Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_mayi.docx | 831.75 КБ |
mayya.pdf | 1.04 МБ |
Проектно-исследовательская работа на тему: картина К.С. Давлеткильдеева «Девушка –башкирка в голубом».
Введение.
«Изучая предков, изучаем себя».
(историк О.В.Ключевский.)
Здравствуйте. Это Я – Кудинова Майя. В этом году я пошла в первый класс. Я ждала с нетерпением первое сентября. Ведь школа это что- то новое, интересное, неоткрытое для меня. И вот я ученица 1Б класса. Однажды в начале сентября нам организовали знакомство со школьной библиотекой, где я увидела картину. Такую же я видела у моей бабушки в деревне. Я одновременно было удивлена и обрадована. Тогда я и задумалась над вопросом: «Почему эта картина висит у нас, на стене в доме у моей бабушки?». Вернувшись со школы, этот вопрос я задала своей маме. Оказалось, что это моя прапрабабушка по маминой линии. У меня в голове возникло много вопросов:
- Почему ее картина есть в книге?
-Почему именно моя бабушка изображена?
-Что значит эта картина для моей семьи?
- И где эта картина сейчас?
Актуальность исследования: состоит в изучении картины, ее героини и автора.
Цель исследования: 1. Знакомство с героиней картины.
2. Изучение истории моей семьи.
3. Сохранить наиболее ценный материал об истории моей семьи.
Задачи исследования:
Методы исследования: Опрос и беседы с родственниками, наблюдение и изучение домашних документов и фотографий, анкетирование одноклассников, анализ полученной информации (из литературы в библиотеке, музея, интернета), обращение к семейному архиву, составление презентации.
Объект исследования – моя прапрабабушка.
Предмет исследования – картина моей прапрабабушки.
Гипотеза - в результате изучения истории возникновения картины моей прапрабабушки, устанавливается уважительное отношение, чувство гордости и ответственности к своей семье, устанавливается контакт между старшим и младшим поколениями.
Содержание.
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1.Биография художника К.С.Давлеткильдеева.
2.2.История возникновения картины.
2.3. Картина «Девушка-башкирка в голубом».
2.4.Путь славы картины.
2.5. современная действительность картины.
3. Практическая часть.
3.1.Изучение истории моей семьи.
3.2.Дальнейшая жизнь моей прапрабабушки.
3.3 Экскурсии по музеям г. Уфы.
Анкетирование среди школьников и родителей.
Заключение.
Список использованной литературы и ресурсов.
Приложение.
2. Основная часть.
2.1. Биография художника К.С.Давлеткильдеева.
Давлеткильдеев Касим Салиаскарович родился 11 апреля в 1887 году в деревни Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимской губернии (нынешний Благоварский район Башкортостана) в бедной дворянской семье из рода татарских князей Давлеткильдеевых. В автобиографии сам Давлеткильдеев указал, что отец по национальности татарин, мать — башкирка. Отец умер, когда мальчику исполнилось 7 лет. С ранних лет у мальчика появился интерес к рисованию. Он вырос в обстановке ярких красок национального убранства - одежды, замысловатых украшений женских головных уборов, занавесок-шаршау, всевозможных ковров и ковриков, расписных домотканых и вышитых полотенец, резной посуды. Он вспоминал: «Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление). Помню, как однажды в нашем доме я расписал печь акварельными красками (панно из цветов), это имело успех даже у равнодушных к моим работам членов семьи. Но для мусульманина мечта стать художником была большой смелостью: Коран запрещал изображение всего живого, чтобы души изображенных не разгневались.»
После смерти отца до 15-16 лет он переезжает в Уфу «на иждивении одного из братьев, служившего тогда народным учителем, он тоже не поощрял моих увлечений рисованием», – вспоминает Девлеткильдеев. Первое общее образование Касим получил у брата, а затем в Уфимской гимназии, где учился шесть лет. Графические искусства и черчение в гимназии преподавал Александр Андреевич Соколов. Он предложил Касиму заниматься живописью дополнительно, учил его рисовать и убеждал его не бросать рисование. По настоянию семьи и против собственного желания по окончании гимназии Касим сдал экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя. Нужно было поддерживать семью, где кроме матери было еще две сестры. Касим начинает давать частные уроки. «Мысль о специальном, художественном образовании «волновала и пугала, но не покидала меня», – вспоминал он. За один год Девлеткильдеев сдал программу 4-х отделений. В 1907 году он приезжает в Санкт-Петербург, где поступает сначала в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Открытое на средства барона Александра Людвиговича Штиглица, оно было крупным художественным центром России по подготовке рисовальщиков, живописцев и скульпторов для художественной промышленности, а также готовило учителей рисования и черчения для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Выдержавшим вступительный экзамен предстояло учиться 5 лет. Материально поддерживало Уфимское студенческое землячество, в дальнейшем он получал стипендию. В 1914 году он окончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу стенной живописи, затем работал преподавателем графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, в Санкт-Петербурге преподавал в фабричной школе при резиновой мануфактуре «Треугольник», брал уроки в частных художественных мастерских. В 1916 году наступает долгожданный момент, когда по конкурсному испытанию его зачисляют вольнослушателем в Академию художеств. Учеба Девлеткильдеева в Академии художеств оказалась недолгой, уже через полгода Касим Салиаскарович был вынужден покинуть Петербург. Как он пишет, «слабое здоровье и семейные обстоятельства» заставили его вернуться.
