О творчество Александра Сергеевича Бакулевского, заслуженного художника России, и его гравюрах к произведениям А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_bakulevskiy.doc | 76 КБ |
a.s.bakulevskiy.pptx | 419.89 КБ |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат»
Исследовательский проект
ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА В ГРАВЮРАХ: ПУШКИНИАНА АЛЕКСАНДРА БАКУЛЕВСКОГО
Выполнили: Иванова Елена, Воронцова Мария, 11 класс, ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»
Руководитель: Аликова Зоя Ивановна, учитель ИКН и марийского языка
ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»
Содержание
Введение
1. Основная часть. Вслед за пушкинским пером.
1.1. Все началось с «Барышни-крестьянки»
1.2. Не изменяя А.С.Пушкину
1.3. «Выстрел» и «Метель» в подарочном издании
1.4. «Онегин» в гравюрах
1.5. Пушкин жив
Заключение
Список литературы
Введение.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Эти слова поэта действительно оказались пророческими. О нем помнят, говорят. Его имя произносится с почтением, его творчеству поклоняются, у него учатся. Отдавая дань уважения великому и поистине народному поэту, создаются произведения в разных областях искусства, где славится имя гениального поэта.
Наши марийские писатели, художники, вдохновленные творчеством Александра Сергеевича Пушкина, также посвящали ему свои творения, прославляя, таким образом, наш марийский край. Но, к сожалению, мало кто знает имена своих земляков, посвятивших свою творческую жизнь пушкиниане.
В очередной раз, посетив музей изобразительных искусств, решили узнать, кто из художников марийского края занимался иллюстрацией книг А.С. Пушкина? Нам предложили познакомиться с произведениями Александра Сергеевича Бакулевского, заслуженного художника России. Нас заинтересовали его работы, и мы решили изучить творчество нашего художника-земляка и познакомить учащихся лицея с его гравюрами. Так появилась исследовательская работа «Произведения А.С.Пушкина в гравюрах: пушкиниана Александра Бакулевского».
Актуальность исследования обосновывается не только личным интересом к творчеству художника и поэта, но и тем, что сегодня возникла необходимость обратить внимание учащихся на общечеловеческие ценности: доброту, чувство любви к родному краю, на умение понимать прекрасное и видеть его в художественном творчестве. Произведения Пушкина очень актуальны и в наши дни, ведь вера и надежда не умерли, и Пушкин был, есть и будет во все времена.
В начале нашего исследования мы провели социологический опрос среди учащихся лицея (участвовало в опросе 98 учеников), им был предложен вопрос: «Кто из художников марийского края иллюстрировал произведения А.С.Пушкина?
Варианты ответа: а) З.Ф. Лаврентьев, б) И.А. Михайлин, в) А.С. Бакулевский, г) И.М. Ямбердов». 63 ученика ответили, что это З.Ф.Лаврентьев, 12 человек – И.А. Михайлин, 9 – И.М. Ямбердов, только 14 учеников дали правильный ответ, что составило 14,3%. (Приложение №1)
Все это так же послужило основным мотивом к исследовательской работе.
Предметом исследования стало творчество нашего земляка, народного художника России А.С. Бакулевского.
Объект исследования: гравюры А.С. Бакулевского к произведениям А.С. Пушкина.
Творчество А.С.Бакулевского изучено Кувшинской Людмилой Анатольевной, заслуженным деятелем искусств РФ, Геннадием Ивановичем Прокушевым, искусствоведом. Проанализировав их работы, решили встретиться с самим художником А.С.Бакулевским и побеседовать о его творчестве, об отношении художника к творчеству А.С.Пушкина.
Цель работы: выявить, как отражает А.С. Бакулевский в своих произведениях творчество поэта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В работе использованы такие методы исследования, как социологический опрос, интервьюирование, изучение литературы, теоретический и сравнительный анализы, систематизация и обработка данных.
Новизна: ведется сбор подлинных документов, записываются воспоминания самого А.С. Бакулевского.
Гипотеза: в наше «нечитаемое» время, возможно, иллюстрации смогут пробудить читательский интерес у наших лицеистов и привлекут внимание к творчеству марийского художника.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в возможности использовать данные материалы для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, в преподавании уроков литературы и ИКН, для разработки буклетов, что позволит повысить интерес к творчеству А.С.Бакулевского и по-новому открыть для себя А.С.Пушкина
Выполнение работы: работа выполнена на базе ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат».
Основная часть.
