Цель:
-возродить интерес к русской истории, её народным традициям; способствовать пробуждению национального чувства.
Задачи:
- познакомить с народным праздником Масленица;
-побуждать детей к изучению обычаев и традиций предков, к участию в праздниках, способствовать сплочению коллектива;
-развивать воображение, творческие способности, артистизм, речевую активность и память, любознательность, коррегировать эмоционально-психическое состояние детей;
- воспитывать ответственность за порученное дело, интерес к народным праздникам.
Подготовительная работа:
Теоретическая
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 34.92 КБ |
ГБОУ школа интернат с. Малый Толкай
«В гости к Масленице»
Подготовили: обучающиеся 2 класса
Воспитатели: Кутырева И.Л
Суркова И.М
Цель:
-возродить интерес к русской истории, её народным традициям; способствовать пробуждению национального чувства.
Задачи:
- познакомить с народным праздником Масленица;
-побуждать детей к изучению обычаев и традиций предков, к участию в праздниках, способствовать сплочению коллектива;
-развивать воображение, творческие способности, артистизм, речевую активность и память, любознательность, коррегировать эмоционально-психическое состояние детей;
- воспитывать ответственность за порученное дело, интерес к народным праздникам.
Подготовительная работа:
Теоретическая часть проекта.
Ребята изучают историю возникновения праздника.
Поисковая часть проекта.
Составляют альбом «Рецепты блинов», «Русские народные игры»,собирают пословицы и поговорки о народном празднике Масленица.
Практическая часть проекта:
В практической части проекта ребята учатся печь блины, изготавливают «мартенички», чучело Масленицы, разучивают стихи, песни « Блины», «Калина-малина» , кадриль «Ах,вы сени», частушки к празднику «В гости к Масленице».
Разучивают русские народные игры.
Презентация «В гостях у Масленицы», проектор, экран, музыкальное оформление, оформление зала в народном стиле: стол, накрытый скатертью, на столах свечи, самовар, поднос, чашки, расписная посуда, платки, выпечка, спортивный инвентарь для проведения конкурсов.
Ход праздника.
1 зазывала. Всем, всем , всем!
И тем, кто подходит,
И кто уже здесь.
Объявляем важную весть!
2 зазывала. Все от мала до велика
Молодцы и молодицы,
Собирайся к нам на праздник-
Праздник Масленицы!
Вед. Сегодня праздник шумный, зимний,
Вас ждут улыбки, шутки, смех!
Зима щедра, гостеприимна,
На праздник нас сзывает всех!
Звучит музыка П.И.Чайковского «Масленица». Гости занимают свои места.
Вед. Здравствуйте, гости дорогие! Мы пришли к вам из старины глубокой, чтобы напомнить о старинном , но до сих пор любимом празднике- Масленице.
Вед. Собрались мы позабавиться да потешиться, посмеяться. А знаете, как появился этот праздник?
Название Масленицы произошло от масленого блина, похожего на солнце. Пришёл к нам этот праздник из далёких языческих времён, напоминая о давно забытой славянской богине, которую звали Мара Моревна. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», « сударыня», «весёлая», «широкая», «разгульная», «касаточка», «объедуха».
Когда Русь приняла христианство, народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось. Теперь Масленица-это не только проводы зимы , но и подготовка к Великому посту.
Великий пост перед Пасхой –это время очень строго воздержания в пище, зрелищах, развлечениях. неделя перед Великим постом называется «мясопустной» или «сырной». На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течение этой недели нельзя было есть мяса. Но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Есть даже такая поговорка: « Без блина не Масленица».
На Масленицу нужно было есть блины, но и ходить в гости, веселиться, потому что впереди был долгий пост длиной в 7 недель- время строгого поведения. Недаром родилась пословица: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».
Вед. Масленица- любимый в народе праздник. Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта. Зависит это от Пасхи, и переходит Масленица из года в год.
От Крещения до Маслены играют свадьбы. Лихо несутся по Руси свадебные поезда.
Масленица- переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и в жизни людей.
