В процессе исторического развития художественной культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории профессионального театрального искусства, является народное театральное творчество.
На занятиях внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки» в 2016-2018 учебном году изучаются темы, посвященные народным традициям, среди которых особое место занимает традиционная народная свадьба.
Проблемный вопрос: знать историю народа, его быт и традиции необходимо, так как это часть нашей истории, которую нельзя забывать. А что может лучше рассказать о народе и его быте, как не его творческое практическое воплощение.
Актуальность: в преемственности деятельности по реконструкции традиционного свадебного обряда, воплощение его в макете с использованием традиционных кукол, национальных блюд, костюма, как учебного пособия и действующей модели.
Цель исследования: выяснить, возможно ли изготовить свадебный макет из подручных средств на основе изучения народной традиционной узбекской свадьбы, имеющий возможность дальнейшего развития и дополнения новыми элементами.
Задачи исследования:
1.Углубить и расширить знания по соответствующей теме путем изучения семейного архива, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;
2. Посетить Центр национальных культур, узбекскую диаспору в центре национальных искусств, музей имени Шувалова, музей русского быта, с целью изучения первоисточников народной культуры;
3.Выполнить свадебный макет, экспонаты кукол для макета и дальнейшего использования по назначению в качестве учебно-методического пособия и музейного экспоната.
Гипотеза: Традиционная народная свадьба со всеми её атрибутами является одним из символов национальной культуры. Возникнет ли интерес к народному искусству, в процессе практической деятельности по реконструкции традиционной народной свадьбы через изготовление макета с её элементами - традиционными народными куклами?
Остаются ли традиции проведения свадьбы в современное время?
Методы исследования: Теоретические – анализ источников, систематизация и обобщение информации.
Эмпирические – опрос, наблюдение, диагностика, сравнительный анализ.
Экспериментальный - изготовление традиционных народных кукол для макета национальной свадьбы, как предмета народного искусства.
Практическая значимость – Результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры народа, вовлечению в исследовательскую и практическую деятельность. А также позволит открыть в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе народного искусства, труде, красоте человеческих отношений через изготовление действующей экспозиционной модели народного искусства и художественного творчества.
Объект: обучающиеся второй ступени МБОУ «СШ №25», изучающие программу внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки», дополнительного образования «НижнеАРТовск».
План исследований работы:
Сентябрь 2018г. - изучение тем «Традиции и современность. Традиционная узбекская свадьба» в курсе программ «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки».
Октябрь-ноябрь 2018 г. – выбор темы исследования, постановка цели, задач. Сбор информации.
Декабрь 2018 г. – изготовление макета из подручного материала.
Январь 2019 г. - участие в городской выставке-конкурсе декоративно-прикладного искусства «Навстречу друг другу», XIV Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремёсла и промыслы: прошлое и настоящее» (г. Ханты-Мансийск).
Февраль 2019 г.- оформление исследовательской работы, подготовка презентации.
Вложение | Размер |
---|---|
2._nou_2019_nurmatova.doc | 156 КБ |
Тема: «Никох-туй - узбекская свадьба. Традиции и современность»
План исследований
На занятиях внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки» в 2016-2018 уч. г.г. мы изучали темы, посвященные народному творчеству, традиционным обрядам, среди которых особое место занимает традиционные свадьба. Свадебным пиром обычно заканчиваются сказки народов мира. Но в жизни с этого важного события начинается рождение новой семьи, перехода на новый этап развития молодых людей.
В процессе исторического развития художественной культуры любого народа, первоосновой, дающей начало всей последующей истории народов, является традиционная свадьба.
Проблемный вопрос: знать историю народа, его быт и традиции необходимо, так как это часть нашей истории, которую нельзя забывать. А что может лучше рассказать о народе и его быте, как не его творческое практическое воплощение.
Актуальность: в преемственности деятельности по реконструкции традиционного свадебного обряда, воплощение его в макете с использованием традиционных кукол, национальных блюд, костюма, как учебного пособия и действующей модели.
