В данной работе автор рассказывает об истории возникновения красок и процессе их производства в разные времена: первобытные, в Древнем Египте, в Древнем Китае, в средние века, в эпоху Просвещения. С развитием в промышленности новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство. Но есть мастера, которые до сих пор делают краски вручную. Вот и наш автор решила изготовить краски в домашних условиях. Но для этого нужно было изучить состав красок и понять, что является связующим звеном в каждом виде красок: гуашь, акварель, масляные краски, темперные краски, пастель.
В своей работе автор отражает процесс изучения материала, его теоретические аспекты, которые впоследствии пытается применить на практике. Исследование включает в себя как описанную выше теоретическую часть, так и применение данных знаний в практической части исследования, с использованием подручных материалов, имеющихся дома у каждого. Данный подход позволяет нам сделать вывод, что автор подошла к работе с разных точек зрения и это позволяет оценить правильность подхода к исследуемому объекту, что в целом приводит к положительной оценке исследования. В работе приводятся таблицы сравнения ожидаемого цвета красок, получившихся красок и красок из магазина, а также таблица сравнения параметров получившейся краски и краски из магазина.
Проделанная работа по исследованию красок привела к выводу, что создание красок – трудоемкий и затратный процесс, особенно при производстве редких цветов.
Считаю, что тему проекта автор раскрыла в достаточном объеме. Цели и задачи, поставленные перед исследователем, достигнуты.
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-kraski.docx | 630.98 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа № 2»
Первые шаги в науку
Тема: «Чудо-краски»
Выполнила:
ученица 4 класса «а»
Маркова Ирина
Руководитель:
Чернышева Елена Сергеевна
г.о. Ликино-Дулево
2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 2
1.История возникновения и процесс производства красок в разные времена…………………………………………………………………………. . 4
2.Понятие, состав красок и их виды……………………………....................... 8
3.Современное производство красок………………………………………….. 11
4.Создание красок, самостоятельно, в домашних условиях, ее использование и сравнение с краской из магазина………………………………………………. 12
5.Заключение………………………………………………………...………….. 18
6.Список использованной литературы………………………………………… 19
Введение.
Я люблю рисовать! И больше всего мне нравится рисовать красками. Я рисовала акварельными, акриловыми красками и гуашью. И мне стало интересно, почему они имеют разные свойства, почему разные краски используют для разной техники живописи, и даже упаковка у них разная. Я чтобы создать рисунок или картину иду в магазин и покупаю краски, а где их доставали раньше? Как люди создавали произведения искусства, не имея фабричного производства красок? Создавали краски самостоятельно! А смогу ли я сделать свои краски дома?
Цели и задачи, которые я поставила перед собой в данной работе:
– изучить литературу и другие источники по данным вопросам;
– понятие, состав красок и их виды;
– изучить историю и процесс производства красок;
– изучить современное производство красок;
– создать краски, самостоятельно, в домашних условиях;
– использовать домашние краски;
– сравнить домашние краски и краски из магазина.
Проблема: оценить возможность изготовления красок из нетрадиционных материалов для рисования и возможность их практического применения.
Актуальность. Я считаю, что результаты моего исследования пригодятся детям. Им будет интересно узнать, что рисовать можно не только красками, но и кусочками овощей и фруктов; можно самим приготовить волшебные краски и нарисовать ими необыкновенные рисунки.
Гипотеза моего исследования заключается в следующем: узнать, есть ли в овощах и фруктах красящие вещества.
Поэтому объектом моего исследования стали природные красители, а предметом исследования – использование их в качестве нетрадиционных средств рисования.
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая точно такие же оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времен.
Первобытные времена
Наскальная живопись — это искусство древнекаменного века. Наши предки, не умевшие ни писать, ни читать, жившие в темноте пещер, создавали, тем не менее, подлинные произведения искусства. Первобытные художники очень верно передавали фигуры животных, их движения и повадки.
Рисунки древних были сделаны углем и красной охрой, добывавшейся из земли. Долгое время об этих рисунках никто ничего не знал. Обнаружены они были случайно.
Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более темных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твердые вещества растирали вручную между двумя плоскими камнями. Далее краски замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом.
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков. Человек догадался растирать их в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход.
Древний Египет
Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающий краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.
Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в состав красящих веществ.
Для создания белой краски с древних времен люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешевых и простых в изготовлении.
В египетских гробницах и пирамидах фараонов исследователи нашли удивительный и чистый оттенок – ляпис-лазурит, натуральный ультрамарин. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего эту краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
Древний Китай
В Китае появились акварельные краски. В их состав, помимо, красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. При рисовании акварельными красками применяют только бумагу, другие поверхности не годятся. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.
Можно отметить, что с древних времён методы производства краски не сильно изменились. Твердые вещества также перетирают в порошок, но не вручную, а с помощью специальных установок. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. Темные оттенки также получают с помощью сажи, но уже очищенную современными способами.
Средние века
В средневековье «родились» масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надежность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и др.
Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазурь. Изготовленную из этого минерала ультрамариновую краску импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только, если заказчик произведения заранее оплачивал краски.
Эпоха Просвещения
В начале 18 века немецкий химик Дисбах занимался улучшением качества красной краски. Но он вместо ожидаемого алого цвета получил, очень близкую к оттенку ультрамарин. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.
Новую краску назвали «берлинская лазурь». Она быстро завоевала популярность у художников того времени, потому что была дешевле натуральной ультрамариновой краски.
Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька». По внешним качествам она оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.
В конечном итоге учёные и исследователи в этой области изобрели абсолютный аналог натуральному ультрамарину. Новая краска получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета доступны всем художникам.
Но были минусы искусственных красок. Компоненты, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека. Большую угрозу, как выяснилось, представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди.
Промышленность и новые технологии
С развитием промышленности новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство. С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования. Многие вредные вещества были заменены на менее опасные синтетические компоненты.
Производство краски в промышленных масштабах значительно упростило работу художников на стадии выбора красок. Ведь сейчас производят краски на любой вкус, всё что нужно сделать – это сходить в магазин.
Но есть мастера, которые до сих пор делают краски вручную, как это делали в древности и средние века. Это реставраторы картин и икон.
Также в последнее время возвращается общий спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря природным компонентам, входящих в состав.
Краски – это всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета (Толковый словарь В.И. Даля).
Краска состоит из пигмента и связующего вещества.
Пигментами называют вещества, обладающие цветом и способные в соединении со связующим веществом скрашивать те или иные материалы.
Пигменты, применяемые в живописи, имеют важное значение: от их свойства в значительной степени зависят приёмы работы, качество, техники живописи и долговечность картины.
В зависимости от связующего вещества краски бывают масляными, акварельными, акриловыми, темперными и гуашевыми.
В темперных красках связующим веществом выступает натуральная или искусственная эмульсия.
Слово темпера происходит от латинского глагола tempera – смешивать.
К натуральной эмульсии относится молоко, состоящее из масла, казеина и воды; желток яйца, состоящий из лецитина и яичного масла.
Яичная темпера
В качестве связующего вещества темперных красок часто употребляют яичную эмульсию.
Если использовать в качестве связующего вещества целое яйцо (и желток и белок), то оно придаст краске при высыхании хрупкую, неэластичную плёнку. А сама краска получится очень неудобной для письма тягучей пастой. Разбавители придают ей текучие свойства и одновременно консервируют эмульсию.
Краски на одном яичном желтке мелено высыхают, при добавлении оксидного льняного масла краски сохнут быстрее.
В состав искусственной яичной темперы входят цельное яйцо и желток, льняное масло. Вода, эмульгатор, иногда небольшое количество лака, пластификатор и антисептик.
Казеиновая темпера
В настоящее время широкое применение имеет казеиново-масляная темпера: она быстро высыхает, образует твердый, нерастворимый в воде слой и крепко пристает к грунту и масляным краскам. Основным связующим веществом казеиновой темперы, является казеин.
