательной жизни страны.
Литература:
www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/ и др.
Спасибо тебе, дедушка!
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Как нарисовать портрет?
«Течет река Волга»
Как Дед Мороз сделал себе помощников