Юбилей Саратовской области, 80 -летие – не только праздник, но и повод для размышлений о будущем.
История Саратова неразрывно связана с историей всей Саратовской земли и служит своеобразным отражением важнейших ее этапов. Создателями истории и культуры нашей области являются уникальные личности, оставившие добрую память у потомков и достойнейшие быть примером для подражания. С нашим краем связаны имена П.А Столыпина , Н.И.Вавилова, Ю.А.Гагарина , Н.Г.Чернышевского, многих ученых , поэтов , актеров и других выдающихся деятелей.
Интерес к краеведению - тенденция современной эпохи. Он основан на поиске человеком своих корней и осознания собственной личности в контексте истории, культуры, судьбы региона, края, города или села.
И поэтому, я считаю свою тему актуальной и своевременной. Я надеюсь, что моя исследовательская работа внесет хотя бы небольшой вклад, в это общее дело по изучению культурного наследия земли Саратовской , о творчестве наших знаменитых художниках – земляках.
Вложение | Размер |
---|---|
Художники земли Саратовской | 112.81 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА С. ЗОЛОТОЕ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СИНЕЛЬНИКОВА В.П.»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ САРАТОВСКОЙ»
Выполнила :Сырысева Надежда
Учащаяся кружка «Юный художник»
Руководитель :
Романова Елена Юрьевна
Педагог дополнительного образования
с. Золотое
2016г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………
2. Знаменитые уроженцы Саратовской области…………………………….
3. Профессиональные художники Саратовской области ………………...….
4. Биография Виктора Борисова-Мусатова ………………...…… …………
5. Биография Павла Варфоломеевича Кузнецова……………………………
6. Биография Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина…………………….
7. Выводы…………………………………………………...…………………..
8. Литература………………………………………………………..………….
9.Приложения
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ САРАТОВСКОЙ»
Выполнила: Сырысева Надежда, учащаяся кружка
«Юный художник»
МБУ ДОД « ДДТ с.Золотое»
Руководитель: Романова Е.Ю, педагог дополнительного
образования
Введение
Юбилей города Саратова, 425-летие – не только праздник, но и повод для размышлений о будущем.
История Саратова неразрывно связана с историей всей Саратовской земли и служит своеобразным отражением важнейших ее этапов. Создателями истории и культуры нашей области являются уникальные личности, оставившие добрую память у потомков и достойнейшие быть примером для подражания. С нашим краем связаны имена П.А Столыпина , Н.И.Вавилова, Ю.А.Гагарина , Н.Г.Чернышевского, многих ученых , поэтов , актеров и других выдающихся деятелей.
Интерес к краеведению - тенденция современной эпохи. Он основан на поиске человеком своих корней и осознания собственной личности в контексте истории, культуры, судьбы региона, края, города или села.
И поэтому, я считаю свою тему актуальной и своевременной. Я надеюсь, что моя исследовательская работа внесет хотя бы небольшой вклад, в это общее дело по изучению культурного наследия земли Саратовской , о творчестве наших знаменитых художниках – земляках.
Цель исследовательской работы: изучение творчества профессиональных художников - уроженцев Саратовской губернии , и вклад в развитие культуры нашей страны, Саратовской области.
Задачи, которые я поставила перед собой следующие:
1) Сбор сведений о художниках-уроженцах Саратовской губернии;
2) Исследование биографии художников;
3) Ознакомление с творчеством художников, историей картин;
В ходе исследования я применяла следующие методы: работа с научно-познавательной литературой , с областными печатными изданиями, журналами, интернет- ресурсами.
2. Знаменитые уроженцы Саратовской области.
Благодатна Саратовская земля на талантливых людей. Она взрастила известных деятелей науки и культуры. Из наших маленьких и больших деревень вышли сильные и целеустремленные люди, которые добились больших успехов и прославили наш родной край
Ученые- Сергей Гаврилович Навашин -ботаник академик .
Николай Николаевич Семёнов- физик и химик, академик .
Павел Николаевич Яблочков.
Николай Иванович Вавилов-биолог селекционер,
Олег Антонов - авиаконструктор;
Александр Бакулев – хирург,
Порфирий Бахметьев – учёный-энциклопедист,
Фёдор Блинов - изобретатель трактора.
Николай Костомаров - историк,
Василий Разумовский, хирург,
Василий Татищев - первый русский историк, сподвижник Петра Первого
Космонавты- Юрий Гагарин,
Владимир Шаталов,
Василий Лазарев,
Вячеслав Зудов,
Владимир Ковалёнок,
Юрий Шаргин.
Музыканты- Лидия Андреевна Русланова.
Иван Петрович Ларионов(автор «Калинки»),
Ольга Васильевна Ковалёва.
