Меня зовут Игнатьева Валя ученица 6-го класса Сэргэ-Бэсской общеобразовательной школы.
Тема моей работы «Изготовление развивающей книжки по мотивам Олонхо».
Руководитель Борисова Нюргустана Прокопьевна
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Такие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Актуальность: Книга, сделанная своими руками, обойдется дешевле, чем купленная в магазине. Исходя из этого, была поставлена следующая цель
Цель моей работы: Изготовить своими руками развивающую книжку по мотивам Олонхо из ткани для ребенка дошкольного возраста.
Мои задачи:
Объект исследования:
Перед работой провела в первом классе опрос:
1. Проверку на развитие уровня мелкой моторики. По каждому ученику посчитаны баллы. Из этого следует вывод, что мелкая моторика у детей сформирована достаточно.
2. Провела тест об эпосе Олонхо. В результате этого теста у детей знание об Олонхо низкое.
Поэтому я решила изготовить развивающую книжку, которая ознакомить детей с народным эпосом Олонхо.
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_razvivayushchey_knizhki_po_motivam_olonho.doc | 299.5 КБ |
XXI улусная научная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Изготовление развивающей книжки по мотивам Олонхо
Игнатьева Валя Руководитель: Борисова Н.П., учитель технологии |
2018
Содержание
Введение _________________________________________________________________3
Глава I. Развивающие книги для детей
1.1.История появления книги ___________________________________________4
1.2 Олонхо-героический эпос народа саха _________________________________7
Глава II. Материалы для диагностики познавательной сферы обучающихся
2.1. Методики на развитие мелкой моторики ______________________________8
2.2. Методика на развитие памяти ______________________________________10
Глава III. Практическое изготовление развивающих книг для детей
Заключение _______________________________________________________________16
Использованная литература ________________________________________________17
Приложение _______________________________________________________________19
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Такие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Основная задача развивающих игрушек - усиленно стимулировать процессы развития у ребенка. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша, она не должна быть сложной для него, чтобы ребенок не разочаровался, и не должна быть слишком простой, чтобы выполнять свои развивающие функции. Развитие органов чувств у детей дошкольников идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное и моторное развитие.
Актуальность работы заключается в том, что книга, сделанная своими руками, обойдется дешевле, чем купленная в магазине. Исходя из этого, была поставлена цель исследования: изготовить своими руками развивающую книжку по мотивам Олонхо из ткани для ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Объект исследования – развивающие книги для дошкольников
Согласно поставленным цели и задачам были использованы следующие методы:
1. Изучение и анализ литературы по теме исследования;
2. Методики на развитие памяти и мелкой моторики.
ГЛАВА I
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.1. История появления книги
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Давайте заглянем в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа. А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны?
Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтраны” и существовали в Индонезии.
Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.
В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляет собой деревянную доску, покрытую слоем воска. На них можно было писать и стирать написанное с помощью палочки – «стило», один конец которой был заострён для письма, а другой, полукруглый, стирал. Время от времени воск счищался, и дощечки покрывались им заново. Существующее выражение "с чистого листа" происходит именно из этой процедуры. Часто таблички складывались воском вовнутрь и соединялись по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка. Дети на них учились, рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета. Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину. И это тоже была книга!
А в Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот. Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Текст писали: красной охрой – заголовки, черной сажей – основной текст. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно хранилась. На них египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. На папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны.
И люди нашли новый материал: к середине XV века папирус был вытеснен пергаментом. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой. Писец писал книгу, затем она отправлялась к переплетчику. Тот сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки, которые скреплялись с листами. На обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались богатым окладом, драгоценными камнями и бережно хранились. На одну книгу подчас требовалась кожа целого стада овец. Стоили такие книги очень дорого. Чтобы уберечь от воровства в библиотеках их часто приковывали цепями к столу.
Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых. Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Сначала бумагу вручную изготавливали из шёлка, потом из тряпья, потом из перемолотого дерева – целлюлозы. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев. От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.
Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали вручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным. А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Заголовки или первые буквы писец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, смешанного с рыбьим клеем. Теперь вы понимаете, откудапошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд.
На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный. «Апостол» - первая книга на русском языке, которую отпечатал почти пятьсот лет назад Иван Федоров. За свою долгую многотрудную жизнь И. Федоров выпустил несколько книг. Среди них и первый русский учебник. Это была грамматика. Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров.
Книги появились более 500 лет назад и люди использовали для их создания разные материалы: пальмовые листья, моржовые клыки, воск, бересту, папирус, пергамент, кожу животных.
1.2 Олонхо - героический эпос народа саха
Олонхо возникло в глубокой древности. Народ в нем вложил свои вековые идеи и мечты о лучшей справедливой жизни. Исполняет олонхо сказитель-олонхосут. Они пользовались большим успехом, уважением у народа за свой талант. Сказания олонхо называются по имени главного героя «Ньургун Боотур», «Эр Со5отох», «Кыыс Ньургустай».
Платон Алексеевич Ойунский воссоздал на основе эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды.
В олонхо есть три мира: Верхний, Средний и Нижний. Все действия олонхо происходят во всех этих трех мирах. В нем воспеваются подвиги богатырей Айыы айма5а. Айыы айма5а - это люди, живущие в Среднем мире, т.е. на Земле. А эти три мира связывает Священное дерево Аал Луук Мас. Он растет посреди Вселенной, его могучие ветви проросли в небеса, а корни проникли глубоко под землю. С его ветвей капает животворная влага изобилия – илгэ, которая придает отведавшим людям новые силы и бодрость духа.
ГЛАВА II
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Методики для проверки мелкой моторики
Для проверки мелкой моторики первоклассников использовались пять методик.
