Актуальность: Возрождение национальных традиций приобретает все больший интерес к национальной одежде, украшениям из серебра, бересты, мельхиора, бисера. По себестоимости украшения дороги и в носке не комфортны из-за веса. Исходя из этого, мы выбрали недорогой материал – упаковку «Доширак»
Проблема: В последнее время почти в каждой семье остаются упаковки «Доширак», которые впоследствии выбрасываются. Выброшенные упаковки являются частью мусора, засоряющего окружающую среду. Но так как материалом является пищевой полистирол, который экологически безвреден, его можно использовать как вторичное сырье. То есть можно дать вторую жизнь упаковке «Доширак».
Новизна: Украшение – илин кэбиhэр, бастына, серьги, выполнены из подручного, легкообрабатываемого материала – полистирола (упаковки «Доширак»)
Цель: Изучение якутских орнаментов и узоров. Изготовление изделия.
Задачи:
1. Выполнить эскиз изделия.
2. Исследование потребностей – проведение опроса (анкетирование).
3. Анализ выбора материала.
4. Анализ выбора технологии изготовления.
5. Выбор инструментов и приспособлений.
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_zhizn_upakovki_doshirak.doc | 688 КБ |
МОБУ СОШ № 17
(с углубленным изучением отдельных предметов)
Городской Округ «Город Якутск»
Вторая жизнь упаковки «Доширак»
Выполнила:
Барахтырова Галина,
Ученица 8в класса
Руководитель:
Максимова
Галина Иннокентьевна,
учитель технологии
Консультант:
Борисова
Валентина Афанасьевна, заведующая швейной лабораторией Педагогического института Кафедры технологии, инженер-технолог
Якутск - 2014
Актуальность: Возрождение национальных традиций приобретает все больший интерес к национальной одежде, украшениям из серебра, бересты, мельхиора, бисера. По себестоимости украшения дороги и в носке не комфортны из-за веса. Исходя из этого, мы выбрали недорогой материал – упаковку «Доширак»
Проблема: В последнее время почти в каждой семье остаются упаковки «Доширак», которые впоследствии выбрасываются. Выброшенные упаковки являются частью мусора, засоряющего окружающую среду. Но так как материалом является пищевой полистирол, который экологически безвреден, его можно использовать как вторичное сырье. То есть можно дать вторую жизнь упаковке «Доширак».
Новизна: Украшение – илин кэбиhэр, бастына, серьги, выполнены из подручного, легкообрабатываемого материала – полистирола (упаковки «Доширак»)
Цель: Изучение якутских орнаментов и узоров. Изготовление изделия.
Задачи:
1. Выполнить эскиз изделия.
2. Исследование потребностей – проведение опроса (анкетирование).
3. Анализ выбора материала.
4. Анализ выбора технологии изготовления.
5. Выбор инструментов и приспособлений.
Технологическая последовательность
изготовления изделия
Орнаменты — это изобразительный фольклор народа. Потому, как вид устного народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную языковую и смысловую тайну. Изучая язык фольклора, классифицируя его, создавая словари, мы получаем огромный материал в изучении происхождения своего народа, истории его жизни, определении рода их занятий. Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. Орнамент - это особый вид искусства, для которого характерны такие пластические средства, как линия, цвет, ритм, пропорция, композиция.
Потребность искусствоведческого исследования орнамента в современных условиях возрастает в связи с такими проблемами общетеоретического и методологического характера, как "традиция и новаторство", "народная культура", понятия "национальное своеобразие", "национальная специфика" и т.д. Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнанна его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное.
Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке.
Целью данной работы является анализ якутских орнаментов.
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения, виды орнамента.
2. Изучить виды якутских орнаментов.
3. Узнать в каких отраслях используют, какие орнаменты.
Объект исследования: орнамент.
Глава 1. Орнамент
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
История возникновения орнамента Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Цель орнамента определилась — украшать. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних.
...В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью... хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"».
Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики». Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами.
Ранние формы орнамента — геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани» Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Виды орнамента На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент. Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте – это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое. Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.
Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, геометрическим, растительным. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля. Стиль в искусстве различных периодов - это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.
Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.
Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов.
Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока.
Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.
Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент использует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой. К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста.
Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя важную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.
Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, не существующего. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока). Астральный орнамент (от слова «астра» - звезда). Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречаются в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая. Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Глава 2. Якутский орнамент
Якутский орнамент включает в свой состав как прямолинейные, так и сложно-криволинейные мотивы, нередко в соединении друг с другом. Простейшие прямолинейно-геометрические узоры состоят из полос (простых или покрытых вертикально или наклонно расположенными линиями), ромбов, квадратов, прямоугольников, треугольников, зигзага, вписанных треугольников, светлых и темных квадратов, расположенных в шахматном порядке, шестиугольников, диагонально пересеченных квадратов и прямоугольников, крестов, составленных из ромбов, сетки и тому подобных фигур. К криволинейным орнаментам относятся лировидные узоры, различного вида спирали (одиночные, парные и S-видные), рогообразные фигуры, кресты, (разветвленные на концах или имеющие на них ромбообразные утолщения), «волна», фигура, похожая на сердце, с ромбиком или крестом наверху, дуга, дуги с крестами на месте соединения, пальметки, миндалевидные фигуры, четырехлепестковые розетки и циркульный узор. Криволинейные мотивы нередко образуют довольно сложные композиции и в вышивке отличаются яркостью цветов.
Орнамент встречается на одежде, обуви, рукавицах, шапках, меховых ковриках, чепраках, мешках, колчанах, на разнообразных изделиях из бересты, дерева и металла, на предметах из кости. Для орнаментации применяются цветные сукна, бисер, металлические бляшки, цветные нитки. Многие простейшие геометрические узоры сходны с таковыми же эвенкийско-юкагирскими, сложно-криволинейные узоры во многом сближаются с саяно-алтайскими, а также с орнаментом народов Средней Азии — казахов, киргизов, горных таджиков.
Орнамент состоятельных якутов отличался прежде пышностью и богатством своих форм, но каких-либо новых его типов верхушка якутского общества не создала. Широко используя орнаментальные мотивы, разработанные народными мастерами и мастерицами, якутские тойоны, кулаки и торговцы в отличие от бедноты применяли их для украшения бытовых предметов из серебра, покупали серебряные нитки, сукна и другие дорогостоящие материалы для отделки одежды и конской упряжи.
2.1. Виды якутских орнаментов
Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко. Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение. Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках. Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья. Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева. Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.
Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов. Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали. Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья. Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век. Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках. Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание.
Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов. Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову. Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.
Растительный побежек. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами. Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.
Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений. Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды. Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д. Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).
2.2. Классификация якутских орнаментов
Проблема классификации орнамента, как и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства, неоднозначна и дискуссионная. Классификацией орнамента достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны. Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент ХVIII, ХIХ, ХХ веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), светопластическим свойствам (полихромный, рельефный), стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный). Обзор литературы по русскому народному искусству и искусству народов бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами.
Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым – одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.).
Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента. В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития. Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.
Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, исследователи выделяют в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте выделяются две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента. Заключение Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия. Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов. Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения. Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.
Опрос-анкета
№ П/п | Вопросы | Да | Нет |
1 | Нравится ли Вам изделие? | 23 | 2 |
2 | Как Вы думаете, можно его надеть? | 24 | 1 |
3 | Хотелось бы Вам научиться этой технологии? | 19 | 6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из подручного легкого материала «Доширак» можно изготовить различные изделия, в том числе и якутские украшения. Мы рекомендуем эти украшения:
Желающие могут сделать для себя такое украшение, прикоснувшись к народной традиции.
Использованная литература:
По морям вокруг Земли
Твёрдое - мягкое
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Загадка старого пирата или водолазный колокол