Вложение | Размер |
---|---|
hohlomskaya_rospis.docx | 57.32 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22, 3 «А» класс
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ КАК ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
(Исследовательская работа)
Автор: Панюшкин Артем Андреевич
Руководитель: Зверева Марина Геннадьевна
г. Бор Нижегородской области
2014 год
Оглавление
стр.
1. Введение. ……………………………………………………………………………………. 3
2. История хохломской росписи как достояния России. …………………………………… 4
3. Рождение и развитие орнаментов и колорита хохломской росписи. ……………………. 7
4. Технология изготовления хохломской росписи на протяжении веков. …………………..8
5. Хохломская роспись современных производителей (практическая часть)………………..10
6. Хохломская роспись в отечественном и мировом искусстве……………………………… 15
7.Заключение…………………………………………………………………………………….. 17
8.Используемая литература……………………………………………………………………... 18
Введение
Цель исследования: изучить народный промысел – Хохломская роспись, определить технологию изготовления Хохломской росписи на протяжении веков.
Гипотеза 1 – предположим, что корни технологии Хохломской росписи исходят из древней иконописи
Гипотеза 2 – предположим, что технология изготовления Хохломской росписи неизменна на протяжении веков
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объект исследования – промысел Хохломская роспись
Предмет исследования – Хохломская роспись
Для работы использовались следующие методы:
1). Поиск, чтение и обобщение информации
2). Просмотр документальных фильмов
3). Посещение музеев, кустарного производства и фабрик.
4). Практическое исследование.
5). Заключение выводов
А также использовались следующие средства исследования: интернет, периодические издания, энциклопедические статьи, документальные фильмы, художественная литература, деревянные изделия, бумага, масляные краски, лаки, кисти, экспонаты музеев, готовые хохломские изделия и другие вспомогательные средства.
История хохломской росписи как достояния России
Одним из наиболее древних русских народных художественных промыслов на территории Нижегородской области является хохломская роспись. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски в золотистый цвет без примеси золота.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Нижегородской области; название промыслу дало торговое село Хохлома той же области — центр сбыта изделий Хохломской росписи в 18-ом — начале 20-го веков. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Сергиев посад). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
В те далекие времена по данным археологических раскопок, мастера, поселившиеся в этих краях, знали различные приемы обработки дерева. Некоторые из этих приемов при внимательном рассмотрении оказываются близкими к хохломским, и, вероятно, они-то и способствовали рождению новой оригинальной окраски.
Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. Широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.
Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. Среди них были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.
Как свидетельствуют документальные материалы, уже в середине XVIII века хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. Токарную деревянную посуду в большом количестве привозили на Макарьевскую ярмарку. Отсюда на баржах их развозили по всей стране и за ее пределы.
Во второй половине XIX века промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих - вырезали из дерева ложки, в четвертых - расписывали изделия. Управляли всей этой сложной системой производства скупщики.
В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную расписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.
В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы. В Ковернинском районе Горьковской области, отдаленном от Семенова, с молодыми мастерами занимались старейшие художники – Подоговы и Бедин.
Рождение и развитие орнаментов и колорита хохломской росписи
Орнамент и колорит росписи обязаны своим происхождением древнерусской, декоративной культуре, и главным образом культуре 17 столетия. Именно в эту эпоху подобные хохломским сочетаниям цвета встречается в иконе и фресках, в книжной миниатюре, в росписи церковной утвари и деревянной посуды. Широко распространен был в 17 веке и пышный «травный» орнамент с его волнообразными ритмами. Одним из источников хохломского орнамента были религиозные книги, старообрядческие рукописи.
Особая связь у хохломы с иконописью. От нее роспись унаследовала не только некоторые технологические приемы. Близок хохломе колорит местных икон, в котором преобладают теплые тона: красные, зеленовато-желтые, золотисто-коричневые, сочетающиеся с золотым фоном. Часто в иконах местного письма встречаются и мотивы орнамента, напоминающие хохломские.
В конце 18 столетия по характеру узоров можно предположить, что рисунки оттискивались на поверхность сосуда трафаретом, намазанным краской. Вещи, созданные на рубеже 18-19 веков еще не очень похожи на типичные хохломские: у братин «позолочены» только венцы и плечики, рисунок сохранялся серебристым. Наряду с трафаретными узорами встречаются и рисунки, смело нанесенные кистью на закрашенный масляной краской фон. В сочной кистевой манере сохраняются более древние традиции росписи Верхнего Поволжья.