А все началось с «Барышни-крестьянки»…
Сейчас все виды искусства – и музыка, и театр, и изобразительное искусство имеют свою Пушкиниану, но все-таки самые тесные узы соединяют с творчеством великого поэта художников книги. И каждое новое поколение открывает своего Пушкина, находит в нем по-особому близкое мироощущение, ибо гений обладает особым даром оставаться современным.
Среди иллюстраторов Пушкина привлекает внимание художник книги, график и живописец Александр Сергеевич Бакулевский, уроженец города Йошкар-Олы. Он окончил Казанское художественное училище, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Формирование Бакулевского как художника началось в творческой атмосфере мастерской Василия Михайловича Звонцова, известного ленинградского художника, которому тоже дорого все, что связано с именем Пушкина.
Посчастливилось познакомиться с художником-графиком, заслуженным деятелем искусств МАССР, заслуженным художником России – Александром Сергеевичем Бакулевским. Побывав в его мастерской, он нам по-новому открыл Пушкина, захотелось вновь перечитать его произведения. Александр Сергеевич оказался прекрасным и внимательным собеседником, он рассказал о своих работах, о начале творческого пути, читал стихи Пушкина (он знает много стихов поэта наизусть), объяснял, как наносится рисунок на самшитовое дерево, показал картины, которые находились в его мастерской и подарил свои гравюры на память. (Приложение №2)
Мы задали Александру Сергеевичу интересующие нас вопросы.
- Александр Сергеевич, а с чего все началось?
Александр Бакулевский: Я оканчивал институт имени Репина, надо было отчитаться о проделанной работе, защитить диплом, я взял тему: «Иллюстрация книги «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина». У меня получилось: обложка и плюс 12 иллюстраций к произведению, они затем выставлялись на различных выставках. Я даже не ожидал, что мои иллюстрации вызовут интерес публики.
С этой книги наметился путь художника книги. Пушкинская тема стала в его творчестве одной из главных, ксилография – любимой техникой. Он переводит произведения Пушкина на язык гравюры. (Приложение №3)
В 1967г. его дипломная работа была выставлена на Всероссийской художественной выставке и критике ее назвали «гвоздем выставки».
Искусствовед Людмила Попова в печати написала восторженный отзыв: «Уже первые иллюстрации к «Барышне-крестьянке», привлекли отточенной техникой, тонким вкусом… Художник проиллюстрировал почти все основные эпизоды пушкинской повести, сумев уловить лиричность и драматичность ее стиля»
Это была высокая оценка для начинающего художника, впоследствии, издательство «Советская Россия» предложило ему проиллюстрировать миниатюрное издание «Барышни-крестьянки» в подарочном оформлении.
Бакулевский создает новую серию, это была гравюра на самшите (дерево твердой породы). Он не стал повторять дипломный вариант, а используя свой опыт, по-новому выполнил работу. На обложке поясной портрет красивой девушки в платочке, с берестяным лукошком, словно на старинном медальоне. Портрет притягивает внимание и можем предположить, что началась игра с переодеванием.
А на следующей странице сам поэт, словно ждет свою героиню. Стало интересно узнать, а почему художник вводит в иллюстрацию рассказа образ самого автора.
- Александр Сергеевич, вы часто используете образ поэта при иллюстрации его произведений, почему вы вводите образ самого автора?
Александр Бакулевский: Это был мой замысел, ведь Пушкин сопереживает своим главным героям, он следит за ними, находится всегда рядом, мне кажется, его присутствие помогает глубже понять произведение, прочувствовать. Хочется, чтобы зритель посмотрел на окружающий пейзаж, на Петербург (в «Евгение Онегине») и другие эпизоды глазами поэта. Вот посмотрите (показывает на разворот иллюстрации к «Барышне-крестьянке»), слева – Пушкин, а справа – Лизонька, в руках у нее лапоточки, она босиком подкрадывается к двери, робко стучится, а Пушкин в ожидании, он повернул голову к двери, вот-вот он скажет: «Войдите». (Приложение №4)
Л. Кувшинская пишет: «Середина разворота к этому эпизоду делит два мира: реальный и вымысел. Художник также создает контрастные гравюры сельского пейзажа: с одной стороны – барский дом, а с другой – крестьянские избы с худыми крышами, и на этом фоне разворачивается весь сюжет».
Природа в гравюрах передает настроение героев, вот, например, Лиза в саду – самый поэтичный образ. Платье, шляпка, лицо, книга в руках – все слилось в таинственный силуэт. То ли в саду, то ли в мире грез находится девица. Художнику удалось передать чувства героини, ее мечтательность. (Приложение №4)
Бакулевский в гравюрах впервые использовал зеленоватый тон, который обогащает черно-белое изображение и это помогает передать ощущение слияния человека с природой.