Казеин относится к группе сложных белковых соединений. Цельное молоко на сепараторе разделяют на сливки и тощее молоко, при более полном обезжиривании молока получается казеин с незначительным содержанием жира, он наиболее пригоден для красок.
Гуашь
Это непрозрачная, плотная и кроющая клеевая краска с примесями белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».
Прежде чем нанести гуашь на бумагу, их, так же как и акварельные краски, разводят водой. Но у гуаши есть и отличие. Слой краски, нанесенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный. Получается это от того, что при изготовлении в гуашь добавляются белила.
Гуашь дает матовую, как будто бархатистую поверхность.
И работать ими легко. Не понравилось, как получилось, — можно переделать, стоит лишь положить поверх неудачно выбранной краски другую.
В качестве связующих веществ для гуашевых красок употребляются гуммиарабик, камеди плодовых деревьев, декстрин.
Связующее вещество готовится в виде клеевого раствора. Для получения красок, отвечающих основным свойствам, предъявляемым к этому виду материалов, вводят в связующее различные добавки: раствор сахара, глицерин, бычью желчь, фенол и др.
Акварель
Название «акварель» произошло от латинского слова «aqua», что значит «вода». Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими.
Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага.
Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водными красками.
В качестве связующих веществ в производстве акварельных красок применяются гумми-смолы (камеди), гуммиарабик, растительный клей косточковых плодовых деревьев, а также декстрин, мёд, сахар, патока и др.
Масляные краски
Сейчас большинство художников пишут масляными красками, а в далекие времена они не были известны.
Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать эти краски. Ван-Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами. Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.
Пастель
Слово «пастель» произошло от итальянского слова «pasta», что значит «тесто». Из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы, замешивается специальное тесто. Потом из теста делают круглые палочки и сушат их. Пастель имеет много оттенков каждого цвета, и ею можно делать тончайшие переходы от одного цвета к другому.
И хотя пастель — это карандаш, но благодаря ее яркому цвету, мы говорим о ней как о живописи. Иногда мелки растворяют водой, и тогда художник пишет пастелью, примерно так же, как акварелью или гуашью. Техника пастели была известна давно. Еще Леонардо да Винчи рисовал иногда этими цветными карандашами. Но все же художники Возрождения предпочитали писать темперой или масляными красками: они создавали большие произведения, для которых пастель не подходит. Кроме того, считалось, что техника пастели недолговечна.
А мастера XVIII века полюбили пастель за ее нежность, сочность и за серебристую матовость поверхности. Это была эпоха расцвета пастельной живописи. Когда же был изобретен особый закрепитель, то пастель стала очень прочной. Картины, написанные ею, живут долгие годы и не выгорают на солнце.
3.Современное производство красок.
Современное производство акварельных красок.
Любая современная краска и сейчас начинается с пигмента, чаще всего в виде порошков. Кроме пигментов в смесь для акварели добавляют декстрин (в растворенном виде это что-то типа клеевого сиропа), который получают при нагревании крахмала. После высыхания плёнка декстрина мутнеет, становится гигроскопичной, поэтому декстрин применяется только в качестве добавки к основному связующему веществу.
Еще добавляют гуммиарабик (относится к группе растительных веществ, хорошо растворимых в воде и носящих название камеди или гумми). После высыхания краски он образует прозрачную, хрупкую плёнку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.
На фабрике всё перемешивают, добавляют бычью желчь, она не дает акварели собираться в капли и позволяет ложиться хорошо на бумагу. После замеса в миксере состав акварели уже не меняется. Затем краску перетирают, для того чтобы избавится от мелких комочков пигмента. После этого акварель раскладывают по ванночкам и сушат, пока краска не перестанет быть липкой. Затем упаковывают.
Современное производство масляных красок.
