Учреждение
лицей №1
Муниципальный район
Учалинский район Республики Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Башкортостан
Картина с войлоком
«Воспоминание о лете»
Разработала: ученица 8 «б» класса
Насрытдинова Алина
Руководитель: учитель технологии
Нуретдинова Ф.Р.
Учалы 2015
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Обоснование возникшей проблемы. Цель и задачи проекта 3
1.2. Выбор концепции 4
1.3. Историческая справка……………………………………………………………………4
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Составление «схемы обдумывания»………………………………………………….…6
2.2. Разработка и анализ идей и вариантов.…………………………………………………6
2.3. Выбор материала, инструментов, приспособлений……………………………………7
2.4. Правила техники безопасности……………………………………………………...…..8
2.5. Технологическая карта проекта……………………………………………………...…9
2.6. Экономическое и экологическое обоснование………………………………………..10
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Фотография изделия…………………………………………………………………….12
3.2. Оценка изделия………………………………………………………………………….13
3.3. Реклама…………………………………………………………………………………..14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………15
Приложение …………………………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Обоснование возникшей проблемы. Цель и задачи проекта
В последнее время большую популярность приобрело рисование картин с помощью цветной шерсти. Картина, выполненная в этой технике, надолго оставляет след в душе. Они словно погружают в свой мир, дают возможность забыть обо всем и оказаться в сказке. А этого так не хватает в наше стремительное и суетливое время.
Картины из шерсти — увлекательный и необычный вид творчества. Даже не имея навыков в рисовании можно создавать теплые, нежные картины и при этом приятно проводить время в работе с натуральными материалами. Это сможет каждый человек, который чувствует необходимость творить.
Вдохновением для создания будущих картин служит природа со своими роскошными пейзажами, многообразием животного мира.
Больше всего мне нравится то, что в этой технике нет определенных правил. Каждый раз, когда «рисуешь» новую картину, вырабатываются новые тонкости в работе с шерстью. Такие картины дарят особую энергетику, вложенную самим человеком. Они служат гармоничным украшением в интерьере или просто оригинальным подарком.
Я с удовольствием наблюдаю, как быстро и уверенно шерсть завоевывает сердца людей и пространство в нашей жизни. Изделия ручной работы наконец-то приобретают популярность не только за границей, но и на просторах России.
Дизайнеры используют войлок для изготовления элементов декора, войлочные аксессуары придают нарядам очарование и прелесть своей богатой цветовой гаммой, изящными линиями и возможностью воплотить любые фантазии. Броши, бусы, шарфы, косметички, сумочки и различные фигурки, игрушки - все это украсит любой наряд и интерьер.
Узнав новую технику, мне захотелось что-нибудь изготовить в данной технике. Некоторое время я копила в себе знания, вдохновение и твердую уверенность, что придет время, когда я тоже что-нибудь «нарисую шерстью». И вот, оно настало. Я твердо решила: хватит откладывать в долгий ящик, пора! Прямиком пошла в рукодельный магазин, накупила шерсти всевозможных тонов, а также иглы для валяния. Поэтому мой проект посвящен валянию. Я думаю, что это будет такое изделие, которое прекрасно дополнит интерьер дома, кабинета «Технологии» или будет хорошим подарком на Новый год.
Итак, я определила цель работы – попробовать свои силы в «рисовании шерстью» и самостоятельно изготовить изделие, которое будет действительно востребовано.
Таким образом, задачи определились сами собой:
1) разработать вариант будущей картины;
2) организовать рабочее место;
3) подобрать необходимые материалы и инструменты для работы;
4) изготовить изделия в технике «шерстяная живопись»;
5) оценить качество выполненного изделия.
1.2. Выбор концепции
Валяние шерсти, как мокрое, так и сухое – это трудоемкий, но очень интересный и увлекательный процесс, с помощью которого можно создавать экологически чистые, красивые, а главное, оригинальные изделия для себя и в подарок близким людям.
