Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy.docx | 103.19 КБ |
«На пути к финансовой грамотности и экономической культуре»
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Ее можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.
Проектная модель обучения «На пути к финансовой грамотности и экономической культуре» основана на практико-ориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих банковские и финансовые организации, которые объединяют усилия в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.
Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности.
Мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость. Они направлены на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: доходы, расходы, сбережения. Проект устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность
Актуальность
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют поучить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.
Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. Однако, размер выдаваемых денег засвистит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители наших гимназистов. Дают ли своему ребенку деньги? Сколько? Всегда одинаковую сумму или когда как? Как и куда тратят ребята выдаваемые деньги.
Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» нас очень привлекла. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. И у нас создалось впечатление, что одноклассники не имеют представление о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.
Как формируется отношение одноклассников к деньгам?
Что влияет на эти отношения?
В работе нам бы хотелось определить уровень экономического сознания и поведения школьников
И это натолкнуло нас на мысль, изучить проблему пристальнее.
Цель исследования: изучение материального притязания детей начала третьего тысячелетия, и системы выдачи денег родителями. является повышение финансовой грамотности, содействие формированию у школьников разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Задачи исследования:
- исследовать отношение школьников к деньгам;
- изучить наличие карманных денег у учащихся нашей школы;
- определить мотивы расходования денег;
- попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы;
Предмет исследования: карманные деньги.
Объект исследования: отношение школьников к карманным деньгам, структура их расходования второклассниками.
Задачи проекта:. образовательные:
-повышение уровня знаний в области финансовой грамотности;
-формирование навыков по применению полученных знаний;
развивающие:
-развитие памяти, логики, наблюдательности;
воспитательные:
-воспитание активной жизненной позиции
Формы работы:
-групповые и индивидуальные занятия;
-приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
-практическое использования полученных знаний;
-диалоги с учащимися в процессе изучения темы;
-индивидуальная работа с книгами;
-работа с таблицами, графиками, иллюстрациями;
-проведение тематических правовых викторин;
-дистанционное обучение с использованием сети Интернет;
Гипотеза:
Если мы изучим отношение младших школьников к деньгам, определим структуру расходования денег, то сможем увидеть, не скрывается ли тот культ денег, который формируется в современном обществе.
Источники исследования
- современные журналы;
- интернет;
- домашняя библиотека;
- личные наблюдения;
- воспоминания учителей и родителей;
Методы исследования.
- изучение опубликованных материалов и их анализ;
- сопоставительный, сравнительный методы;
- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.
Основные направления реализации проекта
- разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения
- создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения
- образовательные программы и информирование населения
- совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг
Целевые группы проекта:
Обучающиеся 8,10 классов, преподаватели, представители общественных организаций, в том числе молодежных, родители.
В рамках проекта для учащихся будут рассматриваться вопросы по личному финансовому планированию, менеджменту и финансовым пирамидам, банковским продуктам и организован клуб повышения финансовой грамотности "Планируй свое будущие". Целевой установкой обучения финансовой грамотности является:
-развитие познавательной и социальной активности учащегося;
-усвоение навыков участия в деловых играх, делового общения и решения проблемных задач;
В рамках фронтального опроса, дискуссии и тд. Выявляется проработанность вопросов по:
Сроки реализации проекта
апрель 2017 – май 2019 года.
Планирование проекта:
1. Подготовительный.
На данном этапе необходимо:
-подготовить необходимые документы для его согласования,
-разработать положение о клубе финансовой грамотности,
-провести социологический опрос на выявление заинтересованности уча-щихся в вопросах повышения финансовой грамотности
-провести вводное занятия по финансовой грамотности с привлечением сторонних организаций
-сформировать команду для клуба финансового просвещения «Планируй свое будущие»
-разработать рабочую программу - «Основы финансовой грамотности»
2. Реализационный.
По итогам подготовительного этапа необходимо осуществить следующее:
-провести серию занятий в школе по главным вопросам финансового просвещения
-ввести в действие положения о клубе финансовой грамотности учащихся
-провести семинар для педагогического коллектива по основам финансовой грамотности
3. Заключительный.
Организованная работа клуба
-оформление и публикация результатов проделанной работы на сайте школы
-оценка эффективности проекта
-управление проектом
-организационный комитет:
Администрация школы
Руководитель проекта – реализация и организация проекта – учитель обществознания и экономики Е.Д.Высочина
организация и координация работы Куроедов М., Захаров Д., Пчельникова Д.,Высочина М., Черепов А.
