Работа по НОУ. Тема "Моё увлечение- рисование"
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_uvlechenie_-_risovanie.docx | 865.56 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов»
Номинация
«Экспериментально-исследовательские работы»
Секция
«Искусство и культура»
Тема:
«Моё увлечение - рисование»
Выполнила: Мошенцова Алина, 4 в класс, 11 лет
Руководитель: Кашина Е. Г., учитель начальных классов
2017 г.
г. Нижний Новгород
Содержание
Введение. - 2
История обучения рисованию. - 3
Анкетирование. Результаты. Выводы. - 4
Приложение № 1.
Современные «нетрадиционные» виды изобразительного искусства.
Приложение № 2.
Анкеты.
Приложение № 3.
Презентация
ВСТУПЛЕНИЕ
В современном мире можно легко и быстро найти – «скачать» картинки на любую тему. Это, конечно, замечательно, но эта доступность приводит к притуплению желания создать что-то своё, экспериментировать… И мы часто проходим мимо замечательных вещей, событий, явлений природы, не обращая внимания, как прекрасен мир вокруг: небо, солнце, деревья, снег, капля дождя на ветке, первые цветки мать-и-мачехи! А ведь всё это можно нарисовать! И тогда это станет ещё понятнее, ещё роднее! Научиться рисовать может каждый. Главное желание и готовность потрудиться. Кому-то это даётся легче, кому-то сложнее. Но мне кажется, что навыки и умение рисовать нужны и полезны каждому школьнику.
Проблема: многие дети и родители считают рисование простым развлечением и нецелесообразной тратой времени для детей, обучающихся в школе. И зачастую создаётся такое же отношение и урокам рисования, как к неважным занятиям, или ещё хуже, как к лишней нагрузке при выполнении домашних заданий.
Гипотеза исследования: Я считаю, что навыки и умение рисовать – изображать «ВСЁ, ЧТО ХОЧЕШЬ, ВСЁ, ЧТО ЗНАЕШЬ, ВСЁ, ЧТО ПРИДУМАЛ», не только не мешают, а наоборот помогают в изучении предметов начальной школы.
Целью исследования является подтверждение или опровержение этой гипотезы и популяризация дополнительных занятий рисованием.
Для достижения заданной цели сформулированы следующие задачи:
Для исследования этой гипотезы я провела анкетирование среди учащихся 2 – х и 4-х классов нашей школы и детей, обучающихся в творческом объединении «ИЗО и дизайн», в котором я занимаюсь. Мной разработаны два вида анкет:
- для школьников общеобразовательной школы;
- для учащихся творческого объединения «ИЗО и дизайн».
Глава 1.
Сначала давайте заглянем в историю. Первобытные люди в наскальных рисунках изображали древних животных, сцены охоты, символы и знаки, обряды, всё, что было для них важным. Изображения были средством общения, передачи информации. И благодаря им мы сегодня можем представить, как жили далёкие предки.
С развитием человеческого общества появились различные виды знаков и письменности, которые могли подробно рассказать о жизни людей тех лет, но рисунок не ушёл на второй план, а, наоборот, с появлением и развитием цивилизаций стал искусством. Так в Древнем Египте очень большое значение придавали рисованию. И именно там умение рисовать становиться предметом школьного обучения. В Древнем Египте появляются единые методы и система обучения. Рисовать учили не спонтанно от случая к случаю, а по уже утвержденным общим канонам и правилам, которые были установлены и требовали строжайшего соблюдения всех норм.
Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения рисованию. Они призывали молодых мастеров внимательно изучать окружающую их действительность, а самое главное находить в ней свою красоту.
В эпоху Итальянского Возрождения художники смогли отработать и освоить технику рисования на бумаге.
В те древние времена скульптор и живописец занимали заметное и почетное место в обществе. Хороших мастеров всегда знали, ценили.
Шли годы. Создавались Академии живописи. Рисование стало входить в список обязательных предметов начальных школ разных европейских государств.
В России в 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.
1872 году рисование включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. В том же 1872 году были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа».
А наряду с классическим рисованием развивались и народные промыслы, которые донесли до наших дней красоту и обаяние, яркий колорит, традиционные орнаменты и сюжеты. Искусство народных мастеров передавалось из поколения в поколение.
В современной российской школе на уроке ИЗО с помощью карандашей и красок дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира, а во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов.
Глава 2.
А считают ли рисование полезным мои одноклассники? Какие мнения о пользе или бесполезности навыков рисования высказывают ученики младших классов общеобразовательной школы и дети, занимающиеся рисованием дополнительно?