В 1917 году Касим Девлеткильдеев вернулся в Уфу. В Уфе в 1917 году Девлеткильдеев вступил в Уфимский художественный кружок, членами которого были художники Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев, А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д.Бурлюк. Вокруг кружка в Уфе сплотились художники, ставшие основоположниками изобразительного искусства Башкортостана. 1919—1921 гг. в Уфе был организован целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина с художественной студией, создателем и педагогом которой был Девлеткильдеев. Одновременно он преподавал графические искусства на первых мусульманских постоянных педагогических курсах.
В 1921 году, как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины он принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока. В 1921 году, как сотрудник Наркомата Наробраза по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выезжал вместе с художником А.Э. Тюлькиным в экспедицию в Среднюю Азию. Она была организована музеем Народов Востока для сбора произведений народного искусства.
В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. В дальнейшем эта студия переросла в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В этом учебном заведении Девлеткильдеев преподавал долгие годы (с 1936 года "Театрально-художественное училище" (УУИ)). Девлеткильдеев воспитал целую плеяду художников, которые долгие годы определяли высокий уровень изобразительного искусства Башкортостана. Его учениками были Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев. Девлеткильдеев работал также в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Здесь Девлеткильдеев читал лекции, был экскурсоводом, организовал раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Для сбора экспонатов музея с другими художниками он предпринимает экспедиции по районам Башкирии – Белорецкий, Аргаяшский, Зауралья где по крупицам собирали предметы быта башкир. Эти экспедиции вдохновили его на создание ряда картин, которые стали классикой башкирской художественной школы. Уфимский период творчества художника продолжался тридцать лет. Касим Салиаскарович был первым национальным преподавателем в Уфимском техникуме искусств. Он положил начало портретной живописи в Башкирии.
Говорят - он был высок, худ. Тонкое лицо, туго обтянутые скулы, нервные длинные пальцы. Интеллигент до мозга костей. Душевное состояние - напряженность. Весь будто "на грани острия". Был бесстрашен. Был одинок. Тяжело, трудно жил. Бережно относился к сестре, находил в ней поддержку, понимание. Был замкнут. Раним. Дружил с немногими художниками - А.Лежневым, А.Тюлькиным. Ходил с ними на этюды. Любил цветы и в последние годы писал их чаще всего...
В 1937 году исполнилось 100 лет со дня смерти А.С.Пушкина, юбилей широко отмечался по всей стране, этой дате многие писатели, поэты, художники посвятили свои произведения. Девлеткильдеев, обратившись к образу поэта, начинает работать над полотном «Пушкин среди башкир». К сожалению, Девлеткильдеев не успел завершить полотно, которое обещало стать одним из удачных произведений художника. Военное время, в военном госпитале он писал портреты бойцов Башкирской кавалерийской дивизии. В это время ему жилось очень тяжело. Пришлось даже продать свою коллекцию фарфора, которую он собирал долгие годы. В Уфе Касим Салиаскарович Девлеткильдеев жил в тридцатых годах в доме N 7 по улице Ленина, а в конце жизни - в доме N 32 по улице Карла Маркса. После войны он продолжал рисовать. Касим Салиаскарович Девлеткильдеев прожил трудную жизнь. Судьба не баловала этого человека; отдав себя на службу искусству, он так и не женился. Был одинок. Всю теплоту своей души отдал сестре Котлазаман, в которой нашел дружескую поддержку и понимание. Он был очень скромен. Нуждался - коллеги видели его на рынке, продающим фарфор из своей коллекции. Тяжелые годы войны подорвали его слабое здоровье. 23 января 1947 года Касим Аскарович – скончался. На его могиле на мусульманском кладбище в Уфе установлен памятник, выполненный скульптором Г.И. Мухаметшиным. На доме по адресу: г. Уфа, ул. К.Маркса, где жил художник, установлена мемориальная доска Девлеткильдееву Касиму Салиаскаровичу - первому профессиональному художнику Башкортостана. Республиканская художественная гимназия-интернат находящееся на улице Кувыкина д.100 в Уфе носит имя К. А. Девлеткильдеева.
