В наше время мы рассматриваем традиции шитья и вышивки как часть декоративного искусства. Но даже и такое, оно постепенно забывается. Может быть, поэтому современные дети и подростки теряют свою духовность. Ведь известно, что разрушение традиционной культуры народа – это его духовная гибель, за которой следует физическое исчезновение, растворение в среде других народов. А искусство создания кубанской одежды с вышивкой – это одна из основных частей нашей этнокультуры.
Накопленные кубанцами, нашими предками, ценности не должны забываться. Мы обязаны всё время как бы соединять настоящее и минувшее.
Работая над темой «Смысл и тайны кубанской одежды» Вика постаралась показать, насколько прекрасно наше творчество, связано с природой и опытом жизни народа, насколько сильно влияние этнокультурных традиций кубанских казаков в обычной жизни.
Кубань всегда была и остаётся краем гордой красоты и бесценных сокровищ. Здесь есть, где развернуться творческой гениальности нашего народа, есть, что изучать, что по-хозяйски использовать и улучшать и что охранять в интересах самого же человека.
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_i_tayny_kubanskoy_odezhdy.doc | 70 КБ |
kubanskaya_narodnaya_odezhda.pptx | 2.5 МБ |
Краевой конкурс научно-исследовательских проектов «Эврика Юниор»
Малой академии наук учащихся Кубани
Смысл и значение
кубанской народной одежды.
Колпаченко Виктория Алексеевна,
ученица 4 «Г» класса,
МБОУ СОШ 5,
г. Белореченск, Белореченский район,
Научный руководитель:
Сухотская Ирина Георгиевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ 5,
г. Белореченск, Белореченский район,
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ | |||
| |||
Актуальность темы | 3 | ||
| |||
Одежда кубанского казака и казачки | 4 | ||
Значение символов кубанской вышивки | 5 | ||
| |||
Роспись игрушек казака и казачки и матрёшек. | 7 | ||
Заключение. | 7 | ||
Литература | 8 | ||
«Смысл и значение народной кубанской одежды»
Колпаченко Виктория Алексеевна,
Краснодарский край, город Белореченск,
МБОУ СОШ 5, 4 «Г» класс
«Ряды линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием… Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.»
С. Есенин «Ключи Марии»
Введение.
Есть места, которые воздействовали на эмоции, притягивали, концентрировали народы и государства. Это Кавказ, а в нём – наша изумительная и великая Кубань. Люди издавна стремились в этот райский уголок, и каждый из переселившихся сюда народов оставил на Кубани что-то своё. Наш край является уникальным регионом, где на протяжении более двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-русской культуры тесно взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Очень важно не дать забыть нам, детям XXI века, о народном искусстве Кубани, которое несёт радость, красоту, уют в наши дома и гордость за наш творческий народ.
На уроках окружающего мира нам рассказывали об оберегах и талисманах Древней Руси, на уроках изобразительного искусства знакомили с различными видами росписей. А меня заинтересовал вопрос «Что означала для кубанцев их одежда, почему они выполняли именно такие узоры на своих вышивках».
Цель работы: выяснить значение и смысл кубанской одежды и вышивки.
Для изучения данного вопроса были намечены следующие задачи:
Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – штанам кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Рубахи были двух видов: русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка. Казаки вообще предпочитали шёлк другим тканям - на шёлке вошь не живёт. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевали на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалык (тюрк. «арка» - спина, «лык» - греть) – «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор - башлык.
Сапог было великое множество. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини или «чирики» - туфли-галоши, их надевали поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары.
Папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышком символизировали полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапку в дар родовым рекам. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду.
Особое значение у казаков имели лампасы. Они знаменовали принадлежность
их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.
Фирменный казачий костюм включал также бешмет. Его шили из различных покупных тканей. Бешмет на подкладке имел различные названия: на западе нашего края – «бешмет», «чекмень», на востоке, кроме того, «халат», «балахон». В юго-восточных районах Кубани (в ст. Родниковской, Бесскорбной, Удобной) носил название «кирея», а более короткий назывался «сиряк»
Более всего казак ценил одежду не за её стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носил чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» - означало войти в «волю» дарителю и потерять свою.
Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных если совершенно, то деталями.. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Особенностью казачьего женского костюма были головные уборы. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. Слова «фан» - прекрасный). Обязательным было ношение шлычки – маленькой шапочки, надевавшейся на пучок, в который укладывалась коса.
Основой женского костюма была рубаха, которая ещё носила название «сорочка», а нижняя часть рубахи называлась по-украински – «пидтичка», «подол» «подстава»
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX века. Он состоял из юбки кофты, так называемая «парочка». Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более тёмную однотонную одежду.
