Презентация будет интересна в работе внеурочной деятельности "Мир музеев" по теме: "Народное творчество", а так же на уроках ИЗО и окружающего мира.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_proshloe.docx | 602.58 КБ |
Я учусь на фольклорно-хоровом отделении Санкт-Петербургской Детской музыкальной школы №34. Для занятий каждому из нас необходим русский традиционный костюм, который нужно сшить вместе с мамой. Для этого мы должны знать, как правильно его создать (каким он был).
Изучить историю русского народного костюма.
1.Дать определение понятию «фольклор».
2.Изучить историю русского народного костюма.
3.Узнать об элементах украшения и их значении в русском национальном костюме.
4.Познакомиться с традициями наших предков.
5.Познакомить с результатами исследования ребят нашей школы.
2. Основная часть
2.1 Введение
Фольклор – это народное творчество, в переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание»; он охватывает собой всю жизнь русского человека. Это танцы, песни, хороводы, сказки и пословицы, а также жилище, одежда и утварь.
2.2 История русского народного костюма
Приступив к работе над костюмом, мы поняли, что нам не хватает знаний. Мы отправились за ними в этнографический музей. (Приложение №1)
Как оказалось, русский костюм может очень много рассказать о жизни наших предков. Надо только научиться понимать его язык.
Русский человек умел трудиться, умел и отдыхать. И одежда его делилась на будничную, праздничную и обрядовую.
Будничная одежда никак не украшалась и шили ее из очень прочных тканей. Праздничная, наоборот, – показывала всё, на что были способны её хозяева. А обрядовая одежда нужна была на свадьбах, похоронах, и она дольше всего сохраняла старинные формы. (Приложение №2)
Женский народный костюм мог многое поведать о своей владелице – в какой области она живет, каков ее возраст, замужем она или девица. (Приложение №3)
Девичий наряд был очень красивым. Он украшался вышивкой и лентами. Основой костюма была длинная рубаха, сшитая из льняного холста домашней выделки. На поликах рубахи вышит традиционный орнамент. Рукава украшены вышивкой. (Приложение №4)
Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани. Оказывается, люди придумали ножницы намного позже, чем ткачество. Поэтому ткань для первых рубах именно отрывали, а не резали, и рубаха представляла собой простое полотнище ткани, согнутое пополам с отверстием для головы. (Приложение №5)
Наши предки считали, что одежда должна быть удобной в движении, поэтому рубахи шили свободными, с широкими рукавами.
Рукава женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава собирали красивыми складками по руке, и схватывали у запястья узорчатыми зарукавьями. Работать в такой рубахе было невозможно, это был праздничный наряд. Я с удивлением узнала, что выражение «работать спустя рукава» – именно отсюда. Такими были свадебные рубахи. (Приложение №5)
В музее мне рассказали, что в древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. (Приложение №6)
Свою рубаху никому не отдавали, так как считали, что она оберегает человека. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст».
2.3 Элементы украшения русского народного костюма и их значение
Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками. Традиционные места вышивки – середина переда вдоль распаха, ворот, подол. Все эти великолепные кружева-расшивы-нашивы назывались замечательным словом «украсы». (Приложение №7) Вышивка рубахи имела глубокий смысл, она рассказывала о жизни наших предков, о красоте и добре. Искусствовед В. В. Стасов утверждал, что вышитый орнамент никогда не имеет ни единой лишней линии. Орнамент – это музыка, и надо научиться его читать. Сколько удивительных открытий таит в себе мир народной вышивки! Мотивов вышивки было великое множество. Но я расскажу о самых основных, которые давали духовные силы.
Первый сюжет– это дерево.
Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Солнце – источник жизни, охранительная сила, символ смены дня и ночи, смены времен года. Изображалось оно окружностью, цветком, крестом с загнутыми концами.
Земля – это изображение женской фигуры. Крестьяне говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Это символ семейного очага, плодородия.
