Идея исследовательской работы «Чудесная гуашь» возникла у меня после просмотра видеоролика «Магия Красок – Волшебные краски», мультфильма Льва Атаманова 1959 года «Похитители красок». У меня возникли вопросы: какая же она – гуашь? Какими характеристиками обладает эта загадочная краска? С помощью чего можно работать с гуашью? Одним словом, мне захотелось узнать как можно больше о волшебных мазках гуаши.
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 24.74 КБ |
Поволжская научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ имени К. А. Валиева
Направление: юный исследователь
Секция №4 «Искусство, технология, русский язык и литература»
Название работы
Чудесная гуашь
Выполнила
Ралина Давытева
Ученица 2В класса
школы № 19
Руководитель
А.В. Ташмурзина
учитель начальных классов
Нижнекамск 2018
Содержание
Стр.
Введение 3
Теоретическая часть 4
1 Свойства гуашевых красок 4
2 Способы работы с гуашью 5
3 Приемы работы с гуашью 6
Практическая часть 7
Заключение 9
Список литературы 10
Приложения 11
Введение
Идея исследовательской работы «Чудесная гуашь» возникла у меня после просмотра видеоролика «Магия Красок – Волшебные краски», мультфильма Льва Атаманова 1959 года «Похитители красок». У меня возникли вопросы: какая же она – гуашь? Какими характеристиками обладает эта загадочная краска? С помощью чего можно работать с гуашью? Одним словом, мне захотелось узнать как можно больше о волшебных мазках гуаши.
Это и является целью моей исследовательской работы – собрать как можно больше интересного материала, рассказать и показать одноклассникам мастер – класс «Чудесная гуашь».
Считаю, что моя тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей интересуются искусством, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, я хочу призвать вас с почтением относиться к искусству. Актуальность исследования обусловлена тем, что умение рисовать и разбираться в искусстве играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Дети с удовольствием включаются в занятия по искусству: пытаются выполнить какие – либо зарисовки, смешивают цвета получая определенный оттенок.
Гуашь, предназначенная для декоративно – оформительских работ и творчества детей – объект моего исследования.
Предмет исследования – способы и приемы работы с гуашью.
Для достижения цели предлагается решить следующие задачи: познакомиться со свойствами гуашевых красок, изучить способы и приемы работы с гуашью.
Гипотеза исследования – предположим, что интерес моих одноклассников возрастет к художественному искусству, после проведения мною мастер – класса «Волшебные мазки гуашью».
Практическое применение данной работы возможно во внеклассной и кружковой работе.
Теоретическая часть
1 Свойства гуашевых красок
Гуашь – необыкновенно красивая, сочная и густая краска. Гуашью можно перекрывать непонравившиеся участки и рисовать на них новые. Живописные свойства ее основываются, прежде всего, на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной. В этом её главное отличие от акварели.
Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная. Первая – предназначена в основном для станковой живописи, вторая – для оформительских работ. Краски гуаши красивы, ярки и хорошо растворяются в воде.
Мазок гуаши высыхает быстро. Можно избежать эффекта «полос». Легко пройдя влажной кистью по уже высохшей краске.
При работе с гуашью лучше взять прочную основу: качественный картон. Картон для акварели, холст на картоне, а также деревянные доски.
Инструменты, как и для акварельной живописи: кисти, палитры, и др. для работы потребуется емкость с водой: для мытья и для увлажнения кистей при смешивании красок.
Гуашь обладает хорошей кроющей способностью. Накладывая краску мазками можно перекрыть первый мазок последующим практически полностью.
Разводить гуашь водой лучше всего до состояния жидкой сметаны, накладывать – по возможности тонким слоем. Вписывать один цвет в другой лучше всего, когда последний еще влажный (но не мокрый), либо делать прописку по совсем высохшему слою. Помните, что гуашь не должна собираться на поверхности лужицей: такая лужица при высыхании дает пятно, которое уже нельзя перекрыть или затушевать.
Для того чтобы картина гуашью получилась красивой, необходимо соблюдать некоторые правила: писать нужно от темного к светлому, то есть сначала наносятся темные тона краски и только потом прорисовываются световые блики.
2 Способы работы с гуашью
Гуашь невероятно универсальна, особенно если речь идет о передаче фактуры. Известны несколько способов получения интересных рельефов с помощью одной и той же краски: толстые, объемные мазки, лессировка, равномерный слой, непрозрачная краска (с добавлением белил).
