Нитяная графика
Вложение | Размер |
---|---|
nityanaya_grafika._izonit.docx | 558.69 КБ |
Открытая республиканская конференция
Исследовательских работ обучающихся
«Моё Я в большой науке» имени Р.И.Утямышева
Секция: декоративно-прикладное творчество
исследовательская работа
«Нитяная графика (изонить): технология и применение».
Работу выполнила:
Назмутдинова Лейсан ученица 8 класса
МБОУ «СОШ им. Р.И. Зарипова с.Байлянгар»
Научный руководитель:
учитель технологии, Назмиева Ф.З.
2016 год
Содержание.
* Введение………………………………………………………3 с.
*Основная часть………………………………………………4-8 с.
* Заключение……..……………………………………………9 с.
* Список использованной литературы…………………………9 с.
* Приложение 1………………………………………..………10-12 с.
Введение
Цели: научиться создавать своими руками неповторимые удивительные работы в технике изонить, исследовать влияние данной технологии на развитие творческих способностей человека.
Задачи:
Человек, сколько он себя помнит, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Существует большое количество интересных художественных ремёсел, где каждый может попробовать свои собственные силы и своими руками сделать красивую и нужную вещь для дома, для школы, в подарок друзьям и знакомым.
В 7 классе на уроках искусства Флуза Зиннуровна познакомила нас с новым оригинальным видом декоративно-прикладного искусства изонитью. Мне очень понравилось выполнять работы в технике изонить и я решили побольше узнать об этом виде искусства, хорошо овладеть техникой ниточного дизайна, выполнить разнообразные и интересные работы .Ведь это так увлекательно творить прекрасное своими руками, радовать окружающих необычными картинами.
Недаром говорится, что умелые руки не знают скуки. В наше трудное экономическое время порой нет возможности приобрести необычный подарок, сувенир, а техника изонити позволяет это сделать, так как она не требует дорого стоящих материалов, выполняется быстро. А главное самим можно придумать много интересных узоров, сюжеты, декоративных панно и картин. Графическое изображение выглядит очень эффектно.
Основная часть
Изонить – изображение нитью, ниточный дизайн
Изонить – это вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов. Графический рисунок можно выполнить на картоне, бархатной или наждачной бумаге, на шелке, наклеенном на флизелине, на пластиковых крышках от баночек из-под сметаны, сыра и т.д. В качестве фона также можно использовать фанеру, края которой обклеивают тесьмой, или пенопласт, обернутый бумагой, тканью.
История изонити
Очень давно русские крестьяне сами пряли нитки, а потом из них на домашнем деревянном станке ткали холст. Из этого холста шили полотенца, подзоры, рубахи, передники, головные уборы и другие вещи, а затем украшали их вышивкой.
Составляя узоры, вышивальщицы включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звездочки, углы, а также фигуры птиц, зверей, людей.
Со временем русская вышивка становилась все более разнообразной и интересной, но вышивать можно не только на ткани.
Можно выполнить рисунок нитью на твердой основе. Из нитей, натянутых в определенной последовательности, получается графический рисунок, который и называется изонитью.
Нитяная графика или изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Эту технику еще называют нитеграфия.
Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения интерьеров – внутренних помещений дома.
В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера.
В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративные панно.
Материалы и оборудования
Для выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы. Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон: цветной или белый. Сложнее вышивать по бархатной бумаге. Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги. Цвет фона подбирается от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно. Нитки. Они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити хороши при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком. Мулине имеет богатую цветовую палитру, но отечественное мулине рассыпается, а импортное крученое дорогое. Важную роль в композиции узора играет и цвет ниток.
Организация рабочего места и безопасность труда.
Работу нужно выполнять за хорошо освещённым, свободным столом. Освещение может быть естественным или искусственным. Если работа требует много времени, то нужно устраивать минутки отдыха для снятия утомления с туловища и рук, проводить гимнастику для глаз.
Правила пользования иглой.
1.Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.
2.Нельзя ронять иглу на пол.
3.Передавать друг другу только тупым концом вперёд.
4.Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.
5. Нитку нельзя откусывать зубами.
Правила пользования ножницами.
1.Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
2.Передавать друг- другу ножницы можно только кольцами вперёд.
3.Класть ножницы кольцами к себе.
4.Не оставлять раскрытыми.
5.Не махать ножницами, не подносить к лицу.
6.После окончания работы класть в футляр.