Вообще в традиционной одежде кубанцев прослеживаются старинные черты, которые одинаково характерны как для русских, так и для украинцев, также сказались длительное соседство и тесные связи с народами Северного Кавказа. После Октябрьской революции 1917 года традиционный костюм почти исчез из быта кубанцев, но иногда можно встретить отдельные детали: некоторые старухи под платками носят шлычку, излюбленным костюмом у женщин остаётся юбка с кофтой, Мужчины предпочитают шапку-кубанку, сапоги.
Наиболее распространённые виды народных промыслов и декоративно-прикладного искусства в Краснодарском крае – это гончарное ремесло, резьба по дереву, вязание, плетение из лозы и, конечно же, вышивка. Вышивкой наши предки старались оградить и защитить себя и своих родных от злых сил.
Вышивкой украшали женские и мужские рубахи – по низу, по краям рукавов, по вороту и груди. Эта традиция идет ещё из древних времён: шея, лицо, кисти рук, стопы – наименее защищённая часть тела.
В вышивке сюжет включает такие элементы, как дерево (древо жизни, обиталище душ-птиц, соединяющее три мира: верхний – мир светлых сил, нижний – тёмных, средний – место обитания человека, где сталкиваются добро и зло, жизнь и смерть), треугольники и ромбики (знаки, символизирующие женское начало, чаророодие и плодородие). Та же идея заложена в цветовой символике: красный цвет – кровь, солнце, огонь – символ жизни; чёрный – ночь, подземный мир – символ смерти.
Вышивка на предплечьях рукавов нередко содержала символ возделанного поля, нивы: косо поставленный квадрат разделён на четыре части и в каждом малом квадрате помещена точка – знак зерна. Это прекрасно объясняется самим содержанием знака: нива требует труда, рук, и вышивальщицы когда-то сознательно, а в XIX – XX веках уже по традиции изображали на рукаве рубахи в том месте, где он облегает главные мышцы, знак поля, как точку приложения мускульной силы.
В вышивке подола одежды господствует идея земли: небольшие растения, ходящие по земле птички, цветы.
Птица – наиболее распространённый и любимый образец кубанской народной вышивки. Она считалась посланницей солнца, посредником между небом и землёй, оберегом здоровья женщин и детей. Изображение голубя символизировало чистоту, любовь. Образ жаворонка использовался в весенней обрядности.
Растительные мотивы - центральные в кубанской вышивке. Калина, рябина связаны с символом любви и брака. Виноград означал хорошую, счастливую жизнь. Роза – любовь, красота, совершенство, изящество, радость.
Существовали обряды и обычаи у казаков, связанные с вышивкой рушников. Обычно в доме имелось около 30 вышитых рушников. Это прежде всего рушники для новобрачных, для будущих малышей: мальчику – с геометрическим орнаментом, девочке – с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью была мережка, означавшая дальнюю счастливую дорогу, и две полоска красного и синего цвета. Иногда вышивали голову коня как образ богатырской силы. Для жатвы предназначался длинный, до 3,5 метров рушник с цветочным узором по краям
Особое место на рушниках занимали монограмма, текст, литера. Тексты были самые разнообразные: «Встану раненько, умоюсь беленько», «Где любовь, там и Бог» и носили охранительный характер.
4. Роспись одежды казака и казачки и матрёшек по мотивам народной кубанской вышивки.
1. Роспись игрушки.
- изучается основная палитра и линейный рисунок из точек, волнистых линий, кругов, ягод, завитков;
- используются цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный;
- украшаются игрушки красивыми цветными узорами.
2. Роспись матрёшек.
- рисуется платок, кофта, фартук;
- покрывается цветом;
- выполняется декоративная роспись фартука, платка.
.
5 . Заключение.
Ещё в древности отношение славян с природой формировало образный мир искусства, его унаследовало и наше кубанское искусство. Оно всегда обращено к человеку, его мыслям, чувствам. Образы солнца, света соединялись с образами матери-земли. Каждый узор вышивался с пониманием значения, в каждую вещь мастерицы «вкладывали душу». Увидев кубанское народное творчество, хочется знать о той земле, название которой оно носит, о тех людях, которые его создают.
6. Литература.
Слайд 1
Кубанская народная одеждаСлайд 2
Мужской казачий костюм
Слайд 3
Женский кубанский костюм
Слайд 4
Кубанские узоры
Слайд 8
Я работаю над проектом
Слайд 11
Нельзя дать исчезнуть кубанскому народному искусству, которое несёт радость, красоту, уют в наши дома и гордость за наш творческий народ
Будьте как солнце!
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Юрий Визбор. Милая моя
Снегири и коты