Пастозная техника также доступна гуаши. Эта техника заключается в нанесении густой, непрозрачной краски на рабочую поверхность. Работая в пастозной технике и используя обычную художественную гуашь, нужно помнить о том, что слишком толстый слой этой краски имеет обыкновение растрескиваться и осыпаться после высыхания. Поэтому нужно очень осторожно добавлять слои густой гуаши на полотно, чтобы получить необходимую, для этой техники и материала, «золотую середину» (Приложение 1).
Лессировка – способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачный слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок. Для гуаши этот способ доступен. С помощью техники лессировки можно создать неповторимый эффект тумана, гуашь для этого подходит как никакой другой материал (Приложение 2).
Есть еще одна техника, в которой можно использовать гуашь. Она называется сграффито. На бумагу наносят слой светлой краски и ждут ее высыхания. Затем наносят толстый, равномерный слой темной краски. После просыхания верхнего слоя, берут толстую иглу или канцелярский нож, и рисуют ими, снимая темный слой краски с нижнего светлого слоя. Лучше, чтобы верхний слой краски был сухой, но достаточно свежий, чтобы краска не осыпалась. Действовать нужно осторожно, движения должны быть точными (Приложение 3).
3 Приемы работы с гуашью
Лучше всего осваивать каждый прием на листе ненужной бумаги и только после этого применять в работе над картиной. Необходимо поэкспериментировать каждый прием, пробуя менять консистенцию краски и различные кисти и инструменты – только так возможно научиться наиболее эффективно применять их.
Влажное по влажному
Этот прием применяется, когда нужно изобразить облака или покрытый туманной дымкой задний план. Необходимо развести краску немного сильнее, чем обычно, нанести ее на бумагу и быстро добавить сверху жидко разведенную краску другого цвета (Приложение 4).
Влажное по сухому
Этот прием хорош тогда, когда нужно написать фигуру с четкими очертаниями и не размытым цветом. Поскольку гуашь непрозрачна, можно наносить светлую краску поверх темной, и наоборот (Приложение 5).
Губка
Важную роль на любой картине играет фактура, особенно фактура переднего плана. Пятнистую фактуру очень часто создают с помощью натуральной губки, смоченной в одной или нескольких красках. Особенно удачно при этом можно имитировать грубую землю, густую траву или листву (Приложение 6).
Разбрызгивание
С помощью этого приема можно рисовать камешки на дороге, речную гальку, листья и тому подобные вещи. Лучше всего разбрызгивать гуашь с помощью маленькой малярной кисти. Хорошо загрузите кисть краской, оттяните ее щетинки назад (от картины), а затем резко отпустите их. Для того чтобы не забрызгать всю картину, сделайте бумажную маску, вырезанную из газеты или ненужного листа бумаги, и прикройте ту часть картины, которая должна остаться не забрызганной (Приложение 7).
Практическая часть
Мастер – класс «Чудесная гуашь»
Данный мастер – класс проводился мной во 2В классе, во внеурочное время. Длительность: 3 занятия по 45 мин.
Как правильно научится смешивать цвета гуашью? Мы знаем, что существуют 3 основных цвета – желтый, красный и синий, из которых состоят все остальные цвета. Мы можем получить из 3 цветов остальные цвета на примере цветового круга.
Предлагаю выполнить:
- упражнение на смешивание цветов,
- тональных растяжек,
- роспись по тренировочным картам.
Упражнения на смешивание цветов
Упражнение на смешивание цветов: берем 3 основных цвета – желтый, красный и синий. Получаем сначала дополнительные цвета: желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Затем смешиваем их между собой, получая промежуточные цвета: желто – оранжевый, оранжево – красный, красно – фиолетовый, фиолетово – синий, сине – зеленый, зелено – желтый (Приложение 8, 9).
Выполнение тональных растяжек
Упражнение на затемнение и разбеление цветов: работать будем на затемнение цвета (добавляем в основной цвет – красный зеленый) (Приложение 10).
Художественная роспись, выполненная
с помощью тренировочных карт
Упражнения выполняются от легкого к сложному. Начальным этапом расписываем элементарные мазки. Далее, художественные мазки усложняются своим разнообразием (Приложение 11).
Заключение
Подводя итоги своей работы, могу сказать, что я добилась поставленной цели, собрала как можно больше интересного материала работы с гуашью. Рассказала и показала одноклассникам мастер – класс «Чудесная гуашь», продолжительностью 3 занятия. Объяснила цель занятий. Во время работы над исследованием вызвала интерес моих одноклассников к художественному искусству. Многим понравилось выполнять тональную растяжку. А именно выбирать именно тот тон, который далее применяли в работе с картиной. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Я смогла заинтересовать ребят, а именно привлечь их внимание к художественному искусству.
Список литературы
Глупый мальчишка
Самый главный и трудный вопрос
Три коробки с орехами
Злая мать и добрая тётя
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)