Цель проекта: Создание ненецкой куклы «Нгукухо».
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию по истории возникновения детской самодельной куклы нгукухо.
2. Выяснить значение ненецкой куклы в жизни детей.
3. Освоить технологию создания ненецкой куклы
Гипотеза:
Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура ненецкого народа.
Тип проекта: образовательный, творческий.
Методы:
- индивидуальный
- исследовательский
- практические навыки по изготовлению
- сравнение
Вложение | Размер |
---|---|
Ненецкая кукла Нгукухо | 1.99 МБ |
Слайд 1
Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа №1» «Ненецкая кукла Нгукухо» Проект выполнила: Леванова Варвара ученица 4 «А» класса ТМК ОУ «ДСШ№1». Руководитель: Степанова О.В., учитель начальных классов. г.Дудинка 2015Слайд 2
Цель: Создание ненецкой куклы «Нгукухо». Задачи: 1. Собрать и изучить информацию по истории возникновения детской самодельной куклы нгукухо. 2. Выяснить значение ненецкой куклы в жизни детей. 3. Освоить технологию создания ненецкой куклы Гипотеза: Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура ненецкого народа.
Слайд 3
Актуальность выбранной темы: В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом которого должна быть не столь обученность (информированность) детей, сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Проблема заключается в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Севера, исчезают многие национальные традиции. И мне кажется, что очень важно сохранить традиционный процесс воспитания детей с помощью игр. Говорят, «то, что ребенок усваивает в детстве, сохраняется на всю жизнь». Проект «Ненецкая кукла Нгукухо» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать самостоятельно.
Слайд 4
Меня заинтересовало, знают ли мои одноклассники, в какие куклы играли сверстницы – тундровички, как они выглядят, можно ли ненецкую куклу переодевать. Такие вопросы я задала ребятам моего класса. Но точно на этот вопрос мне не ответил никто. Тогда я обратилась к Анне Павловне Яроцкой.
Слайд 5
История детской самодельной куклы С самых первых дней нашего рождения нас окружали множество игрушек, заботливо купленных для нас родителями. Нас развлекали сначала погремушки, по мере взросления им на смену пришли другие игрушки: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки. И никто не задумывается, что первоначально игрушки в древности имели совершенно другое, чем игра, предназначение.
Слайд 6
Первоначально у куклы отсутствовали ноги – они ей просто были совершенно не нужны. Глаз тоже не было – но уже совершенно по другой причине: они были небезопасны.
Слайд 7
Постепенно игрушки в виде кукол сами стали оберегами для детей. Их даже вешали над люльками детей, чтобы игрушки защищали дитё от злых духов. У кукол также отсутствовало лицо для того, чтобы духи не могли в них вселиться.
Слайд 8
История возникновения куклы Нгукухо У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. Своей матерью-прародительницей ненецкие народы считали птицу. Поэтому брали для изготовления кукол клюв водоплавающей птицы. Птица чувствует себя хорошо во всех трёх стихиях: летает в воздухе, ходит по земле, плавает по воде.
Слайд 9
Нухуко или нгукухо – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. В переводе с ненецкого языка значит «игрушка».
Слайд 10
Головой куклы служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «неизменной» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы. Маленькие клювы используют для создания кукол-детей (4-5 см), большие (чаще всего гусиные) для создания кукол-мужчин (13-14 см),
Слайд 11
средние (утиные, 8-12 см)для кукол-женщин. И маленькие тундровички в зависимости от того, какой птице принадлежит клюв, определяют пол самодельной куклы: если это клюв гуся – это кукла - мужчина, если клюв утки – это кукла- женщина. Так же при создании куклы обращают внимание на окрас клюва. Яркие клювы – это основы для создания праздничной, нарядной куклы.
Слайд 12
Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин.
Слайд 13
У кукол – женщин и носик изящнее и головку украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером.
Слайд 14
Так же делают бисерные косы при помощи одной бисерной ленты, которую сгибают пополам и пришивают к вороту, сверху оставляя небольшую петлю. Такие бисерные косы украшаются еще 2-3 поперечными (горизонтальными) бисерными полосами.
Слайд 15
У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.
Слайд 19
Заключение Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли – это мир куклы – нгукухо. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности. Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости Я самостоятельно сшила свою первую куклу. И пусть эта кукла не является произведением искусства, но у меня появились определенные навыки, свои маленькие секреты. Использование разнообразных подсобных материалов создало возможность для развития личного творчества, фантазии, поиска нового. Я поняла, что можно своими руками создавать красивые и неповторимые вещи. Полки магазинов радуют нас огромным количеством разнообразных кукол. Этими куклами любуются, их коллекционируют, украшают свои квартиры. Но самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками. Пусть она будет не так красива, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной заполняется сердце. В этом чувствуется то, что мы называем душой. Работа над этим проектом способствовала изучению традиции ненецкого народа в воспитании подрастающего поколения через национальную куклу - нгукухо.
Н. Гумилёв. Жираф
Дымковский петушок
Вокруг света за 80 дней
Хрюк на ёлке
Сказки пластилинового ослика