Поверх рубахи одевался сарафан. Сарафаны, в зависимости от кроя, были прямые (круглые), туникообразные, косоклинные. (Приложение № 7а)
Просто уму непостижима изобретательность наших прабабушек, создававших из узеньких (37-40 см) полосок домоткани вот такие шедевры.
Сарафан подпоясывали плетеными лентами с орнаментом.
Праздничный костюм дополнял небольшой нарядный мешочек-карман или лакомник, крепившийся к поясу. Лакомником его называли потому, что в него девушки обычно складывали гостинцы и лакомства: пряник, яблоко, конфеты, а также гребень и платочек. (Приложение № 8)
Девушки носили на голове повязки и заплетали в косы ленты. Замужние женщины прятали волосы под головной убор, женщины носили кику, бабушки – повойник. Поэтому по виду головного убора можно было сразу узнать примерный возраст женщины. (Приложение № 9)
Любую одежду в деревне очень берегли, потому что доставалась она большим трудом. Ее никогда не мяли и не бросали, а складывали в сундуки. Была и специальная техника складывания нарядов – методом скручивания. Русский костюм был практически безразмерным, и носить его могла любая женщина. Поэтому его можно было передавать по наследству.
2.5 Традиции
На картине художника Юрия Сергеева «Бабушкины наряды» мы видим, как бабушка открывает старинный сундук и показывает внучкам свои наряды и украшения. Но не свет от свечей озаряет лица девушек. Это свет драгоценного наследия предков. Это не обыкновенный сундук, недаром лица внучек светятся улыбками и любопытством. Есть у этого сундука чудесное свойство - что оттуда ни вытащишь, тут же вспоминается какая-то связанная с этой вещью история. Прямо сундук сказок и легенд, история целого рода. (Приложение № 10)
Такой сундук есть и у моей бабушки. В нем хранятся полотенца и скатерти из домоткани, вышитые ее бабушками, то есть моими прапрабабушками. Бабушка рассказала, что полотенца были нужны для многих обрядов: для крестин, встречи молодоженов хлебом-солью и даже похорон. Ими украшали иконы, окна, стены домов. У моей бабушки тоже висят полотенца на иконах. Каждую вещь можно долго рассматривать, от неё исходит тепло и уют. (Приложение № 11)
2.6 Народное искусство в творчестве И. Билибина
В школе мы изучали творчество Ивана Билибина, писали сочинение по его иллюстрациям. Оказывается, художник был глубоким знатоком русского костюма, разыскивал и собирал произведения народного искусства, разбирался в старинных узорах. Билибин, иллюстрируя народные сказки, разработал свой особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента. Глядя на его рисунки, я оказываюсь в русской старинной сказке. (Приложение № 12)
III. ВЫВОДЫ
Мои исследования привели меня к мысли, что русский крестьянин не был богат, не имел золота, у него было другое богатство - богатство души, которое достигалось благодаря почитанию предков, бережному отношению к семье и традиции. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства ткачества и вышивки, которые дошли до нашего времени, бережно сохранённые нашими бабушками и дедушками! Пока жива традиция и люди, которые ее чтят, жив и дух русского человека! (Приложение № 13)
Работая над проектом, я открыла для себя богатый духовный мир наших предков. Но я не хочу останавливаться на достигнутом и мне еще много предстоит узнать. Ручная вышивка – это ценность, в неё вложена душа, умение, терпение и любовь. Когда я вырасту, я обязательно украшу свой дом вышивкой. Это поможет мне передать своим детям уважение к русским традициям. Я надеюсь, что эта работа будет полезна моим одноклассникам в изучении истории нашего народа, его культуры. (Приложение № 14, 15, 16)
IV. Список используемой литературы и интернет-ресурсов
М. В. Короткова. Традиции русского народа, Москва: Дрофа плюс, 2008.
Марья Моревна: Русская народная сказка / Художник И. Я. Билибин.- Калининград: Янтарный сказ, 1998.
Аудиогид Российского этнографического музея.
vk.com/russkij-kostjum
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
"Портрет". Н.В. Гоголь
Плавает ли канцелярская скрепка?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"