«Мастер пытался создать такое произведение, которое бы удовлетворило и тонкого знатока искусства графики и человека, который видит гравюру впервые», – отмечает Л.Кувшинская.
И этот труд оценили по достоинству, он получил на Всероссийском конкурсе диплом I степени «За высокое мастерство».
Таким образом, хочется сказать, что «Барышня-крестьянка» определила судьбу А.С. Бакулевского, положила начало его творческой карьере.
Не изменяя А.С.Пушкину
А.С.Бакулевский не распыляется, и всю творческую жизнь занимается пушкинской темой.
- Вы проиллюстрировали много произведений Пушкина, вам никогда не хотелось сменить тему?
Александр Бакулевский: Был случай в моей жизни: однажды пригласили в дом творчества Союза художников (там собралась группа художников, увлеченных темой Пушкина) и в течение двух месяцев работали все вместе и за это время делали столько зарисовок, сколько обычно не делаешь за год. Я показал свои работу одному старому художнику, он посмотрел мои иллюстрации и сказал: «Послушай меня, и может потом, ты скажешь мне спасибо, вот ты сделал I серию о Пушкине, серия получилась, так вот, мой тебе совет: брось все, занимайся только Пушкиным, соблазнов будет много, захочется работать на разные темы, но Пушкин – это твое». Я всегда возвращаюсь к этой теме, хотя я иллюстрировал А.Чехова «Черный монах», «Палата №6», Н.Гоголя, Сказку П.Ершова «Конек-горбунок», произведения марийских писателей и др.
На вопрос, а как долго вы работаете над одной гравюрой, он сказал: «Иногда уходит месяц, а может и больше, это очень кропотливая работа, здесь нельзя ошибиться иначе вся работа насмарку, Некоторые иллюстрации приходится рисовать через лупу. Нельзя делать плохо то, с чем связано имя поэта. Пушкин способен создавать художника. Если умножить гравюры, которые я создал на то время, которое требуется для выполнения, то я прожил 270 лет. (Смеется)».
Изучая гравюры художника, удивляешься, какая тонкая работа, четкие штрихи и понимаешь, насколько Бакулевский внимательный и умный читатель, чувствующий полутона, оттенки. Он словно посредник между писателем и читателем. Его работы помогают глубже понять произведение Пушкина. Художник является страстным пропагандистом творчества великого поэта.
«Выстрел» и «Метель» в подарочном издании.
- Александр Сергеевич, вы ведь иллюстрировали не только «Барышню-крестьянку», но и другие повести Пушкина.
Александр Сергеевич: Я решил проиллюстрировать все произведение Пушкина «Повести Белкина», показать читателю всю красоту видения мира. Я их объединил по две «Станционный смотритель. Гробовщик» и «Выстрел. Метель» и сохранил миниатюрный формат, как в «Барышне-крестьянке». Хотелось показать и красоту природы в «Метели», ах как она бушует у Пушкина, тут и разные страсти, любовь. Вы вслушайтесь в слова «выстрел», «метель», да ведь название дает подсказку для работы.
В слове «Выстрел» слышны острые силуэты, все показано в резком движении, четкие контуры, больше темного фона, яркие штрихи. Главное в рисунке не интерьер, не внешность героев, а желание показать черты, которые так важны для нас: культура чувств, культура общения невозможна без уважения друг к другу.
Из произведения помним, с каким достоинством говорят друг о друге два врага - Сильвио и граф. Сильвио вынашивал возмездие, но не выстрелил, не лишил графа жизни, а дело в том, что граф боится потерять жизнь, боится принести горечь утраты своей жене. Для Сильвио важно, что он видел смятение графа. Этот эпизод является самым динамичным в оформлении произведения Бакулевского, гравюры он расположил на разворотах, они противопоставлены друг другу. На левом листе напряженная фигура графа, он в ожидании. В верхней части рисунка, художник показал раздвоение окон, этот элемент передает душевное состояние графа. На правом листе – фигура Сильво, он направил дуло пистолета в грудь врага. Художник смог показать его уверенность, решимость через его позу. Все детали прорисованы четко и строго, в темных оттенках, оконная штора развевается подобно знамени.