2.2.История возникновения картины.
После открытия Уфимского художественного пролетарского музея Касим Салиаскарович работал научным сотрудником, участвовал в различных в экспедициях. В 1928 году была организована экспедиция в Тамьяно - Катайский кантон (ныне - Белорецкий район). Поездка была чрезвычайно плодотворна и в творческом плане. Художник увидел в деревне Усман-Гали девочку-подростка. Он попросил ее позировать. Так родилась его работа "Девочка-башкирка в голубом", которая стала классикой башкирского изобразительного искусства. Она волнует своей неподдельной искренностью и одухотворенностью, правдивостью в передаче народного характера и быта, тонким мастерством акварельной живописи. Долгие годы героиня этой картины была собирательным образом юной башкирки. Но однажды сотрудники музея имени М.В.Нестерова, проходя по следам экспедиции Девлеткильдеева, в 1983 г познакомились с ней. Ею и оказалась моя прапрабабушка Мустафина Марьям Юмагуловна. По рассказу моей бабушки Римы, ей тогда было 12 лет и жили они в д. Усмангали. Дом в котором они жили находился на центральной улице, отличался ухоженностью и красотой. Жили они вчетвером. Прапрабабушка Марьям умела хорошо шить, имели большое хозяйство. В этот день родители ушли на работу, она же занималась домашними делами, когда на пороге появились двое мужчин. Один из которых был К.С. Давлеткильдеев. Она очень испугалась. Но художник очень тактично и на родном языке попросил разрешения войти и попросил ее позировать. В те времена это было что -то диковинное. Бабушка Марьям надела нарядное красивое платье, мамины бусы и присела на хандык. Так была создана классика башкирского художественного искусства.
2.3. Картина «Девушка – башкирка в голубом».
Картина "Девочка-башкирка в голубом", которая стала классикой башкирского изобразительного искусства выполнена в акварели. Изначально это должно было быть только наброском к картине, но в итоге стала завершенной работой созданной за один сеанс. Написанной в день, автор датировал - "2.9.28 г." Каким же мастерством должен был обладать художник, чтобы в один сеанс создать законченное по образному, композиционному решению произведение, написанное лёгкой кистью, чистым и сочным цветом! «Девочке-башкирке в голубом» была суждена большая жизнь. Это национальный колорит.
2.4. Путь славы картины.
В 1941 году она экспонировалась в Москве в Третьяковской галерее на выставке лучших произведений мастеров советской акварели. Затем, находясь в коллекции художественного музея им. М.В. Нестерова прошла ряд престижных выставок башкирского искусства, И сегодня она сохраняет свою высокую образную и художественную значимость. В разные годы художник был участником всероссийских и зарубежных выставок. Например:
1940г.
1941г.
2.5. Современная действительность картины.
В настоящее время картина находится в коллекции художественного музея им. М.В.Нестерова в г. Уфа. Хранится в архиве. Только в 1967 году, спустя 20 лет после смерти, в Уфе состоялась его первая персональная выставка. К с 130-летию со дня рождения художника Касима Давлеткильдеева в художественном музее им. М.В. Нестерова была подготовлена выставка, которая прошла в прошлом году весной. Статьи о его жизни и творчестве помещены в краткую энциклопедию «Башкортостан» и 2 том Башкирской энциклопедии.
3.Практическая часть.
3.1. Изучение истории моей семьи.
В ходе моей работы я изучила родословную по маминой линии. Я являюсь шестым поколением. У прапрабабушки было пятеро детей. Три дочери и два сына. Большая дружная семья и множество внуков. От дочери Райсы (у нее было тоже пятеро детей: два сына и трое дочерей) родилась моя бабушка Рима. Я поняла, что раньше были очень большие семьи, несмотря на жизненные трудности. У бабушки Римы в свою очередь родились трое детей: две дочки и сын. Моя мама Дилара родилась в 1983 году ей было пять лет и она хорошо помнит как летние каникулы проводила у прабабушки. Я ее уже не застала в живых, ее не стало после болезни 1988 году.
3.2.Дальнейшая жизнь моей прапрабабушки.
