Говорят, что тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому образу жизни и подчинена разным природным условиям: горы, степи, тайга, зимний холод и летний жар. Конь – главный помощник и друг тувинца. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.
В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, чени чок, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – уштук, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.
Обязательным дополнением к костюму тувинца были подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах. Женщины крепили к поясу подвесные бляшки, игольники и ключи.
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, шелк. Одежда подразделялась на весенне-летнюю и осенне-зимнюю.
В настоящее время национальная одежда применяется в двух направлениях:
1) В повседневной жизни как обыденная, праздничная, ритуальная и спортивная;
2) В концертной деятельности как сценический костюм.
В повседневной жизни тувинцы чаще всего продолжают носить меховые и тканевые короткие безрукавки – хоректээш, эгенээш, тканевые халаты – терлик тон. Зимой иногда носят меховые шубы – очень теплые, удобные.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tehnologiya_poshiva_tuvinskogo_palto.doc | 54.5 КБ |
I.Теоретическая часть
I.1. Национальная одежда как отражение культуры тувинского народа
Говорят, что тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому образу жизни и подчинена разным природным условиям: горы, степи, тайга, зимний холод и летний жар. Конь – главный помощник и друг тувинца. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.
В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, чени чок, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – уштук, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.
Обязательным дополнением к костюму тувинца были подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах. Женщины крепили к поясу подвесные бляшки, игольники и ключи.
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, шелк. Одежда подразделялась на весенне-летнюю и осенне-зимнюю.
В настоящее время национальная одежда применяется в двух направлениях:
В повседневной жизни тувинцы чаще всего продолжают носить меховые и тканевые короткие безрукавки – хоректээш, эгенээш, тканевые халаты – терлик тон. Зимой иногда носят меховые шубы – очень теплые, удобные.
Можно заключить, что современные тувинцы носят полный комплект народного костюма в качестве повседневной одежды очень редко.
Полный комплект национальной одежды наблюдать можно на сцене во время театральных спектаклей, фольклорных выступлений и конкурсов.
Национальный костюм – это прекрасный памятник культуры нашего народа. Ношение или шитье национального костюма – это проявление уважения к нему, почитание предков.
Я думаю, что и в повседневной жизни можно и нужно носить одежду с национальным колоритом. Она не дает народу потерять свою самобытность, соединяет поколения.
Но все это нужно популяризовать, передавая традиции и знания из поколения в поколение. Сегодня в повседневном быту можно встретить лишь отдельные элементы традиционной и мотивы тувинской одежды. Например, люди чаще носят безрукавки - эгенээш.
Безусловно, национальную культуру народа нужно сохранять и развивать сегодня, потому что она соединяет народ в единое целое, неразрывно связывает традиции наших предков и инновации сегодняшнего дня, это сохранение своей сущности и одновременно развитие. А одежда – это одна из составных частей национальной культуры, которая имеет большое значение для сохранения вековых традиций народа, воспитания подрастающего поколения.
I.2. Символы цвета национальной одежды тувинцев
Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.
Чтобы выяснить градацию цветов в национальной одежде тувинцев, надо понять значение этих цветов.
Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории.
Самым главным цветом в культуре тувинцев является белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.
Черный цвет противопоставляется белому. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство.
Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой, оранжевый и т.д.).
Красный цвет означает радость, благополучие; синий — удачу, победу; золотой и желтый — святость, божественность.
Цвет одежды детей был скорее разнообразным. Детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался, и цвет был самым различным. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету. Тоны юноши и девушки – ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.
Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету. У молодых, цвета были более яркими. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия, у старших костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.
Девочки-подростки и девушки носят тон покроя, аналогичного детскому тону, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы и пояс.
Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый).
Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся.
Старые люди (от 82 и выше) пользовались в основном одеждой, предоставленной им в благотворительном порядке, чаще всего ношеной.
Выводы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Я попытался проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришел к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась цветом, у молодых цвета были яркими, чем у пожилых людей. Женскими цветами являются белый, красный, желтый, а мужскими были черный, синий, коричневый.
II. Практическая часть
II.1. Тон как основа национальной одежды тувинцев
Главным атрибутом национальной одежды тувинцев является тон. Национальная одежда тувинцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Тон представляет собой халат, одинаковый для мужчин и женщин, который не имеет размера. Тон подпоясывают поясом из контрастного по цвету материала, длиной иногда до 5-6 метров. Пояс существенно укрепляет область поясницы при частой верховой езде, утепляет при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом.
Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом – узлом счастья.
Конечно, одежда была сезонной. Вкратце рассмотрим ее.
Зимой самые сильные мужчины носили «аскыр негей тон» из шкур четырех годовалых баранов с шерстью длиной 7-9 см. Остальные шили «негей тон» из шкур годовалых баранов, коз с шерстью 4-5 см.; «додарлыг тон» из овчины; «чагы тон», сшитый коротко мехом во внутрь. Из них крылся тканью «додарлыг тон».
Весной и осенью постепенно переходили более легкой одежде. Для этих сезонов готовили «ой тон» из шкур стриженных баранов, «сесиирге хураган кежи тон» из шкур 5-6 месячных ягнят, крытых тканью; «хурбе хураган кежи тон» из шкур умерших ягнят при рождении, крытых тканью; «шекпен тон» из войлока; «хевенек тон» из телячьей шкуры.
Летом носили «хаш тон» или «элик кежи тон» из тонкой кожи оленей; «терлик тон» и «эдектиг тон» из ткани подкладом.
Излюбленные цвета ткани — фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный.
II.2. Технология пошива тувинского тона
Основной целью пошива тувинского тона является не только научиться шить его, но и сбор основных сведений о нем, его дальнейшее употребление в повседневной жизни. Главным информатором и помощником для достижения поставленной цели была моя родная бабушка Донгак Хилираа Агбаановна, которая живет вместе с нами. Она родилась 10 октября 1940 года в местечке Алаш. Ей 71 год. Бабушка, Хилираа Агбаановна, дает нам полезные советы, передает свой опыт, свою технологию пошива тувинского тона и помогла мне создать тувинский тон.
Основные мерки для пошива национального тона
Последовательность изготовления:
Выбор нужных материалов и инструментов
Для пошива тувинского тона нам необходимо:
Выкройка левой передней части (улуг хойну)
Характерной чертой верхней одежды — тона — был ступенчатый вырез в верхней части левой передней части (улуг хойну)
Выкройка правой боковой части (иштии хойну)
Готовая выкройка
На готовую выкройку раскладывают подготовленные шкуры и соединяют их.
Отрезаем ненужные части шкуры и получаем такие кусочки шкуры
Обработка воротника
С помощью пиалы выкроим воротник. Для воротника используем шкуру ягненка. Воротник должен быть стоячим, для этого используется клеевая ткань. Воротник покрывается шелком и прошивается таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки.
Обработка пуговиц
Особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оок дижизи.
Ель
Воздух - музыкант
Рисуем ананас акварелью
Северное сияние
Есть ли лёд на других планетах?