Темный цвет в гравюрах при оформлении рассказа «Выстрел» является одним из важных элементов. (Приложение №5)
Оформление рассказа «Метель» имеет совсем другое настроение, здесь можно увидеть и поднявшуюся метель, и сцена бегства на тайное венчание и обморок… . Во всех сценах, относящихся к метели, а их у него шесть, из 14 иллюстраций, художник смог передать ощущение этой природной стихии. Тема метели проходит у него от начала и до финального завершения, являясь главным элементом в повести, она и в гравюрах является самостоятельным образом. Когда Бакулевский работал над этой темой, то он постоянно слушал произведение Г.Сверидова «Метель», это помогло ему в создании гравюр.
Если А.С.Пушкин начинает «Повести Белкина» с рассказа «Выстрел», заканчивает «Барышней-крестьянкой», то Бакулевский вначале работал над «Барышне-крестьянкой», а затем над другими его рассказами.
Таким образом, работая над оформлением «Повести Белкина» художник смог проявить все свое мастерство, он виртуозно научился владеть штихелем. Он находил такое композиционное решение, которое точно выражает его замысел.
«Онегин» в гравюрах.
От «Барышни-крестьянки» до «Евгения Онегина» творческий путь длинною почти двадцать лет. Бакулевский мечтал изготовить иллюстрации к бессмертному творению А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и это ему удалось, за эту работу он получил диплом II степени. (Приложение №6)
Приступив к данной работе, он старается глубже раскрыть содержание романа, его многогранность. Работает он вместе с конструктором книги Анатолием Денисовым. В иллюстрациях часто присутствует сам поэт, не являющийся героем романа, словно он сопровождает своего главного героя.
В оформлении он вводит новый красноватый цвет, он введен во все разворотные иллюстрации. Особое значение обретает цвет в пейзажных мотивах.
Бакулевскому удалось создать особый тип пейзажа в гравюре, которого марийское изобразительное искусство не знало. Это графический пейзаж-миниатюра. Именно в этой работе Бакулевский впервые раскрылся как автор пейзажа. Пейзаж глубоко содержательный, передает настроение героев, например, гравюры «Онегин и Ленский едут к Лариным», «В садах лицея», «Татьяна на балконе», «Дуэль» и др.
Рассматривая его иллюстрации, создается ощущение, что ты непосредственный участник этих действий, все показано в движении: «Съезжаются к театру», «Бал на именинах Татьяны» и др.
- Александр Сергеевич, скажите, пожалуйста, а вам какое из произведений А.С. Пушкина больше всего нравится, наверное, «Евгений Онегин»?
Александр Бакулевский: Все произведения Пушкина одинаково прекрасны и нельзя выделить среди них одно особенное, конечно, близки те, над которыми ты работал, пропустил через себя. А к «Евгению Онегину» был долгий путь исканий, работы.
- У вас достаточно много наград, а какая из них для вас самая дорогая?
Александр Бакулевский: Наверное, самое ценное для художника – это признание зрителя, когда люди останавливаются около твоей работы, чувствуют ее, а из наград, конечно, дорога «Золотая пушкинская медаль «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры». Самая первая награда – это диплом 1 степени Всероссийского конкурса искусства книги «За высокое мастерство исполнения серии иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». Также были и другие награды, международные призы. 2007 году меня удостоили Государственной премии Республики Марий Эл в области литературы, искусства, архитектуры, науки и техники.
Пушкин жив
- Мы думали, что вы Пушкина изображали только в гравюрах, а оказывается, у вас есть и картина – портрет поэта, написанный маслом. Расскажите, пожалуйста, о ней.
Александр Бакулевский: У Пушкина есть такие строки в стихотворении «Андре Шенье», где он обращается к своим друзьям: Я скоро весь умру. Но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной, Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь… (процитировал художник)
Я обомлел, когда прочитал эти строки и написал их на картине. В сущности это мечта о бессмертии, бессмертие не мифическое, а совершенно реальное, которое осуществилось. Пушкин-то бессмертный, он жив, пока мы помним его, говорим о нем. Пушкин был прав, от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники.
Александр Бакулевский изобразил Пушкина с крыльями, в виде ангела, который словно парит над нами, вдохновляя все к новым и новым идеям. И действительно, Пушкин жив, пока мы его изучаем, возвращаемся к его творчеству, то он будет жить рядом с нами. (Приложение №7)
От Александра Сергеевича мы узнали, что он встречался с дальней родственницей Дантеса во Франции. Женщина не была согласна с фразой «Дантес убил Пушкина». Это не убийство – говорила она ему. Дуэль происходит по правилам». Но сердце художника, да и, наверно, россиянина не принимает подобных правил.
Заключение.
