Исследовательский проект.
«История одежды народов Севера»
Аннотация
В данной проектной работе проведено исследование видов зимней и летней одежды ханты и манси, украшений - как источник информации о суровом климате и условиях жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в одежде отражается быт, традиции и нравственные ценности данного народа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_gordeevoy_kristiny.docx | 619.46 КБ |
XIV районная научно-практическая конференция
молодых исследователей
«XXI век. В поисках совершенства»
(Тюменская область)
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
Исследовательский проект.
«История одежды народов Севера»
Направление: «Юный исследователь»
Автор:
Гордеева Кристина
Обучающаяся 8 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Научный руководитель:
Блинова Елена Викторовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
п.г.т.Излучинск
Исследовательский проект.
«История одежды народов Севера»
Гордеева Кристина
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Нижневартовский район
пгт.Излучинск,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Аннотация
В данной проектной работе проведено исследование видов зимней и летней одежды ханты и манси, украшений - как источник информации о суровом климате и условиях жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в одежде отражается быт, традиции и нравственные ценности данного народа.
Тема исследования: «История одежды народов Севера»
Цель исследования: изучение одежды, обуви, украшений и предметов быта народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и в старину.
Задачи:
1.Найти сведения о народном костюме
2. Выявить, особенности одежды народов ханты.
3.Выявить разные орнаменты хантыйской одежды.
4.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера.
5.Вызвать интерес у одноклассников к жизни и быту народов Севера.
В работе использовались следующие методы исследования: сбор и изучение информации по теме, подбор фотографий, обработка информации, создание презентации по собранным материалам, изготовление национального костюма, разучивание танца, оформление печатной работы, защита проекта.
Практическая ценность исследования: Пробуждение интереса к культуре и быту народов Севера.
В ходе исследования был сделан вывод: Каждый этап эволюции человека находил отражения в одежде, украшениях народов. Ханты живут в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором ягод, шишек. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретает взаимоотношения человека и природы. Все это получило свое отражение в традициях, культуре и быту, в орнаментах, которыми украшали одежду, обувь и предметы быта.
Тема исследования: «История одежды народов Севера».
Цель исследования: изучение одежды, обуви, украшений и предметов быта народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и в старину.
Задачи:
1.Найти сведения о народном костюме
2. Выявить, особенности одежды народов ханты
3.Выявить разные орнаменты хантыйской одежды.
4.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера.
5.Вызвать интерес у одноклассников к жизни и быту народов Севера.
Гипотеза: я предполагаю, что суровость климата, традиции и обычаи - все это оказывает влияние на облик одежды народов Севера, а именно ханты и манси .
Объект исследования: одежда, обувь, украшения и предметы быта, как источник информации о жизни народов.
Предмет исследования: одежда, обувь, украшения и предметы быта народов Севера.
План исследования:
1.Изучение национального состава класса.
2.Анкетирование: опрос одноклассников и родителей.
3.Анализ анкет.
4. Изучение литературы по теме.
5.Выводы.
6.Создание продукта.
Продукты исследовательского проекта:
Создание информационного сообщения по теме проекта;
Создание презентации по материалам проекта;
Изготовление национального костюма-платья.
Список литературы:
1. Артомонова, Е. В. Украшения и сувениры из бисера. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 237 с.
2. Лукина, Н. В. Ханты от Васюгана до Заполярья. Источники по этнографии– Томск: Издательство Томского университета, 2006. Т.2.
3. Бахлыков, П. И. Юганские ханты: история, быт, культура. – Тюмень, 1996. – 208 с.
4. Решетникова, Р. Г. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. – М.: Издательство ИКАР, 1997. – 41 с.
5. Песикова, А. С. Взгляд изнутри культуры. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 98с.
6.М.Анисимова, А.Кузьмина. На священных берегах Ваха.Нижневатовск: районное издательство «Приобье».1999г.
Использованы материалы сайтов:
http://znaniya.com\\task 84645487
http://wwwgoogle.ru
https://www.google.ru/search?q=картины+детской+одежды+хантов&newwindow=1&espv=2&biw=1366&bih=700&tbm=isch&imgil=BGuO52cBqJpEFM%253A%253BV1ssG9zsW
http://museumsrussian.blogspot.ru/2013/03/blog-post_9.html
http://www.xn--l1ah.xn--p1ai/catalogue/detail.php?region=82&det=82detail6
http://studopedia.info/8-82078.html
«Одежда народов Севера».
Калина Лида
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Нижневартовский район
п.г.т.Излучинск,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
2 в класс.
Содержание
Научная статья
Актуальность темы:
Я учусь во 2 «В» классе школы №1 посёлка Излучинск. В моем классе 20 учеников. Класс многонациональный. На уроках занятиях по проектной деятельности мы знакомимся с культурой и традициями разных народов, а именно тех, представители которых учатся в классе. Мы читали народные сказки, провели исследования на темы: «Чему учат сказки», «Какую информацию о жизни людей в старину можно извлечь из сказок».Мы узнали, как жили многие народы в старину, чем занимались, во что одевались и многое другое. Я задумалась, а как одевались мои предки. Отличалась ли их одежда от одежды русских и других народов?
Мне захотелось узнать больше об одежде своего народа.
Так предметом исследования одежда народов Севера, а объектом – одежда, как источник информации о жизни предков.
. Цель исследования: изучение одежды, обуви, украшений и предметов быта народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и в старину.
Для изучения материала я определила задачи своего исследования:
1.Выявить, особенности одежды народов ханты.
2.Выявить разные орнаменты хантыйской одежды.
3.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера .
5.Вызвать интерес у одноклассников к жизни и быту народов Севера.