Материалы для валяния сейчас можно найти в магазинах, они экологически чистые, так как волокно – натуральное шерстяное. Изделия, которые я увидела в интернете, оригинальные, яркие, неповторимые.
Как запечатлеть минуты красоты живого, неповторимого растения цветка? Можно его сфотографировать, нарисовать. Можно его создать искусственно, цветочки оплести листочками. А можно и из войлока создать прекрасный букет. В интерьере возможно расположить интересные композиции, которые будут сочетать в себе элементы из различных материалов, например, цветы из кожи, бисера, ткани, ягоды из папье – маше, листья из тканей или бумаги, бисера и настоящие колосья. Главное, чтобы эти композиции отвечали одной идеи. Свой интерьер решила украсить картиной из войлока, нарисовав букеты цветов, которые почти не отличаются от натуральных цветов и деревьев, но сохраняются они довольно долго.
1.3. Историческая справка
ВАЛЯНИЕ ВОЙЛОКА (англ. felting, нем. filzen)—способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии (Ирана, Афганистана).
История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия связано с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер.
В действительности, техника валяния из шерсти пользовалась популярностью во всех государствах, где были одомашнены овцы и козы.
Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока — ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI—V вв. до н. э.), из курганов Нои-нула в МНР (хунну, II—1 вв. до н. э.).
Основное сырье для валяния войлока — овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, верблюжьей и козьей шерсти, конского волоса и волоса, выпадающего при линьке крупного рогатого скота. У кочевников Евразии выше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее ценным считается войлок из летней шерсти
(см. приложение-1)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Составление «схемы обдумывания»
Прежде чем приступить к изготовлению проекта, мне пришлось поработать с журналами по рукоделию, исторической литературой, книгами о валянии из шерсти, рассмотреть несколько вариантов картин в сети Internet. После работы с этими источниками информации у меня появилось несколько идей выполнения задуманного, которые я объединила в следующую схему. Эта схема явилась своеобразным алгоритмом выполнения моего проекта.
Себестоимость, потребность |
| История Валяния из шерсти |
| Выбор инструментов |
| Разработка идей, вариантов |
Выбор материала |
| Сбор информации | ||
| «Картина» |
| ||
Техника безопасности |
| Требования | ||
Технология изготовления
|
| Охрана труда |
| Реклама |
2.2.Разработка и анализ идей и вариантов.
Сначала я рассмотрела 3 варианта
Овощи и фрукты, выполненные в технике сухого валяния на каркасе из проволоки. Использована шерсть трех цветов. Объемно, красиво, ярко, необычно.
Послужит хорошим подарком, украсит интерьер любой кухни или гостиной
Красные маки – неповторимое панно, выполненное в технике валяния. Подобранные цвета, минимализм –
модное решение дизайна современного интерьера
Яркие и выразительные цветы в любое время года
будут напоминать вам о нежном лете и ласковом
солнце наполнят дом уютом и теплом.
.
Различают два вида валяния шерсти – сухое и мокрое.
Мокрое валяние – это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используется водный мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что, не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. В горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски крепко сжимаются, что и позволяет войлоку сохранять приданную ему в ходе валяния форму.
Сухое валяние – этот способ называют также фильцеванием. Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном насечки. При многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом, и получится войлочное изделие.
Валяние, фильцевание, фелтинг используют как синонимы, но иногда фильцеванием называют сухое валяние иглой, а фелтингом – мокрое валяние.
Из вышеуказанных вариантов я выбрала третий вариант, так как он более интересен, необычен и наряден. Мне захотелось изготовить панно из цветов на жёлтом фоне. Эскиз я спроектировала самостоятельно. Подобранные мною цвета для моей картины, я надеюсь – это модное решение дизайна современного интерьера.
Я выбрала для своей работы мокрое и сухое валяние, так как эти способы идеально подходят для изготовления плоских изделий, а именно картины.
