Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
proektno_-_issledovatelskaya_rabota_bumagoplastika.docx | 38.12 КБ |
informativnaya_funktsiya_odezhdy.docx | 40.68 КБ |
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Холтосонская СОШ»
I районная научно-практическая конференция школьников
«Знание. Поиск. Творчество. Труд»
Секция «Технология»
ТЕМА РАБОТЫ
Традиции и новации бумагопластики
/исследовательская работа/
Выполнила: Чимитова Альбина, ученица 7 класса
Руководитель: Цыренова Саяна Баторовна,
учитель технологии, 1 категория
МАОУ «Цаган-Моринская СОШ ».
2017г
Оглавление | |||
Введение | 3 | ||
1. | Основная часть | ||
1.1 | История развития бумажной пластики | 4 | |
1.2 | Виды бумажной пластики | 5 | |
2. | Современные художники | 9 | |
3. | Практическая часть | ||
3.1.Подготовительный этап | 10 | ||
3.2.Технологический этап | 10 | ||
4. | Заключение | 10 | |
5. | Выводы | 11 | |
6. | Литература | 11 | |
Приложение 1 |
1. Введение
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный,
благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные композиции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы обычной бумаги, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Все остальное – уникальное авторское мастерство, талант, вдыхающий в материал жизнь.
Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумажная пластика. Бумагопластика более трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Не имея специальной художественной подготовки, мы сможем освоить простые изделия и пластические композиции.
Актуальность: В нашем современном мире технических новинок, бумага стала популярным материалом в декоративно – прикладном искусстве. Начиная с древнего японского вида искусства оригами, и заканчивая современными способами складывания бумаги, хотелось бы узнать какие техники бумагопластики существуют в декоративно- прикладном искусстве.
Цель исследовательской работы: изучить виды и техники бумажной пластики.
Задачи:
∙ Изучить способы складывания из бумаги;
∙ Расскрыть особенности этого вида искусства;
∙ Рассмотреть практическую значимость бумажной пластики на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Объект: бумажная пластика в декоративно-прикладном искусстве.
Предмет: процесс моделирования из различных видов бумаги.
Методы: изучение исторических аспектов развития, анализ художественных объектов, исследование различных поделок из бумаги.
Гипотеза: изучение основ складывания из бумаги развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику, помогает приобщиться к миру прекрасного, если дети будут интересоваться бумагопластикой, то им легче будет изучать такие предметы, как черчение и геометрия.
Практическая значимость: создания брошюры в помощь учителям по технологии и изобразительному искусству, для использования, как на уроках так и во внеурочной деятельности.
Новизна: современные техники в бумажной пластике. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Помогает поистине постичь универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, приобретаются навыки конструкторской, учебно - исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать разные точки зрения.
I. Основная часть
1.1 История развития бумагопластики
Бумагопластика – это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Первая в мире система конструирования в бумагопластике является оригами.
Хотя уже в Древнем Китае, в 105 г. н.э. появились первые предпосылки для возникновения этой техники – искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги.
Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение.
Они становились участниками религиозных церемоний. Ими украшали стены храмов, статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги – коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена бумага было материалом редким и дорогим.
Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. Считалось признаком хорошего образования, воспитания и изысканных манер умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера – оригамиста Акиры Йошизавы.
В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей.
1.2 Виды бумагопластики
Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Традиционным, классическим способом оригами по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа - квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами.
В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей (сборных). Есть элементы и вырезания и надрезания бумаги.
Оригами, как и любой другой вид искусства, не избежало проникновения в него компьютерной графики. И здесь первенство снова принадлежит японцам. В конце прошлого столетия Иссей Йошино начал чертить схемы для складывания бумажных фигур при помощи компьютерной графики. Так появились сложные бумажные скелеты динозавров. В XXI в. этот способ и техника составления схем оригами пользуются большим успехом у нового поколения оригамистов.
Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.