Цель исследования: выяснить, возможно ли изготовить свадебный макет из подручных средств на основе изучения народной традиционной узбекской свадьбы, имеющий возможность дальнейшего развития и дополнения новыми элементами.
Задачи исследования:
1.Углубить и расширить знания по соответствующей теме путем изучения семейного архива, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;
2. Посетить Центр национальных культур, узбекскую диаспору в центре национальных искусств, музей имени Шувалова, музей русского быта, с целью изучения первоисточников народной культуры;
3.Выполнить свадебный макет, экспонаты кукол для макета и дальнейшего использования по назначению в качестве учебно-методического пособия и музейного экспоната.
Гипотеза: Традиционная народная свадьба со всеми её атрибутами является одним из символов национальной культуры. Возникнет ли интерес к народному искусству, в процессе практической деятельности по реконструкции традиционной народной свадьбы через изготовление макета с её элементами - традиционными народными куклами?
Остаются ли традиции проведения свадьбы в современное время?
Методы исследования: Теоретические – анализ источников, систематизация и обобщение информации.
Эмпирические – опрос, наблюдение, диагностика, сравнительный анализ.
Экспериментальный - изготовление традиционных народных кукол для макета национальной свадьбы, как предмета народного искусства.
Практическая значимость – Результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры народа, вовлечению в исследовательскую и практическую деятельность. А также позволит открыть в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе народного искусства, труде, красоте человеческих отношений через изготовление действующей экспозиционной модели народного искусства и художественного творчества.
Объект: обучающиеся второй ступени МБОУ «СШ №25», изучающие программу внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки», дополнительного образования «НижнеАРТовск».
План исследований работы:
Сентябрь 2018г. - изучение тем «Традиции и современность. Традиционная узбекская свадьба» в курсе программ «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки».
Октябрь-ноябрь 2018 г. – выбор темы исследования, постановка цели, задач. Сбор информации.
Декабрь 2018 г. – изготовление макета из подручного материала.
Январь 2019 г. - участие в городской выставке-конкурсе декоративно-прикладного искусства «Навстречу друг другу», XIV Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремёсла и промыслы: прошлое и настоящее» (г. Ханты-Мансийск).
Февраль 2019 г.- оформление исследовательской работы, подготовка презентации.
Библиография:
Интернетресурсы:
Тема: «Никох-туй - узбекская свадьба. Традиции и современность»
Содержание | ||
Научная статья | 5 | |
Введение | 5 | |
Основная часть | 5 | |
1. | Теоретическая часть. Содержание свадебного обряда. | 5 |
1.1. | Социальный статус семьи кандидатки | 6 |
1.2. | Угощение гостей узбекским пловом | 6 |
1.3. | Особенности свадебного узбекского костюма у жениха. | 7 |
1.4. | Особенности свадебного узбекского наряда невесты. | 7 |
1.5. | Медовые угощения на узбекской свадьбе. | 7 |
1.6. | Обряд прощания невесты с родителями. Родительское благословение перед свадьбой. | 8 |
2. | Практическая часть | 8 |
2.1. | Социологический опрос | 9 |
2.2. | Эксперимент «Изготовим кукол вместе!» | 10 |
2.3. | Результат работы | 11 |
3. | Заключение | 11 |
4. | Список литературы и Интернет-ресурсов | 12 |
5. | Словарь терминов и перевод | 13 |
6. | Приложения | 14 |
Тема: «Никох-туй - узбекская свадьба. Традиции и современность»
Научная статья
Введение.
Культура Узбекистана: древнее наследие.
Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура - непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.[1]
Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана.
Свой вклад внесли в нее древние персы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в обычаях, музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Узбекская культура представляет собой квинтэссенцию культур Центральной Азии, но при этом каждый регион Узбекистана имеет свои уникальные оттенки, что ярче всего проявляется в национальной одежде и местных диалектах. [2]
Чтобы познакомиться с этим богатством, необходимо объездить всю страну, однако, желающим увидеть всю палитру культуры Узбекистана в одном месте стоит посетить фестивали Узбекистана, на которые съезжаются творческие коллективы со всех регионов республики. Именно здесь можно увидеть весь колорит узбекских танцев, музыки, прикладного искусства, и т.д. [3]
Основная часть
1.Содержание свадебного обряда.