Медиапланирование проекта
О данном проекте можно будет узнать из таких источников СМИ, как:
-Интернет – основное положение и информация о проекте будет располагаться на сайте школы.
Социологический опросСреди опрошенных взрослых по возрастному признаку лидирующее место заняли респонденты в возрасте от 30 до 50 лет (69,2 %). На второй позиции респонденты в возрасте до 30 лет, на третьем месте в возрасте старше 50 лет. По половому признаку лидируют женщины – 80,8%. Мужчины – 19,2%. Наглядно, данные приведены в Диаграммах 3,4.
акже мы выяснили, что 92,3% опрошенных взрослых имеют своих детей, 7,7 – нет. (Диаграмма 5.)
Планы уроков по основным вопросам финансовой грамотности, результаты социологического опроса и проведенных занятий.
Партнеры : Банк «Центр- Инвест», институт Ранх и госслужбы
Финансирование проекта.
Оценка эффективности проекта.
Рост численности обучающихся, получающих доступные качественные услуги дополнительного образования;
-Уменьшение финансовых рисков у молодежи;
-Повышение уровня финансовой грамотности;
-Межрегиональный обмен опытом между участниками программы школьного клуба;
-Увеличение количества молодежи, разбирающихся в тонкостях финансовой системы.
Ожидаемые результаты проекта.
-Подготовка кадров по направлению «Финансовая грамотность»;
-Увеличение доли школьников, принимающих участие в олимпиадах по финансовой грамотности;
-Увеличение доли учащихся, имеющих возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования;
-Рост доли учителей, заинтересованных в работе клуба по финансовой грамотности;
-Внедрение данного проекта в другие образовательные учреждения;
-Возможность сотрудничества с высшими профессиональными учреждениями;
-Обмен опытом со школьниками из других стран и регионов;
-Создание виртуального клуба по финансовой грамотности;
-Привлечение школьников к проектно-исследовательским работам по вопросам финансового просвещения;
-Поиск единомышленников, установление связей с другими школами района и области, оперативный обмен опытом в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства;
-Создание пресс-центра клуба;
Заключительние.
В результате реализации проекта происходит повышение коммуникативной культуры обучающегося, что является очень важным компонентом при формировании финансового осознания школьника. Происходит уменьшение количества необдуманных финансовых вложений, а также повышение доли финансово грамотного населения будет способствовать развитию финансового рынка, притоку инвестиций граждан, повышению качества предлагаемых товаров и услуг, развитию малого и среднего бизнеса, трудовой занятости.
Изучать финансовый рынок необходимо начинать еще в школе, повышать финансовую грамотность, получать практические навыки по управлению личными финансами, уметь составлять свой личный финансовый план, учиться искусству сбережения и инвестирования.
Формировать у молодежи устойчивые взгляды на то, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций необходимо уже сегодня. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Приложение 2
1.Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?
2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Приложение 3
Анкета «Второклассники и карманные деньги»
Анкета 1.
1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?
2. Дают ли тебе родители карманные деньги?
3. Для чего тебе нужны карманные деньги?
Анкета 2.
1.Что ты сделаешь с карманными деньгами?
2.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?
3.Одолжил бы ты свои карманные деньги кому- нибудь?
4.Если тебе не возвращают карманные деньги, то как ты поступишь?
5.Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?
6.Что бы ты пожелал себе?
Приложение 4
«Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?»
Да
Нет
Не знаю
Приложение 4
Афоризмы
Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах)
Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)
Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)
Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)
Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)
Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)
Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)
На лишние деньги можно купить только лишнее, а из того, что необходимо душе – ничто за не покупается. (Г. Торо)
Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)
Краевая научно-практическая конференция «Я – исследователь»
Полезные советы «Как научиться управлять деньгами»
Причем совершенно не важно, какими средствами вы обладаете. Это может быть и 100, и 500 рублей. Выполняя эти простые правила, вы не только осознаете настоящую ценность денег, но и научитесь управлять ими.
- Для начала подсчитайте, сколько денег у вас есть. Но не считайте деньги, которые вы ожидаете скоро получить. Ожидаемые деньги, это еще не ваши деньги.
- Затем следует точно выяснить, сколько денег вы должны. Учитывать необходимо все, даже деньги, занятые у одноклассника на мороженное.