Чем больше мы узнаем о Пушкине, изучая его творчество, тем больше не перестаем удивляться его гениальности. Его творчество, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. Вчитываясь в его строки, знакомясь с воспоминаниями о нем современников, потомков, а также работы художников, отражающих его творчество, мы постигаем тайные стороны человеческих взаимоотношений.
Подлинное искусство - всегда открытие. Мы рассмотрели, как отражается творчество поэта в миниатюре, графике. У Константина Паустовского есть такие слова: « Живопись важна … не только тем, что помогает увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше».
Таким образом, жизнь и творчество А. С. Пушкина можно изучать всю жизнь. Где брать информацию? Из книг, из учебников, из энциклопедий, из интернета, посещая выставки.
Мы увидели, что художник А.С. Бакулевский в наше время, как в зеркале, отражает в своих произведениях творчество Пушкина Александра Сергеевича, обращается к его бессмертным произведениям, оставляя наследие нам, молодым. Его гравюры находятся в собраниях Третьяковской галереи, музея А.С.Пушкина, музеях Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Саратова, Киева и др. Пятьдесят гравюр находятся в Музее мировой графики Альбертина в Вене.
Нам удалось достичь цели, через поставленные задачи, а самое главное мы познакомились с художником, для которого, мир Пушкинских героев так близок и познакомили с его творчеством наших лицеистов.
Но наша работа еще не завершена, нас ждет встреча с этим замечательным художником в стенах нашего лицея. Таким образом, мы надеемся через гравюры Бакулевского привлечь учащихся к творчеству поэта, пробудить интерес к чтению.
Литература.
Слайд 1
Произведения А.С.Пушкина в гравюрах: пушкиниана Александра Бакулевского Выполнили: Иванова Елена, Воронцова Мария, 11 класс, ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат» Руководитель: Аликова Зоя Ивановна, учитель ИКН и марийского языка ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»Слайд 2
Александр Сергеевич Бакулевский, родился в Йошкар-Оле. Окончил Казанское художественное училище, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Занимался в творческой мастерской Василия Михайловича Звонцова, ленинградского художника, которому дорого все, что связано с именем Пушкина.
Слайд 3
Все с «Барышни-крестьянки»… Дипломная работа, 1967 год Оформил обложку и 12 иллюстраций к произведению Выставлены на Всероссийской художественной выставке
Слайд 4
«Барышня-крестьянка» Пушкин и девица К. И. Т. На обложке книги образ Лизы «Середина разворота к этому эпизоду делит два мира: реальный и вымысел...» Л. Кувшинская
Слайд 5
… деревенское стадо потянулось мимо барского двора «Барышня-крестьянка» «…контрастные гравюры сельского пейзажа: с одной стороны – барский дом, а с другой – крестьянские избы с худыми крышами, и на этом фоне разворачивается весь сюжет…» Л. Кувшинская
Слайд 6
«Барышня-крестьянка» Лиза в саду «Небось, милая, - сказал он Лизе, - собака моя не кусается». «…они были счастливы настоящим и мало думали о будущем» За иллюстрации к «Барышне-крестьянке» на Всероссийском конкурсе – диплом I степени «За высокое мастерство».
Слайд 7
А.С.Бакулевский: «Иногда на одну гравюру уходит месяц, а может и больше, это очень кропотливая работа, здесь нельзя ошибиться иначе вся работа насмарку, Некоторые иллюстрации приходится рисовать через лупу. Нельзя делать плохо то, с чем связано имя поэта. Пушкин способен создавать художника. Если умножить гравюры, которые я создал на то время, которое требуется для выполнения, то я прожил 270 лет. (Смеется)»
Слайд 8
«Метель» Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал «Пошел!» Тема метели проходит у Пушкина от начала и до финального завершения, являясь главным элементом в повести, а в гравюрах Бакулевского является самостоятельным образом. Бакулевский работая над этой темой, постоянно слушал произведение Г.Сверидова «Метель».
Слайд 9
От «Барышни-крестьянки» до «Евгения Онегина» творческий путь длинною почти двадцать лет. За иллюстрации к роману «Евгений Онегин» – диплом II степени. Бал в Дворянском собрании «Евгений Онегин»
Слайд 10
А.С.Бакулевский «Золотой штихель» России Награжден «Золотой пушкинской медалью» за вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры и юбилейным знаком «В ознаменование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина за большой вклад в развитие отечественной культуры»
Кто грамотней?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Кто чем богат, тот тем и делится!
Снег своими руками
Рисуем лошадь акварелью