В это время важно быть вместе молодым и старым. Весеннее поминание родителей- суббота перед Масленицей- родительская. Первый блин на праздник всегда покойным. А уж потом широкая радость всему миру. Солнцу –костры горячие. Хозяйкам –удачи в стряпне. Девушкам , подросткам – катание с гор, песни (кому их поют –тому желают добра, ведь в слове великая сила). Юношам –молодецкие забавы. Старым людям –пряники с узорами, низкое челобитьё. Когда
Праздник Масленицы длиться целую неделю- с понедельника до воскресенья. Каждый день имеет своё название. Мы предлагаем совершить праздничное путешествие.
А вот первая остановка.
Звуковая перебивка (звон колокольчика и бубенцов).
Понедельник. «Встреча».
Пришла- не минуешь
Уйду- не увидишь.
Встречай бодрей, провожай веселей!
Уч-к 1. Понедельник на масленичной неделе называется «Встреча». В этот день и стар и млад выходили на улицу встречать Масленицу.
Уч-к 2. А Масленица в виде соломенной куклы сидела на санях и ребятишки катали её по всей деревне.
В зал на санях двое ребят ввозят чучело Масленицы.
Уч-к 1 Едет Масленица, едет сырная, разгульная, а не смирная!
Уч-к 2. Праздник общий, мирской, прощайся народ с тоской!
Уч-к 3. Праздник весенний, праздник домашний, самый весёлый и очень важный.
Уч-к 4. Ждёт весёлый хоровод, не робей честной народ!
Ученики поют, гости подпевают.
А мы Масленицу повстречали,
Повстречали , душа, повстречали. ( Подпевают гости).
И на горушке мы побывали,
Побывали, душа, побывали. (Подпевают все).
Мы блинами гор выстилали,
Выстилали, душа, выстилали. (Подпевают все).
Сыром гору-то мы набивали,
Набивали, душа, набивали. (Подпевают все).
Маслом гору-то мы поливали,
Поливали , душа, поливали. (Подпевают все).
Уч-к 1. Эй, народ честной, шире рот открой!
Уч-к 2. Два раза не повторяем, поэтому один раз объявляем!
Уч-к 3. Дорогие односельчане, все, кто любит блины в сметане!
Уч-к 4. Приходите без промедленья встречать Масленицу.
Уч-к 1. Старинный праздник весенний
Уч-к 2. Весну встретим, зиму проводим, в хороводе походим!
Уч-к 3. Поиграем , покушаем, весёлые песни послушаем!
Уч-к 4. Приходите, не пожалеете!
Все. Лет на 10 помолодеете!
Чучело Масленицы дети ставят на видное место. К чучелу Масленицы подходят девочки
Уч-к 1. Здравствуй, дорогая наша гостья Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная,
Уч-к 2. Лента алая двухрублёвая,
Платок беленький, новомодненький,.
Уч-к 3. Бровки чёрные, наведённые,
Шубка синяя, губки красные.
Уч-к 4. Лапти частые, головастые,
Блузка белая, набелённая.
Уч- 1. А ещё в этот день делали мартинички- куколки из ниток красного ( девочку) и белого (мальчика) цвета. Красный цвет означает символ весны и жаркого лета, а белый- символ уходящей зимы. Мартинички используют для «закликания» весны. Ими взмахивают и говорят закличку, а затем вешают их на деревья или дарят друзьям в знак дружбы.
Уч-к 2. Давайте позовём весну. Я буду говорить слова заклички, а вы повторяйте за мной.
Весна , весна, красная!
Приди , весна, с радостью,
С радостью, с радостью
С великой милостью
Со льдом высоким
С корнем глубоким
С хлебами обильными
Дети дарят мартенички.
Игра «Золотые ворота».
Вед. Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше праздничное путешествие продолжается.
Вот и второй день Масленицы- вторник.
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
Вторник. «Заигрыш».
А мы Масленицу дожидаем
Дожидаем в душе , дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем
Увидаем в душе увидаем.
Уч-к 1. Второй день Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души.
Уч-к 2. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По улицам разъезжали на санях ряженые, причём мужчины наряжались в женское платье, а женщины –в мужское.
Уч-к 3. Звери , пугала, негры и пираты- кого только не встретишь на масленичном маскараде!
Уч-к 1. Катались на качелях, каруселях, съезжали с горки на санях. А если санок не было, в ход шли рогожки; катались также на лошадях.
Уч-к 2. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех , музыка, звон бубенцов, песни и хороводы- до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.
