С самого раннего детства нас окружают куклы. Но куклы существуют не только для игр. Цель этой работы: узнать как можно больше о куклах и рассказать об этом своим одноклассникам. Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1) изучить литературу об истории возникновения кукол;
2) узнать назначение кукол;
3)рассмотреть разные способы изготовления кукол;
4) изготовить свою куклу, используя изученные приемы и способы изготовления кукол;
5) провести анкетирование одноклассниц.
Объект исследования: литература о куклах. Предмет исследования: куклы. В работе были использованы методы исследования: наблюдение, анкетирование, поисковый и практический.
Вложение | Размер |
---|---|
Мир кукол | 521.19 КБ |
XV городская научно-практическая конференция школьников
Секция: прикладное творчество, технология, искусство
Тема: «Мир кукол»
Автор работы:
Смольская Анастасия Викторовна
МБОУ СОШ № 2, 1-б класс.
Место выполнения работы:
г.Невинномысск,
Научный руководитель:
Маданова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2
высшая квалификационная категория
г. Невинномысск, 2016
1.2. Назначение кукол…………………….……………………………………………….…4-6
2.1. Куклы из разных материалов…………………………………….……………………..7- 8
2.2. Мои работы…………… ……………………………………………………………..….8- 9 |
Введение
С самого раннего детства меня окружают куклы. Это куклы, которыми я играю. 6 лет назад моя мама увлеклась изготовлением коллекционных кукол. Глядя на то, как она с увлечением работает, я стала ей помогать. Я поняла, что куклы существуют не только для игр. Мне стало интересно: а какие ещё бывают куклы? Как давно они появились? Из каких материалов их можно делать.
Так появилась тема моей исследовательской работы «Мир кукол».
Актуальность работы: Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое.
Цель моей работы: узнать как можно больше о куклах и рассказать об этом своим сверстникам.
Для достижения цели я поставила перед собой такие задачи:
Объект исследования: литература о куклах.
Предмет исследования: куклы
Методы исследования:
Моя работа имеет практическую направленность. Используя собранный материал и презентацию, я могу рассказать своим одноклассникам о мире кукол на классном часе, также могу научить ребят изготавливать простейшие куклы.
Глава 1. Мир кукол
Из книги Н. Юриной «Куклы» я узнала, что куклы появились вместе с человеком. Их можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Куклой можно считать любую фигурку, похожую на фигуру человека, сделанную из любого материала: солома, дерево, ткань и т.д. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек. Головы кукол украшались париками из волос, деревянными и нитяными бусами. Но служили эти куклы взрослым и были связаны с религией той эпохи. А также они были погребальными дарами и были призваны скрасить одиночество умершего человека.
Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.
Среди американских индейцев детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.
В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.
Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.
В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые — с праздником Рождества.
1.2. Назначение кукол.
У кукол есть свои назначения. Они бывают:
Обрядовые куклы.
Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры. Они спасали множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношений; служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода… (Приложение 1. Фото 1.)
В Древней Руси куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руку, три раза поворачивали вокруг часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Таким куклам лиц не рисовали. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в неё злых духов.
Игровые куклы
Затем куклы стали добрыми утешителями и воспитателями детей - игрушками. Играя с куклой, ребенок учился подражать действиям взрослых – одевать ее, кормить, поить, укладывает спать, разыграть сценки из жизни.
Первые из известных науке сегодня игровых кукол – египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности.
На Руси всегда любили играть с куклами. Одна из самых любимых - в свадьбу. В этой игре участвовало множество кукол: жених, невеста, родители, подруги, друзья.
У каждого поколения детей были свои игровые куклы. Я пронаблюдала, как менялся вид куклы с течением времени. (Приложение 1. Фото 2)
Куклы- сувениры и коллекционные куклы (Приложение 1.Фото 3)
Назначение этих кукол приносить радость взрослым и детям. Чаще всего это куклы в национальных костюмах, куклы- матрёшки, фарфоровые.
Куклы- манекены
В XIV веке у кукол появилось еще одно назначение: служить миниатюрными манекенами, на которых демонстрировали модели новых платьев.
