Матрешка является русской народной игрушкой. Деревянные куклы, помещающиеся одна в другой, славятся на весь мир.
Многие из нас хотели бы приобрести или получить в подарок этот замечательный сувенир. Родственница Матрешки,
Японская складная кукла Фукурума. В Россию деревянная игрушка Матрешка пришла в 19 веке. Её создал ремесленник Савва Мамонтов.
Существует три образа матрешек: Сергиевская или Загорская, Семеновская и Полхов-Майданская.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_matreshka.docx | 852.24 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район «Дом детского творчества»
Творческий проект
объединения «Чудо-краски»
Матрешка в технике папье-маше
Руководитель: Криушичева Мария Михайловна
Плавск 2017г.
Содержание
Издревле славилась земля русская умелыми мастерами декоративно-прикладного творчества, своими деревянными и глиняными игрушками. В нашем проекте речь пойдет о замечательной игрушке матрешка. Матрешка является русской народной игрушкой. Деревянные куклы, помещающиеся одна в другой, славятся на весь мир. Многие из нас хотели бы приобрести или получить в подарок этот замечательный сувенир.
Процесс изготовления матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке, затем подготавливают ее под роспись. В условиях объединения «Чудо-краски» нет возможности изготовить матрешку на специальном оборудовании, деревянные заготовки матрешек (белье) купить дорого, поэтому мы решили эту проблему другим способом: изготовить матрешек из бумаги в технике папье-маше.
В Доме детского творчества по программе объединения «Чудо-краски» учащиеся знакомятся с народными промыслами России: Филимоново, Дымково, Городец, Матрешка, Гжель. Учащиеся объединения с удовольствием и увлечением выполняли предварительные упражнения по данным промыслам: рисовали эскизы, осваивали техники росписей, расписывали деревянные изделия. При изучении темы дети с удовольствием просмотрели компьютерную презентацию по истории появления и развития матрёшки как игрушки. Деревянная игрушка матрешка одарила и взрослых, и детей своей красотой, неповторимостью, заинтересовала учащихся и побудила не только научиться рисовать матрешку, но и больше узнать о её истории и даже выполнить ее своими руками. В дальнейшем учащиеся объединения «Чудо-краски» под руководством педагога Криушичевой Марии Михайловны решили сделать проект по изготовлению матрешек в технике папье-маше для районной выставки декоративно-прикладного творчества «Чудо рукотворное», они же послужат и в качестве демонстрационного наглядного материала.
Цель проекта:
- воспитание любви, уважения к народному творчеству, народным умельцам, создающим красоту на радость людям, через развитие познавательной мотивации учащихся, потребности в обращении к русским народным промыслам.
3. Историческая справка
Мы всегда думали, что матрёшка - исконно-русская игрушка, а оказывается, она пришла к нам в Россию в конце 19 века. Деревянные куклы, помещающиеся одна в другую, пришли к нам из Японии. Далекая родственница русской матрешки - складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. В России деревянная заготовка матрешки появилась в Абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова.
Савва Мамонтов был промышленником, родом из купеческой семьи. Абрамцево - поместье в Московской области, позже стало центром художественной жизни столицы.
Первым расписал русскую матрешку художник-декоратор
С.В. Малютин. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка, которая одета в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник; в руках у нее черный петух. Ласковое название «матрешка», видимо, произошло от русского имени Матрена, она выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.
Существуют три образа матрешек:
Сергиевская (Загорская) матрешка живет десятки лет. У нее скромный наряд, расписана она чистыми яркими цветами, черная графическая обводка подчеркивает детали одежды и черты лица милой добродушной матрешки.
У Семеновской матрешки на фартуке яркие букеты, размер и цветы в букете сочетаются с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основные цвета в росписи: черный контур (обозначает края фартука и рукава кофты), красный и желтый цвета, зелёные листья. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.
Полхов-Майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, характерному цветку, в традиционном для этой росписи малиновом цвете. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий - с желтым, все объединяет черный контур.
4. Выбор материала
Перед началом работы над изделием необходимо определить, из какого материала оно будет изготовлено. Основным материалом для изготовления изделия является бумага, так как она доступна и стоимость ее не велика, причем, можно использовать бумагу, которая вам уже не понадобится: это газеты, упаковочная бумага или использованная бумага для печати.
5. Инструменты и материалы:
- канцелярский нож, ножницы, пинцет, шило, кисти: для клея, росписи, для лака; простые карандаши
- деревянные заготовки матрёшек (в качестве основы для папье-маше), бумага (газетная, оберточная, использованная бумага для печати), клей ПВА, непроливайка с водой, белила цинковые или титановые (для грунтовки готовых изделий), альбом, гуашевые краски, лак по дереву.