- Подсчитайте свой личный капитал. То есть от суммы наличных вычтите сумму долгов. Это и будет вашим чистым капиталом. Если оно положительное, значит, вы делаете что-то правильно, и «транжирами» вас не назовешь. В случае если это число отрицательное – у вас проблемы, которые нужно решать как можно быстрее.
- Сколько денег у вас появляется каждый месяц. Звучит странно, но здесь есть разграничения: кто-то получает в месяц только карманные деньги от родителей, причем, эта сумма бывает и четко оговоренной, одинаковой, а бывает, что родители выделяют деньги в зависимости от потребностей и запросов. Среди вас наверняка есть и те, кто подрабатывает сам. В любом случае, точно необходимо знать, эту сумму.
- Определите слабые места своих расходов. Например, кто-то тратит свои деньги в основном на бижутерию, а другой человек пополняет коллекцию новыми CD. Третий проигрывает деньги на игровых автоматах, а четвертый тратит в Интернет-клубах. Опасность таких слабостей заключается в том, что мы сами не замечаем, как начинаем привыкать тратить определенные суммы, порой на ненужные вещи. По мере взросления, от этой привычки труднее избавиться. Большую часть времени наши деньги попадают в такие «черные дыры» на подсознательном уровне, мы даже этого не замечаем. Выведите все подобные расходы на поверхность и разберитесь с каждым из них, ведь не все траты одинаково вредны. Например, покупка нового диска вряд ли можно назвать пагубной привычкой, а «просаживание» денег на игровых автоматах может превратиться в настоящую болезнь. Теперь, когда вы осознали эти проблемы, работайте над тем, чтобы контролировать их.
- Попробуйте не тратить деньги на протяжении одного дня. Выберите хотя бы один день и постарайтесь в этот день не потратить ни копейки. Посмотрите насколько приятно чувствовать, что можно управлять своими желаниями, сберегая при этом деньги. Постарайтесь добавить больше таких дней в свою жизнь.
- Начните сохранять чеки за покупки. Многие не думая, выбрасывают чек как мусор, даже не думая, каким образом он может пригодиться. Между тем, собирать и выписывать траты может стать полезной привычкой.
Во-первых, это поможет систематизировать расходы, у вас перед глазами будут все потраченные деньги.
Во-вторых, с сохраненным чеком можно обменять товар или вовсе сдать его.
- Проверьте, что вы не платите больше, чем возможно. Это может касаться таких простых вещей как тариф сотовой связи. Очень часто старые тарифы, с возможностями новых предложений устаревают и кажутся более дорогими и невыгодными. Проверяйте время от времени и другие возможности, будьте в курсе происходящего в сферах, где у вас задействованы какие-либо средства.
- Перед походом в магазин составляйте список покупок. Да этот старый «бабушкин» способ экономить, очень может пригодиться! Уделите время тому, чтобы определить, сколько и чего вам нужно. Покупайте только то, что находится в списке, и избегайте незаписанных искушений.
- Считайте свои расходы. Записывайте каждую потраченную копейку за день. Это покажет вам, куда деваются ваши деньги. Продолжайте вести записи ежедневно. Очень скоро перед вами будет ясная картина того, на какие расходы необходимо обратить особое внимание.
- Составьте бюджет. Как только Вы определили сумму, которая приходит и уходит каждый месяц, составьте бюджет, чтобы лучше управлять этим потоком. Этот бюджет должен быть достаточно реалистичным, чтобы служить вам руководством на пути через различные финансовые трудности и проблемы.
- Прочтите о финансах. Образование – это верное орудие, когда речь идет о деньгах. Прочтите сегодня одну статью, или часть книги по личным финансам на интересующую тематику. Повторите это снова в другой день и продолжайте самообразование.
- Начните сберегать деньги на крупные покупки. Даже не имя собственного заработка, накопить деньги на ноутбук или новый велосипед вполне возможно. Откройте сберегательный счет и выделяйте какую-то сумму на него каждый месяц, или каждый раз, когда получаете деньги. Даже небольшая сумма лучше, чем ничего. По возможности увеличивайте сумму, откладываемую на этот счет.
- Заботьтесь о других. Будьте чуткими к своей семье, родителям. Иногда возможны трудности и у взрослых. Если родные временно нуждаются в деньгах, помогайте им! И вы увидите, как изменится отношение к вам в семье. Ведь это поступок по - настоящему взрослого и ответственного чело
Рисуем акварельное мороженое
Лист Мёбиуса
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Домик зимней ночью
Рисуем "Осенний дождь"