Киригами. На японском языке, слово Киригами означает следующее - "резать + бумагу", таким-образом техникой Киригами, разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, мы делаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы.
В технике Киригами мы будем не только разрезать бумагу, но и сворачивать и сгибать ее.
Большинство людей помнят, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тот же образец дважды. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.
История киригами столь же древняя, как и оригами. Дополняя друг друга, они открывают новую выразительную грань материала. В типичном случае технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание. Преобладают, как и в оригами, композиции из одной детали, выполняемые из цельного листа бумаги.
Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини
создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением.
Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Торцевание из бумаги бывает:
Для того чтобы выполнить мозаику в технике
торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень
от шариковой авторучки и клей ПВА.
Айрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание».
Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для выполнения понадобится лист цветного картона или плотной бумаги, тонкая цветная бумага разных цветов (она может быть однотонная или пёстрая), айрис-шаблон, клей.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов:
бумаги, ткани, кожи, меха, войлока. Такое применение разнообразных материалов и структур, с целью усиления выразительных возможностей, очень близко к другому средству
изображения - коллаж.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
II. Современные художники
Чтобы продемонстрировать возможности современной бумагопластики, я коротко расскажу вам о четырех искусных мастерах, получивших всемирное признание и известность.
Прежде всего – Сью Блеквелл (Su Blackwell). Британская художница, оживляющая старые, давно прочитанные книги. В них она черпает вдохновение, а из печатных страниц
создает свои изящные инсталляции- мизансцены. Еще одна талантливая англичанка – Зои
Бредли (Zoe Bradley), художник-оформитель, внесшая в направление бумагопластики элемент модной театральности. Ее стиль легко узнаваем и отличается особым аристократическим шиком.
В качестве исходного рабочего материала она использует обыкновенную бумагу для лазерных принтеров.
Третья художница – Хелен Масселвайт (Helen Musselwhite), тоже англичанка. Она создает трехмерные картины из цветной бумаги разных типов и фактур, населяя свои фантазийные миры замысловатыми персонажами.
Все ее работы неповторимы. А подчеркнутую индивидуальность в мастерстве особенно ценят знатоки-коллекционеры. Так что интерьерные объемные работы Масселвайт пользуются постоянным рыночным спросом.
Шэр Кристофер (Sher Christopher), скульптор из США. Ее чудесные художественные образы целиком сделаны из бумаги. Что характерно, в своих композициях Шэр почти не использует клей. Она соединяет детали конструкций при помощи специально разработанных и добавленных в основные лекала эргономичных замков-креплений. Скульптуры Шер Кристофер всегда столь оригинальны и совершенны, что многие художественные галереи мира с удовольствием приглашают американскую художницу принять участие в выставочных экспозициях.
Некоторые работы представляют настоящий шедевр. Например, замок из бумаги японца Ватару Ито с красивым названием «Замок на воде». Он делал этот замок в течение 4 лет.
III. Практическая часть
3.1.Подготовительный этап
1.Вначале я изучала технику бумагопластики модульное оригами, рассматривала картинки и фотографии. И решила сделать трехглавого дракона.
2.Затем подумала над назначением изделия, подобрала материал и оборудование.
3. Нашла в сети Интернет схему изготовления изделия и определила последовательность его изготовления.
4. Приготовила материал и оборудование:
-Цветные бумаги для лазерного принтера, размер А4
- Клей ПВА
- Ножницы
5. Вспомнила правила безопасной работы:
3.2.Технологический этап
Приступила к практической деятельности, последовательно выполняя каждый шаг работы. Приложение 1
Я сделала дракона, она получилась очень красочной, его можно подарить другу, оформить интерьер дома, и можно использовать как наглядный образец при проведении занятий по декоративно – прикладному искусству, на уроках технологии и изобразительного искусства. Также я сделала и другие красивые изделия в технике модульное оригами.
Заключение
Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского искусства, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан.