Народ востока всегда славился своим умением пышно праздновать свадьбы. Даже в сказках узбекская свадьба длится сорок дней и сорок ночей. В реальной жизни это не так долго, но два или три дня на восточной свадьбе гуляют точно. Еще одно ключевое отличие восточных свадебных церемоний – это обилие праздничных ритуалов. Свадебные традиции эти народы очень чтят и неукоснительно соблюдают.[5]
Сами узбеки называют свадебную церемонию «никох туй». Туй — это в Узбекистане все важные семейные торжества. Так, например, рождение в ребенка носит название «бешик туй», а обрезание мальчика — «суннат туй».
Никох-туй (узбекская свадьба) — это очень многолюдное и пышное событие. На этот семейный праздник узбеки приглашают не только членов семьи и близких друзей, но и соседей, коллег по работе, дальних знакомых. Эту радость они стремятся разделить со многими. (Приложение I.)
1.1. Социальный статус семьи кандидатки.
1. Уровень воспитания и образования.
2. Способность вести домашнее хозяйство.
После того, как кандидатура найдена и одобрена, происходит основная процедура сватания под названием фатиха-туй. Для этого приглашаются сваты, которых отправляют в дом к понравившейся девушке. У них задача: сделать вывод по первому впечатлению о невесте и ее семье. Свахи по традиции зорким взглядом замечают уровень чистоты в доме, а также наблюдают за способностью выбранной кандидатки ухаживать за гостями.
Свах встречают по-восточному радушно, предлагают им чай в комнате, развлекают разговорами, но по сложившейся традиции с первого раза согласие на брак не дают.
Стороны, как правило, приходят к соглашению не ранее, чем с третьего раза. В качестве согласия сторона невесты разламывает лепешку. Помолвка фатиха-туй проходит с большим размахом.
1.2. Угощение гостей узбекским пловом.
Одна из главных традиций узбекской свадьбы — это угощение гостей утренним пловом. Очень необычное мероприятие, на которое обычно приглашаются только мужчины. Причем количество пришедших на такую церемонию, достигает, иногда несколько сотен. Причем никаких спиртных напитков на столах нет. (Приложение II)
Плов готовят в семье жениха и отправляют с поздравлениями в дом невесты. Очень необычным в этой праздничной церемонии является раннее время ее проведения, обычно это шесть или семь утра. Это своеобразный праздничный завтрак, который является символов того, что состоялась помолвка молодых людей и две семьи планируют породниться.( Приложение III)
1.3. Особенности свадебного узбекского костюма у жениха.
После праздничной трапезы по обычаю жених в сопровождении близких ему людей направляется в дом невесты. Тем временем невеста, облаченная в свадебный наряд, находится в специально отведенной комнате, доступ в которую имеет только имам (так узбеки называют священнослужителя).
Очень красиво и необычно выглядит наряд, который молодые надевают на церемонию своей свадьбы. Причем не только невеста выглядит в этот день особенно, а и ее жених. На молодого человека надевают национальный костюм, который называется «сарпо». Его жениху обычно дарят родители невесты.[6] (Приложение IV)
1.4. Особенности свадебного узбекского наряда невесты.
Наряд современной узбекской невесты часто очень похож на европейский стиль. Но в некоторых регионах жители еще остаются верны традициям и на девушку, которая выходит замуж за узбека, надевают национальный костюм. Национальное свадебное платье невесты изготавливается из хан-атласа, поверх платья одевается искусно расшитая безрукавка и шелковый халат или бархатный расшитый золотом камзол.
Под платье принято надевать шелковые шаровары, также украшенные вышитой тесьмой. Как и у всех других восточных народов, особое внимание уделяется головному убору невесты. Голову девушки украшает ажурный кокошник с многочисленными подвесками. Узбеки называют его «типля-кош». Лицо девушки прикрыто вуалью.
