27 января 2019 года наш город отмечал 75-ую годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Целую неделю мы посвятили этой странице истории нашего родного города. Было проведено много бесед (с просмотром старых фотографий и видео хроник, читали художественную литературу. Говорили не только о военных действиях, но и о повседневной жизни горожан. Мы постарались рассказать о войне как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами (для этого мы использовали документальные хроники, художественную литературу. Очень впечатлила детей книга "Кукла" Черкашина Г. М.).
Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти, когда ребенок уже может рассказать о своих чувствах и переживаниях, задать открытые вопросы. В это время у детей происходит становление самооценки и чувств «правильно-неправильно/справедливо-несправедливо/по совести или нет». То есть можно довольно легко уложить рассказ в логику интересов ребенка.
Акцентировалось внимание на людях (и особенно детях) - на их стойкости, героизме, взаимопомощи. Рассказывали о работе зоопарка, о продолжающихся уроках в школе о концертах, выступлениях, которые шли в осажденном Ленинграде; о стихах, которые были написаны, о музыке (Ленинградская симфония).
Работая над коллективной аппликацией "Небо блокадного города" мы затронули сложную тему символизма в изобразительном рисунке: серое небо - беда, страхи, трудности; яркие дома (пуcть и с заклееными окнами) - стойкость, оптимизм жителей; лучи солнца, отгоняющие вражеские самолеты, - победа, жизнь.