Познакомиться с историей возникновения куклы;
Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;
Изучить роль куклы в жизни детей и взрослых;
Изучить технологию изготовления современной осетинской куклы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_kukly_i_ee_naznachenie.docx | 165.22 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№50
г. Владикавказ
Ученица 5 «а» класса Руководитель: Адеева
Быкова Элина Фатима Ирбековна
Исследовательская работа: История возникновения куклы и ее назначение.
Цель исследования: Возникновение куклы и ее роль в жизни детей и взрослых.
Задачи: Познакомиться с историей возникновения куклы ;
Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;
Изучить роль куклы в жизни детей и взрослых;
Изучить технологию изготовления современной осетинской куклы.
Введение.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми.
Однажды, разбирая старые вещи с бабушкой, я наткнулась на удивительную куклу. Она не была похожа на мои куклы. Как же я была удивлена, когда узнала, что это кукла моей мамы. Она в детстве ею играла. Бабушка рассказала мне, что она тоже очень любила играть в куклы. Мне очень захотелось узнать о куклах больше. Как и когда появилась кукла? Какие были куклы раньше и как с ними играли? Из чего были сделаны куклы? И как изготавливают современные куклы?
Мне также стало интересно, какие игры были популярны у наших предков, какая игрушка была излюбленным предметом детей.
И так, целью моей работы является исследование самой распространенной игрушки: куклы. Я опишу, какой была кукла много веков назад, какой путь она прошла, какую роль она играла в жизни детей. И какой стала сегодня современная кукла.
Когда появилась первая кукла
В ходе исследовательской работы я узнала, что детская игрушка –очень древнее явление в культуре народов мира. Как только появился «человек разумный», а у него родились дети, он стал думать, как развлекать их. В качестве игрушек, они давали своим детям различные камушки и деревяшки. История куклы прослеживается со времен строительства египедских пирамид до наших дней. Первые детские игрушки дошедшие до нас были обнаружены на территории Египта. Например, в гробницах египетских фараонов археологи нашли игральные кости. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Археологи их находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Не только в Египте, но и по всему свету археологи находят элементы народных игрушек и различные игровые предметы. Как подтверждают археологические материалы, детские игрушки на протяжении сотен лет сопутствует и предкам осетин. Все эти находки свидетельствуют о том, что игровая культура зародилась за много веков до нашей эры. Ученые предполагают, что игра берет свое начало с раннего этапа развития человечества. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались ( дерево, ткань солома и т.д. )долго не могут храниться.
У каждого народа были свои игры и игральные предметы.
Даже в самых бедных семьях с давних времен была кукла. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.
Роль куклы в жизни детей и взрослых.
Действительно, самой распространенной игрушкой народов всего мира является кукла. Но у кажного народа – своя кукла! По кукле, а точнее по ее одежде, лицу, цвету волос и т.д. легко можно определить, куклой какого народа она является. Куклы отличались друг от друга. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – игровые, обрядовые и обереги.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Отдельное исследование куклам посвятил известный осетинский историк Вилен Уарзиати «У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными из них были тряпичные куклы (хъазæн чынз – игрушечная невеста, чынз - невеста, гыкъына – пупс), которые имелись в каждом доме, где были дети.
Делали и тряпичные куклы, основой которых являлся деревянный каркас из двух палочек, крестообразно закрепленных и напоминающих человеческую фигуру. В большинстве тряпичные куклы изображали женщин, что подчеркивалось пропорциями кукольной фигуры. Лицо куклы делалось плоского круглого камешка, пуговицы, или старой монеты, обшитых белой тканью. На самых первых куклах вы бы не увидели лица. То есть головка куклы была обмотана крест-накрест красными или черными нитками. Вот как это объясняет осетинский этнолог, профессор В. Уарзиати: «… кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры с ней. Иначе есть опасность односторонне оценить куклу с чисто визуальной стороны». ( Уарзиати В.С. Избранные труды: Этнология. Культурология. Семиотика. – Владикавказ: Проект – Пресс, 2007, - с. 205). Другими словами, осетины считали, что если наделить « куклу лицом, то это будет мешать развитию фантазии у ребенка. Перед его глазами будет определенное лицо с определенными чертами, а это мешает развитию воображения. Лица на куклах начали вышивать цветными нитками или раскрашивать красками сравнительно поздно.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Они шили для своих кукольных невест одежду, обувь и головной убор. Точно также шили и кукол, которые изображали мужчин.