Отличительной особенностью узбекской невесты является большое количество ювелирных украшений, дополняющих ее наряд. Браслеты, кольца, носовое кольцо, которое символизирует верность супругу. Кажется, что девушка надела на свою свадьбу все украшения, которые у нее есть. Но это не показатель безвкусицы, а очередной обычай. Считается, что украшения берегут молодую девушку от сглаза и недобрых взглядов.
Наряженная невеста в сопровождении близких подруг выходит к жениху. Над головой нареченной держат специальное полотно, которое узбеки называют «болимпуш». Это полотно является символом покровительства в браке. Невеста и жених встречаются в свадебном шалаше под названием «чимилдик». Они становятся на курпаче — это цветное одеяло, сшитое из цветных лоскутов специально для свадебной церемонии. После этого пожилые женщины, держа в руках зажженные свечи, обходят три раза свадебный шалаш. Этот обычай отгоняет злых духов. (Приложение V)
1.5. Медовые угощения на узбекской свадьбе.
Еще одна традиция узбекской свадьбы – это угощение молодыми друг друга медом. Чтобы семейная жизнь была сладкой, жених сам пробует мед и дает его со своих рук невесте. После этого паре нужно посмотреться в зеркало и увидеть в нем друг друга. Важно, чтобы до этого в него никто не смотрел.
После этого жених одаривает свою возлюбленную подарками. Выходя замуж за узбека, девушка может получить в подарок от него часы и браслеты. Важно, чтобы вручая их, жених сам одел их ей на руку. Церемония в свадебном шалаше завершается тем, что перед молодыми расстилают еще один узбекский атрибут – скатерть – дастархан. На нее раскладывают сладости и лепешки, что считается привлечением достатка в будущий дом молодых.
Теперь наступает время родительского благословения, после которого над молодыми читают свадебную молитву, которая носит название «Хутбаи никох». Имам – священнослужитель, которому дано право свадебного служения, также объясняет молодым их права и обязанности в семейной жизни и объявляет их мужем и женой перед Всевышним. После этого важного ритуала наступает очередь официальной части. Молодые отправляются в ЗАГС для регистрации брака.[7]
1.6. Обряд прощания невесты с родителями. Родительское благословение перед свадьбой.
Обязательным условием узбекской свадьбы является прощание невесты с родителями. В родном доме родители оплакивают уход дочери, но желают ей счастливой семейной жизни. Молодая девушка покидает отчий дом в сопровождении своих подруг и со своим накопленным родителями приданным.
А в доме жениха невесту уже ждут родные жениха. К крыльцу дома прокладывают белую дорожку, по которой новая родственница входит в дом под праздничные песни. Переступая порог дома, невеста кланяется новому жилищу, а ее осыпают деньгами и сладостями с пожеланиями счастливой жизни. Этот ритуал считается началом свадебного торжества. Свадьба проходит шумно и весело, часто несколько дней. Количество гостей очень большое, иногда двести – триста человек. Столы, традиционно ломятся от угощений. Застолье сопровождается зажигательными песнями и танцами.
Завершением свадебной церемонии принято считать келин саломи – это обряд приветствия молодой жены в доме жениха. Для оказания таких почестей во дворе дома собирается родня жениха, друзья и соседи. Они вручают невесте подарки с пожеланиями счастья. В знак благодарности девушка вручает гостям белый платок или полотенце. Все это может длиться несколько часов.
Узбекские свадьбы сегодня не сильно отличаются от тех, что праздновались 100–200 и более лет назад. В городах утренний плов могут заказать в ресторане, а невеста наденет не народный костюм, а классическое белое платье. На этом различия, в общем-то, и заканчиваются, обычаи этой страны, бережно охраняемые, дошли до нас во всей своей красоте и самобытности.[8]
2. Практическая часть
Тема моего исследования возникла при изучении программ внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество», «Социокультурные истоки», дополнительного образования в творческой группе «НижнеАРТовск». Подкреплялся интерес выполнением традиционных народных кукол для проекта «Вертепные куклы» в 2018 году.