Для решения поставленных задач я определила методы исследования:
Гипотеза исследования: я предполагаю, что суровость климата ,традиции и обычаи- все это оказывает влияние на облик одежды народов Севера, а именно ханты и манси .
В моем классе учатся дети разных национальностей. Это русские, ханты, таджики, украинцы, армянка и башкир.
Мне стало интересно, знают своего народа. Я решила провести опрос.
Вместе со своей учительницей я придумала вопросы для одноклассников и родителей.
Было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 20 одноклассников и 20 родителей.
Результаты анкетирования.
Анкета №1.(Для родителей)
1. Знаете ли Вы праздники вашего народа?
2.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
3.Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?
4.Нужно ли рассказывать об основах народной культуры в школе?
5.Как часто Вы читаете ребёнку народные сказки?
6.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком народные пословицы и поговорки?
7.Ходите ли Вы с ребёнком в музей?
вопрос | да | нет |
Знаете ли Вы праздники вашего народа? | 20 | 0 |
Нужно ли соблюдать обряды, традиции? | 17 | 3 |
Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов? | 14 | 6 |
Нужно ли рассказывать об основах народной культуры в школе? | 11 | 9 |
Как часто Вы читаете ребёнку народные сказки? | 13 | 7 |
Употребляете ли Вы в общении с ребёнком народные пословицы и поговорки? | 12 | 8 |
Ходите ли Вы с ребёнком в музей? | 4 | 16 |
Анкета №2. (для детей).
вопрос | да | нет |
Знаешь ли ты народные праздники? | 18 | 2 |
Какие народные праздники отмечаете в семье? | 18 | 2 |
Какие народные игры Вам известны? | 16 | 4 |
Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари? | 6 | 14 |
Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов? | 12 | 8 |
После анкетирования я сделала следующий вывод:
Я и мои одноклассники знаем мало о традициях своего народа, а родителям нужно читать и рассказывать детям о своих традициях, обычаях, знакомить с устным народным творчеством, посещать музеи. Знакомить с народным костюмом. Прививать любовь к истории своего народа.
Я решила продолжить свое знакомство с традициями своего народа с изучения одежды. На Севере зимой очень холодно, а лето прохладное. Какую одежду носили мои предки зимой и летом. Информацию я искала в интернете, прочитала книги в детской и школьной библиотеках, конечно, мне помогали. С мамой мы посетили краеведческий музей в городе. В музее, я увидела и узнала много интересного о жизни моих предков в прошлом. Увидела старинную одежду, обувь, посуду и другие предметы быта моих предков. В процессе исследования я узнала, что бывают разные виды зимней одежды.
Шуба
Шуба - Зимней мужской и женской одеждой северных народов являются шубы. Этот распашной тип одежды из оленьего меха существует в коротком и длинном варианте. Шубы украшаются полосками из меха и цветного сукна, ажурными, оловянными бляшками и шитьем из бисера.
Малица - нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, шьётся и одевается мехом внутрь, к телу. Малица подпоясывается поясом из кожи, обшитым сукном и украшенным медными пуговицами или подвесками.
Парка — длинная тёплая куртка, как правило, с капюшоном. В сильные морозы одевается поверх малицы, шьётся также из оленьего меха. Капюшон обычно украшают уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна.
Совик - верхняя меховая одежда с капюшоном, также надеваемая на малицу. Его шьют из меха взрослых оленей, носят без пояса, ворсом наружу.
Рукавицы и головные уборы в основном изготавливаются из цветного сукна, украшаются различной вышивкой или вязаньем.
Обычно летней одеждой у народов ханты и манси служит изношенная зимняя или одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей и совпадающая по покрою с зимней. Одежда украшается аппликациями из цветной ткани, а также бисером и вышивкой.
Обувь шьют до колен из шкуры оленя или лося, в холодное время внутрь надевают меховые чулки. Летнюю обувь украшают плетением из бисера.
Различные украшения изготавливаются из разноцветного сукна и украшаются бисером.
Особенно меня интересовала детская одежда.
Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.
Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предметы быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.
В основном орнамент представлен геометрическими фигурами: извилистая линия обозначает реку, круг или овал-солнце, плодородие, богатство, крест-это человек, ромб- сердце или голова, В символике присутствуют изображения природы родного края.
Узнала, что важную роль играют цвета. Каждый цвет имеет свое значение: синий- река или озеро, белый- снег, зеленый-тайга ,красный – цвет огня и тепла, а черный ассоциируется с болезнями.
После всего, что я узнала о народном костюме хантов, мне захотелось, чтоб у меня было настоящее хантыйское платье. Мама не смогла мне отказать. Она кроила и шила платье, а я вырезала орнаменты. Вот какое платье получилось!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь исследованием, я узнала, что мои предки носили круглый год теплую одежду, которую шили из шкур оленей, лосей и других животных. Мои предки, были охотниками, оленеводами, рыбаками. Из шкур изготавливали практически всё: строили чум, утепляли его, украшали, шили одежду и обувь, обделывали нарты, делали игрушки-куклы.
Я считаю, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Мне очень нравится, что в настоящее время все больше внимания уделяется возрождению национальных традиций, обычаев и костюмов. Ведь так важно сохранить ценность культуры нашего и других народов, проживающих на территории России. У каждой культуры есть своя первозданная красота, которую мы должны сохранять и приукрашивать. И ни в коем случае не забывать о традициях и обычаях наших дедов и прадедов.
За время работы над проектом я выполнила все поставленные задачи: 1.Выявила, особенности одежды народов ханты.
2.Исследовать какое отражение окружающая среда получила в украшениях одежды народов Севера .
3.Вызвала интерес у одноклассников к жизни и быту народов Севера.
Следующая работа будет посвящена быту народов Севера - жилищу.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Заяц, косач, медведь и весна
И тут появился изобретатель
Нора Аргунова. Щенята