Работая над исследованием по бумагопластике, нами собран обширный материал по видам и технологиям. Работая с источникам и собирая материал нами были рассмотрены исторические изменения в развитии бумагопластики и изучены отдельные техники. Проанализировали творчество современных художников, их удивительные произведения дизайнерского искусства.
Изучили разные техники бумагопластики, начиная с самого древнего вида
- оригами, и заканчивая развитием современных видов - киригами, айрис фолдинг, торцевание, современные виды аппликации. Научились работать в различных техниках бумагопластики, выполнять различные поделки, открытки, композиции для украшения интерьера.
Творческие техники с бумагой самые приемлемые для использования в школе. Ведь бумагопластика - это целый творческий мир со своими секретами мастерства, главный из которых - усидчивость и кропотливость. Обычно под "бумагопластикой" подразумевают оригами или папье - маше, работы в этих техниках тоже очень красивы, но они давно освоены и часто применяются.
Поэтому в своей работе мы проанализировали виды бумагопластики, которые мало используются в рамках школьной программы.
Вывод
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности в творчестве. Здесь школьникам даётся возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир бумаги, постичь его свойства структуру. Безграничная фантазия способна сотворить с помощью этого материала целый увлекательный мир. Нет более притягательного материала для творчества. Он покладистый и капризный одновременно, откликается на самые различные идеи и диктует свою неповторимую стилистику.
Мы считаем, что школьников необходимо знакомить с новыми техниками видами творчества – их множество, в своей работе я рассмотрела некоторые виды бумагопластики.
По собранному материалу начнём работу над созданием брошюры
«Загадочное бумажное искусство», в помощь учителям технологии и
изобразительного искусства.
Литература
МО «Закаменский район»
МАОУ «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
Информативная функция одежды и аксессуаров
в молодежных движениях
Алисоманы…………………………………………………стр. 3
Киноманы ………………………………………………….стр. 4
Панки ………………………………………………………стр. 5
Хип-хоп движение. Рэперы ………………………………стр. 6
Скинхеды ………………………………………………….стр. 6
Футбольные фанаты («хулиганы», «хулсы»)……………стр. 8
Хиппи ……………………………………………………...стр.9
Ролевики. Реконструкторы ………………………………стр.10
Готы………………………………………………………...стр.10
Заключение ………………………………………………..стр.12
Список использованной литературы…………………….стр.13
Отличительная особенность общемолодежной атрибутики – обозначить отличие от взрослых. Причем каждый возрастной слой подростков пытается сформировать собственную молодежную моду, отличающую его от предыдущего возрастного слоя. Это приводит к очень быстрой динамике изменения общепринятых молодежных атрибутов на каждый конкретный период времени. В основном это связано с ассимилированием атрибутики каких-либо специфических молодежных субкультур, которые именно в данный момент оказались наиболее популярными.
Общемолодежная атрибутика активно вбирает в себя традиционные элементы атрибутики молодежных субкультур. Особенно это касается старых субкультур, атрибуты которых со временем почти полностью могут перейти в общемолодежную моду. Это произошло, к примеру, с атрибутикой хиппи и киноманов. Кроме того, общемолодежная мода очень быстро вбирает в себя неявно выраженные атрибуты, как это произошло с атрибутами рэперов.
Все это затрудняет возможность четкого различения по внешним характеристикам представителей неформальных движений и лиц, не имеющих к ним отношения.
Наиболее четкая идентификация представителей различных неформальных движений возможна в отношении молодых субкультур, имеющих собственную атрибутику, которая еще не вошла в категорию общемолодежной моды, либо по отдельным атрибутам, которые общемолодежная мода отказалась перенимать (например, ирокез у панков).
