Презентация к уроку по изобразительному искусству.
Слайд 1
Презентация к уроку по изобразительному искусству «Виктор Васнецов – великий мастер религиозной живописи» К 120-летию окончания работ В. Васнецова по росписи Владимирского собора в Киеве Турутова Анна, 6 а класс Охапкина Надежда Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа № 35» г. Дзержинск Нижегородской областиСлайд 2
«Я крепко верю в силу своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма – это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства...» В. М. Васнецов М.В.Нестеров. Портрет художника В.М.Васнецова
Слайд 3
Музей усадьба В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в семье сельского священника. Его детство прошло в селе Рябово. Кроме Виктора в семье было еще пять сыновей. Воспитывались они в классических русских традициях.
Слайд 4
Васнецов М.В. – отец художника Первоначальное образование всем шестерым сыновьям отец Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили и первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, – вспоминал Виктор Васнецов, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря...»
Слайд 5
Семья Васнецовых. Вятка, 1914 г. Фотография С. Лобовикова История рода Васнецовых известна на Вятской земле с 17 века. Это были люди, жизнь свою отдававшие служению Богу и просвещению. «Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия... Васи – Васины дети, Васинцы, Васнецовы» – так описывал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов.
Слайд 6
Михал Эльвиро Андриолли. 1837−1893 г.г. Санкт-Петербургской академия художеств По традиции сыновья должны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э. Андриолли, от него же он узнал о Санкт-Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу, он решил уйти с предпоследнего курса семинарии. Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет.
Слайд 7
Портрет художника Павла Петровича Чистякова. И. Репин 1878 г. Благотворное влияние на Васнецова в академический период оказал также художник и педагог Павел Чистяков, который сумел понять особенности таланта своего ученика и не стал принуждать его к «классичности», помогая ему развиваться сообразно своему дарованию. Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду -серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 году, за работу «Христос и Пилат перед народом», Васнецов получил еще одну серебряную медаль.
Слайд 8
Мамонтовский художественный кружок В 1879 г. Васнецов примкнул к Мамонтовскому кружку, члены которого зимой устраивали чтения, рисовали и ставили спектакли в доме выдающегося мецената Саввы Мамонтова на Спасской-Садовой улице, а летом выезжали в его загородное имение Абрамцево.
Слайд 9
Церковь Спаса Нерукотворного В Абрамцеве Васнецов сделал первые шаги в сторону религиозно-национального направления: он спроектировал церковь во имя Спаса Нерукотворного (1881−1882 гг.) и написал для нее ряд икон.
Слайд 10
Икона св. Сергия Радонежского. 1882 г. Лучшей стала икона св. Сергия Радонежского — не канонический, но глубоко прочувствованный, вынесенный из самого сердца, горячо любимый и почитаемый образ смиренного мудрого старца. За его спиной простираются бескрайние просторы Руси, виднеется основанный им монастырь, а в небесах — образ Пресвятой Троицы.
Слайд 11
Владимирский собор в Киеве. Начало 20 века В 1885 году, известный историк и художник, профессор Петербургского университета, А.В. Прахов предложил Васнецову написать иконы и расписать главный неф Владимирского собора в Киеве. Художник принял этот заказ как возможность послужить Богу и исполнить свой долг. «Украшение храма» для В.Васнецова было постижением великих ценностей. Он с головой ушел в работу, которую Е.Г. Мамонтова, жена мецената, назвала «путь к свету».
Слайд 12
Интерьер Владимирского собора Автор проекта росписи Прахов считал, что, внутреннее убранство собора должно придать ему «значение памятника русского искусства» и воплотить «идеал, одушевляющий поколение», поэтому на Васнецова возлагалась особая миссия — создание новой живописи, которая изобразительно выразила религиозные, этические и эстетические идеалы времени.
Слайд 13
Роспись над входом на хоры Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального. Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построен на радостных теплых тонах.
Слайд 14
В. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Аспида Алтаря с образом Богоматери с Младенцем. Запрестольный образ Для того, кто входит во Владимирский собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». Алтарный образ Владимирского собора стал лучшим церковным произведением Васнецова, "символом его веры в православие, в Россию, в ее возрождение".
Слайд 15
В. Васнецов. Богоматерь с Младенцем В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына... С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора.
Слайд 16
«Радость праведных о Господе». Роспись барабана Владимирского собора В течение одного осеннего месяца 1885 года он сделал 22 эскиза росписи. Художники об увиденном написали Виктору Михайловичу в Киев: «По выражению Репина, ты создаёшь себе памятник, к которому не зарастёт тропа... Только ты один мог сделать подобную прелесть...»
Слайд 17
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора В те годы были и вечные вопросы, которые художник пытался решить своим творчеством, – о роли и назначении искусства, его национальных корнях. Васнецов пришёл к выводу, что «Всё великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве».
Слайд 18
Центральный купол Владимирского собора Он пытается решить эту проблему образом Христа Вседержителя в центральном куполе Владимирского собора.
Слайд 19
«Единородный Сын Слово Божие». Картон для росписи плафона главного нефа. Холст, масло. Еще одна грандиозная по масштабу и замыслу роспись во Владимирском соборе заслуживает внимания - "Единородный Сын Слово Божие" на своде. Основной идеей сюжета является искупление человеческих грехов Иисусом Христом и победа Господа над смертью, на чем и сосредоточил свое внимание Васнецов.