Как и 100 лет назад в смесь для производства масляной краски добавляют льняное масло. Но если когда-то вместо клейкой основы использовали яйцо, то теперь используют синтетическую смолу и воск. Для масляных красок требуется более плотный замес и совсем не добавляют воду. После замешивания и перетирания, её фасуют, пропуская через воронку, и разливают в заготовки с запаянным носиком и герметично закрытой крышкой. Это всё делается потому, что сушить эту краску можно только на холсте, после окончания всей работы.
4.Создание красок, самостоятельно, в домашних условиях, ее использование и сравнение с краской из магазина.
Изучив, вышеизложенный материал, я решила изготовить краску, используя в качестве пигмента натуральные красители, которые смогу найти дома. А в качестве связующего вещества использую мёд и яичный желток.
В данном эксперименте приняла участие вся моя семья.
Сначала мы взяли девять красителей, которые нашли на кухне и аптечке. Это были:
- горчичный порошок, чтобы получить бежевый цвет;
- куркума (порошок), чтобы получить желтый цвет;
- красный перец (молотый), чтобы получить красный цвет;
- кофе растворимый, чтобы получить коричневый цвет;
- свёкла, чтобы получить бордовый цвет;
- морковь, чтобы получит оранжевый цвет;
- черника, чтобы получить фиолетовый цвет;
- зелёнка, чтобы получить зеленый цвет;
- черника (замороженные ягоды из морозилки), чтобы получить фиолетовый цвет;
- активированный уголь, чтобы получить черный цвет.
Затем мы взяли мёд. В случае с порошковыми пигментами (красителями) мёд, мы немного развели водой, т.к. он имел очень густую консистенцию. Свёклу, морковь натерли на тёрке и отжали сок. Из черники просто выжили сок.
После приготовления краски стояли 12 часов. Мы решили, что таким образом частички, которые нам не удалось измельчить достаточно мелко, смогут лучше раствориться для большей однородности краски.
Потом из полученных красок выполнили рисунок.
Что же у нас получилось? Цвет красок в баночках не соответствовал цвету нанесенному на бумагу (использовали мы специально акварельную бумагу). Рисунок получился бледным. Краски на красителях из порошков сохли долго, но высохли примерно через 6 часов. Краски на жидких красителях не высохли и через неделю. На нашем рисунке – это фон. В этих местах краска не высохла и она липкая. Нашу работу мы прикололи на доску, краска на свёкле, моркови и зеленке стала стекать вниз. Еще мы обратили внимание, что краски, в которой в качестве красителей были использованы красный перец и куркума, так и не стали однородными. Рисунок имеет приятный запах использованных красителей и мёда.
Затем, мы взяли яйца и отделили желток от белка. Нам понадобились только желтки. Здесь мы также добавили немного воды для порошковых красителей. Свёклу и морковь также натёрли на тёрке и отжали сок. Из черники просто выжали сок.
Также, из полученных красок мы выполнили рисунок. Причём мы решили выполнить такой же рисунок, используя те же цвета и там же, что и в работе с красками на мёде.
Также можно отметить не соответствие цвета красок в ёмкости к цвету краски на рисунке. И всё же цвета более яркие. И наносить краску оказалось более приятно и удобнее. Очень похоже на рисование гуашью из магазина. Краски на красном перце, кофе и куркуме неоднородной консистенции. Краски высохли примерно через 3 минуты, но не все. Некоторым понадобилось большее количество времени.
Все, полученные краски мы убрали в холодильник.
Для сравнения мы так же выполнили рисунок гуашью и акварелью.
На основе нашего эксперимента, мы составили сравнительные таблицы. В таблице сравнения цветов хорошо видно, что самые бледные краски у нас получились на мёде. А вот краска на яичном желтке в полнее может составить конкуренцию магазинным гуашевым и акварельным краскам.