Цели и задачи исследования:
Цель исследования можно определить как комплексный культурологический и философский анализ символов костюма различных субкультурных неформальных объединений молодежи.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- обзор важнейших символологических теорий с целью ознакомления с символикой костюма не на приблизительном представлении о природе символа, а опираясь на наиболее развитую и развернутую его концепцию;
- определение сущности и смысла символики костюма различных неформальных молодежных объединений;
- изучение быстрой динамики изменения общепринятых молодежных атрибутов на каждый конкретный период времени;
- проведение наиболее четкой идентификации представителей различных неформальных движений в отношении молодых субкультур, имеющих собственную атрибутику, которая еще не вошла в категорию общемолодежной моды, либо по отдельным атрибутам, которые общемолодежная мода отказалась перенимать.
Предметом данной работы является одежда, взятая во всем своем субкультурно-типологическом многообразии, в единстве всех выполняемых ею функций.
Объектом исследования закономерно становится уже костюм, его многообразные современные формы.
Алисоманы
Платок прямоугольной формы с различными изображениями, который складывается или скручивается и может быть повязан на голову, руку, приколот к любому элементу одежды. Одежда алисоманов выделяется за счет характерного сочетания красного и черного цветов, как правило, вся одежда – черного цвета, красного – традиционный алисоманский шарф. Красный цвет также может присутствовать в оформлении нашивок или надписей на одежде. Характерная, но не всегда встречающаяся деталь – наличие логотипа «АлисА» на любом из элементов одежды. Поскольку среди алисоманов превалируют дети из семей с невысоким уровнем доходов, их одежда, как правило, соответствует материальным возможностям их родителей.
Очень распространены футболки и балахоны с изображениями К.Кинчева, обложками музыкальных альбомов «Алисы». У балахонов имеется капюшон, который выправляется наружу при ношении балахона под курткой.
Традиционно - черные джинсы. Иногда (очень редко) – кожаные брюки. Часто встречаются черные кожаные полуперчатки..
Традиционно встречаются «косухи» - короткие кожаные куртки, часто – с большим количеством заклепок, с нашивками, значками и надписями «АлисА».
Из обуви довольно часто встречаются «хакинги» - высокие ботинки военного типа. Обувь может быть любой, в зависимости от сезона.
Ремни могут встречаться кожаные, с заклепками. Подтяжки не являются значимым атрибутом имиджа алисоманов, но могут встречаться как обычный элемент одежды.
Очень часто встречаются значки с логотипом «АлисА», портретами К. Кинчева, названиями музыкальных альбомов группы «Алиса». Характерный элемент имиджа алисоманов – рюкзаки с соответствующей символикой.
Встречаются кожаные браслеты с заклепками и цепи, которые могут встречаться как нашейные атрибуты, элементы оформления косух или джинсов.
Иногда, обычно при походе на концерты, алисоманы наносят на лицо краску, напоминающую сценический грим К. Кинчева более раннего периода его выступлений.
Стрижка «под Цоя» – наиболее характерный вид прически. Девушки также часто предпочитают стрижки.
Киноманы иногда носят бандану как повязку по окружности головы, предпочитают одежду черного цвета. Носят шарфы белого цвета.
Распространены футболки и балахоны с изображениями В.Цоя, надписью «Кино», обложками музыкальных альбомов группы «Кино». У балахонов имеется капюшон, который выправляется наружу при ношении балахона под курткой.
Куртка может быть любой. Традиционными являются «косухи» - короткие кожаные куртки, часто – с заклепками, значками и нашивками с портретами В.Цоя и надписями «Кино», или просто куртки черного цвета . Иногда могут встречаться длинные плащи и шинелеподобные пальто из ткани темных тонов.
Обувь может быть любой. Периодически встречаются «хакинги» - высокие ботинки военного типа. Часто встречается спортивная обувь (кроссовки, кеды).
Встречаются кожаные браслеты с заклепками.
Характерным атрибутом киномана является черный шнурок, определенным образом завязанный, могут встречаться кожаные «ошейники» с гладкими и иглообразными заклепками или без них.
Ирокез – традиционный тип панковской прически. Представляет собой гребень из волос или полоску в форме плавника на выбритой голове. Может иметь различные размер и форму и окрашиваться (полностью или частично) в яркие цвета. Иногда встречается «антиирокез» - выбривается только полоска в том месте, где обычно бывает «ирокез».