Под руководством педагога дополнительного образования школы, мы решили углубить и расширить полученные знания, умения и навыки в проектной деятельности по изготовлению учебного пособия, экспоната для школьного музея, на основе моей родной культуры - узбекской. Таким образом, был выполнен комплект, состоящий из макета «Никох-туй» и кукол (основных персонажей свадебного обряда).
2.1. Социологический опрос: «Свадьба-прошлое и настоящее».
Мной был проведен социологический опрос по разработанной анкете «Свадьба-прошлое и настоящее», в котором приняло участие 20 респондентов (15 обучающихся и 5 взрослых). Анкета состояла из 5 вопросов, на которые предложено было ответить анонимно. Для обработки полученных данных была составлена таблица, в которую внесены результаты опроса, количественные и процентные показатели по каждому пункту. ( Приложение № )
Было приятно, что многие заинтересовались заданной темой, что сподвигло меня к обращению к литературе и интернетресурсам для дальнейшего изучения и углубления темы.
Анкета «Свадьба-прошлое и настоящее».
Уважаемые респонденты!
Просим вас ответить на вопросы о СВАДЬБЕ. Результаты, основанные на ваших ответах необходимы нам для выполнения исследовательской работы.
Благодарим за сотрудничество!
№ п/п | Содержание вопроса | Ваш ответ |
1 | Знаете / помните ли вы свою свадебную историю? | |
2 | Есть ли у вас свадебный альбом, видеозаписи? (ваших родителей) | |
3 | Знакомы ли вам традиционные свадебные обряды, какие? | |
4 | В вашей свадьбе использовались (будут ли использованы) народные традиции? Какие? | |
5 | Участвовали ли вы в других свадьбах? |
2.2 Эксперимент «Изготовим кукол сами!».
Куклы в Узбекистане – это нечто большее, чем простая игрушка для детей. Издревле театральные представления бродячих кукольников – маскарабозов были одним из ярких и любимых развлечений сельских и городских жителей. Мастерство изготовления кукол было практически утеряно, но в последние 20 лет началось возрождение этого необычного ремесла.
Куклы в Узбекистане изготавливались из дерева, керамики, соломы и камыша. До нашего времени дошли разные виды кукол: перчаточные куклы, куклы-марионетки. Изготавливаются они из расписного папье-маше, дерева, глины. Одежда для кукол шьется из тканей, выполненных в национальном стиле. У мастеров есть своя традиционная технология кроя одежды, вышивки. (Приложение VI)
Сегодня куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным узбекским сувениром, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений.
Каждую куклу, от простой тряпичной до фарфоровой – можно без преувеличения назвать произведением искусства. Мастера–кукольники уделяют особое внимание мельчайшим деталям костюмов кукол, используют для этого натуральные узбекские ткани, бархат, кожу, и даже каракуль.
В Узбекистане туристы могут не только купить оригинальные куклы – сувениры прямо в мастерскх кукольников, но и увидеть и даже поучаствовать в их изготовлении.
После изучения теоретической части тем «Народное творчество», «Традиционные народные куклы», обучающимися нашей параллели было предложено выполнить практические задания-выполнение различных видов традиционных народных игрушек. Были выбраны Мастера и подмастерья артелей из числа мальчиков и девочек путем открытого голосования. Определены цели, задачи, сроки, правила совместной деятельности, распределены личные обязанности каждого, фронт работы. Артели приступили к совместной работе, согласно плану работы. В ходе работы применялся прием «мозгового штурма». Таким образом, проект получил как учебно-практическое значение, так и социально-общественное. В работе использовались бросовые материалы, вторичное сырье. Поэтому, изделия получились практически бесплатные. В ходе работы у нас сложился слоган «Бесплатно и бесценно!».
Я, проанализировав полученный результат, решила выполнить кукол для школьного вертепного театра, в результате чего получился проект «Традиционные народные куклы для традиционного народного театра «Вертеп», представленного мной в 2018 году.