Девочки исполняют частушки (см. приложение).
Уч-к 3. К нам на Масленицу тоже заглянул Петрушка. Будет всех он веселить, и смеяться и шутить!
На сцену выходят Петрушка и Цыган.
Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки, приветствую вас, и девчушки, весёлые подружки. Я ваш старинный знакомый Петрушка. Пришёл вас позабавить и с праздником поздравить.
Цыган. Здорово, брат, как поживаешь, часто ли хвораешь?
Петрушка. А тебе какое дело, уж не доктор ли ты?
Цыган. Я не доктор. Я цыган Мора из цыганского хора. Пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом.
Петрушка. Ты мне зубы не заговаривай, говори, что нужно, да проваливай!
Цыган. Мой знакомый, француз Тома, который совсем без ума, говорит, что тебе лошадь нужна.
Петрушка. Это , брат, дело, мне лошадь давно завести приспело. А хорошо ли кобыла?
Цыган. Не лошадь, а диво: бежит, дрожит, спотыкается, а упадёт, не подымается.
Петрушка. Ого-го! Мне как раз такую и надо! А какой же масти?
Цыган. Пегая с пятнами, золотая с гривою, кривая, горбатая, коса, лохматая. Французской моды, аглицкой породы.
Петрушка. Дорого ли стоит?
Цыган. По знакомству -два с полтиной.
Петрушка. Бери два с полтиной да получай сдачу дубиной!
Петрушка бьёт Цыгана по спине палкой и оба они убегают.
Вед. Отшумел, отзвенел весёлый вторник-заигрыш. Пора и блинами полакомиться. Это мы сделаем в третий день Масленицы.
Звуковая перебивка (звон колокольчиков, бубенцов).
Среда . «Лакомка».
Я блинчик хорошенький
Поверь мне, я вкусненький
Отведай Меня, мой хороший дружок.
Я блинчик румяненький, как славное солнышко
Лежу я на тарелочке жёлтенький кружок.
Уч-к 1. Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка». В каждом доме столы ломились от вкусной еды.
Уч-к 2. На улицах тесно было от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи.
Уч-к 3. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайком.
Уч-к 4. Покупали еду и приговаривали: «Масленица объедуха, деньгам приберуха».
Уч-к 1. Всюду царило настоящее обжорство. Говорили : «Блин не клин- брюха не распорет».
Уч-к 2. Все ели так, будто хотели наесться на весь год! Денег на еду не жалели.
Уч-к 3. Была даже такая пословица: «Хоть себя заложить, а Масленицу проводить».
Уч-к 4. Было поверье, что , если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.
Уч-к 1. А сколько пословиц сложено про Масленицу! Мы собрали их оформили альбом.
Уч-к 2. Вот некоторые из них.
Не житьё , а Масленица.
Уч-к 3. Масленица семь дней гуляет.
Уч-к 4.Милости просим к нам на Масленицу со своим добром, с честным животом.
Уч-к 1. Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.
Уч-к 2. Хоть с себя что заложить. А Масленицу проводить.
Уч-к 3. Была у двора масленица, да в избу не зашла.
Уч-к 4. Без блинов не Масленица.
Уч-к 1. Первый блин –комом, второй –знакомым, третий блин- дальней родне, а четвёртый- мне!
Уч-к 2 .в среду на Масленицу зятья приходили в гости к тёщам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к тёще на блины».
Уч-к 3. В этот день не забудьте вместе с папой проведать свою бабушку- мамину маму. Ведь она для вашего папы тёща.
Исполняется песня «Яблоневый вечер».
Четверг. «Разгул».
Честная Масленица !
Веселёхонько тебя встречать, привечать,
Трудно- нудно со двора провожать!
Масленица – мокрохвостка!
Поезжай долой со двора
Отошла твоя пора!
Уч-к 1. В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом», «Переломом».
Уч-к 2. В старину этот был день самого шумного и отчаянного веселья.
Уч-к 3. В эти дни можно было-есть до икоты…
Уч-к 4. Орать до хрипоты…
Уч-к 1. Петь- до надсаду…
Уч-к 2. Плясать- до упаду.
Исполняется «Кадриль».
Уч-к 3. Широкая Масленица –это самый разгар игр и развлечений. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивали жаркие кулачные бои.