Куклы для кукольного театра. (Приложение 1.Фото 3)
Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки. У каждого народа — свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток - это куклы марионетки; у других — мягкие, их надевают на руку, как перчатку – это перчаточные куклы, у третьих – тростевые. Голова такой куклы укрепляется на стержне, который держит кукловод, а к рукам куклы прикрепляются трости, которые обеспечивают подвижность её рук. В последнее время стали очень популярны ростовые куклы. Их используют для проведения массовых зрелищных мероприятий. Её надевает на себя человек как костюм.
Сначала кукольный театр был достоянием бедняков, которые наблюдали за представлением на базарной площади. Впоследствии это стало одним из направлений театрального искусства.
У каждого театра и свой любимый герой: у французов — Полишинель, у англичан — Панч, у итальянцев — Пульчинелла. Наш любимый герой — Петрушка. Родился он на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым. Кукольники немало натерпелись от властей и церкви, поскольку злободневные шутки приводили в ярость правящие классы. Кукольников сажали в тюрьмы, казнили, и кукол ждала та же участь. Но несмотря на это театр выжил, и его герои тоже.
1.3.Куклы разных стран
Некоторые страны мира подарили нам всемирно любимых кукол. (Приложение 1. Рис 1.)
Япония – Дарума (неваляшка). Считается, что родина неваляшек (Дарума) - Япония. Их устойчивое вращение в вертикальном положении напоминает людям о стойкости и упрямстве. У неваляшки нет ног и рук — игрушка создана в честь монаха Бодхидхармы, который, по легенде, много лет медитировал, глядя в стену, после чего у него отказали конечности.
Россия – Матрёшка. В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую женщину и семью, — матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами. Эта игрушка считается одним из символов России.
Германия – Щелкунчик. Щелкунчик родился в Рудных горах Германии, и существует уже более 300 лет. Он представляет собой механическую куклу - солдатика с большим ртом, завитой бородой и косичкой сзади. В рот вкладывается орех, дергается косичка, челюсти смыкаются - крак! - и орех расколот.
Америка – кукла Барби. «Куклой века» считается кукла Барби . Своё имя она получила в честь 19-летней дочери главы американской фирмы «Маттел». На очаровательной головке куклы красовалась модная причёска «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты лаком. Модельеры сшили для неё гардероб по по следней моде. Первая Барби – манекенщица, впоследствии она могла быть кем угодно.
Италия – марионетка. Впервые марионетки (игрушки, управляемые кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к ним) появились в Египте. Но всё-таки с этими куклами ассоциируется, скорее, Италия: первые итальянские марионетки появились в Венеции, и оттуда уже распространились по всей Европе. Прообразом современной марионетки были деревянные куклы, получившие в народе прозвище «деревянные Марии» или «Марион». В дни церковных праздников в Венеции продавались изображения маленькой Марии, отсюда и название — марионетки.
Франция – бумажная кукла. Первую бумажную куклу — картонный силуэт девушки — придумали во Франции в конце XVIII века. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём не только у детей, но и у взрослых. Издатели модных журналов печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле.
2.1. Куклы из разных материалов
В народной культуре много используется разнообразных материалов для изготовления игрушки. Кукол делали из всего того, что было под руками.
Тряпичные куклы.
Крестьянские куклы были очень простые, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приёмов. В каждой местности были свои способы изготовления куклы. В Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посередине кусок белой ваты и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на неё платочек. А к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла!
На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали прямоугольный платочек. Оставалось перетянуть нитками верх валика- получалась головка, 2 конца валика- руки. К голове прилаживали кудельную косу.
Соломенные куклы
Делали кукол и из соломы. Это могли быть как обрядовые куклы, так и для игры. Обрядовым куклам лиц не рисовали. Кукол Стригушек, как правило делали родители для игры своим детям из соломы, лыка, льна, травы. Их наряжали в тряпочки, украшали разноцветными шерстяными нитями и даже рисовали личики.
Деревянные куклы
Деревянных кукол мастера из Сергиева – Посада называли «дурами». «Дуры были броскими. В пышных неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями. Надутые и высокомерные, весёлые и красочные. Были для «дур» и кавалеры – гусары. К деревянным куклам мы относим и всеми любимую матрёшку.
Глиняные куклы
Особой популярностью пользовались глиняные куклы. Они вылепливались из глины -доступного материала, обжигались для прочности, а затем ярко расписывались.
Оловянные куклы
Были куклы, которых делали из сплавов металлов. Горячий металл заливали в специальные формы. Когда металл застывал, вынимали и разукрашивали (оловянные солдатики).
