Проект нацелен на изготовление диорам:
В нем пошагово рассказывается о технологии изготовления моделей для данных диорам.
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast_proektnaya_rabota_viskov_viktor_2019-03.doc | 102.5 КБ |
ЧУОО «ТАТЬЯНИНСКАЯ ШКОЛА»
Проектная работа на тему:
Стендовое моделирование
Работу выполнил ученик 8 класса Висков Виктор Владимирович Руководитель проекта Ахрамеева Светлана Владимировна |
г. Москва
2019 г.
Оглавление
Введение….…………………………………...….…………….…….……………3
Глава 1. История стендового моделизма…...…………….……….……………..6
Глава 2. Мои диорамы: «Тыл советских механизированных частей зимой 1942 года» и «Война в Чечне»…….……………………....…………………….11
Заключение .…………….………………………………….…………………….34
Список используемой литературы ……………………………………………..36
Приложение 1..…………………………………………………………………...37
Введение
Стендовый моделизм – это проектирование, конструирование, изготовление в масштабе копий техники, сооружений, композиций для демонстрационных и воспитательных целей.
Я давно интересуюсь военной техникой и в частности танками. Первые модели, которые я собирал, - были именно танки – в масштабе 1:100. В детстве я любил рисовать, а сейчас мне нравится не только собирать модели, но и раскрашивать их. Это очень кропотливая работа, потому что фигурки людей имеют высоту не более 5 сантиметров, а элементы их обмундирования могут быть меньше 1 сантиметра.
Я увлекаюсь историей (особенно историей Второй Мировой войны), а моделирование позволяет отображать исторические моменты.
Целью моего проекта является объединить элементы хобби (сборка моделей военной техники), мои познания в истории XX века; попытаться художественно и в то же время реалистично отобразить эпизод реальных событий в миниатюре.
Я считаю, что тема моего проекта имеет свою актуальность – она заключается в том, чтобы расширить познания людей в истории своей страны, привлечь их внимание к деталям. Среди учеников 5-7 классов мною было проведено анкетирование, чтобы собрать статистику и выяснить, насколько современная молодёжь знакома с понятиями «диорама» и «стендовый моделизм». Ребятам предлагалось ответить на несколько вопросов. (Анкету смотрите в Приложении 1).
На вопрос: Знаете ли Вы, что такое стендовое моделирование?
«Да» ответило 12 человек, 20 человек ответили «нет».
На вопрос: Знаете ли Вы, что такое диорама?
«Да» ответили 5 человек, 27 человек не знает, что это такое.
Видели диорамы 5 человек из 32 опрошенных.
По результатам опроса можно сделать вывод о том, что далеко не все знакомы с этим видом конструирования, поэтому я считаю, что моя работа актуальна, она поможет познакомить аудиторию с новым для неё направлением не только с точки зрения художественной композиции, но и в историческом плане – наглядно демонстрируя виды военной техники и знакомя с историческими событиями своей страны.
Чтобы сделать хорошую диораму, нужно обладать широким спектром теоретических знаний: от художественных до материаловедения. Именно поэтому диорама даёт наиболее масштабное удовольствие от работы. Как от процесса, так и от законченного результата.
Помимо того, что я уже умею и знаю, в ходе работы мне предстоит освоить множество тонкостей материаловедения: как работать с гипсом, как изготовить искусственный снег и лёд, как превратить льняную верёвку в натуралистичные кусты и прочее.
Итак, вот какие задачи я ставлю перед собой, приступая к выполнению своего проекта:
- изучить историю сюжетов, изображённых на диорамах;
- изучить технологию изготовления моделей объектов;
- научиться составлять экспозиции (композиции);
- овладеть некоторыми тонкостями материаловедения;
- провести анкетирование.
Результатом моего проекта станут диорамы – они будут иметь практическое значение, так как их можно будет использовать на уроках истории, они будут служить иллюстрациями к историческим сюжетам, выставлять в качестве экспонатов на выставках, посвященных теме «Стендовое моделирование».
В своей работе я попытаюсь достичь максимально возможного результата, ведь «я не волшебник – я только учусь».
Глава 1. История стендового моделизма
Моделизм изначально был связан с реальной техникой и средствами передвижения. Морской транспорт исторически признан первым средством передвижения. Исходя из этого, можно считать, что первыми моделями стали именно корабли, следовательно, первым видом моделизма считается корабельный моделизм.
Первые модели кораблей были выполнены из дерева или глины во времена Древнего Египта, а старейшие находки датируются X веком до нашей эры. При раскопках на стоянках первобытного человека археологи находили модели элементарных лодок – это были детские игрушки, ведь и дети наших далёких предков тоже любили поиграть, как и мы с вами; и среди первобытных людей находились умельцы, которые дарили эту радость детям. Также модели судов имели и культовое значение – при погребении их клали вместе с умершими в могилу, видимо считая, что таким образом будет обеспечен лёгкий переход на тот свет, если душа умершего будет сопровождена своим транспортом. А богатых и знатных хоронили с особыми почестями: их родственники могли себе позволить положить в могилу не простые глиняные, а серебряные и даже золотые модели судов! Такие сокровища найдены при раскопках в Месопотамии (территория современного Ирака) и Долине Царей (скалистое ущелье в Египте, где были построены гробницы для фараонов, высокопоставленных чиновников и родственников общей численностью 63 единицы).
Так что история судомоделизма насчитывает не одну тысячу лет. А ведь есть ещё модели кораблей в бутылках! Считалось, что это искусство зародилось в Европе в XVII-XVIII веках. Но оперируя последними данными и опираясь на раскопки археологов, можно предположить, что возможно этот вид искусства гораздо старше – так как всё больше и больше находят осколков стеклянных изделий, возраст которых определяется как тысяча и более лет.