Уч-к 4. Но это были бои по правилам: не бить лежачего…
Уч-к 1. Не класть в кулак тяжёлого…
Уч-к 2. Ниже пояса не бить…
Уч-к 3. По затылку не колотить…
Уч-к 4 Вдвоём на одного не нападать…
Уч-к 1. И до смерти никого не забивать.
Уч-к 2. Ну а кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом!
Уч-к 3. Внимание , внимание, вызываем и мы силачей на соревнование!
Уч-к 4. У кого руки сильнее, тому и пироги круглее!
Мальчики по очереди устраивают соревнование в армреслинге. Соревнования заканчиваются, когда остаётся тот, кого никто не смог победить.
Уч-к 1. Вот и самый главный силач. Получай от нас блин да калач!
Вед. Ну. А наше путешествие продолжается. Вот и пятница тихо катится.
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
Пятница. «Тёщины посиделки».
Прощай, честная Маслена
Коль быть живым, увидимся
Хоть год прождать, да ведать-знать,
Что Маслена придёт опять!
Уч-к 1 если в среду зятья гостили у тёщ, то в пятницу тёщи приходили к зятьям на блины.
Уч-к 2. Напомните своему папе, что в пятницу он должен пригласить вашу бабушку, мамину маму, в гости на блины. Ведь она для него тёща.
Уч-к 3. А пятница на масленичной неделе получила название «Тёщины вечёрки».
Сценка «Тёщины вечёрки»( см. приложение).
Уч-к 4. Званая тёща должна была прислать с вечера всё необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник, тарелку, вилку, рушник.
Уч-к-1. А тесть ( отец жены) посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Уч-к 2. Если зять не приглашал тёщу и тестя, это считалось большой обидой.
Уч-к 3. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.
Уч-к 4. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки.
И мы собрали рецепты изготовления блинов. Вот некоторые из них ( читаются рецепты блинов из разной муки).
Уч-к 1. Были блины с картошкой, с капустой, с мёдом и маслом, с кашей, тыквой, яблоками, вареньем, с рыбою и с икрой, с изюмом и с курагой.
Уч-к 2. С пылу с жару прямо к горячему самовару!
Уч-к 3. Не жалели мы трудов, чтоб напечь для нас блинков.
Конкурс «Отгадай с чем блин».
Вед. Ну вот и наелись блинов в пятницу, а в субботу- опять готовь тарелки: приходят «Золовкины посиделки».
Звуковая перебивка( звон колокольчика, бубенцов).
Суббота. «Золовкины посиделки».
Минует лето красное
Сгорят огни купальные
Пройдёт и осень жёлтая
С снопом, с скирдом и с братчиной.
Потёмки, ночи тёмные, карачуна проводите.
Тогда зима изломится, медведь переворотится
Придёт пора морозная, придёт пора морозная…
Уч-к 1. Шестой день Масленицы- суббота- называется «Золовкины посиделки». Золовка-это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинами.
Уч-к 2. С мёдом, маслом, вареньем, грибами…
Уч-к 3. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но всё же стали главным угощением и символом именно праздника Масленицы.
Уч-к 4. Ведь круглый румяный блин так похож на жаркое солнце, которое ждали всю зиму!
Уч-к 1. Нужно было помочь солнышку проснуться и забраться на небо, поэтому и задабривали его блинами, которые по форме напоминали солнечный круг.
Уч-к 2. Блин- символ солнца, красных дней, добрых урожаев и здоровых детей.
Уч-к 3. Мы для солнца, для весны споём песню про блины.
Уч-к 4. А вы все не зевайте, припев погромче подпевайте!. Ой ,блины, блины, блины, вы , блиночки мои!
Участники группы поют песню, остальные гости подхватывают припев.
Блины (русская народная песня)
1.Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели!
Пр-в :Ой, блины, блины,блины,
Вы, блиночки, мои!
2. Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.
3. На поднос она кладёт
И сама на стол несёт.
Припев.
4. «Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы».
Припев.
Вед. А сейчас посмотрите игру «Марома» ( см. приложение)
Вед. Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день масленицы- «Прощёное воскресенье».
Звуковая перебивка ( звон колокольчика, бубенцов)
Воскресенье. «Прощёное воскресенье».
Морозная –колядная:
Овсень –коляду кликати.