Иван Яковлевич Паницкий Леонид Сметаников ,
Альфред Шнитке - композитор
Валерия - певица;
Алена Апина- певица
Юрий Власов - олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике 1960-го года, писатель;
Актеры -Юрий Киселёв - главный режиссёр ТЮЗа ,
Сергей Филиппов - известный артист,
Александр Михайлов - артист,
Евгений Миронов – артист,
Олег Табаков – знаменитый актёр,
Олег Янковский - артист
Писатели -Валентина Мухина-Петринская - писательница для детей и юношества,
Николай Палькин - саратовский поэт, публицист,
Лев Кассиль - писатель для детей и юношества,
Алексей Толстой - писатель,
Николай Чернышевский - революционер-демократ,писатель
Константин Федин – писатель
Художники- Алексей Петрович Боголюбов ,
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов,
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Список не полный
:
3. Профессиональные художники Саратовской области.
Профессиональные художники занимаются изобразительной деятельностью большую часть времени - это их основная работа. Обычно они состоят в каких-то организациях, союзах, часто выставляют свои работы на всеобщее обозрение.
Среди художников добившихся успехов и известности, можно назвать В.Э.Борисова –Мусатова, П.В. Кузнецова, К.С.Петрова –Водкина. Все они художники, занимающиеся разными видами искусства, в разных жанрах. – художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд» В.Э. Борисов - Мусатов, художник-живописец, , художник-декоратор ,художник, работающий в графике П.В. Кузнецов ,художник-живописец К.С. Петров-Водкин.
4. Биография Виктора Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.
С четырнадцати лет Виктор занимается только живописью. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу Елену Владимировну Александрову.
После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж. Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Ф. Кормона, внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898) (Приложение 1), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.
В 1904 году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.(Приложение 2)
Мусатов усердно работает в живописи , еще он занимается фотографией. (Приложение 3) В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но, к счастью, у него есть верные друзья.
Близкие друзья семьи - Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна часто позирует художнику.
Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.(Приложение 4).
В настоящее время в Саратове находится музей-усадьба В.Э. Борисова –Мусатова. (Приложение 5)
6. Биография Павла Варфоломеевича Кузнецова.
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева,впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897. Учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня. В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символистского толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства». В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. (Приложение 6 ) Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича Кузнецова в ряд художников мирового уровня. (Приложение 7 ) В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты». Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Кузнецова. Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931). 1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах. Три последних десятилетия жизни не переставал активно работать, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Часть этих работ находится в собрании Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Скончался в Москве 21 февраля 1968 года. В настоящее время в Саратове находится дом- музей Павла Кузнецова. (Приложение 8 )
7. Биография Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина.
Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в бедной семье в приволжском городке Хвалынске Саратовской губернии. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Детство Кузьмы во многих отношениях было счастливым. Хотя семья жила трудно и бедно, он был опекаем бабушками, тетями, дядьями и другими добрыми людьми. К живописи Кузьму влекло с детства. В четырехклассном приходском училище он наблюдал создание икон у знакомых иконописцев. И сам делал первые самостоятельные пробы - писал иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 Петров-Водкин окончил училище. Поработав летом в судоремонтных мастерских, 15-летний юноша осенью отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. После провала сочинения на тему "История России" Кузьма оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова, к которых Кузьма получил азы живописного искусства. Отучившись, Кузьма вернулся на родину, пробовал работать самостоятельно, писал вывески, но безуспешно. Петрову-Водкину помог случай. Заехавший в Хвалынск преуспевающий петербургский архитектор и совладелец мебельной фабрики Р. Ф. Мельцер, которому показали работы юноши, вызвался помочь одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге.. В июле 1895 Петров-Водкин приехал в Петербург и выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица "в числе первых учеников". Главными предметами считались черчение, обмеры, отмывка, рисование орнаментов, точное копирование образцов. Живопись как таковая была не в чести. Не удовлетворенный направлением этой школы осенью 1897 Кузьма перешел в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился до 1905. Наибольшее влияние на него оказал В. А. Серов, которого художник с любовью вспоминал всю жизнь. В училище завязалась его творческая дружба с П. Кузнецовым, П. Уткиным, М. Сарьяном. Еще в годы учёбы в училище Петров-Водкин весной 1901 совершил поездку за границу. Вместе с товарищем через Варшаву и Прагу он достигал Мюнхена, где брал уроки в знаменитой школе А. Ашбе. Везде он смотрел во все глаза, слушал лекции, не только по живописи… Его интересовали проблемы геофизики и космогонии, и Кузьма из кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом - он, имевший за плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в приходском училище. А кончилось тем, что Французское астрономическое общество избрало его своим почетным членом! По возвращении в Москву Петров-Водкин переходит из общих классов училища в мастерскую Серова. Однако необходимость думать о хлебе насущном заставляет его летом 1902 вместе с товарищами Кузнецовым и Уткиным отправиться в Саратов, где им предложено расписать церковь Казанской Божьей Матери. Молодые художники очень старались, но слишком далеко отошли и от канона православной церкви, и от традиционных приемов церковной живописи. Затянувшаяся учеба Петрова-Водкина в училище объяснялась отчасти необходимостью заработка, но больше страстным увлечением литературой. И после окончания училища он был настолько захвачен литературным творчеством, что не сразу сделал выбор в пользу живописи. Решающей оказалась встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым, по совету которого Петров-Водкин едет осенью 1905 для дальнейшей учебы за границу. Он побывал в Стамбуле, Греции, Италии и Франции, где в академии Колоросси он совершенствовал технику рисунка. Первая картина - небольшое полотно "Кафе" (1907). Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. После путешествия были написаны "Семья кочевника" (1907) и "Берег" (1908). (Приложение 9 )
Несмотря на явные способности художественная личность Петров-Водкина формировалась трудно, он явно отставал от своих товарищей по училищу. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал, изучал мастеров. Появлись тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Петров-Водкин в 1908 вернулся на родину, обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женился на Марии Йованович, познакомился с ней он в 1906. Мария (или как ее называл муж Мара) была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где он жил. Они поселяются в Петербурге, у Р. Ф. Мельцера, на Каменоостровским проспекте. В Петербурге проходит вся дальнейшая жизнь художника. В 1909 в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина, которая была замечена и сделала ему имя. В 1911 он стал членом объединения "Мир искусства", лидерами которого были Бенуа и Маковский. С этим объединением Петров-Водкин был связан до его роспуска (1924). На первых работах Петрова-Водкина заметно влияние его старших современников: Врубеля, Борисова-Мусатова.
