Полвека назад скептики думали, что развитие кинематографа погубит современный театр, как пережиток прошлого. Но год за годом всё длиннее очереди у театральных касс и всё зрелищнее постановки на сцене. Интерес к театру постоянно растёт. По Указу Президента страны 2019 год объявлен годом театра в России, также 2019 год – год семьи в ХМАО. В реальности в семье всё меньше времени отводится на общение друг с другом, даже порой некогда заняться каким-то общим делом.
Проблема: как организовать семейный досуг и формировать у детей интерес к театру в условиях их географической удаленности?
Исходя из условий, возникла такая идея для решения проблемы: создать театр своими руками.
Цель: приобщить детей к театральному искусству путем создания малозатратного театра кукол своими руками и организации театральной постановки.
Задачи:
1. Изучить историю кукольного театра
2. Определить наиболее дешевый материал для изготовления кукол
3. Разработать универсальные шаблоны для кукол
4. Выбрать сказку, изготовить кукол и декорации.
5. Сделать постановку сказки.
6. Провести мастер-класс по созданию кукольного театра.
Этапы и сроки проведения проекта:
1-2 неделя: сбор информации;
3-4 неделя: разработка шаблонов и изготовление кукол;
5-6 неделя: подготовка постановки сказки и выступление.
7 неделя: подготовка проведение мастер-класса.
Вложение | Размер |
---|---|
kurchak_kukolnyy_teatr.docx | 930.7 КБ |
Российская научно – социальная программа
для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
Театр приходит в каждый дом
практико-ориентированный проект на научно-практическую конференцию
«Шаг в будущее»
Автор:
Курчак Максим Евгеньевич
3-а класс
Россия, Тюменская область,
Нефтеюганский район,
с.п. Салым
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Руководитель:
Кускова Екатерина Владимировна
учитель начальных классов
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
2019
Автор: Курчак Максим Тюменская область, Нефтеюганский район, с.п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ №1», 3-а класс, 2019г.
Руководитель: Кускова Е.В., учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Аннотация
Полвека назад скептики думали, что развитие кинематографа погубит современный театр, как пережиток прошлого. Но год за годом всё длиннее очереди у театральных касс и всё зрелищнее постановки на сцене. Интерес к театру постоянно растёт. По Указу Президента страны 2019 год объявлен годом театра в России, также 2019 год – год семьи в ХМАО. В реальности в семье всё меньше времени отводится на общение друг с другом, даже порой некогда заняться каким-то общим делом.
Проблема: как организовать семейный досуг и формировать у детей интерес к театру в условиях их географической удаленности?
Исходя из условий, возникла такая идея для решения проблемы: создать театр своими руками.
Цель: приобщить детей к театральному искусству путем создания малозатратного театра кукол своими руками и организации театральной постановки.
Задачи:
1. Изучить историю кукольного театра
2. Определить наиболее дешевый материал для изготовления кукол
3. Разработать универсальные шаблоны для кукол
4. Выбрать сказку, изготовить кукол и декорации.
5. Сделать постановку сказки.
6. Провести мастер-класс по созданию кукольного театра.
Этапы и сроки проведения проекта:
1-2 неделя: сбор информации;
3-4 неделя: разработка шаблонов и изготовление кукол;
5-6 неделя: подготовка постановки сказки и выступление.
7 неделя: подготовка проведение мастер-класса.
Литературные источники:
Содержание
Введение | 4 |
1. Теоретическая часть | 5 |
1.1. Из истории кукольного театра | 5 |
1.2. Типы кукольных театров | 6 |
1.3. Виды театральных кукол | 6 |
1.4. Материалы для изготовления кукол | 7 |
2. Практическая часть | 7 |
2.1. Выбор сказки для постановки | 7 |
2.2. Технологическая карта изготовления куклы | 8 |
2.3. Экономическое обоснование. | 10 |
2.4. Репетиционная работа | 10 |
2.5. Выступление перед зрителями | 10 |
2.6. Мастер-класс для учащихся | 11 |
Заключение | 14 |
Литература | 15 |
Приложение | 16 |
Введение
Полвека назад скептики думали, что развитие кинематографа погубит современный театр, как пережиток прошлого. Но год за годом всё длиннее очереди у театральных касс и всё зрелищнее постановки на сцене. Интерес к театру постоянно растёт. По Указу Президента страны 2019 год объявлен годом театра в России. Также 2019 год – год семьи в ХМАО. Считаем, что эта тема интересна и актуальна. К сожалению, театр есть не в каждом городе нашей страны. Многие современные дети с радостью бы посетили театр, но из-за проблемы географической удаленности сделать это зачастую невозможно. Возможно, поэтому большее предпочтение отдаётся телевидению, компьютеру. В реальности в семье всё меньше времени отводится на общение друг с другом, даже порой некогда заняться каким-то общим делом. Поэтому возникла идея создать театр своими руками.
