Работа с описанием истории пояса, традиций, связанных с ним, способов ткачества поясов на Руси.
Слайд 1
Тамбовское областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма Тамбовского края Авторы: Голована Юлия, обучающаяся объединения «Русский быт» Руководитель: Иванова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования Тамбов 2017Слайд 2
Цель: Изучение истории родного края через элементы народного костюма Тамбовского края. Задачи: Изучить значение пояса в русском народном костюме; Изготовления пояса
Слайд 3
Актуальность исследования: приобщение детей к народной культуре, стремление сохранить и передать следующему поколению особенности ткачества пояса, как элемента русского народного костюма Объект исследования: национальный костюм Тамбовского края Предмет исследования: пояса русского народного костюма
Слайд 4
Этапы исследования: 1. Подготовительный: теоретический (поиск материала в Интернет-источниках, музеях, разговорах с местными жителями) 2. Основной: изучение ткачества поясов на различных инструментах и приспособлениях 3. Практический: ткачество поясов
Слайд 5
История пояса Пояс был обязательной деталью одежды и женской, и мужской, и детской. Пояс выполнял магическую функцию, сопровождая жизнь человека от рождения до перехода в мир иной, предписывал определенные морально-этические нормы поведения, участвуя практически во всех значимых ритуалах. В каждом хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские - для повседневного употребления и праздничные. Ходить без пояса было крайне неприлично. До сих пор бытующее в нашем языке выражение ''распоясаться" свидетельствует об утрате приличия в поведении.
Слайд 6
Способы повязывания пояса Пояса носили и мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз. Завязывался пояс узлом таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. У женщин кисти находились слева, у мужчин спереди.
Слайд 7
Длина и ширина пояса Длина поясов была от 1,5 до 4м, отдельные пояса доходили до 5-6 м. Ширина поясов тоже была разной. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44 – 45 мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,6 – 8,89 мм). Женщины носили с праздничной одеждой длинный пояс (иногда до пяти метров), несколько раз обертывая его вокруг талии.
Слайд 8
Традиции Тканые пояса были предметом оживленных толков и придирчивых оценок. По ним судили о невесте, о ее мастерстве и умении. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка". Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Пояс, надетый на ребенка при рождении или, что было чаще, при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Бывало, человек носил два пояса: данный при крещении (носился под одеждой), и второй — поверх одежды. В Тамбовской губернии существовал обычай обводить молодую жену вокруг стола, при этом дружка снимал кушак с жениха и связывал его с невестой, что являлось символом неразрывной связи будущей супружеской пары.
Слайд 9
Пояс и славянские обряды. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. По русскому поверью ходить без пояса было так же грешно, как и без креста. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится». Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе. Распоясать человека - означало обесчестить его.
Слайд 10
Ткачество поясов на Руси В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети, бабушки передавали свои навыки и умение молодым. Девочку за станок садили в 6-7 лет. Ткали пояса на бердо, на ниту, на дощечках, на стане и просто на руках.
Слайд 11
Инструменты для ткачества Инструментами для ткачества поясов служили вилки, палочки, бердо, катушки, дощечки, станы:
Слайд 12
Виды ткачества поясов: На пальцах методом «дерганье»; На дощечках; На бердо; На катушке
Слайд 13
Виды ткачества поясов: На пальцах методом «дерганье» «Дерганье» поясов заключалось в своеобразном плетении на пяти пальцах руки при участии двух работниц — одна переплетала через пальцы петли основы, а другая переплетала рукой, продергивая петли.
Слайд 14
Виды ткачества поясов: На дощечках Тканье на дощечках выполнялось при помощи квадратных дощечек с четырьмя дырочками, от вращения которых каждый раз сменялась 1 / 4 часть основы. Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.
Слайд 15
Виды ткачества поясов: На бердо Тканье на бердо осуществлялось при помощи дощечки с прорезями и дырочками. Четные нити основы пропускались через дырочки , а нечетные между отверстиями. При поднятии и опускании бердо образовывался зев, в который продевалась нить утка.
Слайд 16
Виды ткачества поясов: На катушке (ниту) Тканье на ниту заключалось в подвязывании нечетных нитей основы при помощи нитяных петелек, оттягивание и опускание которых образовывало зев. Вероятно, такой способ тканья являлся прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке. До появления бердо и подножек он долгое время мог существовать как ткацкий станок для изготовления тканей.
Слайд 17
Цвет пояса Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Традиционным цветом для поясов был красный - цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть. Красный значит красивый, праздничный. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый имел свое название: алый, кровавый, мясной, червленый, червонный, багрецовый, багровый, искрасна-рыжий, красно-кирпичный, малиновый и другие. Красный цвет использовался как средство против сглаза. Черный цвет был символом земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали.
Слайд 18
Узоры на поясе Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Существовали специальные охранительные узоры, которые будто бы защищали людей от непогоды, помогали на охоте, на рыбалке, в сборе урожая. Украшением поясов, несомненно, являются надписи. Эти надписи представляют собой молитвы, имена изготовителя или того, кому они предназначены, названия городов, даты, любовные послания или тексты песен.
Слайд 19
Оформление пояса Любой пояс должен был быть оформлен. На «хвостиках» пояса каждая мастерица оставляла свой способ оформления. По нему можно было узнать, кто соткал этот пояс
Слайд 20
Итоги проекта: создание презентации на тему: «Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма Тамбовского края»; изготовление пояса для народного костюма Тамбовской области методом «дерганье».
Слайд 21
Литература: http://www.uralhistory.ru/hranitsya_proshloe_v_muzee http://wiki.iteach.ru http://www.rustm.net Ф.М. Пармон. Русский народный костюм, М.,1994 «Русские. Историко-этнографический атлас», М.1967
10 осенних мастер-классов для детей
Шелковая горка
Горка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Ласточка