2.3. Выбор необходимого материала, инструментов и приспособлений
Шерсть разных цветов, мыло хозяйственное, вода горячая, таз для мыльного раствора, скалка, упаковочная полиэтиленовая плёнка с воздушными пузырьками, капроновый сетчатый тюль.
Иглы для валяния № 36, № 40, поролоновая губка
2.4. Правила техники безопасности
1. При работе с иглой для фильцевания нужно быть осторожным, сама игла и насечки очень острые.
2. Не подставляйте под неё пальцы, желательно надевать на палец наперсток.
3. Держать изделие в руках опасно – используйте в качестве коврика губку.
4. Нельзя пользоваться ржавыми иголками и ножницами.
5. При разбрызгивании мыльного раствора быть аккуратным, чтобы он не попал в глаза.
6. Расстояние между глазами и работой должно быть 25 – 30 см.
7.Если вы валяете сидя за столом, стул должен быть, придвинут к столу так, чтобы можно было упираться спиной в его спинку.
2.5. Технологическая карта проекта
Технологическая карта на изготовление картины
№ п | Последовательность операций | Инструменты и приспособления |
1. | Нарисовала эскиз картины, приготовила рабочее место | Бумага, карандаш, гуашь, ластик |
2. | На столе расстилаю упаковочную полиэтиленовую плёнку с воздушными пузырьками. Отрываю от ленты тонкие прядки желтой шерсти и накладываю на плёнку (см. приложение-1)
| Плёнка, желтая шерсть |
3. | Выкладываю вазу к основному цвету светлые и тёмные прядки синей пряжи | Светлая, темная синяя пряжа |
4.
| Выкладываю листья светло и темно зеленой шерстью и начинаю выкладывать цветы, согласно эскизу. | Зелёная, жёлтая, красная, сиреневая, бордовая шерсть |
5. | Накрываю полотно капроновой тюлью и смачиваю тёплым мыльным раствором. | Мыло, чашка, тюль |
6
| Валяем картину вначале руками, а затем скалкой, периодически разворачивая и поправляя рисунок. | Картина, скалка |
7 | Сваляную картину сполоснула холодной водой и положила сушить. | Тазик, свалянная картина |
8 | После сушки по краям некоторые цветы оформила сухим валянием, протыкая иглой. | Иголки №36, №40, пряжа |
9 | Оформляем готовую картину в паспорту, а затем в рамку. | Паспарту, рамка |
2.6. Экономическое и экологическое обоснование
Расчет себестоимости изделия
№ | Используемые материалы | Цена за 100 гр. | Расход материала | Затраты |
1 | Шерсть темно желтая | 50 руб. | 100 гр. | 50 руб. |
2 | Шерсть светло желтая | 50 руб. | 20 гр. | 10 руб. |
3 | Шерсть красная | 50 руб. | 20 гр. | 10 руб. |
4 | Шерсть светло зелёная | 50 руб. | 45 гр. | 22,50 руб. |
5 | Шерсть темно зелёная | 50 руб. | 10 гр. | 5 руб. |
6. | Шерсть сиреневый | 50 руб. | 15 гр. | 7,50 руб. |
7 | Шерсть голубой | 50 руб | 10 гр. | 5 руб. |
8 | Шерсть синий | 50 руб | 10 гр. | 5 руб |
9 | Шерсть темно синий | 50 руб. | 5 гр. | 2,50 руб. |
10 | Иглы для валяния №36, №40 | 1 шт - 20 | 5 штук | 100 руб. |
11 | Рамка |
| 1 штука | 300 руб. |
12 | Паспарту |
| 1 штука | 50 руб. |
| Итого |
|
| 594.50 руб. |
Итак, общие затраты, без учета оплаты труда составляют 594.50 рублей, что намного дешевле по сравнению с рыночными ценами. А главное, что оно в единственном экземпляре. Мама довольна, что сэкономила деньги, а я довольна, что моя картина прекрасно дополнит интерьер нашего дома.