Следующий этап в развитии моделизма относится к так называемым «построечным» моделям. Они являлись макетом, прообразом настоящих кораблей. С помощью данных моделей строили настоящие корабли, увеличивая каждую деталь макета до нужных размеров. В этом процессе впервые был употреблён термин «масштаб». Однако технический прогресс человечества не стоял на месте, конструировались новые машины и, следовательно, их модели.
В конце XVIII века была создана первая модель паровоза. И именно с этого момента зарождается железнодорожный моделизм. Шотландский инженер и механик Ричард Тревитик с 1797 года начал строить модели паровых повозок. А в 1801 году построил первый в мире паровоз. Выходит, что модель паровоза появилась раньше, чем сама железная дорога (ведь первая железная дорога общественного пользования была открыта в Англии 27 октября 1825 года; а в России это Царскосельская железная дорога, открыта 30 октября 1837 года). Р.Тревитик даже построил и открыл для всеобщего пользования небольшую кольцевую дорогу около одного из Лондонских скверов. Там был и паровоз, и вагончики; это был не стационарный памятник; всё работало, двигалось, было на ходу. Но, к сожалению, первая модель оказалась недолговечной – через несколько недель лопнули рельсы, и паровозик опрокинулся. А так как Тревитик строил всё это на собственные сбережения, восстановить своё детище он уже не смог из-за нехватки средств. Но в то время были и другие изобретатели, которые приняли эстафету и продолжили конструировать. За период с 1803 по 1814 год было создано достаточно много разнообразных моделей рельсовых паровозов. Это увлечение стало популярным уже в те годы, в Англии даже создавались клубы для людей, увлекающихся этим хобби. В клубах энтузиасты занимались созданием паровозов, вагонов, железнодорожных макетов. Они старались приблизить свои модели к реальности. Мы видим, что они преследовали ту же цель, что и моделисты XX-XXI-го веков.
В XIX веке появляются первые сборные модели машин, а затем и самолётов. Самое большое внимание было обращено на авиационный моделизм, т.к. самолёты в то время являлись экзотикой. Первую сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Позже он стал основателем компании SkyBird, которая выпустила эту модель в масштабе 1:72. Этот масштаб до сих пор используется фирмами-производителями в качестве одного из основных. Первый набор состоял из инструкции, жестяных деталей, стойки из проволоки и наждачной бумаги, всё это было упаковано в бумажный пакет. К концу Второй Мировой войны каталог моделей SkyBird составлял около 120 штук. Также модели самолётов использовались при обучении лётчиков британских ВВС.
Вскоре с появлением вертолётов появились и их модели. С дальнейшим развитием моделизма появляются сборные модели архитектурных сооружений, зданий, участников военных действий и фигуры экипажа, всё это используется для создания, тогда ещё новинки, масштабных композиций – диорам. Вместе с появлением новых типов сборных моделей увеличивается и число фирм-производителей, некоторые из них заслужили признание любителей моделизма. Например, Italeri (Италия), Revell (Германия), Testors (США), Tamiya (Япония), Звезда (Россия). В современном мире стендовый моделизм имеет немалое военно-прикладное значение, а также относится к числу хобби по всему миру.
А теперь отвлечёмся от общей истории стендового моделизма и обратимся к его истории именно в нашей стране. Для начала перенесёмся на 40-45 лет назад. Именно в это время происходил расцвет моделизма на Западе, и фирма FROG была одной из самых крупных фирм-производителей. Её каталог за всё время её существования содержал более 500 видов разнообразных моделей. Но со временем у FROG появились конкуренты в виде фирм Revell, Italeri, Matchbox и Airfix. Как следствие в скором времени фирма FROG начала обрастать долгами. А в 1976 году сдавшиеся британцы объявили о банкротстве своей фирмы. В те годы в СССР с моделизмом проблем не было, если не принимать во внимание то, что у нас пластиковым моделям-копиями уделялось очень мало внимания. В 1975 году Коммунистической Партией Советского Союза было решено развивать научно-техническое творчество молодёжи и в направлении пластиковых моделей-копий. Поэтому в 1976 году были закуплены пресс-формы вовремя обанкротившейся компании FROG. Советские представители договорились о закупке примерно ста пресс-форм. Кстати большинство из них «обосновалось» далеко не в Москве.
Естественно, что производство набирало обороты довольно медленно. Но уже к 1980 году на прилавках московских магазинов был представлен довольно широкий ассортимент товаров. Рассмотрим, из чего состоял ассортимент сборных моделей в магазинах ЦУМ и Детский Мир:
- модели бывшей фирмы FROG, которые выпускались теперь в Москве и Ташкенте;
- модели немецкой фирмы Plastikart (в большинстве своём это были авиалайнеры и вертолёты);
- модели отечественных фабрик «Огонёк» и «Кругозор».
Интересный факт: в СССР не разработали свою пресс-форму новых самолётов класса МиГ, а выпускали модели по чужой пресс-форме, выпущенной американскими коллегами, возможно, это было сделано для того, чтобы не разубеждать противника в достоверности полученных им данных о новых советских истребителях; чтобы держать в тайне от потенциального противника информацию о своих новейших истребителях.
На данный момент в России существует 10 фирм, выпускающих продукцию для стендового моделирования:
Также активно проводятся различные конкурсы для моделистов, создаются сайты в сети Интернет, группы в социальных сетях, каналы на youtube, где увлекающиеся моделизмом обмениваются своим опытом.
Шум и человек
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Любили тебя без особых причин...
Домик зимней ночью
Музыка космоса