Девочки собирались вместе, выбирали для своих игр место и там играли. Вот как описывает игры в кукол профессор Х. Дзуцев: «Ирга сопровождалась свадьбами, которые устраивали дети и где основными действующими лицами были их игрушечные куклы». (Дзуцев Х.В. Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин, - Владикавказ, 1994 . – с. 85).Играя, дети изображали свадебную традицию осетин, и не только. У детей были специально изготовленные для игр колыбельки. Для них они сами шили одеяла, подушки, матрацы, и т.д. «Таким образом, игра в куклы превращалась в своеобразную трудовую школу», - поясняет далее Х.Дзуцев. Так, в детских играх проецировались жизнь и заботы будущей хозяйки дома (хæдзары чынз, æфсин). Маленькая девочка играя с куклой, и, укладывая «ребенка» спать в колыбель, ухаживая за ней уже через игру начинала приобретать навыки материнства. Детские кукольные игры охватывали сравнительно небольшой период жизни. В условиях быта осетин игры прекращались довольно рано. Дети становились помощниками по хозяйству. Уже с пяти лет девочке доверяли покачать колыбель, чаще это было необходимостью. Если старшие сестры и женщины в доме были заняты, девочке было поручено смотреть за малышом. Уже к 12-ти годам она превосходно умела пеленать, шить одежду, убирать, заниматься домашними женскими делами. Мне очень захотелось узнать , что чувствует девочка, когда шьёт своими руками одежду своей кукле. И смогу ли я тоже пошить платье так же. Вы знаете, я попробовала. Сшила своей кукле современное платье из бумаги. Конечно мне помогала бабушка, но вы не представляете как это было увлекательно. Я долгое время не могла наглядется на свое изобретение.
Как я сказала раньше, девочки обращались с куклами очень бережно, стремились сохранить их до замужества. Выходя замуж ( в 18-19веках в 13 лет девочек нередко выдавали замуж) они брали любимые игрушки с собой в новый дом, чтобы потом передать их своим детям. А иногда она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.
Обрядовые куклы.
Обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла была без лица. Лицо не обозначалось, оставалось белым. Объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Обрядовые куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. У осетин, как только приводят невесту в дом, в руки дают маленького мальчика, чтобы у невесты первенец был мальчик.
Кукла- оберег.
Оберег – амулет, спасающее человека от различных опасностей, носили на теле в к качестве талисмана. Куклы обереги помещали над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит такая кукла, то она отгоняет эту злую силу.
Мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
Уже много веков куклу у кавказских народов дарят как пожелание счастья.
В ходе своего исследования узнала, что традиционная осетинская кукла кардинально поменялась со временем, национальная кукла сегодня - не игрушка. И сегодня это – один из самых популярных сувениров, который можно увезти из Северной Осетии. Эти куклы одеты в национальные осетинские костюмы. Это костюмная художественная кукла, очень нарядная и красивая. Она дает прикоснуться ко времени, ее нельзя раздевать – одевать, она не игровая. У кукол сегодня разные лица, разный возраст. Она по-прежнему остается важным элементом национальной культуры.
Создатели авторских и сувенирных кукол-это современные художники, наследники старых осетинских мастеров и мастериц . Их куклами не просто любуешься и восхищаешься – кажется, они дышат и живут. У каждой – свой характер, своя душа. Вот застенчиво улыбается, потупив ресницы, осетинская невеста в богатом национальном свадебном наряде – разгæмттæ, о вот гордо выступает с ритуальным зеркалом в руках скифская жрица в белоснежной вышитой золотом накидке. Создание каждого такого маленького шедевра – это сложный и кропотливый труд. У каждого мастера свои секреты, своя методика. И среди тех из них, чьи имена обрели известность уже далеко за пределами родной Осетии можно назвать - художницу и дизайнера Земфиру Дзиову, Азу Таутиеву, Залину Цахилову и др.
К примеру, куклы Залины Цахиловой (фирма «Асик») сегодня украшают дома многих знаменитостей мира: Анджелины Джоли, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Ирины Хакамады, а у Александра Хлопонина есть целая коллекция кукол Кавказ. Среди кукол фирмы «Асик есть крошечные модели, это куклы – елочные игрушки, есть экземпляры, фигура и лицо которых делается скульптором, а одежда и украшения изготавливают мастера.
Богатые кукольные традиции осетин продолжает сегодня коллектив старейшего на Северном Кавказе северо-осетинского театра кукол «Саби». В нем более 77-ми лет существует единственная на Северном Кавказе мастерская по изготовлению кукол. Мастера-кукольники из Северной Осетии создавали героев не только к спектаклям «Саби», но и для постановок ТЮЗов соседних республик. В мастерской театра «Саби могут сделать любую куклу – марионеточную, тростевую, перчаточную, или маску героя. Если вернуться к нашим истокам, то мы увидим, что именно тростевые куклы с элементами шуточного ряжения бытовали у осетин. Можно привести в пример кукольные представления сказителя Дзугутова Бибо, жившего в конце 19-века в селении Старый Батакоюрт, известного в народе, как «Куырм Бибо».
В последние годы кукольное искусство вошло в моду настолько уверенно, что мастер-кукольник Аза Таутиева даже открыла во Владикавказе курсы по изготовлению кукол из полимерной глины. Куклы, или, как называет их сама мастерица, «куклята» Азы Таутиевой очень популярны. Она выполняет их из пластики, а потом одевает, снабжает ресничками, косами, усами, бакенбардами – в зависимости от пола и возраста. Аза говорит, что своих кукольных героев она находит в реальной жизни, например, на лавочках у домов в родном селе. Прототипами ее кукол часто становятся старики. Уникальность кукол Азы Таутиевой заключается в том, что в них воспроизведены мельчайшие детали строения человека.
