Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
solomka.doc | 69 КБ |
«Художественные возможности соломки»
Выполнили:
ученица 5 «В» класса
Пащенко Софья
Руководитель:
Литюшкина К.В.
Введение
В современных условиях жизни особую актуальность приобретает умение людей сделать что-то своими руками, украсить свой быт. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Можно многое сделать своими руками.
Украшение изделий соломкой известно у многих народов мира не одну тысячу лет. Это ремесло ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с почитанием зерновых культур. Наши предки верили в божественную силу зерна. Накопленная в стеблях и колосьях живородящая сила природы самым благотворным образом воздействует на каждого, кто так или иначе соприкасается с ними. Ценился не только хлебный колос, но и его стебель - великолепный поделочный материал, из которого изготавливались плетеные корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др.
Солома ржи, пшеницы и других злаковых растений во все времена была одним из самых распространенных материалов. Человек не искал ей применения - наоборот, она сама навязчиво лезла изо всех углов, когда было нужно защитить голову от палящего солнца или ноги от колючей стерни, во что-то собрать грибы в лесу или перенести орехов. Отсюда - соломенные шляпы и липовые лапти, отсюда бесконечное число кульков, коробов и туесков из соломы и древесной коры.
Цель работы: познакомиться с художественными возможностями соломки.
Задачи:
Так что же такое солома? Солома — это сухие стебли злаковых культур, остающиеся после обмолота, освобожденные от листьев, соцветий, семян. Солома разных злаков отличается друг от друга и внешним видом и своими качествами.
Солома ржи толстая, с длинными междоузлиями, цвет у нее темный. Она незаменима при изображении сооружений деревянного зодчества, парусников.
Пшеничная солома более светлая, но тоже толстая и грубая: её хорошо использовать в тех работах, где изображают архитектурные сооружения.
Солома ячменная красивая, эластичная, блестящая. Цвет – от нежно-белого, розового до сиреневого разных оттенков. Отличный материал для цветочных композиций, изображения неба в пейзажах, ваз в натюрмортах. Недостатки: тонкий стебель, очень узкая лента.
Овсяная солома имеет цвет от слабо-золотистого до яркого, от желтого до темно-золотого. Поверхность лент неодинакова: есть участки гладкие, есть – с четко выраженной фактурой. Лента широкая, эластичная, удобная для работы.
Солома рисовая встречается белого, кремового, бежевого, светло-коричневого, зеленого, темно-зеленого цвета. Фактура поверхности лент кра-сивая, ребристая. Трубки разные по толщине. Оболочка плотная, широкая – это самая красивая часть соломы. олома эластична, податлива, эффектна в работе над любым сюжетом в любой технике исполнения.
Солома гречишная. Поверхность лент ровная, гладкая, блестящая. В период полного созревания семян имеет яркий цвет, от розового до темно-вишневого. Такие тона хороши для изображения цветов, ягод, ваз, закатного неба. Поздней осенью солома меняет цвет и приобретает окраску от светло-бежевой до темно-коричневой. Это прекрасный материал для картин, в которых надо передать структуру дерева: архитектурные детали, столы, скамейки, стволы. Не годится гречишная солома для объёмно-выпуклых аппликаций и работ в технике графики.
Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он убрал снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Это стихотворение написано И. Суриковым в конце 19 века. Хотя теперь крыши или стены изб утепляют соломой довольно редко, сама идея использования этого замечательного теплоизоляционного материала не забыта.
В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый соломит – теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы.
Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Ею подкармливали скот, так как солома содержит большое количество питательных веществ.Из соломы делали многие необходимые в быту изделия – кули для хранения муки и зерна, корзины, чаши для овощей и фруктов, головные уборы, сумки и другое.
Не одну тысячу лет наши предки занимались плетением из соломки. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.
И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал. Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.
Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.
Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности.
Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит конями в языческую древность. Наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы, которые со временем были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготовляемых в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался на долгий срок: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Костромы, Ярилы, Маряны горели в огне обрядных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их "смерть" символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
Соломка открывает неограниченные возможности дня творческой фантазии.
Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народной смекалки для соломы нашлось немало применений.
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. В Польше, Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой.
Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
Изделие из соломы очень привлекательны и красивы, они отливают золотом и перламутром. Умение сохранить и выявить природную красоту материала, понимание художественных и технологических возможностей воспитывает эстетический вкус,
Современное направление работы с соломкой, продолжающее постоянно развиваться, - создание декоративных панно в технике аппликации.
Аппликация является одним из интереснейших и увлекательнейших занятий, позволяющих внести в повседневный быт элемент выдумки и праздник.
Для аппликаций подойдет солома практически любых злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, риса, ячменя и т. д., Но самая подходящая– это овсяная соломка.
Овсяная соломка - мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми оттенками цвета.
Для работы пригодна солома не мятая, срезанная ножницами, достаточно длинная, без трещин.
У соломы собранной во время жатвы, богатая гамма цветов и оттенков и хоть природная цветовая палитра соломки очень богата, при необходимости возможно окрашивание соломки.
Кроме плоскостных изделий из соломки можно мастерить замечательных куколок, зверей, птиц. Изготовление кукол из соломы пошло со времен проведения различных обрядов. Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось. Как в любой народной игрушке - глиняной, деревянной, - мы ценим в соломенных фигурках пластику, красоту природного материала.
Заключение
Перед началом работы я поставила вопрос: «Из какой соломки лучше делать аппликации и почему она золотая?». И сделала такой вывод: «Самая лучшая соломка- это овсяная, так как она мягкая, эластичная, красивая, более светлая. Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила народ. Поэтому она и называется золотой. Это экологически чистый вид природного материала.
Список использованной литературы
1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: «Просвещение», 2003 г. - Стр.4, 84.
2. Ладур М.Д. Искусство для миллионов. - М., 1983 г., - Стр.20.
3. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1992 г., - Стр.142.
4. Федотов Г. Сухие травы. - М., 1995 г., - Стр.5.
5. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. - М., 2000 г., - Стр.7-8.
6. Артамонова Е. Симпатичные самоделки. – М.,2006г., - Стр. 5-7.
7. Нестерова Д.В. Рукоделие. Энциклопедия – М., 2007г., Стр.3-7, 102-105.
8. Интернет-ресурсы.
Самый главный и трудный вопрос
Повезло! Стихи о счастливой семье
Хризантема и Луковица
Груз обид
Машенька - ветреные косы