Слайд 20
Подкупольное пространство Владимирского собора Центральным звеном его композиции стало «Распятие». Васнецов представил Христа в момент смерти, окруженным ангелами, прикрывающими крыльями Его тело.
Слайд 21
Васнецов В.М. Распятие Иисуса Христа Два ангела поддерживают крест, тщетно пытаясь облегчить страдания Господа. Фоном служит кроваво-красное зарево на небе после затмения.
Слайд 22
В. Васнецов. Бог Отец На своде Владимирского собора Васнецов представил Бога Отца сидящим на радуге во Всемирном Космосе в окружении огненных серафимов и ангелов. В золотом шаре у Него на груди изображен Святой Дух. К Нему благоговейно припадают серафимы, перед Ним склоняются ангелы. Он - Творец мира, отдавший Свое творение людям и видящий его осквернение. Чтобы спасти согрешивших перед Ним людей Он с безграничной любовью посылает Сына Своего в качестве искупительной жертвы и скорбит о Нем.
Слайд 23
Собор святителей Русской церкви. В.Васнецов Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые. «В этих образах - вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов…» - писал о работах Васнецова художественный критик С. Маковский.
Слайд 24
В. Васнецов. Эскизы росписи. Владимирский собор Созданный в интерьере Владимирского собора сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал своего рода гимном всему христианской миру и его центру - православной Руси. Если убранство средневекового храма было названо исследователями «библией для неграмотных», то церковную живопись Васнецова можно справедливо именовать «энциклопедией подвижничества», а самого художника - создателем галереи русской святости.
Слайд 25
Великий князь Владимир Святославич Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893, акварель Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.
Слайд 26
В. Васнецов. Святая равноапостольная княгиня Ольга Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает все исторические качества ее натуры, прославившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Имя православной княгини Ольги навсегда вписано в историю Русского государства.
Слайд 27
«Крещение святого князя Владимира». Роспись Киевского Владимирского собора, В. М. Васнецов Образ князя Владимира Святославовича встречается в трёх работах Васнецова в соборе — во фресках «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси», а также в его иконописном образе Святого князя Владимира.
Слайд 28
Крещение киевлян. Роспись Киевского Владимирского собора. В. М. Васнецов Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. От обилия золотой вышивки солнечный свет, ниспадающий с небес, отражается от его одежд. Создается впечатление, что князь излучает свет. Лицо Владимира выражает несколько эмоций – в его лице сосредоточенность, серьезность и торжественность. Руки он простирает к нему, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего.
Слайд 29
Страшный Суд. Западная стена Владимирского собора в Киеве. Красочные сцены крещения Руси на стенах храма были уравновешены мрачной композицией «Страшного суда». Сюжет картины построен на основе Библейского понятия о Судном дне, когда совершается разделение людей на праведников и грешников. В центре находится ангел с весами, вокруг которого строится композиция: внизу, на земле, вершится суд, на котором слева от зрителя находятся праведники, обращенные к небесам с молитвой, а справа – грешники, горящие в адском огне.
Слайд 30
Страшный Суд. Западная стена Владимирского собора в Киеве На небесах находится Господь, держащий Евангелие и крест, а рядом с ним мы видим Иоанна Богослова и Богоматерь, а также ангелов и апостолов. «Перед Богом все равны» хочет сказать Васнецов, показывая одинаковые условия для суда Царей и бедных крестьян. Контрастное сочетание цветов: синего вверху, белого в центре и кроваво-красного внизу создает мистическое настроение. Здесь слились воедино страх, ужас, безмерная печаль и святость. «Страшный суд» Васнецова оказывает сильное эмоциональное воздействие на находящихся в храме.
Слайд 31
Работы Виктора Васнецова внутри храма продолжались без перерыва до самого освящения собора в августе 1896 года в присутствии их Государя Императора Николая Александровича. Закончился десятилетний труд Виктора Михайловича Васнецова.
Слайд 32
«Я поставил свечку богу…» В. Васнецов с внуком Витей Прожил Виктор Михайлович Васнецов на свете 78 лет и умер 23 июля 1926 года в своём доме в Третьем Троицком переулке. «Я только Русью и жил... – писал он, словно бы подводя итог своей насыщенной жизни. – Что касается религиозной моей живописи... я, как православный и искренне верующий Русский, не мог хоть на копеечку свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души.».
Слайд 33
Источники: http://archive.jmp.ru/page/index/19450134.html ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926). Росписи Владимирского собора, г. Киев http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post364289670 Киевский Владимирский Собор. Альбом фотографа Г. Лазовского 1897 http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-kreshhenie-rusi/ Духовная живопись: Росписи Васнецова В.М. Владимирский собор в Киеве http://aktinoya.ru/index.php ? Евстратова Е.Н. Редактор: Князева Н. Издательство: Терра , 2004 г.Серия: Мастера Лидия Кудрявцева. Издательство: Детская литература, М., 1991г.
Городецкая роспись
Снежный всадник
Хризантема и Луковица
Почему Уран и Нептун разного цвета
Как нарисовать черёмуху