Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, японское изобретение и одно из самых распространенных в настоящее время по всему миру детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками», и очень успешно.
Преобразовывая складыванием квадратный листок бумаги, можно получить какую-то определенную фигурку. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары - кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужна аккуратность, внимание, сосредоточенность. Оригами так же развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Оригами облегчает освоение систематического курса геометрии и позволяет создать наглядную модель Евклидовой геометрии.
Решение задач и доказательство теорем с помощью оригами-способ необычный и интересный. Многие понятия геометрии объясняются с помощью оригами просто и наглядно.
Вложение | Размер |
---|---|
origami_pomogaet_izuchat_matematiku.docx | 41.22 КБ |
МКУ Управление образования Джидинского района
МБОУ Оёрская средняя общеобразовательная школа
Секция: Математика
Тема: Оригами помогает изучать математику
Автор работы: Буянтуев Арсалан
- ученик 9 класса
Научный руководитель: Абашеева Татьяна
Батожаповна - учитель математики
2015г.
Оглавление:
Введение.
Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, японское изобретение и одно из самых распространенных в настоящее время по всему миру детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками», и очень успешно.
Преобразовывая складыванием квадратный листок бумаги, можно получить какую-то определенную фигурку. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары - кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужна аккуратность, внимание, сосредоточенность. Оригами так же развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Оригами облегчает освоение систематического курса геометрии и позволяет создать наглядную модель Евклидовой геометрии.
Решение задач и доказательство теорем с помощью оригами-способ необычный и интересный. Многие понятия геометрии объясняются с помощью оригами просто и наглядно.
На родине оригами в Японии существуют различные периодические издания, обучающие творческой технике складывания из бумаги.
Оригами для наших соотечественников относительно новая область творчества.
Целью данного исследования является изучение происхождения оригами и связи этого искусства с математикой (геометрией).
Гипотеза: искусство оригами тесно связанно с математикой (геометрией) и может стать хорошей основой для её изучения.
Задачи:
Объект исследования: Геометрические фигуры и их свойства.
Предмет исследования: Лист бумаги.
Метод исследования: Практическая работа, наблюдение, сравнение, анализ.
Теоретическая часть.
Оригами и математика
Очень многое в оригами связанно с математикой.
В оригами используется квадратный лист бумаги, для выполнения какой-либо фигуры. Так же используется множество математических понятий как точка, запятая, линия, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Оригами-это красота геометрии на бумаги. Искусство оригами можно применять для доказательства теорем и для решения задач по геометрии. Доказывать теоремы и решать задачи с помощью оригами достаточно просто и интересно, т.к многие понятия геометрии наглядно объясняются демонстрацией оригами.
Аксиомы геометрии и оригами.
Оригами - математическая теория, так как в ней работает аксиоматический метод. Основные понятия оригами: точка, линия сгиба, квадратный лист бумаги.
Основные отношения: линия сгиба, проходит через точку; точка принадлежит линии сгиба.
Для построения теории используется система аксиом. Таких аксиом, с точки зрения японского математика Хумиани Хузиты, живущего в Италии, шесть.
Аксиома 1. Существует единственный сгиб, проходящий через две данные точки.
Аксиома 2. Существует единственный сгиб, совмещающий две данные точки.
Аксиома 3. Существует единственный сгиб, совмещающий две данные прямые.
Аксиома 4. Существует единственный сгиб, проходящий через данную точку и перпендикулярный данной прямой.
Аксиома 5. Существует единственный сгиб, проходящий через данную точку и помещающий другую данную точку на данную прямую.
Аксиома 6. Существует единственный сгиб, помещающий каждую из двух данных точек на одну из двух данных пересекающихся прямых.
Данная система аксиом удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым системам аксиом, а именно она является независимой, непротиворечивой и полной.
В 2002 году, японский оригамист Коширо Хатори обнаружил сгиб, который не описан в аксиомах Хумиани Хузиты.
Аксиома 7.