Мне стало интересно: Как же сложилась судьба моей прапрабабушки? По рассказам я узнала, что она вышла замуж и переехала в соседнюю деревню Бриштамак. До начала Великой Отечественной Войны у нее родилось двое детей. Это моя прабабушки Райса и Зинзия. С началом войны она проводила мужа на фронт. Трудилась на благо Родины и Победы в тылу работая на леспромхозе. Но, к сожалению прадед не вернулся с войны и его близкий друг который обещал в случае гибели заботиться о семье, взял ее в жены (она стала его второй женой.) У моей прапрабабушки было пятеро детей от второго мужа родились дочь Аниса, сын Садретдин и Салават. В настоящие дни жив сын – это мой дядя Салават он проживает в селе Инзер Белорецкого района, работал директором школы и теперь находиться на заслуженном отдыхе. Она всем дала образование, всех вырастила, она была грамотной - знала латынь, сохранились письма ее на латыни. Была рукодельницей. Сохранились вышитые полотенца и рушники, постельные комплекты и шторы. Прожила она 72 года. Моя мама очень хорошо ее помнит, ей было 5 лет, помнит как она проводила летние каникулы у нее, посла гусей, и какой был нарядный дом.
3.3.Экскурсии по музеям г. Уфы.
Изучая родословную и историю картины мы с мамой посетили музей имени М.В.Нестерова. Наш интерес был очень велик. Хотелось познакомиться с картиной и посетить настоящий большой современный музей. Музей впечатлил меня своим величием и архитектурой. Два здания соединены вместе, старое здание является выставочной площадкой, в новом же идут учебные художественные курсы, кружки, находиться административная часть и конечно же архив. Картина, которая нас интересовала в первую очередь находиться в архиве, она выставляется один раз в год на неделе художника К.С. Давлеткильдеева. Посмотрев картины художника Айвазовского и прогулявшись по музею знакомясь с искусством других художников, мы направились в Национальный музей г. Уфы где висит репродукция картины моей прапрабабушки. Также репродукция картины висит в школьном музее – республиканской художественной гимназии им. К.С. Давлеткильдеева. Уже сейчас в Уфе проходит проект «Любимые художники Башкирии» который открыл сразу две галереи. Кто желает познакомиться поближе с работами известных башкирских художников советую посетить эти выставки.Один из них ТРЦ «Планета» на -1 уровне площадка Атриум, абсолютно бесплатно. Там представлены репродукции картин мастеров изобразительного искусства Башкирии из категории «Легенды»: А. Лутфуллина, А. Бурзянцева, Б. Домашникова, К. Давлеткильдеева, С. Ахметшина, С. Литвинова, А. Тюлькина, М. Нестерова, И. Урядова, Л. Круля, Ю. Ракши и А. Ситдиковой. Всего 18 полотен выдающихся художников Башкирии. С 21 ноября по 16 декабря галерею можно будет посетить на нулевом уровне ТРЦ «Планета» (рядом с магазином «Глория Джинс»). Вторая галерея расположится на третьем этаже бизнес-центра «Территория 3000» . Здесь будет выставлена часть репродукций работ из коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, которая насчитывает более четырех тысяч экспонатов всех видов изобразительного искусства. Цель проекта — популяризация творчества башкирских художников. По итогам рейтинга будет выпущена книга о 50 любимых башкирских художниках.
Анкетирование учащихся.
В целях познакомить результатами своего исследования я провела анкетирование среди учащихся своего класса. На вопросы:
Результаты были ожидаемы. Я ведь и сама не знала, что это моя прапрабабушка.
Анкетирование среди родителей нашего класса были уже более отрадны. Многие знали и видели картину и знали автора, но никто и не догадывался что это моя родственница.
Заключение.
В завершении моей работы хочу сказать, что я очень рада, что смогла найти ответы на свои вопросы. Мне лестно знать, что такой знаменитый и талантливый художник как Касим Салиаскарович Давлеткильдеев нарисовал мою прапрабабушку и она стала значимой и ценной картиной для всего башкирского искусства. Данное произведение искусства очень популярно и она дает возможность познакомиться с культурой и самобытностью башкирского народа. Моя гипотеза подтвердилась, эта картина будет храниться долгие годы, и я с гордостью смогу рассказывать ее своим друзьям, будущим детям, передавая наследие моей семьи. В честь дня республики я попыталась изобразить свою прапрабабушку и вот что получилось. В будущем я планирую сама позировать как моя прапрабабушка, с целью узнать и понять те эмоции и чувства, которые испытывала она и понять ее внутренний мир.
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1804760
http://hallart.ru/ourartists/qasim-devletkildeev-2-artists-bashkortostan
Генеалогическое дерево.
Заколдованная буква
Пятёрки
Нора Аргунова. Щенята
Одна беседа. Лев Кассиль
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)