На выбритой части головы могут быть нанесены татуировки. Девушки-панки могут носить ирокезы, стрижки, распущенные волосы, часто – обесцвеченные или окрашенные.
В целом одежда панков обращает на себя внимание большим количеством сопутствующих атрибутов – значков, нашивок, заклепок.
Жилеты – кожаные или джинсовые - так же, как и другие элементы одежды, могут быть обильно усеяны заклепками, покрыты надписями. Часто встречаются джинсы. Обычно – увешанные булавками, часто - с надписями, сделанными обычной шариковой ручкой или маркером. Короткие кожаные куртки – «косухи» являются также традиционной верхней одеждой панков. Отличием панковских косух часто является обилие значков, нашивок и надписей, а также сильная степень заношенности.
Чрезвычайно распространены «хакинги» - высокие ботинки военного типа.
Английские булавки и колечки от крышек пивных банок являются стандартными атрибутами панков.
В ушах панков мужского пола являются одним из основных атрибутов участников панкориентированных движений.
Роль серег выполняют французские булавки, которыми прокалывают периферийный участок ушной раковины. Таким образом могут носиться несколько булавок. Встречаются также серьги в виде колец.
В отдельных случаях сохранилось ношение бисерных браслетов («фенечек»). Встречаются кожаные браслеты с заклепками. Могут встречаться кожаные «ошейники» с гладкими и иглообразными заклепками или без них.
В отличие от Запада, распространена дешевая, чаще всего самодельная (неровная и кривая), татуировка. Сюжеты очень простые.
Пирсинг широко распространен на Западе, у нас среди панков практически не встречается, по крайней мере, пока.
Короткие стрижки – встречаются часто, они практичны для занятий скейтбордингом и брейкдансом.
Дреды – пряди волос скручиваются определенным образом, создавая характерную прическу.
Бейсболки – очень популярны. Часто носятся козырьком назад. Очень популярны вязаные шапки, которые носятся почти надвинутыми на глаза.
Стиль одежды продиктован идеологией поклонников хип-хопа и его ветви рэпа и их увлечениями. Это уличное движение, и одежда ориентирована на занятия скейтбордингом и брейк-дансом. Часто одной из характерных особенностей одежды хопперов и рэперов является их размер, на два-три значения превышающий реальный.
Балахоны традиционны – для более холодной погоды. Могут носиться как самостоятельная одежда или как утепляющая под куртку, капюшон выправляется.
Очень широкие джинсы и штаны – характерный предмет одежды представителей рэп-движения. Часто встречающийся элемент таких штанов – квадратные карманы. Для летнего периода характерны укороченные штаны.
Самым характерным атрибутом рэперов является ношение брюк (труб) очень больших размеров на подтяжках так, что сами брюки оказываются сильно опущены. При этом часто видны трусы. Ходить в таких брюках неудобно, и, когда рэпера удирают от кого-либо, они вынуждены придерживать руками сползающие «трубы».
Очки с черными стеклами в сочетании с надвинутой на глаза шапкой могут быть ярким элементом имиджа рэпера.
Могут встречаться серьги, носимые в одном ухе.
На джинсах или штанах часто носится длинная толстая цепь (иногда несколько).
Движение скинхедов представлено в первую очередь двумя крупными течениями, противостоящими друг другу. Это:
Бонхеды (от англ. Boneheads – “костяные башки”) – праворадикальные скинхеды-нацисты.
Скинхеды-антифашисты – Красные скины, представители движения SHARP
Бонхеды используют традиционную нацистскую символику: изображения свастики, нацистского орла, черепа с перекрещенными костями, символ SS, другие символы 3-го Рейха, также различные модификации изображения так называемого кельтского креста. Его изображение используется в качестве эмблемы расистской организации “White Power”.