Посмотрим результаты анкетирования. В опросе принимали участие 69 учащихся 2-х и 4-х классов нашей школы и 42 учащихся начальных классов из разных школ Московского района, занимающихся в кружке «Изобразительное творчество и дизайн» детского клуба «Салют».
Получились следующие результаты:
- анкетирование учащихся 2-х и 4-х классов нашей школы (69 человек)
№ п/п | Вопросы анкеты | ДА | НЕТ | Затрудняюсь с ответом |
1. | Любите ли Вы рисовать? | 60 | 6 | 3 |
2. | Умеете ли Вы рисовать? | 50 | 13 | 6 |
3. | Как Вы считаете, помогает ли умение рисовать в изучении школьных предметов? | 36 | 17 | 16 |
4. | В каких предметах и чем помогают навыки и умение рисовать? - математика | 13 | 29 | 27 |
- русский язык | 6 | 49 | 14 | |
- литература | 44 | 18 | 7 | |
- окружающий мир | 25 | 2 | 17 | |
- технология | 48 | 15 | 6 | |
- музыка | 20 | 37 | 12 | |
5. | Занимаетесь ли Вы рисованием дополнительно? | |||
- рисую дома | 56 | 10 | 3 | |
- посещаю занятия в кружке, изостудии, художественной школе | 12 | 57 | ||
6. | Знаете ли Вы какие-нибудь виды «нетрадиционного» (необычного) рисования? Назовите любой. | 17 | 37 | 15 |
7. | Хотите ли Вы научиться рисовать лучше? | 61 | 6 | 2 |
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство 89% опрошенных любят рисовать и хотят научиться рисовать лучше, но всего лишь чуть больше половины (52%) считают, что навыки рисования помогают при изучении других предметов школьной программы (больше всего в Технологии и Литературе), дополнительно обучаются рисованию 17%, а знают какие-нибудь виды «нетрадиционного» (необычного) рисования 25%.
- анкетирование учащихся начальных классов, занимающихся в кружке (42 человека)
№ п/п | Вопросы анкеты | ДА | НЕТ | Затрудняюсь с ответом |
1. | Любите ли Вы рисовать? | 42 | ||
2. | Умеете ли Вы рисовать? | 37 | 5 | |
3. | Как Вы считаете, помогает ли умение рисовать в изучении школьных предметов? | 42 | ||
4. | Занимаетесь ли Вы ещё в каких-либо кружках или секциях? | 27 | 15 | |
5. | Знаете ли Вы какие-нибудь виды «нетрадиционного» (необычного) рисования? Назовите любой. | 42 | 42 | |
6. | Какие оценки Вы получаете в школе по основным предметам? | «5» | «5», «4» | «5», «4», «3» |
19 | 16 | 7 |
Итак, анкетирование показало, что все дети, обучающиеся рисованию дополнительно, любят рисовать и считают, что это им помогает в освоении предметов школьной программы, 83% учатся в школе «без троек», а 67% успевают дополнительно заниматься ещё и в музыкальной школе, в других творческих объединениях и спортивных секциях.
Так, помогают ли навыки и умение рисования в изучении предметов начальной школы? А может, действительно, дополнительные занятия рисованием отнимают время от изучения основных школьных предметов?
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что почти ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ! Но не все знают о пользе рисования. Дети, обучающиеся рисованию дополнительно, уверены в пользе навыков рисования. Почти все они показывают высокий уровень успеваемости в школе, а многие успешно занимаются и другими видами дополнительного образования – находят для этого время, а значит, они более организованы и дисциплинированы.
Глава 3. Из собственного опыта.
Я очень люблю рисовать и умею это делать хорошо относительно своего возраста. И это мне помогает в учёбе по всем школьным предметам:
- формируется красивый подчерк (каллиграфия), необходимый для работ по «Русскому языку»;
- формируется образное мышление, умение выделять главное, внимание к деталям, увеличивается словарный запас. Способность проиллюстрировать любое произведение помогает на занятиях «Литературы»;
- рисование развивает пространственное мышление, умение нарисовать «установочный чертёж», так необходимые на уроках «Математики»;
- состояния природы во все времена года, время суток, характерные особенности строения, разнообразие животных и растений, пропорции тела человека, его движения, эмоции – всё это внимательно рассматривается и изучается (что? откуда? и зачем?) во время рисования с натуры. Возможность создавать всю палитру из трёх основных цветов, полученная опытным путём повышает интерес к изучению «Окружающего мира»;
- «НИКУДА» без рисования и на уроках «Технологии» - представить себе конечный результат, скомпоновать, нарисовать выкройку, выбрать гармоничное цветовое решение, оформить изделие;
- навыки рисования помогают визуализировать музыкальные образы.