Цель: приобщить детей к театральному искусству путем создания малозатратного театра кукол своими руками и организации театральной постановки.
Задачи:
1. Изучить историю кукольного театра
2. Определить наиболее дешевый материал для изготовления кукол
3. Разработать универсальные шаблоны для кукол
4. Выбрать сказку, изготовить кукол и декорации.
5. Сделать постановку сказки.
6. Провести мастер-класс по созданию кукольного театра.
Методы:
Объект исследования: театр.
Предмет исследования: кукольный театр.
1. Теоретическая часть
1. 1. Из истории кукольного театра
Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён. Ритуально-обрядовая – самая древняя форма кукольного театра. Упоминание об игровых куклах Древней Греции и Древнего Рима встречаются у Аристотеля, Геродота, Ксенофонта, Горация и других философов. Однако, в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии и Древнего Китая. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии. Куклы вышли из-под власти жрецов и из объекта поклонения превратились в персонажей народных театров. В средние века появились куклы-марионетки. Свое название они получили от фигурки божьей матери. Марионетка – это кукла, которая двигается с помощью нитей. Кукольное искусство появилось сначала в Древнем Египте, а затем распространилось в Древнем Риме и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в XVI веке. Кукольники вели бродячий образ жизни. Они показывали сценки из известных в то время опер и балетов. К началу XVII века у актеров-марионеточников появились свои театры. На сцене таких театров разыгрывались кукольные спектакли по мотивам известных опер. Из Италии марионеточные театры кукол распространились сначала во Францию, а оттуда по всей Европе.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.
Вертеп - традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Во Вьетнаме с древних времён существует «Театр кукол на воде». Вьетнамский театр на воде – очень редкое зрелище. Деревянные куклы плавают в озере. Ими управляют актёры, находящиеся зачастую по пояс в воде, с помощью некоего подводного механизма. В Японии традиционным был театр Дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением.
С XIX века в России скоморохи, путешествующие от селения к селению, разыгрывали сценки, надевая на каждую руку по кукле, в итоге один человек мог изображать одновременно трех героев. Самыми известными были «петрушечники» – кукловоды, которые использовали перчаточные куклы. Таким образом зарождался кукольный театр в России, который и по сей день дарит нам волшебство.
1.2. Типы кукольных театров
На сегодняшний день существует три наиболее распространенных вида театров кукол:
Кукол огромное множество самых разнообразных
Мы выбрали куклу «на палочке», поскольку ее изготовление является самым простым.
1.4. Материалы для изготовления кукол
С давних времен кукол изготавливали из ткани, дерева, керамики, бумаги и картона. Позднее стали использовать пластмассу и другие синтетические материалы. Для придания подвижности куклам использовали деревянные и металлические прутья, нити, проволоку, специальные конструкции (например, гапит).
Считаю, что для создания театральных кукол доступными и малозатратными материалами являются бумага и картон.
2. Практическая часть
2.1. Выбор сказки для постановки
В процессе работы над проектом мы узнали много о театре кукол. Вот наконец-то приступим к самому интересному – созданию собственного театра кукол. Мы выбрали куклу «на палочке», поскольку ее изготовление является самым простым. Для начала надо было решить, какую сказку мы будем ставить в нашем театре. Было решено взять сказку мансийского народа «Хочу – не хочу», поскольку манси – коренной народ Ханты-Мансийского округа, в сказке много героев, можно творчески подойти к созданию образа каждого. С текстом сказки можно познакомиться в приложении 1.
Итак, сказка выбрана. Ее герои – Заяц с Зайчихой, зайчонок Снежок, Медведица, Лиса, Орел, другие лесные обитатели. Внешний облик животных очень разнообразный. Хотелось создать всех кукол в едином стиле, поэтому было решено разработать универсальный шаблон. В ходе эксперимента был создан шаблон, похожий на цифру «8». Почти все животных и человека можно сделать, опираясь на него. Примерные схемы создания деталей кукол даны в приложении 2.
Алгоритм создания всех героев одинаковый, поэтому предлагаю технологическую карту только одной куклы.
2.2. Технологическая карта изготовления куклы
№ п/п | Название операции | Эскиз | Описание операции | Инструменты и материалы |
1 | Обведение универсального шаблона | Обвести шаблон по контуру на изнаночной стороне цветного картона. | Картон, карандаш | |
2 | Детализация основы | Добавить линии детализации (мордочка, уши, лапы, хвост). | Картон, карандаш | |
3 | Подготовка деталей для персонажа а) Рисунок | Раскрасить фломастерами заготовку. Можно обвести контуры чёрным фломастером. | Заготовка, фломастеры | |
б) Аппликация | Заготовить и вырезать детали для куклы. Если кукла двухсторонняя, то заготовить симметричные детали. | Картон, цветная бумага, карандаш, ножницы | ||
4 | Сборка | Собрать куклу и склеить все детали. | Детали для куклы, клей | |
5 | Крепление палочки | С оборотной стороны куклы прикрепить деревянную палочку на скотч или клей. | Деревянная палочка, скотч, клей |
По данной технологической карте были изготовлены и другие персонажи для кукольного театра с использованием универсального шаблона.