Скинхеды-антифашисты: используют коммунистические, революционные, символы: портреты Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделы, антифашистские и антинацистские эмблемы, эмблемы с названиями своих организаций и групп левого направления, на которые они ориентируются.
Бритая голова является основным отличием всех скинхедов. Поскольку бритая голова – очень характерный признак, часть скинхедов не бреются налысо, чтобы не привлекать к себе внимание. Волосы могут быть просто коротко подстрижены. Существует мнение, что длина волос по всей голове должна быть одинаковой.
Бонхеды носят футболки с символикой НС-движения (Кельтский крест, руна Отар, изображения орла, бульдога). Могут встречаться изображения свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (порядковый номер двух «H» в немецком алфавите, обозначают «Heil Hitler!»), числа 14 или букв WP (“White Power”). Возможны футболки или кители защитного цвета. Скинхеды-антифашисты используют символику своих организаций и портреты коммунистических лидеров.
Часто встречаются армейские штаны. Альтернативой таким штанам служат узкие подвернутые (высоко закатанные) джинсы. У бонхедов идеальным цветом джинсов считается белый, как символ белой расы. Джинсы черного цвета могут выбираться с точки зрения функциональности: на них плохо видны грязь и кровь.
Бомбер – летная (военно-морская) куртка, традиционная верхняя одежда скинхедов. Цвета – черный, защитно-зеленый. Особенность куртки - отсутствие воротника, что соответствует требованию функциональности в драке. Настоящий «бомбер» должен выдерживать удар ножа. Хакинги - тяжелые шнурованные армейские ботинки.
Классические ботинки «Доктор Мартенс»- это кожаные рабочие ботинки черного цвета или цвета бычьей крови, прошитые желтой нитью, либо приваренные к подошве, шнуруемые на восемь или десять отверстий с каждой стороны, причем считается, что чем больше отверстий, тем лучше. Милитаризованная модель имеет стальные подковки в передней части подошвы (носок ботинка армирован сталью). В последние годы компания приступила к выпуску подошв “Рейнджер”. Данная подошва выпускается с теми же вариантами верха, что и классическая. Такие ботинки также пользуются популярностью у скинхедов.
Шнурки – должны быть такими длинными, чтобы, после шнуровки обуви, их можно было два или три раза обмотать вокруг верхней части ботинка. Бонхеды часто носят ботинки с белыми шнурками, так же как и белые джинсы. Белый - широко известный, хотя и не общепринятый символ скинхедов, обозначающий правого радикала или расиста. Черный цвет также может встречаться. В отдельных случаях у бонхедов могут встречаться шнурки красного цвета как символ готовности пролить кровь за расу, но такая символика в среде бонхедов в данное время считается архаизмом. Красные шнурки – элемент атрибутики скинхедов-антифашистов, который они используют как один из отличительных признаков представителей движения.
Соответствуют принципу функциональности. Не должно быть ничего лишнего, что мешает увернуться из рук противника никаких очков, никаких сумок, погончиков, клапанов – ничего. В качестве оружия могут быть использованы нож, отвертка или кастет, бейсбольные биты.
Ремень с тяжелой пряжкой может служить орудием в драке. Скинхеды обычно не носят с собой никакого оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. К ремню может быть подвешена якобы декоративная цепь (на самом деле цепь делает этот импровизированный кастет более опасным).
Некоторые скинхеды носят подтяжки. Бонхеды - цвет любой, кроме красного. Скинхеды-антифашисты – подтяжки красного цвета.
Ношение серьги в одном ухе, а иногда в обоих ушах, встречающееся у западных скинхедов, для российских нехарактерно.
Бонхеды – возможны татуировки с изображением кельтского креста, нациситской символики, чисел «14» и «88».
Скинхеды-антифашисты – в сюжетах татуировок используются традиционные антифашистские сюжеты.
В качестве символики выступают эмблемы различных футбольных клубов и цветовая гамма, в которой они оформлены. Обязательно наличие символов своих команд. Не исключено использование отдельными экстремистски ориентированными группами хулсов элементов нацистской символики, например, кельтского креста, в составе других символов.
