Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект Улица Нижегородская | 549.48 КБ |
Управление образования администрации Павловского муниципального района
Нижегородской области.
МБУ ДО ЦРТДЮ г. Павлово
Областной конкурс
проектно-исследовательских работ
по декоративно-прикладному творчеству
«От истоков до наших дней»
Номинация - «Авторское изделие»
2 возрастная группа
Творческий проект
«Улица Нижегородская »
Выполнила ученица 8 класса
Борисова Елена Андреевна, 15 лет
Руководитель-
педагог дополнительного
образования
Романова Галина Леонидовна
Павлово 2018 г.
Этапы выполнения творческого проекта.
Обоснование выбора проекта.
Я люблю свой город Павлово. Он находится на живописном берегу реки Оки. Я очень люблю гулять по городу и заниматься исследованием старинных зданий и улиц нашего города.
Глядя на изящный фасад одного из домов, мне захотелось узнать историю этого здания и запечатлеть его на картине. Я занимаюсь в мастерской Батик, поэтому у меня есть возможность сделать свою работу на ткани.
Я выбрала сюжет «Улица Нижегородская » потому, что мне понравился дом в начале этой улицы, стоящий на берегу реки.
Определение конкретной задачи.
Моя задача – изготовить красивую работу в технике батик, вставить готовую работу в рамочку и повесить на стену в своей комнате, чтобы она украшала интерьер. Она должна быть изготовлена из экологически чистых материалов.
Исследование.
История улицы Нижегородская.
Город Павлово расположен в 79 км от Нижнего Новгорода. Время основания Павлово отнесено к 1566 году. Павлово было тогда дворцовым селом т. е. входило в состав царской вотчины. С 1918 г. Павлово – уездный город Нижегородской губернии. С 1929 г. – районный центр Нижегородского (Горьковского) края (с 1936 – Нижегородская область.)
С 1993 года г. Павлово придан статус исторического населенного места федерального значения, определены границы охранных зон и режим их содержания и использования. В свод памятников истории и культуры включено 56 объектов.
Одним из таких объектов является улица Нижегородская. В дореволюционное время носила название Торговой и Стоялой. «Улица Нижегородская играла роль торгового центра села. Это единственная улица в Павлово, где доходные и торговые дома и лавки скупщиков организовывали сплошной фронт застройки» (А.В. Лисицына).
Двенадцать зданий улицы Нижегородской, возведенные до первой Мировой войны – свидетели истории нашего города бывшего в конце 19 начале 20 в., кустарно-промышленным, торговым и конечно культурным центром обширного металлообрабатывающего района.
Полифункциональное назначение этой главной торговой улицы Павлово не могло сказаться на качестве и характере ее застройки, на качественном уровне ее благоустройства – если поднять сантиметров 30 асфальта, нашему взору откроется булыжная мостовая. (замощение 1890г.)
Уникальность застройки этой главной торговой улицы в том, что она формировалась в течении достаточно небольшого отрезка времени, после пожара в 1872 г., в одном стилевом единстве. Застройщиками выступали богатейшие фамилии села (города) Павлово – Алиповы, Сидневы, Страховы, Карачистовы, Вагины, Дряхловы, Маклаковы, Сонновы, Сопляковы и это обусловило появление качественной капитальной каменной двухэтажной застройки, с богатейшим декором наличников второго этажа из тесанного кирпича, широкими богатыми по рисунку фронтами, аттиками слуховых окон, кованным узорочьем парапетов.
Из всей застройки особенно примечателен дом хлеботорговца купца Ефима Ефимовича Алипова.
Доминантой улицы Нижегородской является башенка дома купца Алипова. Эта доминанта лучшее украшение на данный момент.
Декор фасада этого дома создавался рисунком кирпичной кладки. Рельефные пояски, широчайший карниз, закругленный угол здания и сама надстройка в виде башенки с шатровым завершением, возведенным в кирпиче. Выпускать кирпич из плоскости стены по конструктивным соображениям более чем на 7 см невозможно и, поэтому значительно выступающие декоративные детали фасадов строили в прошлых веках с многоступенчатым напуском кирпичей, что являлось особенностью декора, характерного для «кирпичного стиля». Использование в кирпичном строительстве декора других модных стилей было сопряжено с трудоемким изготовлением лекального кирпича (для деталей криволинейных фрагментов фасада) и еще чаще применялась теска кирпича.