Методика №1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Методика №2
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Методика №3
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Методика №4
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Методика № 5
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
7 баллов - недостаточно сформированы
8-12 баллов – достаточный уровень сформированности (2 ученика)
13-15 баллов - высокий уровень сформированности (1 ученик)
Провела в первом классе проверку уровня развития мелкой моторики. По каждому ученику посчитаны баллы. Из этого следует вывод, что мелкая моторика у детей сформирована достаточно.
Данные исследования на 3 человек, учащихся первого класса, находятся в таблице 1 (приложение 1).
2.2. Опрос на определения уровня знаний об эпосе Олонхо
Проверка знаний об эпосе Олонхо учеников первого класса
0-3 – низкий уровень знаний (2 ученика)
4-7 – средний уровень знаний (1 ученик)
8-10 – высокий уровень знаний
Из этого следует вывод, что знание об эпосе Олонхо у детей низкое. Поэтому я решила изготовить развивающую книжку, которая ознакомить детей с народным эпосом Олонхо.
ГЛАВА III
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ КНИГИ ПО МОТИВАМ ОЛОНХО
Страницы книги можно сделать разными способам. Прошить ткань на машинке, вывернуть и вставить вовнутрь плотный картон (рисунок 1). Обработать края страниц дополнительной полоской ткани (рисунок 2). Обработать края на машинке зигзагообразной строчкой (рисунок 3).
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
3.2. Требования к изделию
Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей и поэтому к игрушкам предъявляют особые требования, поэтому они должны быть
Вариант №1
Мягкий развивающий кубик из ткани. Прекрасно, когда игрушка развивает, но еще лучше, если она абсолютно безопасна для малышей. Что может быть безопасней, чем мягкий куб, внутри которого вшита погремушка.
Вариант №2
Тематический коврик, который можно украсить фигурками животных, цифрами, буквами алфавита или вовсе разделить на 4 части, как 4 времени года и декорировать снежинками, листочками и прочей атрибутикой.
Вариант №3
Развивающая, красочная и интересная книга. Изучив которую, детки приобретут полезные навыки. Странички этой книги развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику.
Из трех вариантов я выбираю последний. Развивающий куб быстро надоест ребенку, коврик большой по размерам, а вот книгу ребенок будет изучать долго и по размерам она идеально подходит для моего проекта.
Данная книга будет содержать элементы якутской культуры, так как я считаю, что дети с раннего возраста должны уже знать язык, обычаи, традиции своего народа.
В книжке-развивайке будут содержаться страницы, где дети могут научиться:
Выбор материалов:
Инструменты и приспособления:
Оборудования
Правила охраны труда при шитье
Охрана труда включает правила техники безопасности при работе с тканью, а именно:
- работа с иголками и булавками;
- работа с ножницами;
- работа на швейной машине;
- работа с электрическим утюгом.
Расчет себестоимости изделия
Материалы | Количество | Цена в рублях | Сумма расхода | |
Ткань Х/б - 6 цветов | По 30 см | 1 м - 200 рб | 380 | |
Цветной фетр | 6 разных цветов 4 разных цветов | 1шт - по 60 рб 1 шт – по 30 рб | 360 рб 120 рб | |
Синтепон | 30 см | 1 м - 150 | 60 рб | |
Флизелин | 1 м | 1 м – 60 рб | 60 рб | |
Нитки разных цветов | 6 шт | У меня были дома | - | |
Пуговицы маленькие большие | 4 шт | У меня были дома | - | |
Контур по ткани золотой, серебристый | 2 шт | У меня были дома | - | |
| 1 шт | 1 шт – 30 рб | 30 рб | |
| 10 шт | 1 шт - 3 рб | 30 рб | |
| 4 разных цвета по 20 см | 1 м – 60 рб | 40 рб | |
Итого: 1080 рб | ||||
Расход оплаты труда: 500 рб | ||||
Общая стоимость: 1580 рб |
Для своего изделия я использовала экологически чистые материалы: хлопчатобумажные не вызывающие аллергию. При этом их производство не наносит вреда здоровью человека и окружающей среде.
Изготовление шаблонов:
Заключение
При оценке результатов для меня было важно, чтобы все поставленные задачи были реализованы. Кроме этого я постаралась выполнить изделие, отвечающее эстетическим, технологическим, экологическим требованиям за сравнительно короткий срок и небольшую стоимость 1580 рублей, такие книжки стоят гораздо дороже. Я довольна результатом, все требования, предъявляемые детским игрушкам, соблюдены. Книга предназначена для детей от 3-6 лет. Она получилась очень яркой, красочной и мягкой на ощупь. Книга познакомить с тремя мирами и героями Олонхо, со священным деревом «Аал луук мас».
Выводы:
1.Мы достигли своей цели: сделали книгу из ткани для детей дошкольного возраста.
2. Книга стоит дешевле, чем купленная в магазине.
Дальнейшее использование результатов работы: в качестве подарка, на занятиях в детском.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Сформированность мелкой моторики учащихся 1 класса
Фамилия, Имя | №1 | №2 | № 3 | №4 | №5 | Итого |
Конникова Мичийэ | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 19 |
Константинова Милена | 4 | 4 | 3 | 2 | 0 | 13 |
Леонтьев Кирилл | 2 | 4 | 1 | 4 | 0 | 11 |
Методики для проверки мелкой моторики
Для проверки мелкой моторики первоклассников использовались пять методик.
Методика №1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Методика №2
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Методика №3
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Методика №4
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Методика № 5
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Приложение 2
Фамилия, Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Конникова Мичийэ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 |
Константинова Милена | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - | 3 |
Леонтьев Кирилл | + | + | + | + | - | - | + | + | - | - | 6 |
"Разделите так, как делили работу..."
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Кто чем богат, тот тем и делится!
Нора Аргунова. Щенята
Швейня