Экологическое обоснование
В термин «экологичность изделия» входит, прежде всего, такое понятие, как использование натуральных и качественных материалов, позволяющих обеспечить безопасность окружающих. Это очень важно, так как применение недоброкачественных материалов может вызвать у человека различные аллергические реакции и даже вызвать заболевания различного рода.
Моё изделие сделано из экологически чистых материалов. Шерсть, являющаяся основным материалом в данной поделке, это натуральные волокна животного происхождения, не наносящие совершенно никакого вреда здоровью человека.
Следовательно, моё изделие можно назвать экологически чистым по всем параметрам и с полной уверенностью рекомендовать к использованию.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
3.1. Фотография изделия
3.2. Оценка изделия
Результат моей кропотливой работы меня очень порадовал. Мне приятно, что я сотворила очень хорошую вещицу своими руками.
Выполненное мною изделие относится к изделиям средней сложности. На мой взгляд, картина получилась довольно качественной, эстетичной, а главное недорогой.
В процессе работы я познакомились с историей данного вида рукоделия, узнала, что валяние из шерсти - древняя техника, распространённая в разных странах. Познакомилась с множеством работ в социальной сети.
«Шерстяная живопись» - достаточно интересное занятие, я так увлеклась им, что эта работа доставила мне огромное удовольствие и радость. Маме, учительнице и подружкам моя картина понравилась. Да и мне она принесла массу положительных эмоций.
Эту картину я повешу на стену в гостиной. Она будет радовать окружающих, и заставлять любоваться ею.
Я довольна готовым результатом и рада, что работа выполнена красиво и аккуратно и я добилась своей цели.
3.3. Реклама
Искусство валяния известно давно,
И в наши дни актуально оно.
Моими картинами украсьте свой дом,
Тепло и уют поселятся в нём
ЛИТЕРАТУРА
1. «Войлок. Все способы валяния», автор Ксения Шинковская, издательский центр АСТ-Пресс Книга 2011 г.
2. «Шерстяные панно своими руками», автор Анна Пипер, переводчик
Ю.Воркуев, издательский центр Ниола-Пресс 2007 г.
3. «Вещи из войлока», автор А.Г.Красичкова, издательский центр Полиграфиздат 2010 г.
4. Учебник «Технология» 6 класс под редакцией В.Д.Симоненко, г. Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2006 г.
5. «История русских валенок» – http://www.mirvalenok.ru/posts/istoriya-russkix-va...
6. «История валяния» – http://www.wool-bulb.com/istorija.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3. Рис. 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
История войлока
Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций: сбивание шерсти специальным прутом (предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой); обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой (с целью уплотнения шерстяной массы); свертывание шерсти в рулон (на деревянный валик или без него, с помощью веревки); обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле, либо путем буксировки двумя всадниками (в среднем 10—15 раз на расстоянии 1 км), либо просто вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки. Так получают крупные куски войлока (5х5 м, 4Х4 м) —покрытия для различных частей юрты. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, просто сбивают и уминают руками.
Кочевники Евразии изготовляли из войлока следующие изделия: все виды покрытия для юрты, одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, подстилки для сна), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и пр. мелких предметов, подстилки для новорожденных телят), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и т.д ). Скотоводы Кавказа, Средней Азии, Карпат и Балкан делали войлочные ковры, бурки и мужские головные уборы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Валяльные мастерские:
Шляпная мастерская XIV века Шляпная мастерская XVI в
Мастерская использовавшиеся в XVI веке Инструменты и оборудование для
В середине XIX, начале XX веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали.
. валяния
Валяние на Руси. История русских валенок.
Мышкин – небольшой приволжский городок в Ярославской области. Здесь нет многоэтажных домов, шумных улиц, а после шести часов вечера, когда уже закрыты все магазины и лавки, город словно полностью засыпает, погружаясь в тишину. Зато летом каждый день к скромной мышкинской пристани причаливает большой теплоход с туристами. Дело в том, что в маленьком Мышкине с населением всего в шесть с половиной тысяч человек есть несколько интересных музеев, а один – Музей Мыши – даже упоминается среди дюжины самых оригинальных музеев мира.
