Данный исследовательский проект, разработан обучающейся Изостудии "Модерн" Райзих Викторией 9 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_rayzih_viki.docx | 27.52 КБ |
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский
Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Исследовательская работа
Тема:
«Лубо́чные картинки на современный лад»
Автор: Райзих Виктория-
обучающаяся объединения
«Изостудия Модерн»
« Центр дополнительного
образования»
Руководитель: Первухина Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г.п. Междуреченский
2018 год
Исследовательский проект
«Лубо́чные картинки на современный лад»
Идея: познакомиться с лубочными картинками
Объект исследования: история искусства
Предмет исследования: лубочные картинки
Цель исследовательского проекта:
Найти ответ на вопросы
Создать рисунок на тему: Лубочные сюжеты.
Задачи:
Гипотеза:
Если я изучу дополнительную литературу, обобщу свои наблюдения, то смогу доказать, что лубок современный вид изобразительного искусства.
Ожидаемый результат:
Моя работа поможет найти ответ на волнующий вопрос
Методы исследования:
Научная статья:
Из истории искусства:
Лубо́к (лубочная картинка, потешный лист) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества.
Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубый штрих, яркая раскраска).
Часто в лубке содержится изображение c пояснительными надписями.
Самые древние лубки появились в Китае.
До VIII века они рисовались от руки.
Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве.
В Европе лубок появился в XV веке.
Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии.
Ксилография (из википедии) (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу. Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. grave[u]r — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке (при ручной печати, с маленьких досок — притиркой), в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). Иногда такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами эстампа, но не гравюры.
Позже добавляются гравюра.
Лубок пришел к нам из Европы, а точнее Германии. Там дешевые эстампы на дереве (ксилография) назывались bilderbogen, а у нас «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». По тем временам это была настоящая информационная революция – с развитием грамотности простой люд получил доступ к самым разным знаниям и наглядным картинам. В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы».
В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб .
В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы.
Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов.
В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».
Выделялись жанры:
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми.
Смазанная краской доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины.
В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели,
которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.
Позднее появился более совершенный способ производить лубочные картины, появились художники-граверы.
Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века.
Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в ½ копейки штука,
печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно.
Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек
Популярность лубков. Лубки полюбились в России сразу и всем без исключения.
Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.Есть документы, свидетельствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста.
Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок две.
Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией),художественную литературу — в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.
Приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче,
сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет,
сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.Были толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города.Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Были злейшие сатиры.Лубок как индустрия умер после первой мировой войны. Его вытеснила массовая пресса. Те же картинки для народа, только сброшюрованные и подпорченные рекламой.
Но как жанр он остался — уж больно узнаваемые и лаконичные образы можно создавать в этом стиле. К тому же связанные с народной традицией
Выводы:
Изучив литературу по истории искусства, я познакомилась с историей возникновения лубочных картинок, узнала как изготавливались первые картинки на Руси, узнала что и в современное время лубочное искусство используется и пользуется популярностью.
Я сама нарисовала лубочную картинку , выполненную от руки, на тему Пасха.
Моя картинка будет представлена на районной выставке «Мы славяне». Глядя на нее, посетители выставки познакомятся с пасхальной традицией и запомнят пословицу: «Дорого яичко ко Христову дню!»
Смысл пословицы: Пасхальное яичко дорого во Христов день. Подаренное вовремя, не после праздника. То есть, всему важно своё время, любая помощь человеку нужна вовремя, в нужный час, а не тогда, когда можно только развести руками: поезд ушёл. "Дорого яичко к великому дню". Так звучит пословица в словаре В. Даля.
Список литературы:
Мастер-класс "Корзиночка"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Дымковский петушок
Зимний дуб
Есть ли лёд на других планетах?