Первая половина 19 столетия – время расцвета хохломского искусства. Легкая прочная нарядная хохломская посуда получает всеобщее признание. Спрос на нее растет, и кустари, мастера росписи, стремясь увеличить количество расписной продукции, вырабатывают приемы «скорописи». Манера становится энергичной, в ней преобладающую роль играет быстрый и уверенный мазок.
В середине 19 века окончательно складывается технология росписи. Мастера уже умели окрашивать поверхность в золотистый цвет, однако применяли это не всегда, так как посуду для продажи стремились сделать дешевой.
На дне больших чаш – геометрический узор, чаще всего розетка, вписанная в ромб. В народе эта композиция получила название «пряника». Вокруг него мастер располагает изображения растительных побегов. Волнообразные, они то расходятся, то сливаются в единую ветвь, движение их плавно и бесконечно – у круглого предмета нет начала и конца.
Рисунок повторяющегося орнаментального мотива достигает совершенства, каждый завиток стебля венчает гроздь ягод или алый цветок.
Травные узоры, идущие из глубокой старины, хохлома бережно хранила, а иногда неожиданно смело перерабатывала, создавая до бесконечности разнообразные варианты.
Очертания листа все более закруглялись, пока листья не превратились в золотые завитки – кудри. Именно так родился новый тип орнамента «кудрина», в котором узор составляется из золотых завитков. «Кудрина» исполняется приемами фонового письма. Фоновое письмо получает широкое распространение во второй половине 19 века.
В этой технике исполняется также орнамент, получивший название «под растительный», ветви с листьями и цветами, и орнамент «древко», возникший под влиянием соседней городецкой росписи.
В хохломской росписи выделяются два вида росписи: верховая и фоновая. « Верховой» вид письма исполняется поверх металлизированного фона. «Фоновый» вид выполняется иначе: наметив контуры рисунка, художница закрашивает черной или красной краской фон, оставляя серебристыми цветы и листья.
Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды: травка-узор из травинок или веточек, пряник- фигура в виде ромба или квадрата, украшенная ягодами, цветами. травой; кудрина - узор из цветов и листьев, имеющий вид золотых завитков; листок-изображение овальных ягодок и листочков, расположенных вокруг стебля.
Эти виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.
Современная роспись обогатилась новыми мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.
В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью, иконы.
Среди всех других росписей хохлома выделяется своей необычной технологией и колоритом: пестрой гамме северных росписей, многокрасочной крестьянской живописи Городца противостоит строгое сочетание черного, красного и золота.
Хохломская роспись развивалась в общем русле русской декоративной культуры, параллельно с другими видами народного творчества, в тесном взаимодействии с соседними художественными промыслами Нижегородской губернии.
Технология изготовления хохломской росписи на протяжении веков
Еще в 17 веке люди заметили, что пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется, а промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой.
Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.
Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Техника хохломской окраски требовала большого опыта и мастерства. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке.
Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой изделия и снаружи и изнутри.
Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
На протяжении веков традиции и технология изготовления хохломских изделий оставались неизменными. А материалы, используемые для изготовления, колорит, орнаментация претерпевали изменения, являлись отражением ..!!!!на различных этапах развития данного вида искусства.
В последние годы произошли некоторые изменения в технологии изготовления хохломы. Сейчас художники расписывают не только серебристую поверхность, но и золотую (перед росписью покрытую лаком). Это дает возможность сохранить четкие контуры орнамента, тонкие изящные линии «травки», которые при росписи по «серебру» после закалки могут слегка растекаться. Современные высококачественные лаки позволяют сделать более прочным и безопасным расписанное изделие.
Хохломская роспись современных производителей (практическая часть).
Современная хохломская роспись, использовав лучшие достижения предыдущих периодов, сохранила их традиции и художественную культуру.
Постоянно велись и ведутся поиски формы, пластических качеств изделия. Они определяются современными требованиями ясности, логичности, простоты.
Основу промысла сегодня составляют два крупнейших художественных очага. Это Ковернинский и Семеновский районы. В настоящее время изделия с хохломской росписью производят несколько десятков предприятий. А также очень развито кустарное производство.
Мне важно было познакомится с современным изготовлением хохломы и понять, сохранилась ли технология.