Помогает рисование в общении в друзьями и в компании с новыми знакомыми. Много раз случалось так, что во время ожидания своего выступления на разных конкурсах (я ещё занимаюсь в танцевальном коллективе «Фантазия» и в театральной студии) не всегда рядом есть близкие друзья. Но когда я беру в руки планшет и карандаш, то оказывается, что заниматься рисованием интересно не только мне – появляется тема для приятного и спокойного общения – и время проходит незаметно и с пользой. Можно нарисовать портрет собеседника, или героев всеми любимых мультфильмов. И конечно, приятно побеждать в различных конкурсах рисунков. В награду можно получить приглашение на экскурсию или принадлежности для рисования. Так за победу в областном конкурсе рисунков «Мир заповедной природы» ребят из нашего кружка пригласили на экскурсию в Керженский заповедник. Мы узнали много интересного о природе нашего края.
4.Заклюяение.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
Но для формирования устойчивых навыков одного урока в неделю недостаточно. Необходимы дополнительные занятия: самостоятельные или с педагогом, индивидуальные или в группе – это зависит от особенностей характера юного художника. Сегодня любые формы занятий доступны. В любой школе есть кружки рисования, работают студии и творческие объединения в детских клубах, желающие получить более профессиональную подготовку могут поступить в художественную школу. Обучающая литература и Интернет-ресурсы могут превратить рисование в семейное хобби.
5.Список использованной литературы и интернет ресурсов
1. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. – М.:СЛОВО; Эксмо, 2011.
2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
3. http://tvorcheskie-proekty.ru/node/70 Творческие проекты и работы учащихся.
4. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1032971-polezno-li-v-zhizni-umet-risovat.html. Общеобразовательное и воспитательное значение уроков тематического рисования.
6. Приложения.
Приложение №1.
Современные «нетрадиционные» виды изобразительного искусства.
Иногда нам недостаточно знакомых способов для самовыражения, и у нас получается не так, как хочется. Сегодня стали доступными различные техники «необычного» рисования. Надо только узнать о них побольше. И обязательно найдётся подходящий 0 яркий и увлекательный.
Узоры из точек
Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.
Отпечатки поролоном
Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.
Кляксография
Один из вариантов: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.
Монотипия
На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.
Граттаж
Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.
Отпечатки из листьев.
Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.
Щётка вместо кисти
Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щётку.
Эбру, или рисование на воде
Нам потребуется ёмкость с водой. Главное требование — чтобы её площадь совпадала с площадью листа бумаги.. Суть в том, чтобы создавать узоры краской по воде, а потом обмакнуть в них лист бумаги.
Особенно хочется отметить рисование по щёлку или «батик». Хотя это один из самых древних способов рисования, ведь бумага появилась намного позднее ткани.
Приложение №2.
Анкета для учащихся 2-х и 4-х классов нашей школы.
№ п/п | Вопросы анкеты | ДА | НЕТ | Затрудняюсь с ответом |
1. | Любите ли Вы рисовать? | |||
2. | Умеете ли Вы рисовать? | |||
3. | Как Вы считаете, помогает ли умение рисовать в изучении школьных предметов? | |||
4. | В каких предметах и чем помогают навыки и умение рисовать? - математика | |||
- русский язык | ||||
- литература | ||||
- окружающий мир | ||||
- технология | ||||
- музыка | ||||
5. | Занимаетесь ли Вы рисованием дополнительно? | |||
- рисую дома | ||||
- посещаю занятия в кружке, изостудии, художественной школе | ||||
6. | Знаете ли Вы какие-нибудь виды «нетрадиционного» (необычного) рисования? Назовите любой. | |||
7. | Хотите ли Вы научиться рисовать лучше? |
Анкета для учащихся начальных классов, занимающихся в кружке рисования.
№ п/п | Вопросы анкеты | ДА | НЕТ | Затрудняюсь с ответом |
1. | Любите ли Вы рисовать? | |||
2. | Умеете ли Вы рисовать? | |||
3. | Как Вы считаете, помогает ли умение рисовать в изучении школьных предметов? | |||
4. | Занимаетесь ли Вы ещё в каких-либо кружках или секциях? | |||
5. | Знаете ли Вы какие-нибудь виды «нетрадиционного» (необычного) рисования? Назовите любой. | |||
5. | Какие оценки Вы получаете в школе по основным предметам? | |||
Снег своими руками
Шум и человек
Финист - Ясный сокол
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
О чем поет Шотландская волынка?