Мороз пройдёт, метель нашлёт
Во вьюгах с перевеями
Прибудет день, убудет ночь
Под крышами застрехами воробки зашевелятся.
Из лужицы, из наледи напьётся кочет с курами.
Уч-к 1. Этот день ещё назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный день». В этот день устраивали проводы Масленицы,
Уч-к 2. С утра начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку.
Исполняется русская народная песня «Калина, малина» ( см. приложение)
Уч-к 3. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз…
Уч-к 4. Вот и мы проведём состязания,
Проверим ваше физическое состояние!
А сейчас все приглашаются на спортивную площадку.
Уч-к 5. Ну-ка, кто тут смелый и ловкий!
Выходи- прояви сноровку!
Уч-к 4. Первое состязание- перетягивание каната.
Тяните его в разные стороны, ребята.
Уч-к 5. Кто кого перетянет, тот и чемпионом станет.
Конкурс перетягивание каната (2 участника берутся за разные концы верёвки, перетягивают верёвку на себя. Соревнование продолжается до полной победы одного из ребят).
Уч-к 4. Вот и первый чемпион-
Сильный, как индийский слон.
Игра «Маша –растеряша»
Уч-к 4. Второе соревнование-«Петушиные бой».
В нём может участвовать любой.
Уч-к 5. Толкайте правым плечом друг друга,
Кто кого вытолкнет из круга!
На площадке рисуют круг, в который становятся 2 игрока, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
Уч-к 4. Вот и второй чемпион- самый отважный,
Игра «Бубенцы».
Игра «Маша-растеряша».
Уч-к 1. Вот и пришла пора провожать Масленицу.
Уч-к 2. Сударыню –Масленицу ставили на сани, рядом сажали девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам.
Дети сажают на санки девочку, которая держит в руках куклу Масленицу, в санки «впрягаются трое ребят и сдвигают саки с места.
Уч-к 3. Все съезжались за околицу. Там разводили большой костёр. Давали Масленице блин и торжественно сжигали её под громкое пение.
Уч-к 4. Ты прощай, прощай,
Наша Масленица,
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица широкая.
Уч-к 5. Блины масляные,
Мёдом мазаные.
Мы каталися с горы
От зари и до зари.
Уч-к 4. А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
На последних словах все дети машут руками, как бы прощаясь с праздником.
Уч-к 1. А когда горела Масленица, следили за дымком: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хорошим, а ежели дым стелется по земле, то год будет неурожайным.
Уч-к 2. Но звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось.
Уч-к 3. Все отправлялись на вечернюю службу в церковь. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.
Уч-к 4. Последний день Масленицы ещё называют «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.
Уч-к 5.В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог простит».
Вед. И вы, ребята , в это воскресенье постарайтесь попросить у всех прощения: у родных, соседей, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.
Звуковая перебивка (звон колокольчиков, бубенцов).
Вед. Вот и закончилось наше путешествие. Будем встречать весну, ждать лета. А вместе с зимой снова к нам в гости придёт весёлая, широкая Масленица.
А сейчас всех ждут блины и горячий чай.
Приложение.
Сценка «Тёщины вечёрки».
В пятницу на Масляной неделе зятья приглашали своих тёщ на блины. (Тёще несут поднос с блинами. По мере того, как ведущая перечисляет зятьёв, тёща подходит к зятьям прямо в толпу и угощает блинами. Зять, получивший блин, приглашается на сцену, ведущая прикрепляет ему на грудь эмблему с новым именем.)
Вед. Первый блин- Хомке, второй -Пахомке, третий, с маслом- для Климентия. А четвёртый со сметаной- для Дементия. Пятый блин- для Захарки. Шестой с вареньем –для Макарки. Седьмой-, с медком-Ванюшеньке-душеньке, любимому зятьку…
Вот так угощение, вот так блины. Все зятья решили тёщу отблагодарить. Зять Хомка-первый. Как бы это сделать? Тёща запевает частушку под музыку, а Хомка берётся ей подпевать.
Тёща. Я на горку шла, тяжело несла.
Хомка. Уморилась, уморилась, уморилася.
Тёща. В решете овса, полтора зерна.
Хомка. Уморилась, уморилась,уморилася.
Тёща. Овёс высыпала, зятя выбранила.