Дом Алипова в изобилии украшен деталями циркульных очертаний: 3 круглых оконца на башенки, поясок из кругляшей по парапету, арка слухового окна и прочее.
Дом построен между 1908-1912 г. владельцем усадебного места, крестьянином деревни Чирьево Муромского уезда Ефимом Ефимовичем Алиповым, мучным торговцем. Строительным подрядчиком был И. Е. Кубарев. Первый этаж занимал бакалейный магазин, второй – жилые помещения.
В советские годы в доме Алипова долгое время находился магазин «Товары быта».
В начале 21 века здание занимало отделение Сбербанка.
История росписи ткани в технике Батик.
Слово «батик» пришло к нам из Индонезии. В переводе читается как «капля воска».
В начале 20 века к увлечению ручной росписью тканей, привело появление в Европе восточных тканей. Европейцам было сложно воспроизвести классический процесс изготовления воскового (горячего) батика, поэтому появился довольно простой, доступный и удобный в выполнении вид росписи, холодный батик. В России метод холодного батика стал популярным в промышленности с 1936 года. Таким способом стали изготавливать шарфы, платки, галстуки, салфетки.
Позднее возникла живопись на ткани, декоративное панно и картины. Во многих странах широкое распространение батик получил в 70 – 80 годы.
Первоначальные идеи.
Дом купца Гомулина, слишком известное здание.
Здания складов на берегу, о них мало, что известно. Так же они сильно разрушены.
Выбор сюжета.
Улица Нижегородская, дом купца Алипова.
Поначалу я хотела изобразить только один дом с башенкой. Но проведя исследование, я поняла, что на картине должна быть видна и часть самой улицы Нижегородская. Тогда композиция будет завершенной.
Выбор техники росписи ткани.
Цель - определиться с техникой исполнения работы
Я посмотрела книги о росписи ткани, нашла множество техник.
№ | Краткое описание техники |
1 | Холодный батик – контурная роспись шелка. Заключается в том, что на ткань по контуру рисунка наносится резервирующий состав. Когда ткань расписывается, краска, растекаясь, не выходит за контур рисунка, ограниченного резервом. Контур придает графический характер. |
2 | Горячий батик – то же, что холодный, только резервом является расплавленный воск. Трудоемкая техника |
3 | Роспись с рельефным контуром – полотно расписывается свободной росписью, в заключении наносится плюстер (становится рельефным при нагревании) кистью, пластиковым шприц – флаконом, или из тюбика. Нет прозрачности, хотя интересно. |
4 | Узелковый батик “бандана” – проста и доступна каждому, позволяет создать необычные узоры. Перед окрашиванием определенные места на ткани перевязывают нитками. Ткань окунают в краситель. На перевязанных участках остается цвет основы. Распущенные узелки превращаются в узоры. Но нельзя сделать задуманные узоры. |
5 | Техника печати (набивка) – изготавливается печатная доска с выбранным рисунком. На выпуклую часть рисунка наносится краситель, который затем отпечатывается на ткани. Техника используется в том случае, если рисунок имеет определенный раппорт. |
6 | Монотипия – для этой техники нужно: большой кусок стекла или пластика, ткань, краски, палитру, кисти, салфетки. Произвольно наносятся краски на стекло, подрамник с тканью накладывается, затем аккуратно поднимается. Получается рисунок. Нет четкого контура. |
7 | Свободная роспись – краска наносится без резерва, растекаясь в разных направлениях. Получаются неповторимые рисунки. Можно применять грунт. Нет четкого рисунка. |
8 | Роспись по грунту – ткань натягивается на подрамник, грунтуется (для каждой ткани свой грунт). В зависимости от количества влаги мазки будут или расплывчатыми, или четкими. Нет прозрачности. |
Техник много, они все интересны, хочется все попробовать, но я останавливаюсь именно на холодном батике, так как хочу сделать графический рисунок.