Всего за два года своей деятельности мастеру-самоучке удалось создать около ста кукол. Работа над одной куклой может вестись от недели до месяца в зависимости от размера и сложности ее выполнения. Самая маленькая кукла Азы помещается на ладони – это младенец с ресницами и редкими волосами. Много кукол Аза делает на заказ с изображением чиновников, как Северной Осетии, так и соседних республик.
А коллекционные куклы от Земфиры Дзиовой – настоящее произведение искусства. Над каждой из них их создательница работает долго и кропотливо, чтобы вдохнуть в бесформенный материал жизнь и индивидуальность. Конечно, куклы Дзиовой не для детских игр – о них мечтают взрослые коллекционеры. Земфира Дзиова живет во Владикавказе. Куклами она увлекается с детства, с тех пор, когда в пять лет ее бабушка научила делать ее первую куклу.
Несмотря на то, что Земфира Дзиова – профессиональный художник, любовь к кукле она пронесла через всю жизнь. Она самостоятельно осваивала это искусство, сама выработала технику, испробовала много материалов, но остановила свой выбор на керамике и самозатвердевающем пластике.
Коллекционные куклы от Земфиры Дзиовой удивляют филигранной отделкой. Каждая такая кукла – это два-три месяца кропотливой работы мастера. Больше всего у Земфиры Дзиовой кукол, которые воплощают времена года (серия «Времена года»). Впрочем, она не работает в одном стиле, а любит фантазировать. Кроме того, у нее есть серия кукол национальной тематики.
Исследование.
Свою исследовательскую работу мне хотелось начать с музея краеведения нашей республики, но, к сожалению, все экспонаты музея давно не выставляются. Много интересного мне удалось посмотреть в кабинете осетиноведения в дворце республиканского детского творчества. Много детей сегодня под руководством осетиноведов заняты изучением нашей этнографии. Сотрудники рассказали мне, как можно самой сделать куклу.
Я побывала и в фирме «Асик», которая занимается изготовлением и продажей осетинских кукол. Провела беседу с работниками фирмы. Меня ознакомили с основными методами изготовления кукол. Кукла нашего времени так же, как и много лет назад, изготавливается вручную. Куклы данной фирмы изготавливаются в основном на фарфоровом каркасе, наряды шьют из бархата, велюра, парчи, кружевной ткани, расшивают национальным орнаментом. Волосы делают из шелковых нитей, лица разрисовывают художники. Костюмы в точности воспроизводят осетинский национальный свадебный наряд. Обувь шьют из той же ткани, что и одежду. Куклы – мальчики тоже одеты в национальные костюмы, в папахах их меха, в кожаных сапогах - ичигах.
В завершении своей работы мне захотелось посмотреть работы мастеров, которые создают неповторимые орнаменты национальных костюмов кукол. Далеко за пределами нашей республики известно имя заслуженного работника культуры РСО – Алания, модельера Изольды Гогичаевой. В ее мастерских расшиваются костюмы многих знаменитостей. Каково же было мое удивление, когда я увидела созданные под ее руководством куклы! Это настоящие произведения искусства! На создание каждой детали куклы, будь то шаль, или ремень – уходит столько человеческого терпения и мастерства! И неудивительно, что эти куклы не задерживаются в стенах мастерской.
Выводы.
Итак, подводя итоги, еще раз обратим внимание на то, что игры – самое древнее культурное наследие народов всего мира. У всех народов есть свои игрушки, но есть так же игрушки, которые присутствуют у всех этносов без исключения – это куклы.
Куклы были самой популярной игрой и девочек – осетинок. Благодаря игре в куклы ( чындзытæй хъазт), девочки изучали традиции и обычаи своего народа, прекрасно их воспроизводили в этих играх, а также приобретали навыки материнства. Кукла способствовала развитию у детей рукоделия, фантазии, художественного мастерства. Благодаря тому, что игрушки создавались самими детьми, они бережнее относились к своему труду, а впоследствии, ценили и чужой труд.
Сегодня радикально изменилась внешность и содержание осетинской куклы. Сегодняшние куклы – произведения прикладного художественного искусства. Сама кукла иногда копирует человека вплоть до морщин, ногтей на руках и ногах, ресниц.
В ходе работы я узнала много нового и интересного об истории и создания куклы, ее назначением и познакомилась с технологией изготовления современных осетинских кукол, встречалась с творческими и увлеченными людьми.
Сегодня радикально изменилась внешность и содержание осетинской куклы. Сегодняшние куклы – произведения прикладного художественного искусства. Сама кукла иногда копирует человека вплоть до морщин, ногтей на руках и ногах, ресниц.
Но все таки, я убедилась, что на игрушку куклу не влияет время и она по - прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с обществом.
Я получила огромное удовольствие. В дальнейшем планирую работу по этой же теме
Твёрдое - мягкое
Валентин Берестов. Аист и соловей
А теперь — мультфильм
Астрономы получили первое изображение черной дыры
В поисках капитана Гранта