На родине хохломы, в районе исторического формирования ее искусства, была расположена фабрика «Хохломской художник» с цехами в селе Семино Ковернинского района и филиалами в селах Новопокровском и Кулигино. Здесь работали художники, воспитанные в семьях потомственных мастеров, проживавших в 33 деревнях, хранивших в течение более 300 лет культуру хохломы. Это представители старых хохломских династий – Красильниковых, Подоговых, Серовых, Смирновых, Кудряшовых, Веселовых, Бединых и другие.
В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю.!!!!!!!!!!!!!!!!
В городе Семенов находится более молодой очаг хохломы.
На сегодняшний день здесь крупным комбинатом по производству деревянной посуды, ваз, декоративных панно, мебели является фабрика «Хохломская роспись». Его основные кадры изначально были подготовлены в организованной в 1918 году в специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.
Восприятие природы в творчестве семеновских мастеров проявляется несколько иначе, чем у орнаменталистов, работающих на родине хохломы. В их произведениях расцветают фантастические сады с диковинными цветами, в которых угадываешь красоту садовых растений, замечаешь сходство с пышными и причудливыми цветами, нарядно украшающих окна горожан.
Характер орнамента графичен, в нем приобретает большое значение декоративная разделка цветка, листка, крыльев птиц. Современные семеновские художники необычайно тонко чувствуют красоту узорного сложного силуэта, кружева затейливых форм.
На предприятии сейчас работает более 1500 человек, в том числе 400 художников.
Еще в 1964 году на предприятии возникла экспериментальная лаборатория, в которую входили лучшие художники. В ней сейчас трудятся замечательные, опытные мастерицы, большая часть которых имеет звание «Заслуженный художник России». Именно они немало потрудились для того, чтобы найти новые возможности сочетать традицию с современностью, заинтересовав хохломской росписью не только соотечественников, но и зарубежных ценителей оригинального народного искусства.
Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства: живопись и декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись. На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью.
С помощью видеоматериалов я познакомился с технологией изготовления на фабрике.
В производстве используется в основном дерево - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. В токарном цехе из грубых брусков-заготовок мастер постепенно придает дереву нужную форму – «белье».
В помещениях предварительной обработки, где поддерживается высокая температура (30 градусов) просушивается «белье». Затем изделия покрывают масляным грунтом. Красно-коричневый грунт делает изделие похожим на глиняное. После грунтовки изделие сушится в электропечи, затем очищают его поверхность от шероховатостей наждачной бумагой. Вручную очищают только детские стульчики и предметы, сложные по форме. Остальные шлифуют на станке.
Обязательно вручную выполняют олифление – это наиболее ответственная операция. От нее зависит качество посуды, прочность росписи. Работница окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро-быстро втирает олифу в поверхность чашки, поворачивая ее так, чтобы олифа распределялась равномерно. В течение дня работница покроет изделие олифой 3-4 раза, в промежутках между этим оно сушится на колосниках. На олифление уходит день.
Далее происходит лужение – натирание поверхности предмета серебристым алюминиевым порошком. Оно исполняется также вручную тампоном из овечьей кожи. « Луженая» чашка уже не похожа на глиняную, теперь она «серебряная» и вполне готова под роспись.
Росписью сейчас занимаются здесь исключительно женщины. В светлых и просторных художественных цехах мастерицы сидят на низеньких скамеечках и наносят узор, держа вещь на коленях. Перед ними на длинных низких столах разноцветные банки с красками и кистями, кусочки стекла, заменяющие им палитру.
В росписи применяются масляные краски. Главные из них – красная и черная, киноварь и сажа, но допускаются и другие – коричневая, светлого тона зеленая, желтый крон. Кисти женщины вяжут сами из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было произвести очень тонкую линию и положить сочный мазок.
Работают художницы удивительно легко и свободно, каждая выполняет свою роспись от начала и до конца, у каждой – свои любимые рисунки и индивидуальный почерк.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком: мелкие – вручную, крупные – пульверизаторами. Затем их помещают в электропечь, где подвергают «тушевке» - закалке при высокой температуре (150-160 градусов по Цельсию – для изделий, отлакированных вручную, 60-80 – после лакировки пульверизатором) в течение 3-4 часов. Здесь-то и происходит чудесное превращение: под желтым слоем лака алюминиевый порошок преображается в сверкающее золото.
Печник тоже должен быть знатоком своего дела. Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия.
На складе «деревянное золото» хранится в больших плетеных коробах.
