Собор начали строить в XII веке на месте, где находились две церкви - Святого Этьенна (первомучени-ка Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвященного богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора был заложен Папой Александром III в 1163 году.
Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся "не со своим временем, а с вечностью", остался неизвестным. Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, "строителей и благоукрасителей" храма. Из них два парижских мастера, Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками "тончайшими, изощреннейшими", "мужами ученейшими и честнейшими", которых даже называли "учеными дел геометрических".
Собор, построенный в основном по романскому базиликальному плану, сохраняет всю "мощь и царственность старинной базилики", но в то же время, по определению Гюго, "это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм".
Собор Парижской Богоматери, вмещающий до девяти тысяч человек, почти квадратный по форме (41 м в длину, 43 м в высоту) . Из двух башен собора левая немного шире, чем правая. По первоначальному проекту они должны были быть увенчаны островерхими шпилями. При строительстве, как только высота башен достигла 69 метров, было решено от них отказаться, что-бы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций.
Центральный фасад собора как бы разделен на три этажа простыми, ясными горизонтальными линиями. Первый этаж состоит из трех порталов - центрального и двух боковых. По своим размерам центральный портал явно отличается от двух других. Различие боковых не столь очевидно, хотя и несомненно. Избавляя глаз от строгой монотонности и создавая при этом впечатление симметрии, оба боковых портала в то же время не одинаковы по размерам и по форме. Левый - ниже и завершается не аркой, как правый, а острым углом треугольника.
По обеим сторонам центрального портала - статуи, изображающие "Церковь торжествующую" и "Поверженную синагогу" (копии, сделанные в мастерской Виоле-ле-Дюка во второй половине XIX века) . Когда-то все статуи собора были раскрашены и выделялись на золотом фоне. В XIII веке в Париже существовал специальный цех "скульпторов-живописцев", которым цеховой устав запрещал работать ночью, при искусственном освещении, недостаточном для выполнения работ. Полихромность скульптуры была не только декоративной. По цвету одеяний, например, можно было определить персонаж, особенно если он размещался высоко или в местах, не совсем удачных для обозрения. По традиции, Богородица всегда изображалась в голубом одеянии. Деве Марии обязательно посвящался один из порталов любого средневекового собора. В Соборе Парижской Богоматери Ей посвящен левый портал. На тимпане - изображения трех Пророков, предсказавших явление Богоматери, и трех Царей из Ее родословной. Над ними - Успение и коронование Богородицы.
Правый портал посвящен Святой Анне, матери Девы Марии. На его тимпане - скульптурные изо-бражения Богоматери с Младенцем Христом, благословляющим и держащим земной шар. Слева - опирающийся на посох епископ Морис де Сюлли, основатель собора. Справа - коленопреклоненный французский король Людовик VII. Существует предположение, что это изображение Хильдеберта I, сына короля Хловиса, основателя церкви Святого Этьенна, ранее находившейся на месте собора. Хильдеберт изображен в "современном" королевском одеянии XII века, что и позволило принять его за короля Людовика VII. Тимпан портала Святой Анны - самый древний
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_elena_notr_dam_de_pari.ppt | 2.23 МБ |
Слайд 1
Собор Парижской Богоматери Notre Dame de Paris Ученица 9 «В» класса Федорова ЕленаСлайд 2
Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris ) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, на месте галло-римского храма Юпитера. В соборе проявляется отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством и готического стиля, которые придают зданию легкость и простоту вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м Длина — 130 м ширина — 48 м высота колоколен — 69 м вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500кг.
Слайд 3
Строительство началось в 1163, при Людовике VII . Первый камень в фундамент собора заложил епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы). В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Слайд 4
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции. Здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.
Слайд 5
Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные группы с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Слайд 6
Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Слайд 7
Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица.
Слайд 8
Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания.
Слайд 9
Демон, пожирающий душу человека – является предостережением и напоминанием того, что может случиться, если вести неправедную жизнь. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Слайд 10
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. Среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю. В неприкосновенности до наших дней осталось лишь окно-роза.
Слайд 11
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. Верхний храм Сент-Шапель, в котором изначально, до превращения часовни в музей, хранились Терновый Венец Спасителя и частица Креста Господня. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора.
Слайд 12
18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим.
Слайд 13
Легенды о Соборе Нотр Дам Говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. Еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - испугался не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола.
Слайд 14
На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу, он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой. Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв её - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама…
Знакомимся с плотностью жидкостей
Притча о гвоздях
Подарок
Белый лист
Всему свой срок