Для двух данных прямых и точки существует линия сгиба, перпендикулярная первой прямой и помещающая данную точку на вторую прямую.
Система аксиом 1-5 эквивалента, системе аксиом конструктивной геометрии, где в качестве основного инструмента используется чертёжный треугольник.
Значит, перегибанием листа бумаги можно решить любые задачи на построение, разрешимые при помощи чертёжного угольника, а значит, разрешимые при помощи классических инструментов - циркуля и линейки.
Аксиома 6 не может быть решена методами конструктивной геометрии, т.к построение, проводимые в этой аксиоме сводятся к решению кубического уравнения, не имеющего рациональных корней.
Таким образом, возможности построения при помощи перегибания квадратного листа бумаги на много больше, чем при использовании классических чертёжных инструментов.
Теоремы геометрии и оригами.
Доказательство: Вырежем из бумаги треугольник любой формы и перегнём его сначала по линии АВ (рис.1), так, чтобы основание треугольника легло на себя.
Перегнув затем треугольник по линиям DH и CQ так, что бы точки Е и F попали в точку В, получим прямоугольник CQHD и наглядно убедимся что все три угла треугольника (1,2,3), составляют в сумме два прямых.
Необычная наглядность и простота этого приема позволяют познакомить даже детей, не изучавших геометрии, с одной из её важнейших теорем.
Доказательство: Возьмем лист бумаги с двумя параллельными сторонами и секущей АВ. Сравним накрест лежащие углы-углы 1 и 2.
Согнём лист по секущей АВ. Совместим вершины накрест лежащих углов – точки А и В. Углы 1 и 2 совпали при наложении, следовательно, 1=2. Значит накрест лежащие углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, равны.
Доказательство:
Наметим середину стороны квадрата.
Точка D должна лечь на намеченную линию.
Согнем по указанной линии, а потом отогнем угол в первоначальное положение.
Точка А должна лечь на намеченную линию.
Согнем по указанной линии, а потом отогнем угол в первоначальное положение
Δ ADN – прямоугольный, острый угол которого 30.
Совместив точки A и D, получим точку Х, а потом отогнём в первоначальное положение. Δ ADX равнобедренный и углы при основании равны 30.
ےXDN=60.,ےXND=60., значит Δ XDN равносторонний, т.е. DN = NX = AX = 1/2 AN.
Катет DN лежит против угла 30 и равен 1/2 гипотенузы AN.
Экспериментальная часть.
1.Как построить фигуру оригами «Восьмиугольную звезду»?
При построении схемы этой фигуры чертёжными инструментами оказываются задействованными следующие элементарные задачи на построение:
Построенную фигуру можно использовать для решения других задач:
Первый тип задач связан с вычислением зависимости линейных размеров исходного листа бумаги. Эти вычисления необходимы для дальнейшей работы с изобретенной фигурой.
Построенная звезда может быть художественной моделью правильного восьмиугольника. И поэтому её можно включать в плоские композиции, связанные с правильными паркетами, и объемные, связанные с полуправильными многогранниками.
Второй тип задач - вычислить площадь:
Рассмотрим примеры задач, решаемых методом оригами.
Эти методы наглядны и относительно просты. Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой!
Например, при изучении темы «Замечательные точки треугольника», мы убеждаемся в том, что каждая тройка биссектрис, медиан, высот, серединных перпендикуляров треугольника, пересекаются в одной точке, а потом свои убеждения попробуем подтвердить математически. Возможности перегибания листа бумаги велики, что обеспечивает решить большое разнообразие задач.
При решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или краями листов.
Любая оригамская задача состоит:
Для примера решим несложные задачи.
Задача 1: методом оригами разделить один из углов квадрата на 3 равных угла.
Математическое обоснование.
Используя рис 5, можно записать: Δ АВС - равносторонний, значит ے АВС = 60
ےОВА =90-60=30, ے ABN=З0
Итак, методом оригами мы разделили угол квадрата на три равные части.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
В Китае испытали "автобус будущего"
Бабочка
Сочные помидорки
Акварельные гвоздики