Вывод - техника батик, в которой я буду работать это Холодный батик с использованием декоративного цветного контура и местами – роспись по грунту.
Дизайн – спецификация.
Ожидаемый результат | Картина в технике Батик |
Предназначение изделия | Предназначено для создания уюта и красоты комнаты |
Размеры | 40х50см |
Материалы | Подрамник, рама – дерево Искусственный шелк, краски по ткани |
Техника исполнения | Холодный батик, роспись по грунту, цветной контур. |
Выбор ткани. Упражнения.
Цель: определиться с тканью, на которой будет выполнена картина.
Для росписи картины у меня на выбор оказалось три вида ткани - шифон, креп- шифон и тафта. Все они молочного (белого с теплым оттенком) цвета, без выраженной фактуры. Чтобы определиться с выбором ткани, я провела следующие упражнения: натянув в пяльцах три лоскута каждого вида ткани, я выполнила несложный рисунок в выбранной мной технике.
Название ткани | Результат упражнения | Выявленные свойства |
Шифон | Ткань слишком тонкая и прозрачная, просвечивает фон за рисунком | |
Креп-шифон | Ткань тонкая и плотная, матовая, рисунок виден хорошо. Цвет сохраняется при высыхании | |
Тафта | Ткань плотная и блестящая, рисунок отсвечивает, некоторые оттенки кажутся слишком темными после высыхания |
Вывод: для картины я выбираю креп-шифон.
Оборудование и материалы, расчет себестоимости
1 Бумага для эскиза, карандаш, ластик.
2 Подрамник, ткань, степлер, булавки.
3 Резерв , стеклянная трубочка, солевой грунт.
4 Краски для росписи по ткани, кисти, палитра, цветной контур.
5 Рама
Себестоимость работы
Материал | Цена | Расход | Стоимость |
Бумага | - | Лист-подложка в фото-раме | - |
Ткань креп-шифон | - | Обрезки от раскроя | - |
Подрамник | 150 | 1 шт. | 150р |
Скобы для степлера | 45/уп/1000шт | Около 50 шт. | 2р |
Резерв из набора | 100р/30мл | Примерно 2мл | 6-10р |
Красители | 300р/60 мл | Примерно 10-20 мл | 50-100р |
Декоративный контур | 120р/тюбик/20мл | Примерно 1-2мл | 12-25р |
Рама для фотографий без стекла | 250 | 1 шт | 250 |
Итого 483-537р |
Техника батик, в которой я буду работать
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей, все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен широкому кругу художников и любителей.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и нанести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.
Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая фрагментная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно. Технику холодного батика применяют в основном на шелке или шифоне.
Этапы выполнения работы
1 Создание эскиза. Он рисуется на бумаге, соответствующего размера.
2 Натягивание ткани на подрамник с помощью степлера.
3 Прикрепление эскиза к ткани с изнаночной стороны при помощи булавок.
4 Выполнение контуров резервом по эскизу. (Обратить внимание на замкнутость контуров.) Затем эскиз удалить.
5 Выполнение работы в красках.
6 Прорисовывание отдельных графических элементов. Завершение работы.
Оформление работы в рамку.
Самооценка.
В целом работа прошла успешно. Были, конечно, недостатки. Но я получила большое удовольствие от процесса рисования. На подготовку проекта, разработку эскиза, рисование картины ушло чуть больше месяца. Я очень благодарна своему учителю ИЗО Романовой Галине Леонидовне за неоценимую помощь и постоянный контроль над процессом работы.
Использованная литература
Сергей Давыдов. Батик. Техника, приемы, изделия, М., «Аст-пресс книга», 2005
Искусство батика, М.,«Внешсигма», 2000
Интернет: www.pavlovo .org Wikipedia tour52.ru
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Что такое музыка?
Любимое яичко
Император Акбар и Бирбал
Кто грамотней?