Таблица сравнения параметров получившейся краски и краски из магазина
Пигмент (краситель) + Связующее вещество | Одно-родность – + | Яркость + ++ +++ | Соответствие цвета краски на бумаге цвету в ёмкости | Консистенция (густота) Жидкая + Средняя ++ Густая+++ твердая | Время высыхания |
Кофе + мёд | – | + | Не соответствует | ++ | 20 мин |
Горчица + мёд | – | - | Не соответствует | +++ | 2 мин |
Куркума + мёд | + | ++ | Не соответствует | +++ | 1 час |
Уголь + мёд | – | ++ | Частично соответствует | + | 2 мин |
Красный перец +мёд | – | ++ | Не соответствует | +++ | 10 мин |
Свёкла + мёд | + | ++ | Не соответствует | + | – Не сохнет |
Морковь + мёд | + | + | Не соответствует | + | – Не сохнет |
Бриллиантовый зеленый (зелёнка)+мёд | + | ++ | Не соответствует | + | – Не сохнет |
Черника + мёд | – | ++ | Не соответствует | + | – Не сохнет |
Кофе +яичный желток | + | +++ | Частично соответствует | ++ | 2 мин |
Горчица +яичный желток | – | ++ | +++ | 5 мин | |
Куркума +яичный желток | + | +++ | соответствует | +++ | 3 мин |
Уголь +яичный желток | – | +++ | соответствует | ++ | 20 мин |
Красный перец +яичный желток | – | +++ | Не соответствует | +++ | 11 мин |
Свёкла +яичный желток | + | +++ | Частично соответствует | + | 15 мин |
Морковь +яичный желток | + | - | Не соответствует | + | 30 мин |
Бриллиантовый зеленый (зелёнка) + яичный желток | – | +++ | соответствует | +++ | 5 мин |
Черника + желток | + | + | Не соответствует | ++ | 45 мин |
Гуашь из магазина | + | +++ | соответствует | +++ | 3 мин |
Акварель из магазина | + | +++ | соответствует | твердая | 15-20 мин |
5. Заключение
Проделанная работа по исследованию красок для живописи и ее результаты помогли мне узнать много нового и интересного, а именно:
- историю возникновения красок для живописи;
- узнать, как раньше производили краски для живописи;
- состав красок и их виды;
- провести эксперимент по изготовлению красок для живописи в домашних условиях и использовать их;
- сравнить домашние краски и краски, купленные в магазине.
В результате своего исследования, я поняла, что создание красок в давние времена было трудоёмким и затратным процессом, особенно при производстве редких цветов. Сейчас, благодаря промышленности, современные художники в магазине смогут подобрать краску любого вида и любого цвета. Изучать состав красок, которыми пользовались художники в разные времена, важно и нужно. Ведь без этих знаний реставраторы не смогут вернуть произведения искусства в первоначальный вид и тогда, скорее всего эти шедевры исчезнут.
А в результате самой интересной части своей исследовательской работы, я и моя семья смогли изготовить свои собственные краски. Очень было интересно ими рисовать и сравнивать с красками из магазина.
При нанесении домашних красок на бумагу, я обратила внимание, что краски на мёде похожи на акварель, а краски на яичном желтке – на гуашь. Именно поэтому в своём исследовании я решила выполнить рисунки и гуашью и акварелью, и сравнить их.
После своего исследования, я бы рекомендовала делать краски на яичном желтке, ими удобно пользоваться и цвета получаются более яркие, чем у красок на мёде. На яичном желтке краски сохнут не так быстро, как гуашь, но также как и у гуаши краски можно нанести поверх неудавшейся части и исправить рисунок. Что касается красок на мёде, то можно отметить, что и краски и рисунки обладают приятным ароматом мёда и красителей. В общем, рисунок радует не только глаз, но и обоняние!
И хоть домашние краски оказались не такими яркими, не богаты цветовой гаммой и, скорее всего, долго не хранятся, они ценны тем, что созданы мной. И они натуральные.
Я довольна проделанной работой, все поставленные задачи были выполнены. Думаю, что мы с семьей будем и дальше экспериментировать и создадим другие виды красок, используя другие связующие вещества и другие пигменты (красители).
Список использованной литературы
10 осенних мастер-классов для детей
Пейзаж
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
В Китае испытали "автобус будущего"
Распускающиеся бумажные цветы на воде