После летних каникул при посещении моей Родины, я много общалась со своими родными, близкими, друзьями, побывала на свадьбе, расспросила родителей об их дне бракосочетания, просмотрела видеозаписи этих дней.
2.3 Результат работы.
Результатом исследовательской, учебной, практической деятельности стал комплект «Никох-туй», состоящий из макета свадебной церемонии узбекской традиционной свадьбы и кукол-символов основных персонажей свадьбы: жениха, невесты, друга жениха, подружки невесты. Макет можно использовать в качестве методического пособия по темам народных традиций и обычаев, применять для театрализованных постановок.
Работа выполнена из бросового материала и вторсырья, что даёт возможность изготовить макет каждому заинтересованному в бюджетном исполнении. (Приложение VII- VIII)
В результате работы над проектом был получен хороший результат в виде:
3. Заключение.
Изучая тему народных традиций своего народа, понимаешь, народная культура – это не только предмет народного творчества, но это и родина, и философия, и народная память, которую наше молодое поколение обязано знать, помнить и передавать дальше. Соблюдение обычаев, обрядов, традиционных приемов это внутренний мир человека, его мировоззрение.
В ходе работы над проектом я узнала много нового и интересного о прошлом, о культурных народных традициях моего народа и могу поделиться своими знаниями с другими. Также я составила опросник на тему «Свадьба. Традиции и современность» и предложила взрослым и ребятам ответить на вопросы, указанные в нем. И, наконец, я сам выполнила макет и кукол из подручного материала, которые хочу передать в музей нашей школы. Кроме того, я настолько прониклась изучением данной темы, что мне захотелось принять участие в деятельности узбекской диаспоры Центра национальных культур нашего города, принять участие в празднике Дружбы народов во время фестиваля культуры, труда и спорта «Самотлорские ночи». (Приложение IX)
Цели, задачи, поставленные перед исследовательской работой, считаю выполненными. При изготовлении макета с куклами в результате работы, у меня появились со-трудники, желающие дальше заниматься совместной деятельностью.
Актуальностью, особенностью работы можно считать возможность дальнейшей деятельности по применению проекта в дальнейшем по назначению.
4. Список литературы
Интернетресурсы:
5. Словарь терминов и перевод.
2. Никох-туй – очень многолюдное и пышное событие. На этот семейный праздник узбеки приглашают не только членов семьи и близких друзей, но и соседей ,коллег по работе, дальних знакомых.Эту радость они стремятся разделить со многими.
3. Имам - так узбеки называют священнослужителя.
4. Сарпо - национальный костюм для жениха. Его жениху обычно дарят родители невесты.
5.Хан-атлас - национальная ткань. Из него изготавливается национальное свадебное платье невесты.
6.Камзол - шёлковый халат или бархатный расшитый золотом камзол.
7.Типля-кош - ажурный кокошник с многочисленными подвесками.
8. Болимпуш - специальное полотно над головой нареченной.
9.Чимилдик - свадебный шалаш.
10. Дастархан – скатерть. На нее раскладывают сладости и лепешки, что считается привлечением достатка в будущий дом молодых.
11. Хутбаи-никох - свадебная молитва родителей.
12. Келин салом - обряд приветствия молодой жены в доме жениха.
13. Лаган – блюдо с плоским дном.
14.Курпаче- цветное одеяло, сшитое из цветных лоскутов специально для свадебной церемонии.
15. Нарын - традиционное мясное блюдо некоторых тюркоязычных народов. В целом, блюдо представляет собой мелко накрошенное отварное мясо с луковым соусом, в большинстве случаев также добавляется лапша.
16.Туруп- овощ, репа или редис.
17.Остона салом- поздравление приглашённых.
18. Янга- жена старшего брата по отношению к младшим братьям и сестрам.
19. Келин- невеста, невестка; сноха.
20. Бешик-туй - рождение ребенка.
Лягушка-путешественница
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Мост из бумаги для Киры и Вики
Пчёлки на разведках
Никто меня не любит