«Знакомство с русскими народными традициями и костюмами»
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_russkie_narodnye_kostyumy.docx | 22.89 КБ |
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русскими народными традициями и костюмами»
Цель: формировать уважительное отношение к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуре
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов.
Развивающие: Развивать связанную речь, любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.
Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность, чувство восхищения красотой.
Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, оберег, порты, кокошник, кушак, орнамент, лапти, картуз, предки.
Демонстрационный материал: льняная скатерть, народная утварь (чугунок, столовые и чайные предметы в хохломской росписи, самовар) презентация с изображением мужской (рубаха- косоворотка, штаны, лапти, картуз, пояс) и женской (рубаха, сарафан, кокошник, лапти) одежды русских людей, аудиозаписи русских народных мелодий
Раздаточный материал:
-образцы русского орнамента
-краски гуашь, кисточки, клеенка, баночки с водой, салфетки,
-жостовские подносы,
Методические приемы: беседа-диалог, отгадывание загадок, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Ход образовательной деятельности:
Дети встают полукругом, в форме улыбки. – Поклон (здороваемся с гостями по древнерусской традиции).
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём»
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки идём.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Беседа:
- О чем стихотворение?
- В какой стране мы живем?
- Назовите столицу России
- В каком городе мы живем?
- Мы с вами живем в современном мире, играем на компьютере, ездим на машине, носим модную одежду, но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались?
- Кто такие предки? Давайте уточним (люди, которые жили раньше, прабабушки и прадедушки)
- Ребята, откуда мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, мультфильмов, фильмов, музеев)
- Вот сейчас, ребята, вы узнаете, какую же одежду носили наши предки, для этого мы отправимся с вами в мини-музей русского народного костюма. В музее находятся вещи, которые не встретишь в обычной жизни.
Воспитатель:
- Что вы видите в нашем музее? (самовар с баранками, хохломская роспись посуды, чугунок)
-А сейчас, я обращаю ваше внимание, на костюмы.
Костюмы бывают повседневные, рабочие и праздничные.
Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
- Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, платок.
А что же носили мужчины?
Давайте посмотрим. Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина.
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
Два сапога - пара и оба на левую ногу.
В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго.
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках. Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Отгадайте загадку:
-Из лыка свито Дырявое корыто (лапти)
-Дуйся не дуйся, а Через голову суйся (рубаха)
- По дороге шёл, Две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты)
- Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет. (пояс)
- Молодцы, ребятки, все загадки отгадали правильно!
Раздаётся стук в дверь:
Воспитатель: - Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
- Это же кукла Алёнка в русском национальном костюм! (Алёнка здоровается с детьми)
- А, что у нее в руках?
- Шкатулка, а в ней письмо с просьбой: друзья Алёнки просят вас помочь украсить орнаментом косоворотки и сарафаны для её друзей на праздник.
- Поможем друзьям Алёнки!
Воспитатель:-Ребята, сейчас мы переходим в мастерскую, будем украшать косоворотки и сарафаны.
Воспитатель: -Обязательным предметом одежды наших предков была рубаха – косоворотка. Воротник такой рубахи расположен сбоку, как бы косо, поэтому ее так и называли – косоворотка. Посмотрите, ребята, как украшали такие рубахи в старину.
Дети: -Вышивкой
Воспитатель: -Правильно, ворот и рукав косоворотки украшали вышивкой. Для чего они это делали?
Дети: -Чтобы было красиво.
Воспитатель: -Верно, вышивка делала одежду красивой и более нарядной. Но это не самое главное, обратите внимание, вышивка располагается в определенных местах, вдоль выреза, по низу рукавов. Наши предки считали, что через «вход» рубахи, т. е. горловину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни, и чтобы преградить дорогу всему плохому по вороту и рукавам вышивали узор - оберег. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что она означает по вашему мнению?
Дети высказывают свое предположение.
Воспитатель: -Верно, «оберег» – это то, что нас оберегает, сторожит, защищает.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом (Сарафане)
Воспитатель: -Посмотрите, как женщины украшали свои сарафаны?
Дети: -Вышивкой, лентами, жемчугом, бисером.
Воспитатель: -Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, птицами и просто крестиком. Считалось, что вышивка оберегала от болезней и сглаза. Собирались вечером девицы в горнице, пели песни и вышивали узорами свою одежду. Работящие были девицы и сарафаны у них получались очень нарядными.
Воспитатель: Вспомните пословицу «Какова пряха, такова на ней и рубаха
Приступаем к работе!
Воспитатель: -Не забывайте, гуашь не любит воду. Если много воды, промокните кисть салфеткой.
Дети рисуют, звучит музыкальное сопровождение.
(В практической части так же проводится пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папенька,
Этот пальчик маменька,
Этот пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
Физическая минутка:
Русская народная подвижная игра "Ручеек"
Цель: Приобщать детей к национальной культуре русского народа через игру; закрепить умение организовывать пары, двигаться друг за другом парами; четко и громко произносить слова, соблюдать правила игры.
Оборудование – атласные ленточки
Количество участников - не ограничено, чем больше, тем лучше.
Правила игры: Крепко держать пару за руку, продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; четко произносить слова, выполнять инструкции воспитателя; выбирает " друга" только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка".
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. "Ручеек должен двигаться быстро.
Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором:
В ворота ручей бежит
И тихонечко журчит.
Ручей. ручей, ручеек!
Спасибо миленький дружок!
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих узнали.
Итог:
Выставка детских работ.
Воспитатель: - Потрудились вы, ребята, на славу! Какие замечательные получились сарафаны и косоворотки!
-Алёнка вас благодарит за помощь! И приглашает вас на русский народный танец «Весёлая кадриль»
-Спасибо вам ребята! До свидания, до новых встреч!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Если хочется пить...
Заколдованная буква
Домик зимней ночью
Проказы старухи-зимы