Хомка. Уморилась, уморилась, уморилася.
Тёща. Уж я пела и плясала, а теперь совсем устала.
Хомка. Уморилась, уморилась, уморилася.
Вед. А теперь номер «Светит месяц, на ложках играют зятья Климентий с Дементием. А мы помогаем им: прихлопываем руками, притопываем ногами. (Исполняется мелодия для тёщеньки.)
Вед. После такого знатного номера тяжеловато будет развернуться зятю Пахомке. Что бы ему такое предложить? Будешь вместе со мной стих читать, в рифму слова подбирать?
(Зять соглашается)
И он решил устроить бал.
Тёщу в гости он …(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый …( пирог).
Жена мамашу в гости ждёт.
Но что-то тёща…( не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек… ( отхватил).
Затем подвинул стул и сел.
И весь пирог в минуту…(съел).
Когда же тёща подошла,
То даже крошек… (не нашла).
Ай, да Пахомка, ну ни в жизнь кто другой такое не сочинит! А теперь попросим Захарку. А вот и он. Большими мячами жонглирует!
Через минуту Захарка уходит. Настаёт черёд Макарки. Мальчика можно нарядить под заправского клоуна или факира. Он выходит на сцену. В правой руке –пустой стакан, в левой-сосуд с водой звучит заклинание «Абра-кадабра» и он переливает воду в стакан. Ничего не произошло. Повторяется заклинание. Фокуснику дают другой стакан, на дне которого несколько кристалликов марганца. На этот раз переливание воды заканчивается успехом. Напиток окрашивается в малиновый цвет. Свершилось небывалое чудо!
Вед. А какие частушки для любимой тёщи приготовили зятья.
Два зятя исполняют частушки.
На базаре был вчера,
Видел там комедию
Тёща лошадь продавала,
Называла Федею.
Лес шумит, шумит, шумит.
Лес шумит- качается.
Кто крикливых тёщ полюбит,
Тем налог скощается.
На таможне мою тёщу
Не пустили в Геную:
Говорят, что камни в почке
У ней драгоценные.
Ныне новые права-
Старых тёщ всех на дрова,
Двадцати пяти- солить,
Молодых будем любить.
У кого какая тёща,
У меня-как президент:
По указу к ней подходим,
Предъявить велит патент.
Если хочешь ты жениться,
Заходи в столовую,
Тёщу себе выбирай
Самую здоровую.
Как женился, появилась
Средь кудрей большая плешь,
Помогите мне оформить
Тёще выезд за рубеж.
Если хочешь счастлив быть,
Приходи на станцию,
Тёщу сдай скорей в багаж,
Получи квитанцию.
В наших дальних деревеньках
Нравы новые ввелись:
Посбесились наши тёщи-
В интербабки подались.
Мы кончаем петь частушки,
Хватит ерепенится.
Может зря какие спели.
Просим извиненьица.
Стала тёща зятьёв домой провожать, а в подарок каждому ложку даёт, да приговаривает: «Вы со спутницей такой нигде не пропадёте. И из наших из гостей сытыми придёте!» потом руку пожала хомке, Пахомке, Климентию, Дементию. Потрепала ласково Захарку, погладила ласково по головушке Макарку, обняла Ванюшеньку.
Вед. И для вас, гости дорогие, подарки приготовлены. А получат их те, кто лучше других знает, как жили-были на Руси зятья да тёщи. Я начинаю пословицу, а вы заканчивайте.
Зять да сват у тёщи…(первые гости).
Зять на порог… (на стол пирог).
Тёща зятю голову…(маслит).
Зять с тёщей говорят с утра до вечера, а послушать…(нечего).
Тёща пышна, а против зятя ….(не вышла).
Прими зятя в дом , а сам …(убирайся вон).
Тёща любит честь, шурин глаза щурит, а зять …(любит взять).
У наших зятей…(много зятей).
Частушки.
Вот и Масленка идёт, весела гуляночка.
Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.
Как на Масляной неделе из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои, подрумяненные!
Девки , Масленка идёт. Кто нас покатает?
У Алёшки за двором Сивка пропадает.
Я на Масленку катался, трое санок изломал,
Ворона коня измучил, но девчонок покатал.
Шила платье из капусты, огурцом отделала.