Для подготовки декораций я использовал два альбомных листа, склеенных между собой. Нарисовал и раскрасил деревья. Таким образом можно сделать несколько фонов и использовать кукол для разных сказок.
2.3. Экономическое обоснование
Наименование материала | Цена | Расход на постановку | Всего на картину |
Картон | 3 руб. | 5 листов | 15 руб. |
Клей | 20 руб. | 1 шт. | 15 руб. |
Фломастеры | 60 руб. | 1 уп. | 60 руб. |
Скотч | 30 руб. (за 10 м) | 1 м | 3 руб. |
Альбомный лист | 2 руб. | 2 листа | 4 руб. |
Краски (акварель, гуашь) | Имелись в наличии | ||
Ножницы | Имелись в наличии | ||
Итого: | 97 руб. |
Итоговая стоимость кукольного театра (куклы и фон) обошлась в 97 рублей. Без учёта моего труда.
2.4. Репетиционная работа
Процесс репетиций также сложен и труден. Нужно хорошо знать весь сценарий, чтобы спектакль получился интересным. Также важно продумать движения каждого героя и голос. Необходимо расположить кукол так, чтобы было удобно менять героев. Я пробовал репетировать один и с младшей сестрой. Совместная работа получилась интереснее.
2.5. Выступление перед зрителями
Наконец-то наступил долгожданный день премьеры. Нашими первыми зрителями стали ученики 1-х классов, большинство ребят впервые увидели кукольный театр, им было интересно наблюдать за героями. Чтобы сказка была видна всем ребятам, я использовал документ-камеру и проектор. Получился живой мультфильм. Фотографии представлены в приложении 4.
Второе выступление было в 3-а классе. Ребят заинтересовала моя работа.
После выступления я задал зрителям два вопроса:
1. Понравилась ли сказка?
Все ребята ответил «Да». Результаты опроса представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Опрос: «Понравилась ли Вам сказка?»
2. Хотели бы вы научиться делать таких же кукол?
95% зрителей (41 человек) ответили «Хочу», 5% (2 человека) не захотели научиться. Результаты представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Опрос: «Хотели бы Вы научиться делать таких же кукол?»
2.6. Мастер-класс для учащихся
Также я показал сказку «Хочу – не хочу» для учащихся 3-а класса. После выступления перед школьниками я провел мастер-класс. Ребята рассмотрели технологическую карту и получили шаблоны. В результате каждый ученик изготовил одну или две куклы. По единому шаблону одноклассники сделали: кошек, собак, белку, лису, бобра, енотов, зайцев, гепарда, утку, единорога. Это лишний раз подтверждает универсальность формы шаблона и развитую детскую фантазию.
После мастер-класса я провел опрос среди одноклассников.
1. Научились ли Вы изготавливать кукол для театра по технологической карте?
Ответили «Да» все 19 учащихся, что составило 100%.
Диаграмма 3. Опрос: «Научились ли вы изготавливать кукол по технологической карте?»
2. Понравилось ли Вам изготовлять такие поделки?
Ответили «Да» 18 учащихся – 95%, «Нет» - 1 ученик (5%).
Диаграмма 4. Опрос: «Понравилось ли вам изготовлять такие поделки?»
Заключение
Считаю свой проект успешным, потому что я узнал историю кукольного театра, познакомился с типами кукольных театров и видами кукол. Могу поделиться этой информацией с друзьями, родственниками, а также смог создать свой малозатратный домашний театр на основе универсального шаблона. Показал театр кукол для учащихся 1 и 3 классов. Заинтересовал ребят своим проектом и научил их создавать кукол «на палочке». Это может стать ещё одним новым увлечением для друзей или семейным хобби.
Результаты проведенного мной опроса подтверждают актуальность и значимость выбранной мной темы для школьников.
Перспективы развития проекта:
Перспективой проекта является дальнейшая работа над созданием новых кукол, сочинением сказок и их постановкой.
Проект является моделью, которая поможет в дальнейшем самостоятельно осуществлять новые проекты.
Также планируется выйти с инициативой по созданию кукольного театра к родителям, чтобы они совместно всей семьей создавали кукольный театр, тем самым проводили бы больше времени за общим делом.