Наиболее органичными представляются произведения Петрова-Водкина, связанные с темой материнства, проходящей через всё его творчество ("Мать", 1913 и 1915; "Утро. Купальщицы", 1917). .( Приложение 10) В новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915 Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна» Октябрьский переворот 1917 года Петров-Водкин принял восторженно. Он сразу согласился сотрудничать с новой властью. В 1918 он стал профессором Высшего художественного училища, начал преподавать в Петроградской Академии художеств, оформлял театральные постановки, создал много живописных полотен, графических листов. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности -прежнему нелегко было с людьми, и отдушиной оставалась семья. ( Приложение 11) В 1920 по живым впечатлениям событий того времени Петров-Водкин пишет полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Это "1918 год в Петрограде". Сюжет его, как и всех картин художника, очень прост: на переднем плане, на балконе - юная мать с младенцем. За ней - темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад - она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. "1918 год" очень нравился тогдашним зрителям. Картину называли "Петроградской мадонной", и действительно - это одно из самых обаятельных творений Петрова-Водкина, ставшего классикой советского искусства. ( Приложение 12) А вскоре врачи запретили Кузьме Сергеевичу прикасаться к краскам. Он еще с 1920-го года болел туберкулезом, а к весне 1929-го болезнь приняла угрожающе тяжелую форму. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе пользы не принесло. В течение нескольких лет Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких на запах масляной краски заниматься живописью. Художник пожелтел, осунулся, его глаза потускнели. Он постоянно кашлял и сердился - даже на свою обожаемую дочь. В 1927 году из Ленинграда пришлось переселяться в Детское Село, на воздух. Здесь же жили писатели: Толстой работал над "Петром I", Федин над "Братьями", Шишков над "Угрюм-рекой" Почему-то с ними Кузьме удалось по-настоящему сблизиться… По вечерам собирались, читали друг другу. И художнику, измаявшемуся в вынужденном бездействии, захотелось вновь попытать писательского счастья. Заполняя безделье, он пишет прекрасные романтически-эмоциональные книги о своем детстве и юности Всего же из-под пера Петрова-Водкина вышло 20 рассказов, 3 больших повести и 12 пьес.
Незадолго до смерти художник, наплевав на запрет врачей, снова взялся за кисти и краски. Петров-Водкин скоропостижно скончался 15 февраля 1939 года. Велико художественное наследие, оставленное художником. Оно выдержало испытание временем и по-прежнему ценно для народа, для которого жил и работал Петров-Водкин.
VI. Выводы
Изобразительное искусство Саратовской земли, как и другие виды искусства, имеет свои истоки. Это – народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов бытового назначения. Их цвета созвучны богатой красками природе земли Саратовской. Они отзываются в картинах художников, родившихся и выросших в этом чудесном крае.
Работая над этой темой, я узнала, что на нашей малой Родине, в Саратовской области, немало уникальных и интересных личностей. Работы художников внесли большой вклад в изобразительное искусство нашей Малой Родины, нашей страны и в мировую художественную культуру .
.Очень много сведений и информации можно найти и узнать о писателях и поэтах - уроженцах нашей области , чего не скажешь о художниках. Моя исследовательская работа о художниках. частично восполнит информационный пробел о творчестве наших земляков.
Материал исследования могут быть использованы на уроках изобразительного искусства и на занятиях кружков изобразительного искусства .
VII. Литература
"Разделите так, как делили работу..."
Развешиваем детские рисунки дома
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Хитрость Дидоны