Музей "Русские валенки" открылся в Мышкине всего пять лет назад, после того как в День города устроители праздника организовали выставку-продажу "Русские валенки". Выставка так понравилась гостям и жителям, что через некоторое время появился одноименный музей.
Слово "валенок" часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но после посещения этой необычной коллекции неизбежно приходит другое отношение к старинной зимней обуви. Ведь, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, "коты", "катанки", оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники Ярославской области "догадались" валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва,
потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Вот за эту гениальную простоту "валенком" в народном фольклоре и зовется наивный до глупости человек. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они
боятся сырости, поэтому сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.
Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было – теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков. Прошло немало времени, пока валяное производство освоили в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел – для каждого дома валенок скатать. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые.
Есть свои особенности и у мышкинских валенок. Во-первых, они всегда серые, потому что их делают только из шерсти романовской овцы, которую издавна разводят в этой местности. Во-вторых, все валенки – ручной работы. На весь город их валяют восемь женщин и труд этот не легкий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Теперь изделия из войлока применяются в разных областях человеческой жизни. Его возможности сегодня значительно шире: любители этого прикладного искусства делают необыкновенной красоты одежду, сумки, обувь, картины, декоративные панно и ковры, рамки для фото, цветочные композиции, забавные игрушки, абажуры для ламп и многое другое.
Убранство помещений из глубины веков до наших дней
С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт уют, гармонию и красоту. Древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками. Римляне тоже весьма внимательно относились к внутреннему убранству своих домов. Считая греческих мастеров лучшими художниками, они приглашали их отделывать стены росписью и мозаикой.
В Византии в IV веке н.э. обязательным элементом жилого дома была икона. Ее писали восковыми красками или темперой, обрамляли золотыми, серебряными окладами, отделывали драгоценными камнями и эмалями. Икона являлась не только предметом моления и поклонения, но и украшением жилища.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
После введения христианства на Руси в каждом доме в красном углу – самом почитаемом месте горницы тоже стали размещать иконы. Какое-либо другое настенное убранство вплоть до XVII века не допускалось. По числу икон и богатству оклада судили о достатке семьи. В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н.И.Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались
преимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения.
Во Франции и Фландрии в ХII-XIII веках, а немного позже и в Италии стены комнат декорировали безворсовыми коврами. Ковры-картины называли шпалерами. Их рисунок создавали цветными нитями, плотно закрывающими неокрашенную основу из шерсти и льна.
XVII-XVIII века – время расцвета изготовления гобеленов. В Париже в 1662 году была основана мануфактура братьев Гобеленов, а в 1717 году шпалерная мануфактура открылась и в Петербурге, где начали ткать первые отечественные ковры-картины.
Гобелены, шпалеры, картины являлись непременной частью убранства дворцов и загородных резиденций императоров. Именно с интерьером дворцовых ансамблей XVII-
XVIII веков связано такое понятие, как сплошная шпалерная развеска, когда картинами закрывается почти вся стена. В Большом Петергофском дворце есть зал, называемый Картинным. В нем по приказу Екатерины Великой разместили 368 живописных полотен итальянского художника Пьетро Ротари, применив прием сплошной шпалерной развески.
Новшества в архитектуре и мебели непременно отражались на оформлении помещения. Так, стиль модерн XIX – начала XX века привнес криволинейные очертания в архитектурные формы, металлические ограждения в рисунок паркета, а также в настенные панно и предметы обстановки. Распространение функционализма и конструктивизма привело к появлению простых, удобных и трансформируемых интерьеров. Но всегда их неотъемлемым элементом оставалась картина в раме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Вложение | Размер |
---|---|
dinara_novyy_variant.docx | 2.1 МБ |
Военная хитрость
Всему свой срок
10 осенних мастер-классов для детей
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Знакомимся с плотностью жидкостей