Гуманитарный творческий проект
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.45 КБ |
![]() | 1.95 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников "Я - исследователь"
Гуманитарный творческий проект
«Жостовская роспись как достояние России из глубины веков»
Работу выполнила: Бардакова Ксения Александровна, обучающаяся 3а класса
Руководитель работы: Реймхе
Мария Владимировна,
учитель начальных классов
г.Новый Уренгой
2017 г.
Оглавление:
Аннотация
Народные художественные промыслы занимают видное место в российском декоративно-прикладном искусстве.
Тема исследования «Жостовская роспись как достояние России из глубины веков». Целью данной работы является – изготовление подноса.
Проектный продукт – Жостовский поднос, изготовленный в технике папье-маше.
Задачи:
1.Изучить историю появления Жостовской росписи.
2.Выяснить этапы выполнения Жостовской росписи.
4.Изготовить Жостовский поднос в технике папье-маше.
Практическая значимость: изучение русских народных художественных промыслов помогает учащимся понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре.
Изучив технологию изготовления изделий из папье-маше и технику Жостовской росписи, мне очень захотелось сделать поднос своими руками.
Этапы моей работы:
1.Изготовление подноса в технике мапье-маше.
2.Грунтовка.
3.Роспись подноса в технике Жостовская роспись.
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось. Но все-таки, что цель моего проекта достигнута. Работа над проектом открыла для меня много новой интересной информации. Поднос выполнен в технике папье-маше и Жостовской росписи.
Введение
Актуальность выбранной темы: обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного и вчера, и сегодня, и завтра.
Меня всегда привлекали художественные народные промыслы. Именно в них сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции русского народа. Участвуя в олимпиаде «Осень 2017» проекта «Инфоурок» по изобразительному искусству, меня очень заинтересовал вопрос об этапах выполнения Жостовской росписи. Оказалось, существует семь этапов нанесения краски, которые художник наносит, соблюдая строгий порядок. Мне захотелось узнать больше об этом виде декоративно - прикладного искусства. И попробовать выполнить поднос в технике папье-маше Жостовской росписью.
Все это побудило меня выбрать тему проекта «Жостовская роспись как достояние России из глубины веков».
Целью данной работы является – изготовление подноса.
Задачи:
1. Изучить историю появления Жостовской росписи.
2. Выяснить этапы выполнения Жостовской росписи.
4. Изготовить Жостовский поднос в технике папье-маше.
Методы: анализ литературы по теме; практический; рефлексия.
Приёмы: выполнение эскиза, изготовление изделия из папье-маше, роспись подноса.
Практическая значимость: для изготовления подарков, украшения интерьеров.
Основная часть
История появления Жостовской росписи
Подмосковный промысел расписных подносов возник в начале XIX в. Официально рождением Жостовской росписи принято считать 1825 год, год открытия мастерской О.Ф. Вишнякова. Год рождения этого искусства – чисто условная дата, так как возникновение этого производства – процесс длительный и непрерывный, в котором участвуют десятки людей, проживающих в деревнях Осташково, Жостово, Новоялецево, Троицкое и других.
Но исторически так сложилось, что основательно этот промысел прижился в деревне Жостово. Отсюда закрепилось и название – «Жостовский поднос». Параллельно с мастерской О.Ф. Вишнякова в 1830 году в деревне Жостово возникли мастерские Беляева и Леонтьева.
Производство лаковых подносов родилось не на пустом месте, а возникло на базе производства изделий из папье-маше, и это вполне закономерно. Была уже определенная школа рисования. Этот опыт и технология передавались из поколения в поколение. Первоначально в производстве были заняты малочисленные семейные мастерские, но по мере увеличения спроса стали возникать и более крупные мастерские с привлечением наемных мастеров из местного населения, для чего было организованно обучение учеников. На протяжении более 200 лет это производство было одним из основных источников дохода жителей деревни Жостово и близлежащих деревень. Наиболее широкое развитие производство получило во второй половине 19-ого века, в1860-1890 годы.
Жостовская роспись техника и технология изготовления Жостовских подносов
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Жостовская роспись и её техника письма, как и сама роспись каждого подноса, своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону (см. приложение)
Изучив технологию изготовления изделий из папье-маше и технику Жостовской росписи, мне очень захотелось сделать поднос своими руками. Первым этапом моей работы было изготовление подноса в технике мапье-маше. Я оклеила форму кусочками газеты. После готовности изделия просушила его, аккуратно обрезала края и сняла с формы. Далее загрунтовала и приступила к росписи подноса. Так как наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы, я тоже решила выбрать именно такой мотив росписи моего подноса.
Рисунок старалась наносить поэтапно: замалёвок, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка, орнамент т.е. уборка краев подноса. Иногда живопись, она же жостовская роспись, светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. В своей работе я тоже использовала этот прием. И действительно картина стала выразительнее и ярче.
Надо признаться, работа была сложной, трудоемкой, но очень интересной. Самыми сложными этапами нанесения краски оказались тенёжка и прокладка цветом. Я думаю, эти этапы требуют большего мастерства и сноровки.Работа над проектом открыла для меня много новой интересной информации.Теперь я знаю не только технику Жостовской росписи, но и технику выполнения изделий из папье-маше. Думаю, это мне очень пригодится для изготовления поделок своими руками на разные праздники.
Заключение.
Изучение русских народных художественных промыслов помогает учащимся понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре.
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось. Например, было сложно соблюдать последовательность этапов нанесения краски при росписи подноса. Но все-таки, что цель моего проекта достигнута.
Мне нравится создавать и придумывать что-то новое. И я не хочу останавливаться: планирую жостовскими фруктами и цветами расписать новогодние шары из папье-маше, а также украсить волшебными узорами железный поднос.
Список литературных источников:
Приложение
Замалевок
Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.
Тенежка
На просохшийзамалевоклессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.
Прокладка
Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.
Бликовка
Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
Чертежка
Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.
Привязка
Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Орнамент
Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.
Музыка космоса
Заколдованная буква
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Разноцветное дерево
Сказка "12 месяцев". История и современность