Получается, что технология по сути не изменилась. Лишь некоторые моменты !!!!!!!!!!!!!!!
НА фабрике на сегодняшний день в ассортименте насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения.
Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской продукции можно пить и есть.
ООО «Промысел» создано в 1993 году. Предприятие расположено в селе Семино.
Все виды изделий, а это , в основном, деревянные столярные шкатулки с хохломской росписью, утверждены территориальным художественно-экспертным советом. Коллектив предприятия насчитывает 75 человек и состоит из высококлассных мастеров и художниц, в совершенстве владеющих навыками и приемами художественной росписи по дереву. Творческая работа ведется под руководством известной художницы хохломского промысла Здоровой Елены Порфирьевны, являющейся главным художником предприятия.
Одним из продолжателей славных традиций в производстве хохломской росписи является предприятие ООО «Семинские узоры». На предприятии работают потомственные мастера, передающие секреты искусства из поколения в поколение, в совершенстве владеющие всеми видами хохломского письма.
Также необходимо обратить внимание на сохранение всех стадий производственного процесса в росписи хохломы, что дает право называться истинным хохломским промыслом и сохраняет ценность, уникальность и самобытность хохломских изделий.
На этом предприятии я лично побывал. Здесь меня встретили дружелюбно добродушные работницы и рассказали подробно о технологическом процессе и показали все стадии производства.
В токарном цехе дереву придают нужную форму. После чего изделие отправляется сперва в холодную сушилку на 2 недели, затем в горячую сушилку на 2 недели. После просушивания на изделие наносится грунтовка и перемещается на сушку в печь. После чего оно шлифуется наждачной бумагой. Следующим этапом является олифление, которое производится 3 раза с интервалом в 4 часа. Затем этап – лужение – втирание алюминиевого порошка на изделие. После этого на изделие отправляется на покраску. Сначала наносится фон – красный или черный цвет, потом лак МЧ и изделие попадает в печь. Затем художник начинает разживлять рисунок и придает неповторяющийся вид изделию с помощью специальных красок и кистей. Готовое расписное изделие снова наносят лак и помещают в печь. Последний этап – подделка донышка до совершенства.
Больше всего мне понравилось в художественном цехе, где я с удовольствием наблюдал за работой художниц, которые так четко, умело писали красивые узоры.
В коллективе художественного цеха ООО « Семинские узоры» работают 25 человек, среди них есть Заслуженные художники РФ и просто мастера художественного промысла, посвятившие этому ремеслу не один десяток лет.
Художественный цех выпускает более 150 наименований изделий хохломской росписи. Все изделия соответствуют общепринятым требованиям Госстандарта и могут иметь практическое применение, так же все виды изделий прошли художественно-экспертный совет, ряд наиболее ценных экспонатов находятся в художественных музеях и частных коллекциях.
Вся продукция имеет многоступенчатый контроль качества.
Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса.
В городе Семенов я исследовал технологию изготовления хохломских изделий в кустарных условиях. Она практически не отличается от традиционной. Отличие в том, что производство разделено между группами людей, подчас производящих свою работу в сравнительно небольших помещениях в разных частях города.
Это различие в росписи мастеров двух очагов хохломы не нарушает единства художественных основ промысла. Орнаментам хохломы свойственна характерная для традиционного народного искусства способность, изображая малое, повествовать о большом. В растительном орнаменте хохломских изделий ощутимы солнечная красота природы, радость бытия, утверждение жизни.
Свой опыт, знания, художественный вкус ведущие мастера щедро отдают вырастившим их коллективам, молодой смене промысла.
Мне повезло, я познакомился с художницей одной из фабрик. Она очень интересно рассказывала о традициях хохломы, о применяемых материалах. Эта женщина показала мне основные орнаменты, которые она применяет в росписи изделий. Она предоставила мне возможность самому прикоснуться к этому искусству. Не без помощи художницы на листе бумаги у меня лучше всего получился фоновый рисунок хохломской росписи. Это было очень увлекательно. Оказывается, каждый вид орнамента наносится различными кистями.
Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.
При фабрике «Хохломская роспись» в 1972 году открылся музей, где хранятся образцы уникальных изделий, и по сегодняшний день в нем проводятся экскурсии, на одной
из которых я побывал.
Из экспонатов больше всего меня поразил огромный детский стульчик.