Стрижки - любые, чаще короткие, во время матчей, и не только, фанаты носят шапки характерной формы. Фирменная атрибутика «Зенит» включает в себя зимние шапки с соответствующей символикой. Для девушек производятся косынки с символикой «Зенит».
Шарф - является ключевым атрибутом хулсов. Шарфы оформлены в цветовой гамме определенной футбольной команды, с надписью ее названия. Футболки – с символикой предпочитаемой команды (см. иллюстрацию 14 этого раздела).
Брюки – так же, как и скинхеды, хулсы носят джинсы бледно-голубого цвета, используя его как основной цвет джинсов, в отличие от скинхедов, которые могут носить джинсы различных цветов. У хулсов не должно быть подкатов и заправленных штанов, характерных для скинхедов. Распространены куртки темно-синего цвета. Довольно часто встречаются ботинки «Гриндерс», реже – кроссовки. Нет белых шнурков, так как хулсы воспринимают белые шнурки как атрибут скинхедов.
На время матчей фанаты часто наносят на лицо грим цветов российского флага или предпочитаемой команды.
«Пацифик» - схематически-стилизованное изображение лапки голубя в круге, символизирующее идеологию пацифизма. Может использоваться в качестве оформления нашивок, нашейных атрибутов.
Традиционным является ношение длинных волос (у мужчин и женщин).
Хайратник - полоска из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Является характерной деталью образа хиппи. Волосы могут быть заплетены в большое количество косичек.
Растаманки - небольшие пряди волос, переплетенные особым образом разноцветными нитями мулине).
Хиппи часто отдают предпочтение свободной, не стесняющей движения одежде. В ее оформлении могут быть использованы различные этнические мотивы и сюжеты (традиционно – индейские, восточные). Часто предпочитаются яркие цвета.
Джинсы – в особенности джинсы-клеш – традиционная часть облика хиппи.
Девушки-хиппи часто носят свободные, длинные платья и юбки разнообразных цветов и цветовых сочетаний. В оформлении одежды могут быть использованы вышивка, бисер, аппликация. Ткань может быть украшена орнаментом или узорами, содержащими различные этнические мотивы. Иногда встречается ношение традиционной одежды различных народов или использование элементов такой одежды.
В теплое время года возможно хождение босиком и в любой легкой обуви (сандалии, тапочки). В холод – любая теплая обувь. Крайне нехарактерна обувь военного типа.
Ксивник – маленькая нашейная сумочка прямоугольной формы на шнурке, предназначена для ношения бумаг, фантиков, сигарет т.п. Еще в начале 90-х гг. он перешел в разряд атрибутов общемолодежной моды.
Браслеты – «феньки» создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто – плетутся из бисера с использованием лески. Могут иметь различную смысловую наполненность в зависимости от замысла создателя. В ряде случаев (не всегда) особое значение могут иметь цвета и цветовые сочетания. Браслеты- фенечки могут носиться в большом количестве единовременно.
Прически могут быть любыми. У реконструкторов форма прически может быть продиктована обычаями того исторического периода, который он реконструирует. То же самое касается головных уборов.
Хайратник – полоска из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Был заимствован романтическим крылом движения ролевых игр. Ношение хайратника свидетельствует о принадлежности человека к неагрессивным формированиям.
Одежда ролевиков шьется для участия в ролевых играх и соответствует роли игрока в рамках сюжета игры и особенностей культуры, которая отражена в игровом контексте. Вне рамок игры такая одежда не носится, так как имеет сугубо функциональное назначение. Реконструкторы создают одежду реконструируемого ими исторического периода. Ношение такой одежды предусмотрено в периоды реконструкторских фестивалей и праздников.
В качестве сопутствующей атрибутики могут выступать модели оружия и доспехов. У ролевиков – деревянные или дюралевые мечи, луки, арбалеты и проч. Реконструкторы создают модели оружия и средств индивидуальной защиты, следуя историческим нормам той эпохи, которую они реконструируют. Модели оружия ролевиков предназначены для участия в ролевых играх, реконструкторов – в фестивалях.
Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:
Ношение «египетского креста» - анкха, кулонов и подвесов с летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью.
Длинные волосы на голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать с выбритыми висками и/или более крупными бритыми участками на голове.
Пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак).
Черный лак на ногтях у мальчиков. При плохом качестве лака он может смотреться как коричневый. Так же выглядит старый, частично сошедший черный лак.
Выбеливание лица белым гримом (встречается также у «кишей»). Крашенные в черный (редко в красный) цвет губы и обведенные черным карандашом глаза у мальчиков при отсутствии феминных признаков в поведении (крашенные губы редко встречаются в gay-среде у крайне феминных мальчиков, обводка черным карандашом глаз редко встречается в
среде панков).
Классический наряд «западной ведьмы» с черной остроконечной шляпой (встречается также как карнавальный костюм на Хэллоуин). Наряд «под вампира» (Дракулу) с длинным черным плащом (чаще кожаным, с красной подкладкой). Длинные черные кожаные плащи, но без красной подкладки встречаются также в среде gay – садомазохистов (GSM), а также в качестве моды «под чекистов» начали распространяться
среди работников спецслужб.
Использование в одежде поголовно черного цвета (встречается также у сатанистов,
металлистов и gay – садомазохистов).
Обильный черный грим на лице. Черные или темно-синие тени под глазами у мальчиков и девочек. Дополнительные рисунки на лице. Гримирование лица может осуществляться в виде перманентного макияжа, который держится около 2 мес.
У мальчиков в 2005 году появилась мода на длинные кожаные юбки с вырезами, при полном отсутствии каких-либо иных феминных компонентов одежды и имиджа (например, в сочетании с армейскими высокими ботинками на шнуровке и торчащими волосатыми ногами). Эпатаж может быть усилен за счет большого накладного кармана – «косметички».
Прослушивание классической симфонической музыки (по совокупности с другими признаками).
ОТЛИЧИЯ ГОТОВ-ХИМОЗНИКОВ:
Специфические признаки химозников, мало встречающиеся, либо не встречающиеся
в других молодежных субкультурах:
Ношение шерстяной чёрной шапочки – «вилливалки». И ношение «химограммы» - перевернутой пентаграммы с закругленными двумя верхними лучами.
ОТЛИЧИЯ ГОТОВ-МАРГИНАЛОВ:
Отличия готов-маргиналов от остальных готов идентифицируются слабо. Специфические признаки отсутствуют. Указанные ниже признаки заметны только в сравнении с другими готами.
Относительные признаки готов-маргиналов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах: Использование нестильной дешевой готической одежды. Наличие самодельной кривой татуировки и самодельного, криво сделанного пирсинга. Заметное превалирование панковской атрибутики, например, ботинок (часто полуботинок) на высокой платформе.
Следовательно, как в целом костюм можно назвать знаковой системой, так и одежду и атрибутику неформальных объединений можно называть языком и знаковой системой молодежной субкультуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача информации. Язык костюма различных субкультур, наряду с устной речью, расширил диапазон знаний и представлений общества и послужил средством передачи информации.
Проведя данное исследование мы определили, что язык костюма формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Совокупность языков костюма — основное коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение языка костюма — ключевой элемент социализации, культуролизации. Каждому языку костюма соответствует, как правило, своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определенных смыслах, а также собственно знаковая система — выразительное средство языка.
Другим важным моментом функционирования языка костюма является понимание. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствует определенная неадекватность понимания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т.п.), момент интерпретации, искажающий исходный смысл. Понимающий всегда обладает определенным представлением о понимаемом, ожидает определенного смысла и интерпретирует знаки в соответствии с этим представлением.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Рисуем лошадь акварелью
Швейня
Тигрёнок на подсолнухе
Белый лист