Рассердилась- платье съела! Что- же я наделала?
Купи, тятя мне коня- вороные ножки.
Буду девочек катать по большой дорожке.
Ты,Алёша, ты,Алёша, у тебя гармонь хороша!
Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.
Запрягу я вороного в расписные сани,
Кому хочется плясать, выходите сами.
Ставь,маманя, самовар, ко мне едет сыровар,
Сыровар молоденький, зовут его Володенькой.
У меня четыре шали, пятая-пуховая;
Не одна я боевая, все мы здесь бедовые.
Ходи, хата, ходи , печь, хозяину негде лечь.
Буду «Барыню» плясать, буду дроби выбивать.
Песня-игра «Марома».
Все дети встают в круг. «Марома», роль которой исполняет девочка -в центре. Дети идут друг за другом по кругу и поют.
Дети. Марома моя, Маромушка
Раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель, да блины.
У хозяюшки горячи пироги.
Дети останавливаются.
Дети. Здорова ль, Марома?
Марома . Здоровенька.
Дети. А что делаешь?
Марома. Куделечку пряду!
Все снова идут по кругу и поют.
Дети. Марома, моя Маромушка,
Раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки горячи пироги.
Дети снова останавливаются.
Дети. Здорова ль, Марома?
Марома . Здоровенька !
Дети . А что ты делаешь?
Марома. Клубочки мотаю.
Дети снова идут по кругу и поют.
Дети Марома моя, Маромушка,
Раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки горячи пироги.
Дети снова останавливаются.
Дети. Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька.
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Вязаньице вяжу!
Дети снова идут по кругу и поют:
Дети. Марома моя,Маромушка.
Раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки горячи пироги.
Дети снова останавливаются.
Дети. Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Плачу! Пальчик наколола!
Дети снова идут по кругу и поют:
Дети. Марома моя, Маромушка!
Раскудрявая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки горячи пироги.
Дети останавливаются.
Дети. Здорова ль, Марома?
Марома. Здоровенька!
Дети. А что ты делаешь?
Марома. Вас ловлю.
«Марома» ловит детей, пытаясь их «осалить», те разбегаются. Если помещение не позволяет проводить такую подвижную игру,дети могут остаться в кругу, выставить руки ладонями вверх, а «Марома», пробегая, должна шлёпнуть по ладошке того, кто не успел убрать руки. Игра проводится под музыку. Те дети, которых поймала «Марома», должны «откупиться», рассказав что- нибудь из русского фольклора: потешку, считалку, поговорку.
Кадрильная пляска «Ах вы, сени».
В танце участвуют 4 пары. Они становятся по углам квадрата на расстоянии примерно трёх метров друг от друга.
1к. Ах вы, сени, мои сени.
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решечатые.
На первые две строчки 1-я пара идёт, держась за руки к 3-ей паре по диагонали, кланяется, возвращается на место, не разворачиваясь. Третья строка: во всех парах девочки кружатся под рукой мальчика один раз. Четвёртая строка: все пары кружатся «лодочкой».
2к. Выходила молода
За новые ворота,
За новые, кленовые,
Решечатые.
На первые две строки те же движения, что и в первом куплете, выполняет 3 –я пара, двигаясь к 1-й паре. Третья строка: во всех парах девочка кружится под рукой мальчика один раз. Четвёртая строка: все пары кружатся «лодочкой».
3 к. Выпускала сокола
Со правого рукава,
На полёте- то соколику
Наказывала.
Те же движения, что и в первом куплете, выполняет 2-я пара, двигаясь к 4-ой паре. Все остальные движения, как и в предыдущих куплетах.
4 к. Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко.
И высоко и далёко
На родиму сторону.
Те же движения, что и в первом куплете, выполняет 4-я пара, двигаясь ко 2 –й паре. Все остальные движения, как и в предыдущих куплетах.
5 к. И высоко и далёко
На родиму сторону.
На родимой на сторонке
Родный батюшка живёт.
На первые две строчки все пары идут навстречу друг другу до центра, кланяются, возвращаются на свои места. На вторые 2 строчки выполняются движения, как и в предыдущих куплетах.
Белый лист
Два плуга
Карты планет и спутников Солнечной системы
Хризантема и Луковица
Мост Леонардо