Фарфоровые куклы
В середине XIX века появились фарфоровые куклы. Фарфоровой была только голова, иногда руки. У них были натуральные волосы, они умели открывать и закрывать глаза, поворачивать голову. Стоили такие куклы очень дорого.
Бумажные куклы
Примерно 200 лет назад появились бумажные куклы с комплектами нарядов, которые можно было менять. Девочки постарше могли самостоятельно изготовить таких кукол, а затем играть ими. Придумывая всё новые и новые наряды.
Пластмассовые и резиновые куклы.
С изобретением пластмассы и резины кукол стали штамповать из этих материалов. Изготовлением кукол занимались целые фабрики. Такие куклы потеряли свою индивидуальность, и можно было встретить тысячи одинаковых кукол.
Механические куклы
Механическими игрушками забавлялись ещё в античные времена. Особенность этих игрушек в том, что они двигались. В Древнем Риме и Греции была изобретена игрушка «танцующие человечки». Они кружились на диске под напором водяной струи. В Древнем
Китае куклы приводились в движение при помощи пороховых взрывов.
С развитием науки и техники разнообразие кукол увеличивалось.
2.2. Мои работы.
Рассмотрев разные приемы изготовления кукол в книге В.С. Горичевой «Куклы», я опробовала некоторые из них. Мною были сделаны:
куклы – обереги из лоскутов ткани. (Приложение 2. Фото 1.)
куклы из ниток (Приложение 2. Фото 2.)
Мама предложила мне сделать куклы из подручных материалов. Я сделала 2 таких куклы.
Кукла из салфеток. (Приложение 2. Фото 3)
Для работы мне понадобились: влажные салфетки, бумажные салфетки, проволока, нитки, клей ПВА.
Последовательность выполнения работы:
Кукла из пластиковой бутылки. (Приложение 3. Фото 1-8)
Голова куклы из носка, туловище из пластиковой бутылки от моющего средства «Сорти», руки из ткани, скрученной валиком, одежда из лоскутов ткани.
Наша кукла готова!
2.3. Мои исследования
Я провела анкетирование среди девочек моего класса с целью узнать, в какие куклы играют современные девочки. В анкетировании принимало участие 12 одноклассниц. Вопросы анкеты:
Результаты анкетирования показали, что:
- все девочки нашего класса любят играть в куклы;
- у всех дома есть куклы;
- у всех одноклассниц есть игровые куклы, а у четырех девочек есть куклы, которые служат украшением интерьера;
- куклы, с которыми играют девочки – это Братц, Барби, Монстр Хай.
- кукол ручной работы нет ни у кого (кроме меня);
- все девочки хотят научиться изготавливать кукол своими руками.
Вывод: все девочки моего класса любят и играют в куклы. Но это производственные куклы. Увидев моих кукол, все одноклассницы и даже некоторые одноклассники захотели сделать таких кукол. Это значит, что у ребят возник интерес к творчеству.
Заключение
Куклы сопровождают человека в течение всей его жизни. Самым древним куклам более четырех тысяч лет. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат хорошим подарком. Куклы служили игрушками не только детям, но взрослым, являясь талисманом, оберегом, законодательницами моды.
Куклы бывают из разных материалов: дерева, соломы, ткани, глины, фарфора, пластилина, пластмассы, резины и т.д. У каждого народа была своя «любимая» кукла.
Анкетирование, проведенное мною в классе, показало, что девочки в основном играют фабричными куклами. Однако они проявили интерес к изготовлению кукол своими руками.
Меняются времена, люди, способы изготовления кукол, но кукла по-прежнему остаётся любимой игрушкой. Мне очень понравилось изготавливать кукол своими руками. В будущем я попробую освоить новые технологии изготовления кукол и поделиться с вами своими результатами.
Список литература
Приложение 1.
Фото 1. Обрядовые куклы
Фото 2. Игровые куклы
Фото 3. Коллекционные куклы
Фото 4. Куклы для кукольного театра
Рис.1. Куклы из разных стран
Приложение 2.
Фото 1. Куклы из ткани
Фото 2. Куклы из ниток
Фото 3. Изготовление куклы из салфеток
Приложение 3.
Фото 1.
Фото 2. Фото 3. Фото 4.
Фото 5. Фото 6.
Фото 7. Фото 8
О путнике
Аэродинамика и воздушный шарик
Крутильный маятник своими руками
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ласточка