6. Описание техники. Требования к выполнению изделий
Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клея (раньше использовали клейстер). Папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Техника папье-маше совершенно не сложная, но требует аккуратности и терпения. При подготовки бумаги надо знать некоторые нюансы. Бумагу надо нарвать небольшими кусочками, отдельно газетную и оберточную. Бумага для первого слоя должна хорошо промокнуть в воде, потом ее накладывают по всей внешней поверхности деревянной заготовки, бумажки нужно накладывать близко друг к другу, не дожидаясь высыхания.
При наклеивании второго и последующих слоёв нужно использовать сухие клочки бумаги, приклеивать их клеем ПВА. Необходимо следить, чтобы на деревянную заготовку не попал клей, так как потом в этом месте трудно будет снимать форму. Для отделения одного слоя от другого нужно использовать другую бумагу (например, упаковочную), чтобы легче было отследить количество слоёв. Все слои надо тщательно разглаживать, чтобы не было неровностей. Бумага должна хорошо приклеиться по форме матрешки. Чтобы матрешка была прочной, надо сделать не менее 5-7 слоев. Последний слой лучше выкладывать белой бумагой, чтобы меньше использовать белила при грунтовке матрешки. Самый сложный этап - извлечение бумажной матрешки из деревянной заготовки, без надрезов здесь не обойтись; после извлечения необходимо подклеить матрешку в местах надрезов. И последнее - это грунтовка, сушка и роспись.
7. Технология изготовления изделия
Прежде чем начинать работу, необходимо разработать технологическую карту изготовления изделия.
№п/п | Наименование операции | Оборудование, инструменты |
1. | Рисование эскиза матрешек | Карандаш, альбом, краски гуашь, кисти, непроливайка |
2. | Изготовление матрешек в технике папье-маше | Бумага, клей ПВА |
3. | Сушка изделия | Сушить можно в летнее время на солнышке, а зимой - на батарее |
4. | Извлечение | Острый предмет, ножницы, канцелярский нож |
5. | Корректировка после извлечения | Бумага, клей ПВА |
6. | Грунтовка | Белила титановые или цинковые |
7. | Нанесение рисунка карандашом на готовые матрешки. Роспись матрешек (работа по эскизу) | Гуашь, кисти, палитра, непроливайка |
8. | Сушка готового изделия | На рабочем столе |
9. | Покрытие изделия лаком | Лак по дереву, ёмкость для лака, кисть для лака |
8. Техника безопасности труда
- при работе с клеем используй кисточку, бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе
- излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой
- кисти и руки после работы хорошо вымой с мылом
- обращайся с ножницами и канцелярским ножом осторожно, аккуратно, чтобы не пораниться
- нельзя пользоваться неисправными ножницами и канцелярским ножом
- передавать ножницы нужно кольцами вперед, а канцелярский нож передавать в закрытом виде.
9. Итог работы над изделием
Изготовленные учащимися матрешки получились красивыми, яркими. Они, конечно, отличаются от деревянных, но не становятся от этого менее любимыми. Просто они выполнены в другой технике. Дети справились с заданием в положенные сроки. Данный проект не был затратным для учащихся и их родителей: были использованы доступные материалы, подручные средства. Знаний, приобретённых учащимися на занятиях в объединении, оказалось достаточно для изготовления изделия. Работа вызвала у учащихся большой интерес и живой эмоциональный отклик. Во время работы не возникло больших трудностей, можно сказать, что проект сплотил творческий коллектив, способствовал развитию мотивации на дальнейшую проектную деятельность.
Литература для педагога
.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Н.М. Сокольникова . Москва.: Издательский центр «Академия», 2002г.
. Изобразительное искусство в начальной школе
В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Москва. : Издательский дом «Дрофа» 1997 г.
. Энциклопедия Роспись техники, приемы, изделия,
Наина Величко. Москва :. «АСТ-ПРЕСС» 1999 г.
. Интернет ресурсы
Литература для учащихся
Демонстрационный материал «Учимся рисовать» Деревянная игрушка матрешка. Светлана Вохринцева. Издательство «Страна фантазий» 2005г.
Демонстрационный материал «Учимся рисовать» Полх-Майданская роспись. Светлана Вохринцева. Издательство «Страна фантазий»2005г.
Матрешки «Тульские промыслы »
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Четыре художника. Осень
Лягушка-путешественница
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Лиса-охотница