7.Хранить всегда в определённом месте.
Правила пользования линейкой.
С помощью линейки мы будем учиться проводить линии.
Правила пользования циркулем.
Это особый инструмент. На одном конце у него – игла, на другом – карандаш.
Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.
Подготовка к работе
Техника выполнения стежков в изонити проста и доступна всем. Для ее освоения достаточно знать несколько основных приемов, главными из которых являются заполнение (прошивание) угла и заполнение окружности.
Научиться прошивать изонитью углы легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов.
Делить стороны можно, конечно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно. Но это занятие развивает глазомер, и со временем точность будет повышаться.
Техника выполнения изонити
Заполнение нитью угла.
1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
2. На каждой стороне угла отметить точки через 5 мм.
3. Пронумеровать полученные точки, на одной стороне угла – начиная от вершины, а на другой – к вершине. Количество точек должно быть одинаковое.
4. Сделать шилом проколы во всех точках, кроме вершины угла.
5. Вдеть нитку в иголку, узелок в конце нити не завязывать.
6. Войти иглой в точке 1 с изнанки на лицо. Конец нити примерно 1 см придержать на изнанке пальцем. Войти иглой в точку 1 на другой стороне угла с лица на изнанку. Стежок хорошо натянуть (рис. 4).
7. На изнанке стежок сделать по той же стороне угла в соседнее отверстие: 1-2, 2-3, 3-4 и так далее.
8. По лицевой стороне соединить отверстия с одинаковыми номерами длинными, хорошо натянутыми стежками, переходя от одной стороны угла к другой.
Из углов можно составить паутинки, звездочки, волны.
Заполнение нитью окружности.
1. С помощью циркуля начертить окружность желаемого размера.
2. Разделить окружность на равные части (на 6, 8, 12 и так далее).
3. Сделать шилом проколы во всех полученных точках.
4. Вдеть нить определенного цвета в иглу.
5. Иголку с ниткой ввести с изнанки на лицо, кончик нитки придержать.
6. По лицевой стороне проложить стежки-хорды, двигаясь по кругу, считая количество пропускаемых проколов (рис. 5).
7. По изнанке ввести иглу в соседнее отверстие в обратном направлении – шаг за шагом. Чем длиннее стежок-хорда, тем меньше получится центральное отверстие (середина цветка).
Чтобы не сделать ошибок при заполнении окружности, можно пронумеровать точки с внешней стороны круга, а затем внутри его (на изнаночной стороне) (рис. 6, 7).
Внутреннюю нумерацию начинают с той точки, в которую нужно ввести иглу в первый раз (чем ближе точка, тем больше узор примыкает к окружности). Затем, как при заполнении угла, соединяют точки, имеющие один и тот же номер.
Этот способ заполнения окружности позволяет легко выполнять овалы и спирали (рис. 8).
После освоения этих элементов я начала придумывать свои и мне легко удавалось выполнить задуманную работу.
Инструкционно – технологическая карта
№ | Технология изготовления | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
Выбирать рисунок | (Изображение на автобусе) пленка,ручка | ||
Подготовить фон работы | Бархатная бумага, картон,клей | ||
2. | Выбирать нитки | Цветные нитки | |
3. | Перевод рисунка на картон | Калька, пленка,ручка, готовый фон | |
4. | Прокалывание по рисунку | Иголка, готовый рисунок | |
5. | Вышивание по рисунку | Иголка, нитки,ножница | |
6. | Вставить в рамку готовое изделие | Рама |
Заключение
На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверена, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.
Работа помогла мне выработать такие качества как усидчивость, аккуратность, терпение, настойчивость, умение доводить начатую работу до конца. Благодаря выдумке, творчеству, изобретательности я изготовила очень много оригинальных картин, которые подарю родным и друзьям, которые украсили интерьер нашего дома, школы. В ходе выполнения работ я получила представление о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины, научилась подбирать цвет к фону, различать толщину ниток.
Чтобы в совершенстве овладеть техникой изонить, нужны систематические занятия. Ещё много неизведанного для меня осталось в этом виде искусства, но я не остановлюсь на достигнутом, и попробую в дальнейшем ознакомиться и с переплетением окружностей, и как составлять узоры на использованных дисках, и выполню ещё более сложные и оригинальные работы.
Список литературы.
Сказка на ночь про Снеговика
Золотой циркуль
Три орешка для Золушки
Военная хитрость
Как нарисовать ветку ели?