Я также посетил Ковернинский районный музейно-выставочный центр «Отчина», в котором целый этаж посвящен хохломской росписи. Здесь я убедился, что родиной хохломы является Ковернинский район и жители района очень гордятся этим. В этом месте собраны ценнейшие работы и шедевры самых великих ковернинских художников и старейших мастеров хохломского мастерства.
Хохломская роспись в отечественном и мировом искусстве.
Золотая хохлома – один из старинных самобытных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.
Интерес к замечательному искусству велик в нашей стране, где хохломская роспись давно завоевала всеобщее признание.
Хохломские чашки, ковши, столовые сервизы и мебель с успехом экспонируются на отечественных и международных выставках, неизменно вызывая восхищение великолепным мастерством русских умельцев.
После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий.
Искусно выточенная и расписанная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
В начале 20 века хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием
Некогда хохлома еще «горянщиной» звалась. А это от того, что крашеную посуду в печках и горнах сушили. На базар везли «белье», посуду некрашеную, и «горянщину», к которой красильщики руку приложили. «Горянщина» хоть и дороговата была, но покупатель ее предпочитал. Кому не хочется в доме красоту видеть.
Со временем «горянщина» всему миру известна стала. Так во второй половине 19 столетия искусно выточенные и расписанные блюда и чаши, поставцы и кондейки появляются на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
Летопись сохранила такой факт: в 1884 году около 100 000 больших и малых чаш крашенной деревянной посуды было отправлено в Париж, Лондон, Амстердам и Ниццу.
Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
Во второй половине XIX века слава хохломской росписи растет со сказочной быстротой. Начиная с 1860-х годов хохломская посуда и мебель появляются на крупных отечественных и зарубежных выставках, экспонируются в Париже, Реймсе, Эдинбурге, Берлине, Лондоне, Чикаго. В 1888 году открылась постоянная выставка кустарных изделий в Нижегородском техническом музее, а в декабре 1912 года из Одесского порта отправилась странствовать по свету плавучая выставка, в составе которой также были семеновские чашки и ложки.…
В начале 20 века хохломскими изделиями постоянно любуются посетители Лейпцигской ярмарки. Их заказывают и увозят в Америку, Австралию и даже Африку.
В начале XX столетия хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различные блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, ложки, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи.
Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие. Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий.
Заключение
Изучив материал к этой проектной работе, я узнал много нового и интересного о Хохломской росписи.
Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области является хохломская роспись. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века.
Хохлома - название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название хохломской росписи.
В своем развитии роспись переживает несколько этапов.
Первый-конец 17-начало 18 века – становление промысла. Второй – 80-90 гг 19 века – увеличение спроса на изделия, попытка модернизировать уже сложившиеся орнаменты, в качестве дополнительных добавляются новые цвета: желтый, зеленый, коричневый. Небольшой период застоя, когда упал спрос на изделия, сменился подъемом в 30-е гг 20 века. Тогда же формируются 2 основных центра росписи, существующие и сейчас. Эти центры отличаются стилистическими особенностями и приемами росписи. Выпускается большой ассортимент изделий, которые очень популярны и известны во всем мире.
Таким образом, на сложение особого, оригинального стиля хохломы повлияли три фактора: традиционные навыки мастеров в создании форм деревянных изделий, орнаментальная культура Древней Руси и своеобразная технология производства изделий, основанная на их закалке при высокой температуре. Три цвета (золото, киноварь и черный), не изменяясь, не тускнея, выдерживают жар хохломских печей.
Сложился и особый тип орнамента: «травка» - красные и черные стебли травы; «пряник» - ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» - цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» - изображение ягод и листьев. Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.
Совершенно очевидно, что корни технологии Хохломской росписи исходят из древней иконописи. А именно схожи такие моменты, как обработка деревянных изделий олифой, лужение, после росписи – покрытие лаком и прогревание в печи, после чего цвет фона приобретал золотые богатые оттенки…Мое предположение о том, технология изготовления Хохломской росписи неизменна на протяжении веков, подтверждается в ходе исследования. Сама технология обработки изделия не изменялась на протяжении веков. Сохранились и многие традиции и узоры. Только заменили в современной Хохломской росписи материалы обработки, добавили несколько вспомогательных цветов и орнаментов.
Мне бы хотелось и дальше продолжать изучать русское народное творчество.
В самом буквальном смысле – это живая традиция, это учение у отцов и дедов.
Использованная литература
Простые летающие модели из бумаги
Под парусами
Стеклянный Человечек
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем космос