Литература:
Приложение 1
Хочу не хочу (мансийская сказка)
Хорошо жили Заяц с Зайчихой. И поесть у них было что, и попить родниковой воды хватало. Только вот детей у них не было. Каждый день они приводили к себе чужих детей, обмывали их, причёсывали, приглаживали и угощали самым вкусным угощением.
Как-то пригласили в гости бабушку Медведицу. Поглядела бабушка Медведица на Зайца с Зайчихой и сказала:
— Будет у вас, 3аяц и Зайчиха, сын, обязательно будет.
И правда, скоро у Зайца и Зайчихи народился Зайчонок — Снежок.
Родители обрадовались: мать от сыночка не отходит, ночи не спит, люльку качает, колыбельные песни напевает.
Сынок растёт быстро — вот уже лесные звери ему ножки подарили, птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли. Но вот беда: сыночек и не играет, и не ест, всё капризничает, ко всему, что увидит, лапки тянет да кричит:
— Хочу! Хочу, хочу-у-у!
Дадут ему то, что просит, он подержит, посмотрит и снова кричит:
— Не хочу! Не хочу-у-у!
Мать без устали уговаривает сыночка, отец без отдыха по лесу носится, сочные листочки собирает. Придёт из леса с полной ношей, устанет, еле-еле на ногах держится и — к сыночку:
— Снежок, смотри, какие вкусные листочки щавеля я тебе принесла, попробуй.
Попробует Снежок листочки щавеля и закричит:
— Не хочу! Не хочу-у-у!
Мать очистит от кожицы молодые стебельки дудника, подаст сыну:
— На-ко, сынок, это самые вкусные стебельки: их даже лоси едят, чтобы быть большими да сильными.
Зайчишка откусит, не разжуёт и не проглотит, а снова кричит:
— Не хочу-у-у!
Тут мать и говорит:
— Ну, вот что, завтра все пойдём в лес. Ты, Снежок, погуляешь, поиграешь со зверями, поищешь по своему вкусу пищи и аппетитно поешь.
Пошли они в лес. Снежок не играет со зверятами и не ищет пищу себе, а всё кричит:
— Не хочу гулять! Хочу домой, хочу-у-у!
Услышала его тётушка Лиса, неслышно к нему подошла, стоит, улыбается, своим хвостом поигрывает: то так его повернёт, то эдак, то с мордочки комариков смахнёт.
Увидел Снежок хвост тётушки Лисы и реветь перестал. Стоит смотрит на пышный хвост. Смотрел-смотрел на лисий хвостик и сказал:
— Ай-е-хась, ой-ёо, папа с мамой у меня бесхвостые.
И, чтобы рассмотреть свой хвост, начал кружиться вокруг себя. Кружился-кружился — не увидел своего хвоста. Присел, потянул лапкой, нащупал свой хвостик-пуговку и заревел:
— Не хочу, не хочу такой хвостик! Хочу такой хвост, как у тётушки Лисы.
Уговаривают его отец с матерью, а он и слушать родителей не хочет, на весь лес кричит:
—! Хочу-у-у! Хочу-у-у!
Тётушка Лиса подошла к нему и говорит:
— Ну, полно кричать, так и быть, подарю уж тебе свой старый хвост.
Принесла она свой старый, потрёпанный хвост и пришила к хвостику Зайчишки кедровым мятым корнем, легонько его шлёпнула, потом подтолкнула и сказала:
— Ну, побегай, похвастайся новым хвостом.
Снежок рванулся с места, побежал к отцу с матерью, обежал вокруг них, потом покрутился вокруг себя, поиграл хвостом и побежал с радостным криком в лес:
— Эй, звери-и-и, посмотрите, какой большой и красивый у меня хвост! Вы никогда не видали у зайцев таких хвостов!
А звери только смеялись над хвастуном.
Проголодался Зайчишка, схватил по пути щавелёчку. Вкусно. Дальше бежит, только хвост мелькает меж стволами деревьев. Увидал его зоркий Орёл в небе, снизился, схватил Снежка за хвост и понёс к себе на обед.
Зайчонок испугался и закричал:
— Ай-ее, ой-ёе, что это такое? Хвост, ты куда меня несёшь?
Бьёт лапками Зайчонок, крутится на хвосте. Трепыхался-трепыхался и упал на землю. Сидит, трёт ушибленные места и говорит:
— Нет, хоть и мал хвост, да мой. Большой хвост, да чужой.
Приложение 2
Приложение 3
Рисунок 1. Герои для сказки «Хочу – не хочу»
Рисунок 2. Фон для сказки «Хочу – не хочу»
Приложение 4
Приложение 5
Ночная стрельба
Рождественские подарки от Метелицы
Нарисуем попугая цветными карандашами
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Сказка про Серого Зайку